Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий





Скачать 100.33 Kb.
НазваниеПояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий
Дата публикации19.10.2013
Размер100.33 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс:

  • Поддерживающий изучение основного курса в рамках естественно-научного профиля;

  • Служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из профилей, в первую очередь гуманитарному;

Курс предназначен для изучения в 9- м классе.

Основными целями изучения курса являются:

а) развитие общекультурной компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;

б) расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной ( в том числе аналитико-синтетической, интеллектуально-графической) и практической ( в том числе экспериментальной) деятельности;

в) развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле;

г) развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействии ;

д) развернутое ознакомление с тем, как получаются материалы, с основами химической технологии- вопросами, традиционно сокращаемыми при изучении курсов химии; с «техническими» приемами и «маленькими хитростями» использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, в целом – раскрытие «химической стороны» окружающего мира.


Литература

1.И.М.Титова «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»


Учебно-тематический план



п\п

Тема занятий

Количество часов

Форма проведения

Образовательн.

продукт

Всего

Лекции

Прак-

тика

1.

Химия-наука древняя и молодая

6

4

2

Семинар;

Работа в группах

Конспект;

Таблицы;

Историческая

Справка

2.

Металлы и неметаллы


8

5

3

Семинар; практическая работа

Конспект;

опыты; историческая справка

3.

Соединения кальция в природе и искусстве

8

5

3

Эксперимент.

практич. работа организация модели всемирного музея

Конспект;

Таблицы;

опыты

4.

Основные классы неограни-

ческих соедине-

ний и живо

пись

9

5

4

Экспериментально-практическая работа;

Беседа с учениками

Конспект;

Схемы; опыты

5.

Оксиды и стекло

9

6

3

Дидактическая

игра;

Эксперимент.

практическая работа;

Конспект;

Задачи;

Опыты

6.

Кремний в природе.

Алюмоси-ликаты

Керамика

9

5

4

Семинар;

Эксперимент.

практическая работа

Конспект;

Историческая

справка;

Задачи

7.

Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи

9

4

5

Семинар;

Эксперимент.

практическая работа

Конспект;

задачи

8

Охрана окружаю-

щей среды и памятни-ков культуры

8

4

4

Творческая работа

Конспект




Итого

66

37

29








Программа

элективного курса

«Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

(предпрофильное обучение 9 класс)


Автор: Г.Ю.Запольских

(учитель химии высшей

категории Цивильской СОШ№1)

учитель химии Брызгина Н.А.

Содержание курса
Тема 1. Химия – наука древняя и молодая.
Понятие о науке. Условия возникновения научной химии. Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии. Ретроспектива становления науки: алхимия – эмпирический базис химии. Художники и ремесленники.
Тема 2. Металлы и неметаллы в искусстве.
Типичные особенности строения атомов металлов и неметаллов.

Аллотропия элементов главной подгруппы 4 группы. Углерод и образуемые им простые вещества, использование их в искусстве. Уголь как восстановитель металлов и пигмент живописи. Распространение в природе благородных металлов. Особенности строения атомов металлов побочных групп и характерные свойства. Исторические сведения о применении металлов для создания произведений искусств. Структура, физико-химические свойства золота, серебра, меди. Золотобойное искусство в древности. Позолота. Свойства меди и способы её применения в истории цивилизации. Приемы обработки серебра, создание произведений искусства. Серебро в изготовлении зеркал. Зеркала в архитектуре. Свинец: свойства и применение. Чугун и сталь. Аслинское литье.Стальные конструкции в архитектуре.Декорированное стальное оружие: приемы обработки стали – воронение,чеканка и др. Коррозия металлов. Приемы борьбы с коррозией, применявшиеся в древности, в Средние века и сегодня.

Эксперементально-практические работы. Серебро и золото. Травление алюминиевой пластинки.
Тема 3. Соединения кальция в природе и искусстве.
Соединения кальция в природе. Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства. Известь: гашеная и негашеная. История применения в строительстве и искусстве. Кальцит: основные горные породы – мрамор, известняк. Химическая природа окраски мрамора. Мрамор и известняк в скульптуре и архитектуре. Жемчуг и кораллы. Гиббс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений в музейной практике.

Эксперементально-практические работы (по выбору). Приготовление гипсовой отливки.

Оригинальные формы проведения занятий. Организация модели всемирного музея «Мрамор, известняк и гипс в скульптуре и архитектуре»
Тема 4. Основные классы неорганических соединений и живопись
Систематизация знаний о классификации неорганических соединений. Кислые, основные и двойные соли: способы получения, номенклатура. Свинцовые белила: свойства, история применеия, проблема замены. Современные белые пигменты. Титановые белила. Понятие о хромофоре, пигменте, связующем краски. Оксиды и соли – пигменты красок, их химическая совместимость. Фреска – монументальная роспись по сырой штукатурке. Механизм высыхания красочного слоя в технике «буон – фреско». Пигменты для фрески.

Эксперементально-практические работы. «Берлинская лазурь и турнбулева синь». Химическое серебрение гипсовой отливки.
Тема 5. Оксиды и стекло. Дисперсные системы
История создания стекла. Химический состав окрашенных стекол. Искусство мозаики в Византии и на Руси. Венецианское стекло. Витражи Западной Европы. Проблема сохранения древних стекол в современных условиях загрязнения атмосферы. Хрусталь: химический состав и технологии изготовления. Богемское стекло. Зависимость качества стекла от технологических особенностей его варки. Химические процессы, происходящие при варки стекла. Химизм обесцвечивания стекол. Эмаль: выемчатая, перегородчатая, финифть. Мозаики М.В.Ломоносова

Эксперементально-практические работы. Свойства оксидов. Получение легкоплавких стекол.

Оригинальные формы проведения занятий. Дидактическая игра « Большой аукцион», « Стекло в музее и моем доме»
Тема 6. Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика
Кремний: важнейшие соединения. Алюмосиликаты. Классификация керамических изделий. Черепок и его свойства. Сырье для производства разных видов керамики. Состав глинистых. Глазури. Танагрские терракоты. Фаянс и майолика. Физико-химические процессы обжига керамических масс, сравнение с процессами, происходящими при варке стекла. Китайский фарфор. Фарфор Й.Бетгера и Д.Виноградова. Подготовка сырья и современная технология производства фарфоровых изделий. Под- и надглазурная роспись. Восстановительный и окислительный обжиги.

Эксперементально-практические работы. Физические свойства черепка керамики разных типов.
Тема 7. Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи
Энкаустика – древняя техника живописи. Физико-химические свойства воска. Пунический воск. Фаюмские портреты. Византийские иконы. Лак ганозис в мировой культуре. Темпера – живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер. Роль уксусной кислоты в приготовлении красок. Работы Дюрера, Рафаэля. Древнерусская икона: последовательность создания. Состав и свойства грунтов. Приемы золочения. Масляная живопись. Состав и свойства растительных масел, применяемых в живописи. Химия обработки масел. Акварель, гуашь, пастель. Химический состав и свойства красок.

Эксперементально-практические работы. Физико-химические свойства карбоновых кислот и высыхающих масел.
Тема 8. Охрана окружающей среды и памятников культуры
Изменение состава воздушной среды, её влияние на памятники культуры. Приемы реставрации на примере возрождения художественных произведений из мрамора.

Темы творческих работ. Мини-исследования « Объекты моего города, нуждающиеся в реставрации»

Цель курса: Расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни и оказание помощи в выборе профиля образования в рамках профильной школы с ориентацией главным образом на естественно-научный профиль.

Задачи курса:

1.Предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к химии и рассмотреть знания о применении веществ в повседневной жизни.

2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыки проведения несложных опытов, их использование в домашних условиях.

3. Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умения самостоятельно добывать знания.

4. Уточнить готовность и способность ученика к выбору профессий, входящих в мир химии.

Список литературы для учителя и учащихся

  1. Е.А.Криксунов «Экология» - Учебник. М.:Просвещение,2004г.

  2. А.Д.Дмитриев «Экология и здоровье человека» - Учебник. М.:Просвещение, 2004г.

  3. А.Б.Коростелев «Воспитание здорового школьника» - Волгоград: Учитель, 2007г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
География наука, изучающая закономерности процесса освоения пространства. Участие в нем – основное направление эволюции географии...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка
Витамины круглый год предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет кругозор учащихся...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка. Основное содержание. Требования к уровню подготовки...
Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу планиметрии основной школы. Содержание...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка курс «Окружающий мир»
В единый курс объединены такие общеобразовательные облас­ти, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconЭлективный курс «Иррациональные неравенства» Учителя математики Инякиной...
В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПрограмма курса Пояснительная записка
Германия, Англия, сша, Франция и др Курс имеет целью обогатить студента-культуролога арсеналом методических средств для понимания...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПрограмма факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка
Курс рассчитан на 68 часов учебного времени. Являясь факультативным в классах естественно-математического, социально-экономического,...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПрограмма имеет универсальный характер
О. В. Коршуновой, 2007 год., так как учебники Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 классов)...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconЭлективный курс по литературе “Мораль сей басни такова…”
Жанр басни имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает...
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconПояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс: Поддерживающий iconУчебно-методический комплекс дисциплины иностранный (немецкий) язык...
Курс дисциплины «Иностранный язык» имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом междисциплинарных связей, знаний,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск