Скачать 212.76 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНА приказом министерства образования и науки Самарской области от 15.04.2011 № 62-од Программа квалификационных испытаний для аттестации педагогических работников по должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» Содержание
Пояснительная запискаНастоящая программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Аттестация педагогических работников по должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» представляет собой установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к должностям, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), на основе оценки их профессиональной деятельности. Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Цель квалификационных испытаний – оценить уровень знаний испытуемого по вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых к квалификационной категории (первой или высшей). Квалификационное испытание проводится в форме письменного экзамена (тестирование). Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех блоков: А. Правовой В. Психолого-педагогический С. Предметно-методический D. Информационно-коммуникативный Общее количество заданий 21. Основная форма тестовых заданий – задания закрытого типа (задания множественного выбора, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности действий/операций). Правильное выполнение тестового задания оценивается 1 баллом. За правовой блок максимальный балл – 3, за психолого-педагогический – 6, за предметно-методический – 8, за информационно-коммуникативный – 4. Положительное заключение о сдаче квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам – не менее 70%. Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой квалификационной категории – не менее 80%, для высшей квалификационной категории – не менее 90 %. Программа квалификационных испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы квалификационных испытаний, набора примерных заданий комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет - источников. Содержание программы квалификационных испытаний А. Правовой блок Закон Российской Федерации «Об образовании». Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. Основные принципы российской образовательной политики: обеспечение доступности образования; повышение качества образования; обеспечение структурных изменений системы образования; расширение институтов общественного участия в развитии и управлении образованием. Концепция федеральной целевой программы развития образования до 2020 года. Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации и Самарского региона. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 «О проведении эксперимента по ведению профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования». Концепция компетентностно-ориентированного образования, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24. Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования. Образовательные учреждения1: организационно-правовые формы, виды. Правовые основы функционирования образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Типовое положение об образовательном учреждении. Локальные акты образовательного учреждения. Общие требования к организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Правовое оформление отношений образовательного учреждения и родителей обучающихся. Единая комплексная система обучения основам безопасности жизнедеятельности. Роль преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в организации подготовки обучающихся и персонала образовательного учреждения по вопросам безопасности жизнедеятельности. Положение о проведении Всероссийского слета-соревнования «Школа безопасности». Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной программы в образовательном учреждении. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Структура и содержание федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Конвенция о правах ребенка. Особенности образовательной политики и специфики образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник. Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся. Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы. Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся. Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса. В. Психолого-педагогический блок Основы общетеоретических знаний педагогики и психологии возрастной физиологии, школьной гигиены. Теория и методика управления образовательными системами. Методы и средства управления образовательным процессом. Особенности обучения детей с особыми нуждами в условиях общеобразовательного учреждения. Основы здоровьесбережения в образовательном процессе. Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения. Педагогические технологии, поддерживающие компетентностно-ориентированный подход к обучению. Информационно-коммуникативные технологии как ресурс образовательного процесса. Профильное обучение. Индивидуальная образовательная траектория учащегося. Индивидуальный учебный план старшеклассника. Методика воспитательной работы. Критерии эффективности воспитательной работы в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Основы научной организации труда. Современные подходы к оценке образовательных результатов. Средства педагогической диагностики и мониторинга. С. Предметно-методический блок Значение и место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в системе образования. Роль ОБЖ в повышении компетентности граждан в области безопасности жизнедеятельности. Содержательные линии курса ОБЖ, их назначение и цели. Межпредметные связи курса ОБЖ с другими предметами. Системный подход при изучении курса ОБЖ. Содержание учебных программ предмета ОБЖ. Особенности организации и проведения занятий по вопросам безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях. Методика проведения занятий по вопросам основ медицинских знаний. Компенсаторная, адаптивная и креативная функции в процессе формирования здорового образа жизни на уроках ОБЖ. Культура физиологическая, физическая, психологическая, интеллектуальная, сексуальная, как составляющие воспитания у обучающихся культуры отношения к своему здоровью. Методика проведения занятий по вопросам основ подготовки к военной службе. Разработка плана проведения Дня защиты детей в образовательном учреждении. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ. Проектирование, конструирование и анализ урока ОБЖ. Современные требования к уроку ОБЖ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Содержание и формы итоговой аттестации выпускников по ОБЖ. Организация работы по гражданской обороне в образовательном учреждении. Работа с обучающимися призывного возраста. Внеклассная работа по предмету ОБЖ. Работа с государственными организациями (ГИБДД, МЧС, МВО, РВК и др.). Учебники и учебно-методические пособия по ОБЖ. Наглядные пособия по программе ОБЖ, их наличие, содержание, соответствие учебным вопросам. Технические средства обучения. Огневая подготовка. Правила поведения и меры безопасности при проведении занятий по стрельбе из пневматического оружия. Кабинет ОБЖ и требования к его оформлению. D. Информационно-коммуникативный блок Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа, структурирования информации из различных ресурсных источников. Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК, устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их использования в образовательном процессе ОУ. Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на деятельность преподавателя – организатора ОБЖ, цифровые образовательные ресурсы. Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с деятельностью преподавателя-организатора ОБЖ средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования; подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы с инструментами векторной графики; приемы работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты); приемы построения графиков и диаграмм; методика создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, внеклассному мероприятию, выступлению на педсовете, докладу и т.п.); Простейшие приемы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики: приемы коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; приемы вывода изображений на печать, записи на CD. Базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ: приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; приемы работы с электронной почтой; приемы работы с файловыми архивами. Примерные тестовые задания
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) На выполнение комплексного информационного теста дается 1 час (60 минут). Комплексный информационный тест состоит из 21 тестового задания. Основная форма тестовых заданий: задания с выбором ответов (тесты закрытого типа), задания на установление соответствия и на последовательность действий. Правила оформления ответов представлены в таблице:
Список рекомендуемой литературы и Интернет – источников
1 Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с местом работы преподавателя-организатора ОБЖ. |
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 14 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 23 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 13 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 17 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 15 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 14 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию теста. Левина Ирина Анатольевна 243-577-129... Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первозванного на российском гербе | Инструкция по выполнению теста Тест состоит из 90 утверждений (вопросник),... Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста | ||
Инструкция по установке 5 Инструкция по использованию программного обеспечения 6 Лабораторная работа № Моделирование функционирования алу при выполнении операции сложения/вычитания над числами с фиксированной точкой... | План работы школьной библиотеки муниципального бюджетного общеобразовательного... ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного... | ||
Инструкция по выполнению работы Для выполнения теста потребуется изучить материал учебника по информатике для 8 класса (Н. Угринович Информатика и икт. Базовый курс.... | Инструкция по выполнению работы Для выполнения теста потребуется изучить материал учебника по информатике для 9 класса (Н. Угринович Информатика и икт. Базовый курс.... | ||
Инструкция для учащихся 8 класса по выполнению итогового теста Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... | Инструкция по выполнению работы ... |