Скачать 270.15 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики Математический факультет Кафедра информатизации образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРА 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) выпускника - БАКАЛАВР Профиль подготовки «ИНФОРМАТИКА» Форма обучения ОЧНО-ЗАОЧНАЯ Курс 2 Семестр 3 Москва 2011 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика» Автор: доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и прикладной математики ИМИ ГОУ ВПО МГПУ Заславская Ольга Юрьевна Рецензенты: _______________________________ _______________________________ Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики от 2 июня 2011 года, протокол № 11 Заведующий кафедрой информатики и прикладной математики доктор технических наук, профессор, чл.-корр. РАО С.Г. Григорьев ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: изучение основных понятий архитектуры современного персонального компьютера, устройства и принципа действия важнейших компонентов аппаратных средств персонального компьютера, механизмами пересылки и управления информацией. Задачи дисциплины:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Архитектура компьютера» относится к вариативной части профессионального цикла математических и естественнонаучных дисциплин. Для освоения дисциплины «Архитектура компьютера» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Информатика», «Программирование», «Программное обеспечение». Освоение дисциплины «Архитектура компьютера» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Общекультурные компетенции (ОК):
Профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные компетенции (ОПК):
компетенции в области педагогической деятельности:
компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
компетенции в области научно-исследовательской деятельности:
Специальные компетенции (СК):
В результате изучения дисциплины студент должен (деятельностная составляющая компетенции): знать:
уметь:
владеть:
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ Модуль 1. Введение Цель, задачи и содержание курса. История развития вычислительной техники. Модуль 2. Структура компьютера Основы информационной теории и техники. Классификация вычислительных машин. Понятие об архитектуре компьютера. Модуль 3. Способы представления информации в компьютере Основные элементы двоичного кода. Системы счисления. Кодирование информации. Модуль 4. Функциональные устройства компьютера Центральный процессор: принципы построения процессора, регистры микропроцессора, исполнение и отладка команд в процессоре, память, к которой могут адресоваться микропроцессоры, структура и функции центрального процессора, управление шиной и памятью микропроцессора, многопроцессорные (многоядерные) системы. Устройства хранения информации: характеристики и свойства памяти компьютера, оперативная память, ПЗУ и ППЗУ, принципы записи и считывания, внешняя память компьютера. Системы ввода/вывода. Устройства ввода: общие сведения о системе ввода/вывода, внешние устройства, обмен информацией, методы управления вводом/выводом, устройства ввода данных, их разновидности и основные характеристики. Устройства вывода информации: мониторы, принтеры, плоттеры, звуковые системы, проекторы. Модуль 5. Интерфейсы вычислительной системы – типы, назначение, принципы работы Архитектура системных интерфейсов, Интерфейс PCI, Интерфейс AGP, Интерфейс PCI Express, Интерфейсы накопителей, Внешние интерфейсы для подключения периферии. Модуль 6. Средства сетевой интеграции в вычислительные системы Виды модемов, xDSL-модемы, Беспроводные сети, Голос по IP (VoIP), Конвертеры и повторители, Концентраторы (hub), Коммутаторы (switch). 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫа) Основная литература
б) Дополнительная литература
электронные ресурсы
в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий Системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникационных сетей); Прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы для работы с графикой, браузеры). 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором и экраном. Для обеспечения лабораторных занятий по данному курсу необходимы специальным образом оборудованные аудитории и/или компьютерные классы; персональные компьютеры; технические и аудиовизуальные средства обучения. ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Модуль 1. Введение (2 часа) Лекция 1. Введение Цель, задачи и содержание курса. История развития вычислительной техники. Литература [2, 3, 10, 12]. Модуль 2. Структура компьютера (2 часа) Лекция 2. Структура компьютера. Основы информационной теории и техники: принцип двоичного кодирования, принцип программного управления, принцип однородности памяти, принцип адресности. Классификация вычислительных машин. Понятие об архитектуре компьютера: уровни детализации структуры вычислительной машины, понятие архитектуры, особенности архитектуры современных компьютеров, подходы к построению классификации архитектуры. Литература [2, 3, 4, 7, 8, 10]. Модуль 3. Способы представления информации в компьютере (2 часа) Лекция 3. Способы представления информации в компьютере Основные элементы двоичного кода. Системы счисления. Кодирование информации: прямой, обратный и дополнительный коды. Литература [3, 17, 24]. Модуль 4. Функциональные устройства компьютера (8 часов) Лекция 4. Центральный процессор: принципы построения процессора, регистры микропроцессора, исполнение и отладка команд в процессоре, память, к которой могут адресоваться микропроцессоры, структура и функции центрального процессора, управление шиной и памятью микропроцессора, многопроцессорные (многоядерные) системы Литература [3, 7, 10, 12, 17, 18, 21]. Лекция 5. Устройства хранения информации: характеристики и свойства памяти компьютера, оперативная память, ПЗУ и ППЗУ, принципы записи и считывания, внешняя память компьютера Литература [1-3, 8, 10, 12, 17, 27]. Лекция 6. Системы ввода/вывода. Устройства ввода: общие сведения о системе ввода/вывода, внешние устройства, обмен информацией, методы управления вводом/выводом, устройства ввода данных, их разновидности и основные характеристики Литература [1-3, 8, 10, 12, 17, 27]. Лекция 7. Устройства вывода информации: мониторы, принтеры, плоттеры, звуковые системы, проекторы Литература [1-3, 8, 10, 12, 17, 27]. Модуль 5. Интерфейсы вычислительной системы – типы, назначение, принципы работы (2 часа) Лекция 8. Интерфейсы вычислительной системы – типы, назначение, принципы работы Архитектура системных интерфейсов, Интерфейс PCI, Интерфейс AGP, Интерфейс PCI Express, Интерфейсы накопителей, Внешние интерфейсы для подключения периферии. Литература [1, 3, 8, 10, 11, 13]. Модуль 6. Средства сетевой интеграции в вычислительные системы (2 часа) Лекция 9. Средства сетевой интеграции в вычислительные системы Виды модемов, xDSL-модемы, Беспроводные сети, Голос по IP (VoIP), Конвертеры и повторители, Концентраторы (hub), Коммутаторы (switch). Литература [3, 6, 9, 19]. 1.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ Лабораторная работа №1. «История развития вычислительной техники. Классификация вычислительной техники» (2 часа) Цель работы: познакомиться с основными этапами развития вычислительной техники и провести их анализ. Задачи работы:
Программно-аппаратное обеспечение: приложение для создания презентации об анализируемом программном продукте MS Power Point, браузеры, персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. Лабораторная работа №2. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую» (2 часа) Цель работы: изучить / повторить правила переводи чисел из одной системы счисления в другую. Задачи работы:
Программно-аппаратное обеспечение: калькулятор, приложение для работы с электронными таблицами MS Excel, персональный компьютер. Лабораторная работа №3. «Представление чисел в компьютере» (4 часа) Цель работы: изучить способы кодировании информации, правила записи чисел в прямом, обратном и дополнительном коде, выполнение арифметических операций. Задачи работы:
Программно-аппаратное обеспечение: приложения MS Office, персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. Лабораторная работа №4. «Структура адресного пространства и программно- доступные регистры микропроцессора» (4 часа) Цель работы: изучить компоненты микропроцессора, их назначение и взаимодействие. Задачи работы:
Программно-аппаратное обеспечение: приложения MS Office, персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. Лабораторная работа №5. «Определение конфигурации персонального компьютера». (2 часа) Цель работы: освоить приемы определения с помощью отладчика – программы DEBUG модели компьютера, его характеристики и оборудования, входящие в состав вычислительной техники. Задачи работы:
Программно-аппаратное обеспечение: приложения MS Office, персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. Лабораторная работа №6. «Системный монитор» (2 часа) Цель работы: ознакомиться с программой «Системный монитор» и научиться использовать ее на практике. Задачи работы:
Программно-аппаратное обеспечение: приложения MS Office, персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. Лабораторная работа №7. «Выбор конфигурации персонального компьютера» (2 часа) Цель работы: освоить приемы и технологию подбора основного и периферийного оборудования компьютера. Задачи работы:
Программно-аппаратное обеспечение: приложения MS Office, персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. 2. СИСТЕМА МЕЖСЕССИОННОЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИЙ 2.1. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт математики и информатики Математический факультет
Примечания. Работа, выполненная менее чем на 30%, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов. Студент обязан выполнять задания дополнительного модуля. Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 40 баллов.Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное или письменное собеседование по тематике пропущенных занятий, выполнение заданий практических занятий, выполнение контрольных и письменных работ. Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет. ФИО преподавателя: Заславская Ольга Юрьевна. Утверждено на заседании кафедры информатики и прикладной математики 2 июня 2011 года. Протокол №11. Заведующий кафедрой С.Г. Григорьев. |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины программное обеспечение... Автор: старший преподаватель кафедры информатики и прикладной математики ими гоу впо мгпу тамошина Наталья Дмитриевна | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика... Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины математическая логика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины теория чисел 050100 педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | ||
Рабочая программа дисциплины "архитектура компьютера" Направление... Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области архитектуры компьютера, организации компьютерных систем | Рабочая программа учебной дисциплины Архитектура компьютера Для направления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «культура речи» Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр») | Рабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физика» Маллабоев У. М. Физика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование,... |