Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина





Скачать 91.31 Kb.
НазваниеКонтрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина
Дата публикации13.08.2013
Размер91.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА ПО МАТЕМАТИКЕ

Лилия Геннадьевна Мухина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Новая законная реальность нашего образовательного пространства – ЕГЭ. Это достаточно тяжелый марафон для выпускников школ, их родителей и учителей, вся деятельность которых должна быть направлена на успешную сдачу ЕГЭ. А систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Контролирующую, состоящую в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда;

Обучающую, заключающейся в совершенствовании знаний и умений, их систематизации, в повторении и закреплении изученного материала, в применении знаний и умений в новой ситуации;

Диагностическую, заключающейся в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок;

Прогностическую, состоящую в получении опережающей информации об учебно-воспитательном процессе, необходимой для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала;

Развивающую, состоящую в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей, в развитии их речи, памяти, внимания, воображения, воли и мышления, проявления таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности;

Ориентирующую, состоящую в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом, позволяющей ориентировать учащихся в их затруднениях и достижениях, помогающей учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности;

Воспитывающую, состоящую в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, в воспитании дисциплины, аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Оценка и контроль должны быть целенаправленными, объективными, всесторонними, регулярными и индивидуальными. Раскроем эти принципы подробнее.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля.

б) Объективность оценки и контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля.

в) Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности.

г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

д) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)

Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)

В соответствии с формами обучения на практике выделяют формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный, самоконтроль, тестовый.

Индивидуальный контроль.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Групповой контроль.

При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели групповую форму контроля применяют:

а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала;

б) При выделении приемов и методов решения задач;

в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

Фронтальный контроль.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

Взаимный контроль.

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний учащихся.

Самоконтроль.

Необходимо прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Существуют некоторые приемы формирования критического отношения учеников к результатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решения ряда примеров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые надо обнаружить.

Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обычной житейской смекалке.

Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения математике является указание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками друг другу). Некоторым учащимся в случае трудоемких заданий вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки.

Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе учащихся, определенное место занимают задания с программированным контролем. Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы учащихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.

Тестовый контроль.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся используют тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание ученика. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

Методы контроля:

-устная проверка,

-проверка письменно-графических работ,

-проверка практических работ,

-проверка домашнего задания,

-математический диктант,

-организация самостоятельной работы,

-организация контрольной работы,

-тестовая система,

-зачетная система.

Виды контроля:

- текущий;

-рубежный;

-промежуточный;

-итоговый.

Наряду с привычными средствами осуществления контроля (ручные, печатные, механические, электрические и т.д.), существуют современные: компьютерные, сетевые.

Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.

В качестве подтверждения моих слов рассмотрим некоторые применения компьютера для организации контроля деятельности учащихся.

  1. Контроль в форме игры. Презентация «Игры» 5 слайд и «Обыкновенные и десятичные дроби»

  2. В качестве обучающего контроля: теоретический тест «Соотношения между сторонами и углами треугольника» слайд 2 и 3.

  3. Для проверки теории можно применять математические диктанты. Например, по теме «Окружность». Учащиеся самостоятельно отвечают на 8 вопросов, а затем осуществляют проверку.

  4. Математический диктант можно применять и для решения задач, например, по теме «Область определения» Учащиеся решают задания двух вариантов с последующей проверкой.

  5. Нельзя не сказать об использовании ЭОР в процессе обучения математике, и в частности для осуществления контроля. Учитель должен уметь использовать интернет – ресурсы для осуществления своей деятельности. Примерами таких ресурсов могут служить образовательные сайты: Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов fcior.edu.ru и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов collection.edu.ru.

  6. OMS модуль « Виды треугольника» с подсказкой.

  7. OMS модуль «Теорема Пифагора» со звуком.

  8. OMS модуль «Показательные и логарифмические уравнения» решения выбираются стрелками, в окошках пишем с помощью формул.

  9. Контроль знаний 11 класс.

  10. Папка «Первообразная и интеграл»

  11. В качестве подготовки к ЕГЭ можно использовать онлайн -тесты на сайте eqe.yandex.ru .



Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока, что и было вами увидено.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconРеферат. Тема: Марийский народный календарь
Выполнила ученица 9 класса Мухина Ольга. Майшанова Ирина Геннадьевна – учитель икн
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина icon1 Понятие трудового права, предмет, метод, система, значение ок 1,...
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «Трудовое право»
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconАнализ результатов государственной итоговой аттестации по математике
Краткая характеристика контрольно-измерительных материалов ГИА-9 по математике в 2012 году
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconПб Выдомская Лилия Владимировна, преподаватель литературы и русского языка
Система работы над прозаическим произведением как способ активизации мыслительной деятельности учащихся
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconМолостова Лилия Федоровна Приложение №7
Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconОтчет о работе Контрольно-счетной палаты мо «Иволгинский район»
Федеральным законом от 07. 02. 2011№6-фз «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской...
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconСамостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике
Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения...
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconОценка эффективности деятельности контрольно-счетных органов
Контрольно-счетного органа – ревизионной комиссии Белогорского района Савватеевой Ю. С
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconКонтрольно-счетная палата
Контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ за I квартал 2011 г подготовлена в соответствии с требованиями статьи 24 Положения «о контрольно-счетной...
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconМетодические рекомендации по разработке Контрольно-измерительных...
Требования к оформлению Комплекта контрольно-измерительных материалов (кимов) по учебной дисциплине
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина icon1 История как наука
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «История»
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина icon1. Семейное право в системе права Российской Федерации ок 2, ок 4, ок 5, ок 7- 9, пк 1
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «Гражданское право»
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconРазумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц. (должность, Ф. И. О.,...
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconРазумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц. (должность, Ф. И. О.,...
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н. В. Егорова. — М.: Вако, 2009. — 96 с. — (Контрольно-измерительный...
Контрольно-оценочная система по математике лилия Геннадьевна Мухина iconЗаседание Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Брянской...
Шинкарев Владимир Александрович – председатель Ассоциации контрольно-счетных органов Брянской области, председатель Контрольно-счетной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск