Скачать 100.33 Kb.
|
Пояснительная записка Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс:
Курс предназначен для изучения в 9- м классе. Основными целями изучения курса являются: а) развитие общекультурной компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира; б) расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной ( в том числе аналитико-синтетической, интеллектуально-графической) и практической ( в том числе экспериментальной) деятельности; в) развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле; г) развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействии ; д) развернутое ознакомление с тем, как получаются материалы, с основами химической технологии- вопросами, традиционно сокращаемыми при изучении курсов химии; с «техническими» приемами и «маленькими хитростями» использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, в целом – раскрытие «химической стороны» окружающего мира. Литература 1.И.М.Титова «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Учебно-тематический план
Программа элективного курса «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» (предпрофильное обучение 9 класс) Автор: Г.Ю.Запольских (учитель химии высшей категории Цивильской СОШ№1) учитель химии Брызгина Н.А. Содержание курса Тема 1. Химия – наука древняя и молодая. Понятие о науке. Условия возникновения научной химии. Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии. Ретроспектива становления науки: алхимия – эмпирический базис химии. Художники и ремесленники. Тема 2. Металлы и неметаллы в искусстве. Типичные особенности строения атомов металлов и неметаллов. Аллотропия элементов главной подгруппы 4 группы. Углерод и образуемые им простые вещества, использование их в искусстве. Уголь как восстановитель металлов и пигмент живописи. Распространение в природе благородных металлов. Особенности строения атомов металлов побочных групп и характерные свойства. Исторические сведения о применении металлов для создания произведений искусств. Структура, физико-химические свойства золота, серебра, меди. Золотобойное искусство в древности. Позолота. Свойства меди и способы её применения в истории цивилизации. Приемы обработки серебра, создание произведений искусства. Серебро в изготовлении зеркал. Зеркала в архитектуре. Свинец: свойства и применение. Чугун и сталь. Аслинское литье.Стальные конструкции в архитектуре.Декорированное стальное оружие: приемы обработки стали – воронение,чеканка и др. Коррозия металлов. Приемы борьбы с коррозией, применявшиеся в древности, в Средние века и сегодня. Эксперементально-практические работы. Серебро и золото. Травление алюминиевой пластинки. Тема 3. Соединения кальция в природе и искусстве. Соединения кальция в природе. Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства. Известь: гашеная и негашеная. История применения в строительстве и искусстве. Кальцит: основные горные породы – мрамор, известняк. Химическая природа окраски мрамора. Мрамор и известняк в скульптуре и архитектуре. Жемчуг и кораллы. Гиббс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений в музейной практике. Эксперементально-практические работы (по выбору). Приготовление гипсовой отливки. Оригинальные формы проведения занятий. Организация модели всемирного музея «Мрамор, известняк и гипс в скульптуре и архитектуре» Тема 4. Основные классы неорганических соединений и живопись Систематизация знаний о классификации неорганических соединений. Кислые, основные и двойные соли: способы получения, номенклатура. Свинцовые белила: свойства, история применеия, проблема замены. Современные белые пигменты. Титановые белила. Понятие о хромофоре, пигменте, связующем краски. Оксиды и соли – пигменты красок, их химическая совместимость. Фреска – монументальная роспись по сырой штукатурке. Механизм высыхания красочного слоя в технике «буон – фреско». Пигменты для фрески. Эксперементально-практические работы. «Берлинская лазурь и турнбулева синь». Химическое серебрение гипсовой отливки. Тема 5. Оксиды и стекло. Дисперсные системы История создания стекла. Химический состав окрашенных стекол. Искусство мозаики в Византии и на Руси. Венецианское стекло. Витражи Западной Европы. Проблема сохранения древних стекол в современных условиях загрязнения атмосферы. Хрусталь: химический состав и технологии изготовления. Богемское стекло. Зависимость качества стекла от технологических особенностей его варки. Химические процессы, происходящие при варки стекла. Химизм обесцвечивания стекол. Эмаль: выемчатая, перегородчатая, финифть. Мозаики М.В.Ломоносова Эксперементально-практические работы. Свойства оксидов. Получение легкоплавких стекол. Оригинальные формы проведения занятий. Дидактическая игра « Большой аукцион», « Стекло в музее и моем доме» Тема 6. Кремний в природе. Алюмосиликаты. Керамика Кремний: важнейшие соединения. Алюмосиликаты. Классификация керамических изделий. Черепок и его свойства. Сырье для производства разных видов керамики. Состав глинистых. Глазури. Танагрские терракоты. Фаянс и майолика. Физико-химические процессы обжига керамических масс, сравнение с процессами, происходящими при варке стекла. Китайский фарфор. Фарфор Й.Бетгера и Д.Виноградова. Подготовка сырья и современная технология производства фарфоровых изделий. Под- и надглазурная роспись. Восстановительный и окислительный обжиги. Эксперементально-практические работы. Физические свойства черепка керамики разных типов. Тема 7. Органические и неорганические соединения в основных техниках живописи Энкаустика – древняя техника живописи. Физико-химические свойства воска. Пунический воск. Фаюмские портреты. Византийские иконы. Лак ганозис в мировой культуре. Темпера – живопись эмульсионными красками. Особенности грунтов и пигментов. Виды темпер. Роль уксусной кислоты в приготовлении красок. Работы Дюрера, Рафаэля. Древнерусская икона: последовательность создания. Состав и свойства грунтов. Приемы золочения. Масляная живопись. Состав и свойства растительных масел, применяемых в живописи. Химия обработки масел. Акварель, гуашь, пастель. Химический состав и свойства красок. Эксперементально-практические работы. Физико-химические свойства карбоновых кислот и высыхающих масел. Тема 8. Охрана окружающей среды и памятников культуры Изменение состава воздушной среды, её влияние на памятники культуры. Приемы реставрации на примере возрождения художественных произведений из мрамора. Темы творческих работ. Мини-исследования « Объекты моего города, нуждающиеся в реставрации» Цель курса: Расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни и оказание помощи в выборе профиля образования в рамках профильной школы с ориентацией главным образом на естественно-научный профиль. Задачи курса: 1.Предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к химии и рассмотреть знания о применении веществ в повседневной жизни. 2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыки проведения несложных опытов, их использование в домашних условиях. 3. Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умения самостоятельно добывать знания. 4. Уточнить готовность и способность ученика к выбору профессий, входящих в мир химии. Список литературы для учителя и учащихся
|
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... География наука, изучающая закономерности процесса освоения пространства. Участие в нем – основное направление эволюции географии... | Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | ||
Пояснительная записка Витамины круглый год предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер. Содержание курса расширяет кругозор учащихся... | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка цель данного курса Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный... | Пояснительная записка. Основное содержание. Требования к уровню подготовки... Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу планиметрии основной школы. Содержание... | ||
Пояснительная записка курс «Окружающий мир» В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного... | Элективный курс «Иррациональные неравенства» Учителя математики Инякиной... В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу... | ||
Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей... | Программа курса Пояснительная записка Германия, Англия, сша, Франция и др Курс имеет целью обогатить студента-культуролога арсеналом методических средств для понимания... | ||
Программа факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка Курс рассчитан на 68 часов учебного времени. Являясь факультативным в классах естественно-математического, социально-экономического,... | Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Программа имеет универсальный характер О. В. Коршуновой, 2007 год., так как учебники Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 классов)... | Элективный курс по литературе “Мораль сей басни такова…” Жанр басни имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер | Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный (немецкий) язык... Курс дисциплины «Иностранный язык» имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом междисциплинарных связей, знаний,... |