Скачать 120.43 Kb.
|
Ямало-Ненецкий автономный округ Пуровский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №2» Утверждено на заседании МС: Согласовано_________________ _____________________ Зам. директора: Директор школы __________ ( Л.В.Дюшко) Программа курса дополнительного образования для учащихся 10-11-х классов тема: «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» 2009-2010 учебный год Руководитель: ХамитоваР.Х. Тип программы: образовательно-развивающая (программа разработана на основе программы «Введение в науку. Школа исследователя.» разработано минобразования РФ) Возрастной состав: 16-17 лет Продолжительность обучения: 2 года Г. Тарко-Сале - 2009 Пояснительная записка Основным требованием «Закона об образовании в РФ» и «Модернизации образования в РФ до 2010» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти требования являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому дополнительный курс «Основы научно-исследовательской работы» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но и развитию интеллекта, научного мировоззрения учащихся, особенно формированию коммуникативных навыков, самовоспитанию, самоутверждению и самореализации выпускника Усвоение программы данного курса позволит учащимся приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Курс нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами, умению публично выступать, проводить дискуссии. Цели курса: • познакомить учащихся с основными приемами научно-исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования; • способствовать развитию мировоззренческого потенциала. Задачи: • научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами научных исследований; • сформировать понятие о сущности научно-исследовательской деятельности; • создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия; • способствовать овладению методологией научного познания; • научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации; • выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления; • создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся. Формы работы:
В результате обучения учащиеся должны овладеть знаниями о: • методах проведения научных исследований; • основных этапах проведения научных исследований; • основных признаках научного стиля речи; • гигиене умственного труда. Освоив курс, ученики должны уметь: • самостоятельно писать рефераты, доклады; • делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей; • работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию; • формулировать тему работы, ее цели, ставить задачи исследования; • оформлять научно-исследовательскую работу; • выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии. Ожидаемые результаты Так как цель, поставленная в программе, заключается не только в овладении школьниками основами научно-исследовательской деятельности, но и в расширении мировоззренческого кругозора обучающихся, то результат обучения по данной программе можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это достижения, выраженные в оценке знаний, в реально подготовленном реферате, докладе, исследовательской работе. Внутренний результат выражается в изменении потребностей обучающихся, в развитии их коммуникабельности, что можно зафиксировать через проведение мониторинга. Отслеживание результатов обучения осуществляется путем наблюдений, анкетирования, собеседований, проведения конференций, защиты исследовательской работы или реферата. Содержание курса – всего 324 часа. 1-год обучения – 10 класс – 108 часов: Теоретическая часть- 40 часов. Практическая часть –30 часов. Индивидуальная работа – 38 часов Первый год обучения 10 класс
Предмет, содержание, задачи и структура элективного курса «Основы научно-исследовательской работы». Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Научно-практические конференции ученических исследовательских работ. Деятельность школьного научного общества. Выступления участников школьных научных конференций.
Гигиена умственного труда. Готовность к исследовательской работе. Периодичность и интенсивность умственного труда. Систематичность умственной работы. Смена форм деятельности. Режим дня и питания. Рациональное планирование рабочего времени и оборудование рабочего места. Технические средства для организации исследовательской деятельности.
Наука как информационный процесс и элемент цивилизации. Научная деятельность. Научные принципы оценки событий и явлений. Комплексный подход к организации научной деятельности. Понятие об интеллектуальной собственности. Этапы научно-исследовательской деятельности. Выявление проблемы исследования.
( 10 часов) Первичные и вторичные источники информации. Библиотечные фонды. Интернет. Каталоги и картотеки. Классификация каталогов: алфавитный, систематический, предметный, каталог периодической печати. Библиографические указатели. Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации. Устные источники. Встречи с информаторами и запись интервью. Составление картотеки. Методы работы над архивными материалами. Классификация и обработка полученных материалов. Составление библиографии. Выбор темы исследования. Уточнение темы. Научный стиль речи. Научный реферат. Формы работы над исследованием и планирование работы. Структура научного текста. Стили речи. Научный стиль речи. Характерные особенности научного стиля: точность, логичность, стилистика, доказательность. Широкое использование абстрактных слов, научных терминов и т.д. Клише. Научная статья. Требования к написанию научной статьи. Рецензирование научной статьи. Научный реферат, его особенности и структура. 5. Практические занятия-30 часов Работа в библиотеке. Работа в архивах. Анкетирование, проведение бесед Поездки на предприятия. Рецензирование научно-исследовательских работ. Составление плана научной статьи. Экспертиза. Экспертные оценки. Защита научных проектов. Научно-практическая конференция. Поездки на семинары.
Учебно-тематический план курса -1 год обучения
Второй год обучения – 11 класс 2-год обучения - 11 класс - 216 Теоретическая часть- 90 часов. Практическая часть –64 часа. Индивидуальная работа – 62 часов 1.Формы и способы записи обработанной информации (24 часа) Работа над текстом исследовательской работы и оформление отчета о ходе исследования. План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. Рекомендации по ведению записей научной информации. Выписки. Тезисы. Цитирование. Конспект как краткое, последовательное, логически связанное изложение содержания текста. Конспекты плановые, текстуальные, свободные, тематические. Советы по оформлению конспекта. Приемы выделения и разделения текста. Составление глоссария - тематического словаря. Систематизация и классификация собранных материалов. Аннотирование. Выход из «творческого тупика».
Методы как путь исследования. Совокупность приемов практического и теоретического познания действительности. Методика проведения эксперимента или опыта. Общенаучные методы. Методы исторических исследований. Методы лингвистических исследований. Методы социолингвистики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент). Методы сравнения, аналогии и моделирования. Математические методы обработки и представления полученных данных.
Основные этапы научного исследования. Объект и предмет научного исследования, его цель и задачи. Основные этапы научного исследования. Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование. Аргументированность выводов. Новизна работы. Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы. Оформление научной работы (титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение).
Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений. Последовательность подготовки доклада. Структура научного доклада: • введение - краткое описание проблемы, раскрытие темы, цель, методы, проведение исследования; • основная часть - изложение содержания вопроса; • заключение - теоретические выводы, практические предложения. Законы красноречия. Рекомендации по технике речи. Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии. Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада. 5. Практические занятия- 64 часа. Работа в библиотеке. Работа в архивах. Анкетирование, проведение бесед Поездки на предприятия. Рецензирование научно-исследовательских работ. Составление плана научной статьи. Экспертиза. Экспертные оценки. Защита научных проектов. Научно-практическая конференция. Поездки на семинары. 6. Индивидуальные работы с учащимися и консультации -66 часов Учебно-тематический план курса - 2 год обучения
2-год обучения - 11 класс - 216 Теоретическая часть- 90 часов. Практическая часть –64 часа. Индивидуальная работа – 66 часов Список литературы: Для учителя-
Москва – Изд-во «Просвещение»-2000 год 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. Москва -2000 год
Изд-во «Аркти» М 2008 г. Для учащихся:
«Познавательная деятельность», «Научная деятельность». 2. «Методические разработки «Как написать реферат, исследовательскую работу».
|
Спецкурс «Основы исследовательской деятельности» Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам,... | Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | ||
О районной научно-практической конференции учащихся «В мир поиска,... Идринского района, моу дпо ммц «Идринский» с целью создания условий для выявления и развития способных к научно-исследовательской... | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... | Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности... Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:... | ||
Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | Учебные пособия жизни. Научно-литературное издание Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности | Дата 25 марта 2014г место проведения Цель мероприятия: выявление одарённых детей, повышение образовательного уровня учащихся по предмету «английский язык», приобщение... | ||
Общие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»... «Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию... | Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном... | ||
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся ... | Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Галина алексеевна Организация учебной и научно – исследовательской деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий | Положение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,... ... |