ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
З. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с
окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
2 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Метапредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-ОМ КЛАССЕ Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в
произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в
конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнят.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
| №
| Тема урока
| Количество
часов
| Содержание
| УУД
|
О нашей Родине. 5 часов
|
| 1
| Ф.Савинов
«Родина»
| 1
| Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия.
| Знать:
- произведения о Родине.
Уметь:
- сравнивать загадки, шутки» потешки, указывать на их особенности;
- самостоятельно читать молча слова и текст;
- находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие;
- сравнивать разные по жанрам произведения;
- выполнять задания под рубрикой «Проверь себя».
|
| 2
| И.Никитин «Русь»
| 1
| Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.
|
| 3
| С.Романовский «Русь»
| 1
| Определение эмоционального состояния героя. Чтение «про себя». Объяснение учителя.
|
| 4
| С.Романовский «Слово о Русской земле»
| 1
| Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.
|
| 5
| С.Прокофьев «Родина». Доп. чт. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда ни взгляну…»
| 1
| Работа над выразительностью чтения. Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине.
| II. Народная мудрость (устное народное творчесво). 5 часов
|
| 6
| Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки
| 1
| Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм
| Понимать отличие малых фольклорных форм.
Уметь:
- выделять признаки былины (былинного сказа);
- работать с произведением, выполнять задания в учебнике;
- выразительно читать (плавно, выделяя повторы).
|
| 7
| Былина «Как Илья Муромец Богатырём стал»
| 1
| Формирование читательских умений
|
| 8
| Былина « Три поездки Ильи Муромца»
| 1
| Обогащение словаря, формирование навыков чтения
|
| 9
| Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп. чт. Песенки, приговорки, докучные сказки и др.
| 1
| Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений
|
| 10
| Устное народное творчество. Проверь себя
| 1
| Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением
| III. О детях и для детей 20часов.
|
| 11
| Стихи о детях. А.Барто «Катя». Доп.чт. Б.Заходер «Перемена»
| 1
| Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения
| Знать:
наизусть два стихотворения;
пословицы.
Уметь:
- выделить пословицы о труде в тексте;
- правильно называть произведение;
понимать главную мысль;
- находить части в тексте;
- сравнивать стихи, рассказы, сказки;
- определять жанр произведения;
- пересказывать по плану кратко и подробно;
- составлять схематический план
|
| 12
13
| С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело»
| 2
| Развитие восприятия художественного
произведения.
Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание.
|
| 14
| Е.Пермяк «Смородинка». Доп.чт. С.Михалков «Прогулка»
| 1
| Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст.
|
| 15
| Н.Носов «Заплатка». Г .Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт. нанайская сказка «Айога»
| 1
| Развитие восприятия художественного
произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание.
|
| 16
| Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Доп.чт. Я.Аким «Жадина»
| 1
| Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности.
|
| 17
18
| М.Зощенко
«Самое главное».
| 2
| Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану
| Уметь:
- заучивать наизусть басни, стихотворения;
- подбирать пословицы по теме произведения;
- сравнивать произведения разных жанров;
-самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения;
- выполнять задания в рабочей тетради;
- отвечать на вопросы после прочитанного произведения.
|
| 19
| В.Сутеев « Кто лучше?» Доп.чт. Л.Осеева «Волшебная иголочка»
| 1
| Развитие навыка чтения по ролям
|
| 20
21
| А.Митт «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чт. В.Берестов «Прощание с другом»
| 2
| Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст.
|
| 22
| Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чт. В.Катаев Доп.чт.»Цветик – семицветик»
| 1
| Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание
|
| 23
| В.Беспальков «Совушка».
| 1
| Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков.
| Знать:
наизусть два стихотворения;
пословицы.
Уметь:
- выделить пословицы о труде в тексте;
- правильно называть произведение;
- понимать главную мысль;
- находить части в тексте;
- сравнивать стихи, рассказы, сказки;
- определять жанр произведения;
- пересказывать по плану кратко и подробно;
- составлять схематический план.
|
| 24
| В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Доп.чт. Н.Носов «На горке»
| 1
| Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание.
|
| 25
| Русская народная сказка «У страха глаза велики»
| 1
| Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы).
|
| 26
| Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. «Три брата»
| 1
| Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений.
|
| 27
| Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
| 1
| Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений.
|
| 28
29
| Братья Гримм «Семеро храбрецов»
| 2
| Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы).
|
| 30
| Проверь себя. Сказки народные и авторские
| 1
| Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений.
| IV. «Уж небо осенью дышало…»
6часов
|
| 31
| А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Доп.чт. М. Пришвин «Осеннее утро»
| 1
| Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность.
| Уметь:
- выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы;
- выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства;
- понимать главную мысль;
- выделять голосом обращения в тексте;
- самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения;
- выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений.
|
| 32
| Э. Шим «Белка и Ворон», Е. Трутнева «Осень»
| 1
| Составление загадок о белке и вороне. Выразительное чтение произведения (по выбору).
|
| 33
| А. Сладков «Эхо». Доп.чт. А.Твардовский «Начало осени»
| 1
| Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи.
|
| 34
| Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» М.Пришвин «Недосмотренные грибы»
| 1
| Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность.
|
| 35
| Э. Шим «Храбрый опёнок». Доп.чт. А.Майков «Осень»
| 1
| Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность.
|
| 36
| Проверь себя. Произведения о родной природе
| 1
| Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности.
| V. «Снежок порхает, кружится…». Произведения о зимней природе. 19 часов
|
| 37
| З.Александрова «Зима»
| 1
| Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному).
| Знать:
-наизусть 2-3 стихотворения;
Уметь:
- бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений;
- пересказывать рассказ или сказку по готовому плану,
- объяснять авторскую точку зрения;
- сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений;
- объяснять поступки героев и
свое отношение к ним;
- передавать интонацией свое отношение к читаемому;
- различать авторские и народные сказки;
- самостоятельно выполнять задания по теме «Проверь
себя»;
- оценить свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я ещё не знаю»).
- выразительно читать стихи наизусть;
- бегло читать отрывки знакомого текста;
- пересказывать по готовому плану;
- объяснять свою точку зрения и соотносить её с авторской позицией.
| |