Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101)





Скачать 123.93 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101)
Дата публикации27.01.2015
Размер123.93 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики»

Разработчик:

Пак Т.В.

Идентификационный номер: УМКД15(101)-01040002-М2.В.ДВ.1-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования ШЕН ДВФУ

Лист из




лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук


Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

Школа естественных наукd:\profiles\filina.imcs.011\рабочий стол\изображение 001.jpg

Заведующий кафедрой

информатики, математического и компьютерного моделирования


Руководитель ОП





_____________ _Пак Т.В.


______________ Чеботарев А.Ю.

«__16_»______мая__________2012_г.

«_16___»___мая____________2012__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Прикладные задачи эконометрики»

010400.68 прикладная математика и информатика

Форма подготовки очная
Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра Информатики, математического и компьютерного моделирования

Курс 1, семестр: 2

Лекции - 18 час.

Практические занятия - 0 час.

Семинарские занятия - 0 час.

Лабораторные работы - 36 час.

Самостоятельная работа – 54 час.

Всего часов аудиторной нагрузки 54 час.

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет

Экзамен 2 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 20 мая 2010 г. № 545 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (квалификация магистр)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры информатики, математического и компьютерного моделирования «16» мая 2012 г.
Заведующий кафедрой А.Ю. Чеботарев
Составитель (ли) ___доцент___ Т.В.Пак
Оборотная сторона титульного листа
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «22» мая______ 2013г. № __9__

Заведующий кафедрой _______________________ __ А.Ю.Чеботарев _

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой ____________________ _ А.Ю.Чеботарев ___

(подпись) (и.о. фамилия)
АННОТАЦИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» разработана для студентов 1 курса по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика», в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Прикладные задачи эконометрики» входит в вариативную часть дисциплин по выбору профессионального цикла.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов), лабораторные работы (36 часов), самостоятельная работа студента (54 часа), экзамен (36 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре.

Цель данного учебного курса в программе подготовки специалистов заключается в получении предметных знаний и выработке навыков решения прикладных математических задач, разработки алгоритмов и реализации их в виде программ, анализа текстов с описанием алгоритмов и документации к программным системам и утилитам.

В результате освоения данной дисциплины, обучающийся приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей основной образовательной программы «Прикладная математика и информатика» по программе подготовки «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности».

Эконометрика служит мощным инструментом для обнаружения, описания и использования наиболее устойчивых характеристик в поведении реальных экономических явлений и объектов. Изучаются универсальные и специальные методы, разъясняются статистические свойства эконометрических процедур. Научная новизна обусловлена выбором предмета изложения: эконометрика как часть информационных систем в экономике. Особенностью курса является применение современных прикладных программных продуктов для анализа и использование реальных статистических данных, активное использование информации из глобальных компьютерных сетей.

Целями изучения дисциплины являются:

  • ознакомление с основными методами эконометрики для решения задач прикладной математики;

  • получение знаний по эконометрическим методам, необходимым для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей;

  • овладение практическими навыками в построении эконометрических моделей при изучении экономических явлений и процессов с использованием компьютерных технологий.

  • развитие логического мышления;

  • выработка навыков самостоятельной работы при решении теоретических и практических задач.

Задачи дисциплины:

  • Изучить основные методы эконометрики и их применение к решению практических задач;

  • построения надежного прогноза в результате научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ;

  • развить умение анализа и практической интерпретации полученных математических результатов;

  • выработать умения и навыки самостоятельного изучения специальной литературы, пользования справочными материалами и пособиями, необходимыми для решения практических задач.


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО

Для изучения дисциплины студент должен:

Знать:

теорию вероятности;

основные задачи и методы математической статистики;

регрессионный анализ.

Уметь:

применять математические методы и вычислительную технику для решения практических задач;

программировать на алгоритмических языках;

проводить сравнительный анализ результатов решения задач.

Владеть:

аппаратом математического анализа, математической статистики и линейной алгебры;

методами алгоритмизации и программирования;

навыками работы в математических пакетах.

Компетенции выпускника ОП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ОП ВПО.

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен: обладать компетенциями:

общекультурными (ОК):

  • способностью понимать философские концепции естествознания, владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК-1);

  • способностью иметь представление о современном состоянии и проблемах прикладной математики и информатики, истории и методологии их развития (ОК-2);

  • способностью использовать углубленные теоретические, и практические знания в области прикладной математики и информатики (ОК-3);

  • способностью порождать новые идеи и демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе (ОК-5);

  • способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-7);

профессиональными (ПК):

научная и научно-исследовательская деятельность: способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты (ПК-1);

  • способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач (ПК-2);

проектная и производственно-технологическая деятельность: способностью углубленного анализа проблем, постановки и

  • обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности

  • (ПК-3);

организационно-управленческая деятельность:

  • способностью управлять проектами (подпроектами), планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта (ПК-5);

  • способностью организовывать процессы корпоративного обучения на основе технологий электронного и мобильного обучения и развития корпоративных баз знаний (ПК-6);

педагогическая деятельность:

  • способностью проводить семинарские и практические занятия с обучающимися, а также лекционные занятия спецкурсов по профилю специализации (ПК-8);

  • способностью разрабатывать учебно-методические комплексы для электронного и мобильного обучения (ПК-9);

консорциумная:

  • способностью работать в международных проектах по тематике специализации (ПК-11);

В результате освоения дисциплины обучающийся студент должен:
Знать: основные фундаментальные принципы и законы построения математических моделей эконометрики и решения прикладных задач.
Уметь: применять современные программные средства к исследованию и реализации математических моделей.
Владеть: фундаментальными знаниями в области математической статистики. Иметь представление о современном состоянии и проблемах прикладной математики и информатики.
i. структура и содержание теоретической части курса

(18 часов)

Тема 1. Структура эконометрики. Специфика экономических данных – 2 часа

1.  Природа эконометрики

2.  Эконометрические модели

3.  Роль эконометрического исследования

4.  Графическое выравнивание данных

5.  Необходимые сведения

Тема 2. Линейная модель парной регрессии – 4 часа

1.  Линейная модель с двумя переменными

2.  Оценки наименьших квадратов

3.  Свойства оценок, полученных МНК

4.  Коэффициент корреляции

5.  Нелинейные модели взаимосвязи, допускающие линеаризацию

Тема 3. Общая линейная модель – 4 часа

1. Исходные гипотезы для применения МНК

2. Оценивание МНК

3. Проверка значимости и доверительные интервалы

4. Случаи нарушения исходных гипотез

- Мультиколлинеарность

- Гетероскедастичность возмущений

- Тест Гольдфельда-Квандта

- Тест Глейзера

5. Обобщённый МНК

Тема 4. Расширения общей линейной модели – 2 часа

1. Фиктивные переменные

2. Корректировка сезонных колебаний

3. Ковариационный анализ
Тема 5. Одновременные системы уравнений – 4 часа

Разрешимость систем уравнений

Совместность системы уравнений

Методы решений одновременных систем уравнений
Тема 6. Временные ряды – 2 часа

Моделирование временных рядов

Автокорреляция

Тесты на автокорреляцию

Тест Пирсона

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА.


Лабораторные работы (36 часов)

Занятие 1. Структура эконометрики. Специфика экономических данных – 6 часов

1. Природа эконометрики

2. Эконометрические модели

3. Роль эконометрического исследования

4. Графическое выравнивание данных

5. Необходимые сведения

Занятие 2. Линейная модель парной регрессии – 6 часов

1. Линейная модель с двумя переменными

2. Оценки наименьших квадратов

3. Свойства оценок, полученных МНК

4.  Коэффициент корреляции

5. Нелинейные модели взаимосвязи, допускающие линеаризацию

Занятие 3. Общая линейная модель – 6 часов

1. Исходные гипотезы для применения МНК

2. Оценивание МНК

3. Проверка значимости и доверительные интервалы

4. Случаи нарушения исходных гипотез

- Мультиколлинеарность

- Гетероскедастичность возмущений

- Тест Гольдфельда-Квандта

- Тест Глейзера

5. Обобщённый МНК

Занятие 4. Расширения общей линейной модели – 6 часов

1. Фиктивные переменные

2. Корректировка сезонных колебаний

3. Ковариационный анализ
Занятие 5. Одновременные системы уравнений – 6 часов

Разрешимость систем уравнений

Совместность системы уравнений

Методы решений одновременных систем уравнений
Занятие 6. Временные ряды – 6 часов

Моделирование временных рядов

Автокорреляция

Тесты на автокорреляцию

Тест Пирсона

III. Контроль достижения целей КУРСА


Вопросы к экзамену


  1. Метод максимального правдоподобия.

  2. Максимальное квази-правдоподобие.

  3. Приближение истинного распределения бутстраповским.

  4. Рецентрирование.

  5. Какие статистики бутстрапировать?

  6. Построение псевдовыборок.

  7. Формула Байеса.

  8. Байесовы вычисления.

  9. Функции правдоподобия в рамках Байесового подхода.

  10. Prior и posterior в Байесовом подходе.

  11. Сравнение моделей в Байесовом подходе.

  12. Прогнозы в Байесовом подходе


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература

  1. Айвазян С.А., Иванова С.С. Эконометрика. Краткий курс: учеб. пособие / С.А. Айвазян, С.С. Иванова. – М.: Маркет ДС, 2007. – 104 с.

  2. http://padabum.com/d.php?id=13165 Бородич С.А. Вводный курс эконометрики: Учебное пособие. – Мн.: БГУ, 2000. – 354 с.

  3. Бывшев В.А. Эконометрика: учеб. пособие / В.А. Бывшев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.

  4. Доугерти Кристофер. Введение в эконометрику: Учебник для экон. спец. вузов / Пер. с англ. Е.Н. Лукаш и др. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 402 с.

  5. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

  6. Дуброва Т.А. Прогнозирование социально–экономических процессов. Статистические методы и модели: учеб. пособие / Т.А. Дуброва. – М.: Маркет ДС, 2007. – 192 с.

  7. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2000.- 400 с.

  8. Методы математической статистики в обработке экономической информации: учеб. пособие / Т.Т. Цымбаленко, А.Н. Баудаков, О.С. Цымбаленко и др.; под ред. проф. Т.Т. Цымбаленко. – М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АРГУС, 2007. – 200 с.

  9. Палий И.А. Прикладная статистика: Учебное пособие. – М.: Издательско–торговая корпорация "Дашков и К", 2008. – 224 с.

  10. Порядина О.В. Эконометрическое моделирование линейных уравнений регрессии: Учебное пособие. – Йошкар–Ола: МарГТУ, 2005. – 92 с.

  11. Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Н.М. Гордеенко и др.; Под ред. И.И. Елисеевой. – 2–е изд., перераб. и доп.  – М.: Финансы и статистика, 2007. – 344 с.

  12. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2 т. 2–у изд., испр. – Т. 2: Айвазян С.А. Основы эконометрики. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 432 с.

  13. Симчера В.М. Методы многомерного анализа статистических данных: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.

  14. Чураков Е.П. Прогнозирование эконометрических временных рядов: учеб. пособие / Е.П. Чураков. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с.

  15. Эконометрика: учеб. / под ред. д–ра экон. наук, проф. В.С. Мхитаряна. – М.: Проспект, 2008. – 384 с.

  16. Эконометрика: учеб. / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Проспект, 2009. – 288 с.

  17. Эконометрика: Учебник/И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Т.В. Костеева и др., Под ред. И.И. Елисеевой. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.

  18. Методы эконометрики: Учебник / С.А. Айвазян; Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова (МШЭ). - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.: 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0153-5, 1500 экз. http://znanium.com/bookread.php?book=196548

  19. Эконометрика: Учеб. пособие / А.И. Новиков. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 144 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-002974-0, 3000 экз.

http://znanium.com/bookread.php?book=255726

  1. Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике / Д.М. Дайитбегов. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2008. - 578 с.: 70x100 1/16. - (Научная книга). (переплет) ISBN 978-5-16-003380-8, 2300 экз.

http://znanium.com/bookread.php?book=143137

  1. Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике / Д.М. Дайитбегов. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 578 с.: 70x100 1/16. - (Научная книга). (переплет) ISBN 978-5-9558-0191-9, 700 экз.

http://znanium.com/bookread.php?book=251791
Дополнительная литература


  1. Davidson, Russell and James G. MacKinnon (1993). Estimation and Inference in Econometrics, Oxford: Oxford University Press.

  2. Greene, William H. (2008). Econometric Analysis, 6th Edition, Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall.

  3. Johnston, Jack and John Enrico DiNardo (1997). Econometric Methods, 4th Edition, New York: McGraw-Hill.

  4. Pindyck, Robert S. And Daniel L. Rubinfeld (1998). Econometric Models and Economic Forecasts, 4th edition, New York: McGraw-Hill.

  5. Wooldridge, Jeffrey M. (2000). Introductory Econometrics: A Modern Approach. Cincinnati, OH: South-Western College Publishing.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Web -приложения» Разработчик:...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Веб-дизайн» Разработчик:...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные компьютерные...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Дискретные и вероятностные...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы прикладной...
Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Маньшин Б. Г. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко...
Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д. В. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Иващенко В. И. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Томилов В. А. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Прикладные задачи эконометрики» Разработчик: Пак Т. В. Идентификационный номер: умкд15(101) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск