Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 3»
г. Новочебоксарск
____________ Л. А. Обрубова
« 01 » сентября 2013 г.
План
работы школьной библиотеки
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Новочебоксарска
Чувашской Республики
на 2013-2014 учебный год
Цель библиотеки: Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия. Задачи библиотеки:
Обеспечивать учебно-воспитательный процесс и самообразование путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов.
Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
Формировать правовую культуру читателей, гражданственность, патриотизм.
Осуществлять сбор, накопление, обработку, систематизацию педагогической информации и доведение ее до пользователей.
Активизировать информационную работу среди обучающихся, учителей и родителей.
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию разными носителями информации, поиску, отбору информации.
Изучать и направлять чтение обучающихся с учетом возрастных особенностей, уровня знаний, формировать их читательский интерес.
Основные функции библиотеки:
Информационная - библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
Культурная - библиотека организовывает мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся.
Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
Просветительская - библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
Направления деятельности библиотеки:
Оказание методической консультационной помощи педагогам, обучающимся, родителям в получении информации из библиотеки.
Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
Создание условий обучающимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами.
Формирование, комплектование и сохранность фонда.
Систематическое пополнение материала в рубрике «Библиотека» на сайте школы.
Работа с читателями 1. Индивидуальная работа
-
№
п/п
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
| Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале согласно расписанию работы библиотеки
| постоянно
| 2.
| Рекомендации при выдаче книг
| постоянно
| 3.
| Знакомство читателей с библиотекой и её фондом
| при записи в библиотеку
| 4.
| Рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку
| по мере поступления
| 5.
| Пропаганда библиотечно-библиографических знаний
| постоянно
| 6.
| Знакомство с научно-познавательной литературой
| постоянно
| 7.
| Помощь в работе со словарями, справочниками, энциклопедическими изданиями, библиографическими указателями
| постоянно
| 8.
| Знакомство с каталогами, электронными учебниками
| постоянно
| 9.
| Обучение методам самостоятельной работы с литературой
| постоянно
| 10.
| Помощь обучающимся в подборе литературы для написания рефератов, докладов, контрольных работ
| при необходимости
| 11.
| Перерегистрация читателей
| с сентября
| 12.
| Изучение и анализ читательских формуляров. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников.
| постоянно
| 13.
| Изучение читательских интересов. Ведение дневника школьной библиотеки
| постоянно
| 14.
| Работа с активом библиотеки:
- Привлечение заинтересованных детей к элементам библиотечной работы
- Участие детей в проведении библиотечных мероприятий.
| постоянно
|
2. Массовая работа
-
1.
| Выставка учебных изданий к предметным неделям
| По предметным неделям
| 2.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам известных отечественных и зарубежных писателей:
- 9 ноября – 195 лет со дня рождения русского писателя И. С. Тургенева (1818–1883)
-23 ноября – 105 лет со дня рождения русского писателя Н. Н. Носова (1908–1976)
-12 декабря – 85 лет со дня рождения киргизского писателя Чингиза Айтматова (1928–2008)
-22 января – 110- летие со дня рождения русского писателя Аркадия Петровича Гайдара (1904–1941)
-11 февраля – 120 лет со дня рождения русского писателя В. В. Бианки (1894–1959)
-13 февраля – 245 лет со дня рождения русского писателя, баснописца И. А. Крылова (1769–1844)
-3 марта – 115 лет со дня рождения русского писателя Ю. К. Олеши (1899–1960)
- 1 апреля –205 лет со дня рождения русского прозаика, драматурга, критика, публициста Н.В. Гоголя (1809–1852)
-9 мая – 90 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга Булата Окуджавы (1924–1997)
-22 мая – 155 лет со дня рождения английского писателя Артура Конан-Дойла (1859–1930)
|
в течение года
| 3.
| Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения», « Расскажут книжки эти обо всем на свете».
| постоянно
| 4.
| Плановые ежегодные выставки:
- «Самый лучший город – мой». Выставка ко Дню города
- «Моя Чувашия – мое время»
- «Человек и его права». Выставка ко Дню защиты прав человека
- «Символы России». Выставка ко Дню Конституции РФ
- «Жизнь без наркотиков». Выставка к Международному дню борьбы с наркоманией
- «Путешествие в страну здоровья». Выставка к Всемирному дню здоровья
|
сентябрь
октябрь
декабрь
декабрь
март апрель
| 5.
| Выставки книг-юбиляров:
- Г.Х. Андерсен «Соловей» «Гадкий утенок» (1843), 170 лет
- В.В. Бианки «Лесная газета» (1928), 85 лет;
- М. Горький «Детство» (1913), 100 лет;
- С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке» (1923), 90 лет
- А.Н. Островский «Снегурочка» (1873), 140 лет;
- К.И. Чуковский «Мойдодыр» (1923), 90лет;
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева» (1844), 170 лет;
- В. В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?» (1924), 90 лет;
- В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (с 1959), 55 лет;
- П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (1834), 180 лет;
- С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (1944), 70 лет;
|
в течение года
| 6.
| Акции среди обучающихся:
- «Подари книгу школе!»
|
май
|
Формирование фонда библиотеки 1. Работа с фондом учебной литературы
-
№
п/п
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
| Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности обучающихся школы учебниками и учебными пособиями на 2013/14 учебный год
| июнь, сентябрь
| 2.
| Работа с библиографическими изданиями (прайс-листы, тематические планы издательств, перечни учебников и учебных пособий, рекомендованные Министерством образования)
| март,
апрель
| 3.
| Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2014/2015 учебный год
| март, апрель
| 4.
| Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учётом замечаний заместителей директора школы и руководителей методических объединений
| апрель, май
| 5.
| Согласование и утверждение бланка-заказа на 2014/2015 учебный год администрацией школы.
|
май
| 6.
| Осуществление контроля за выполнением сделанного заказа.
| в течение года
| 7.
| Прием учебников.
Обеспечение и выдача учебников в полном объёме согласно учебным программам.
| май, июнь,
август, сентябрь
| 8.
| Прием и обработка поступивших учебников:
оформление накладных
запись в книгу суммарного учёта
штемпелевание
|
по мере поступления
| 9.
| Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы
| в течение года
| 10.
| Создание и ведение электронной базы данных учебников
| в течение года
| 11.
| Ведение журнала приёма и выдачи учебников
| постоянно
| 12.
| Работа с резервным фондом учебников
| в течение года
| 13.
| Приём и оформление учебной литературы, полученной в дар, учёт и обработка
| по мере поступления
| 14.
| Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ.
| ноябрь
| 15.
| Проведение работы по сохранности учебного фонда «Живи, книга», (рейды по классам с проверкой состояния учебников).
| 2 раза в год
|
2. Работа с фондом художественной и методической литературы
-
№
п/п
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
| Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений
| по мере поступления
| 2.
| Приём и оформление документов, полученных в дар, учёт и обработка
| по мере поступления
| 3.
| Обеспечение свободного доступа к фонду художественной и методической литературы (для всех читателей)
| постоянно
| 4.
| Выдача изданий читателям.
| постоянно
| 5.
| Работа с фондом: - оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей), эстетика оформления; - соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах; - проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год
|
постоянно
| 6.
| Ведение работы по сохранности фонда:
-организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
-обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;
-организация работ по мелкому ремонту художественных изданий и методической литературы с привлечением актива библиотеки;
- систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
-составление списков должников 2 раза в учебном году;
-обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда, один раз в месяц устраивать санитарный день
|
постоянно постоянно один раз в месяц
постоянно декабрь, май
постоянно
| 7.
| Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
| постоянно
| 8.
| Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей в читальном зале
| постоянно
| 9.
| Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами»
| в течение года
| 10.
| Проверка фонда с помощью инвентарных книг.
Списание фонда с учётом ветхости и морального износа
| в течение года
ноябрь
| 11.
| Подведение итогов инвентаризации, оформление акта о проверке библиотечного фонда в бухгалтерии
| ноябрь, декабрь
|
3. Работа с периодикой
-
№
п/п
| Содержание работы
| обучающихся Срок исполнения
| 1.
| Комплектование фонда журналами и газетами в соответствии с образовательной программой школы
| Октябрь, март
| 2.
| Обеспечение свободного доступа к фонду периодики (для всех читателей)
| постоянно
| 3.
| Выдача периодических изданий для работы в читальном зале и на дом.
| постоянно
| 4.
| Оформление подписки на 1 полугодие 2014 года. Контроль доставки
| ноябрь
| 5.
| Оформление подписки на 2 полугодие 2014 года. Контроль доставки
| апрель
|
Справочно-библиографическая и информационная работа
-
№
п/п
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
| Вести тетрадь учета библиографических справок
| постоянно
| 2.
| Информировать обучающихся и педагогов о новых поступлениях, оформлять выставки-просмотры: «Знакомьтесь - новые книги», «Учебник – твой помощник и друг», «Новые журналы и газеты»
| в течение года
| 3.
| Составлять рекомендательные списки литературы по заявкам обучающихся и педагогов
| в течение года
| 4.
| Выполнение разовых тематических, библиографических, фактографических и других справок
| в течение года
| 5.
| Работа с сайтом школы: систематическое пополнение раздела «Библиотека» на сайте школы.
| в течение года
| Методическая работа
-
№
п/п
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
| Участие в мероприятиях (совещания, выставки, семинары и т.д.)
| в дни проведения
| 2.
| Повышение квалификации – самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», приказов, писем, инструкций в библиотечном деле
| в течение года
| 3.
| Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий (с использованием компьютера)
| в течение года
| 4.
| Планирование посещения курсов повышения квалификации
| в дни проведения
| 5.
| Продолжить сотрудничество с другими библиотеками города
| в течение года
| Библиотекарь Т.А. Куделина
Согласовано:
Зам. директора И.В. Столбова |