Скачать 238.39 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНА приказом министерства образования и науки Самарской области от 15.04.2011 № 62-од Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности «музыкальный руководитель» Содержание
Пояснительная запискаНастоящая программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «музыкальный руководитель» с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Аттестация педагогических работников по должности «музыкальный руководитель» представляет собой установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к должностям, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), на основе оценки их профессиональной деятельности. Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Цель квалификационных испытаний – оценить уровень знаний испытуемого по вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых к квалификационной категории (первой или высшей). Квалификационное испытание проводится в форме письменного экзамена (тестирование). Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех блоков: А. Правовой В. Психолого-педагогический С. Предметно-методический D. Информационно-коммуникативный Общее количество заданий 21. Основная форма тестовых заданий – задания закрытого типа (задания множественного выбора, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности действий/операций). Правильное выполнение тестового задания оценивается 1 баллом. За правовой блок максимальный балл – 3, за психолого-педагогический – 6, за предметно-методический – 8, за информационно-коммуникативный – 4. Положительное заключение о сдаче квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам – не менее 70%. Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой квалификационной категории – не менее 80%, для высшей квалификационной категории – не менее 90 %. Программа квалификационных испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы квалификационных испытаний, набора примерных заданий комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет - источников. Содержание программы квалификационных испытаний Правовой блок Закон Российской Федерации «Об образовании». Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. Основные принципы российской образовательной политики: обеспечение доступности образования; повышение качества образования; обеспечение структурных изменений системы образования; расширение институтов общественного участия в развитии и управлении образованием. Концепция федеральной целевой программы развития образования до 2020 года. Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации и Самарского региона. Концепция компетентностно-ориентированного образования, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24. Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования. Дошкольные образовательные учреждения: организационно-правовые формы, виды. Правовые основы функционирования дошкольного образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения. Общие требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Правовое оформление отношений дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанника. Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Конвенция о правах ребенка. Особенности образовательной политики и специфики образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник. Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья воспитанников. Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы. Нормативно-правовая база социальной защиты воспитанников в системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников. Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса. Психолого-педагогический блок Цель и задачи дошкольного образования. Государственный образовательный стандарт в области дошкольного образования. Педагогический процесс в ДОУ – единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Взаимосвязь традиционных и инновационных подходов в построении педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Реализация принципов развивающего обучения, гуманизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: задачи, содержание, средства, формы организации. Специфика детского творчества. Виды художественно-творческой деятельности детей и педагогическое руководство ею. Самостоятельная художественно-творческая деятельность дошкольников и педагогические условия ее организации. Сущность и особенности педагогического общения, его функции, структура, вербальные и невербальные средства, принципы коммуникативного сотрудничества, типичные барьеры в педагогическом общении и способы их преодоления, субъектные свойства музыкального руководителя, необходимые для успешного педагогического общения. Влияние общения ребёнка с взрослыми на развитие личности дошкольника. Педагогический конфликт, его особенности, возможные способы предупреждения, управления и разрешения конфликтов, приемы рационального поведения музыкального руководителя в конфликте, методы предупреждения конфликтного поведения обучающихся дошкольного возраста. Организация совместной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в ДОУ (обучающихся, родителей, воспитателей и педагогов) с целью создания развивающей художественно-эстетической среды. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания. Роль семьи в воспитании детей. Задачи, условия, формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьёй. Новые подходы к организации работы музыкального руководителя с родителями дошкольника. Возрастные особенности психического развития ребенка в разные периоды дошкольного детства (по Д.Б. Эльконину), изменения в развитии детской личности, их учет в музыкально-образовательном процессе ДОУ. Возрастные кризисы: психологические особенности, причины. Значение деятельности в развитии личности ребёнка: понятие деятельности, виды деятельности. Сюжетно-ролевая игра дошкольников: значение в развитии детей, структура, место в педагогическом процессе детского сада, приемы руководства. Этапы развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры на музыкальных занятиях. Особенности развития основных психических процессов дошкольника. Сенсорное развитие и психологические основы сенсорного воспитания. Основные этапы развития восприятия в дошкольном детстве. Особенности развития памяти детей. Постепенный переход от непроизвольного и непосредственного запоминания и припоминания к произвольному и опосредованному. Этапы развития памяти. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребёнка. Мышление, его виды. Этапы развития внутреннего плана действий как основы образного и словесно-логического мышления. Стадии развития интеллекта. Развитие и совершенствование речи в дошкольном возрасте. Развитие воображения ребёнка-дошкольника. Особенности репродуктивного воображения у детей дошкольного возраста. Становление произвольности воображения. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольном возрасте: чувства, динамика их развития, особенности чувств дошкольников. Возникновение воли как управления поведением. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Расширение мотивационно-потребностной сферы в дошкольном детстве. Появление и включение в регуляцию поведения дошкольника социальных мотивов. Готовность ребенка к школьному обучению: понятие готовности, специальная и общая готовность к школе. Необходимость преемственности в работе между детским садом и школой. Пути формирования готовности ребенка к школьному обучению на музыкальных занятиях в ДОУ. Предметно-методический блок Культуросозидающая и социализирующая функции музыкального образования и воспитания, способы их осуществления в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Основные психолого-педагогические принципы отбора содержания музыкального образования и методов музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, их реализация в профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ. Особенности музыкального воспитания на традициях национальных культур. Структура, признаки музыкальности ребенка, музыкально-сенсорные способности как основа развития музыкальности. Обусловленность развития музыкальных способностей различными видами музыкальной деятельности ребенка. Возрастные этапы и уровни развития музыкальных способностей дошкольников, индивидуальные особенности проявления. Критерии и показатели уровней развития музыкально-сенсорных, музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Содержание диагностических методик Г.В.Воробьевой, О.П.Радыновой, Л.А.Мишариной и др. Диагностика творческих проявлений дошкольников А.Н.Зиминой. Использование диагностики в проектировании процесса музыкального образования и воспитания детей в ДОУ. Принципы, содержание, методы музыкального воспитания в современных комплексных и парциальных программах «Музыкальные шедевры» О.В.Радыновой, «Радуга» Т.Н.Дороновой, «Синтез», «Гармония» К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан, «Камертон» Э.П.Костиной, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, др. Творческое использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта музыкального обучения и воспитания дошкольников в собственной педагогической деятельности. Своеобразие видов музыкальной деятельности дошкольников, методические приемы, педагогические средства развития у детей музыкального восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, детского музыкального творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального). Характеристика музыкального репертуара, принципы его отбора в различных возрастных группах. Здоровьесберегающий подход в музыкальном обучении и воспитании дошкольников. Формы организации музыкально-образовательного процесса в ДОУ (музыкальные занятия различного типа, массовые мероприятия в рамках образовательной программы ДОУ и др.), определение содержания проводимых с дошкольниками занятий с учетом современных дидактических и воспитательных требований и музыкальных возможностей детей разного возраста. Планирование, прогнозирование музыкально-педагогического процесса в ДОУ (перспективное, календарное планирование), осуществление целеполагания на дальнюю и ближайшую перспективы. Методы, приемы, формы организации совместной музыкальной деятельности детей и взрослых в условиях ДОУ: консультационная и методическая помощь воспитателям, родителям дошкольников по вопросам музыкального образования детей, создание музыкально-образовательной среды в группе и дома. Функциональные обязанности музыкального руководителя, воспитателя, старшего воспитателя, заведующего ДОУ в реализации задач музыкального образования и воспитания дошкольников. Информационно-коммуникативный блок Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа, структурирования информации из различных ресурсных источников. Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК, устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их использования в образовательном процессе ДОУ. Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на предметно-профессиональную деятельность педагога ДОУ, цифровые образовательные ресурсы. Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью деятельности музыкального руководителя ДОУ средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования; подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы с инструментами векторной графики; приемы работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты); приемы построения графиков и диаграмм; методика создания педагогически эффективных презентаций (к музыкальному занятию, празднику, выступлению на педсовете, докладу и т.п.); Простейшие приемы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики: приемы коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; приемы вывода изображений на печать, записи на CD. Основные методы работы с простейшими музыкальными редакторами (Cake Walk SONAR). Базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ: приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; приемы работы с электронной почтой; приемы работы с файловыми архивами. Примерные тестовые задания А. Правовой блок
В. Психолого-педагогический блок
С. Предметно-методический блок
D. Информационно-коммуникативный блок
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) На выполнение комплексного информационного теста дается 1 час (60 минут). Комплексный информационный тест состоит из 21 тестового задания. Основная форма тестовых заданий: задания с выбором ответов (тесты закрытого типа), задания на установление соответствия и на последовательность действий. Правила оформления ответов представлены в таблице.
Список рекомендованной литературы и Интернет - источников Правовой блок
Предметно-методический блок
Психолого-педагогический блок
Информационно-коммуникативный блок
|
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 14 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 23 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 13 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 15 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 14 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 17 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию теста. Левина Ирина Анатольевна 243-577-129... Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первозванного на российском гербе | Инструкция по выполнению теста Тест состоит из 90 утверждений (вопросник),... Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста | ||
Инструкция по установке 5 Инструкция по использованию программного обеспечения 6 Лабораторная работа № Моделирование функционирования алу при выполнении операции сложения/вычитания над числами с фиксированной точкой... | План работы школьной библиотеки муниципального бюджетного общеобразовательного... ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного... | ||
Инструкция по выполнению работы Для выполнения теста потребуется изучить материал учебника по информатике для 8 класса (Н. Угринович Информатика и икт. Базовый курс.... | Инструкция по выполнению работы Для выполнения теста потребуется изучить материал учебника по информатике для 9 класса (Н. Угринович Информатика и икт. Базовый курс.... | ||
Инструкция для учащихся 8 класса по выполнению итогового теста Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... | Инструкция по выполнению работы ... |