Анализ работы за 2012-2013 учебный год
заместителя директора по ИКТ МОБУ «ООШ №1» г. Ясного Оренбургской области
Рапоткиной Оксаны Михайловны
Коллектив школы продолжил работу над проблемой «Формирование ИКТ - компетентности у педагогов для внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса посредством использования ИКТ для повышения качества образования учащихся». С 2010 года в школе разработана Программа информатизации.
Основными задачами, решаемыми в 2012-2013 учебном году, были следующие:
1. Создание системы формирования ИКТ-компетентности администрации и педагогов.
2. Совершенствование управленческой деятельности на основе использования ИКТ.
3. Создание единой базы данных об использовании ИКТ в образовательном процессе педагогами школы.
4. Пополнение школьной медиатеки.
5. Расширение материально-технической базы процесса информатизации.
6. Развитие сайта школы.
Основные мероприятия по информатизации образовательного процесса были следующие:
1. Организация обучения учителей размещению материалов в сети Интернет.
2.Сбор и систематизация информации для создания базы данных ОУ.
3.Работа с программными комплексами «1С:ХроноГраф Школа 2.5», «1С: Школьная библиотека», «ХроноГраф 3.0 Мастер».
4.Сбор материала для создания медиатеки.
5.Описание материалов медиатеки.
6.Составление тематического планирования с включением уроков с использованием ИКТ.
7.Осуществление контроля тематического планирования.
8.Составление расписания работы кабинета информатики с учетом проведения уроков с использованием ИКТ учителями-предметниками.
9.Систематическое обновление школьного сайта.
10.Участие в муниципальных, региональных конкурсах уроках с применением ИКТ.
11.Подготовка научных, исследовательских, творческих работ участниками НОУ с использованием ИКТ.
Работа по информатизации школы была начата в 2004 г. Анализ ситуации показывает, что за прошедший период достигнуты определённые результаты. Школа имеет следующее техническое обеспечение для использования ИКТ в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.
Техническая оснащенность
| № п/п
| Показатель
| Значение
| 8
| Количество компьютеров (всего)
| 29
| 9
| Количество компьютеров, используемых в учебном процессе
| 25
| 10
| Количество компьютеров, используемых в административных целях
| 4
| 11
| Количество классов (учебных помещений), оснащенных средствами вычислительной техники
| 1
| 12
| Количество компьютеров, используемых в классах (учебных помещениях)
| 9
| 13
| Количество переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе
| 3
| 14
| Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) школы
| Сеть существует
| 15
| Количество компьютеров, подключенных к ЛВС школы
| 18
| 16
| Количество IBM-совместимых компьютеров аналогичных Intel Pentium I и ниже с монитором
| нет
| 17
| Количество IBM-совместимых компьютеров выше Intel Pentium II с монитором
| нет
| 18
| Количество IBM-совместимых компьютеров выше Intel Pentium
III с монитором
| нет
| 19
| Количество IBM-совместимых компьютеров выше Intel Pentium
IVс монитором
| 3
| 20
| Количество IBM-совместимых компьютеров Intel Pentium D с монитором
| 2
| 21
| Количество IBM-совместимых компьютеров Core Duo Core 2 Duo с монитором
| 11
| 22
| Количество IBM-совместимых компьютеров Celeron с монитором
| 11
| 23
| Количество IBM-совместимых компьютеров AMD Athlon с монитором
| 1
| 24
| Количество принтеров
| 4 (ч/б 2, ц 2)
| 25
| Наличие (количество единиц) презентационного оборудования (проекторы, видеопроекторы), используемого в учебном процессе
| 9
| 26
| Количество сканеров
| 2
| 27
| Количество ИАД
| 4
| 27
| Другое
| Документ – камера - 2
Ксерокс -1
Видеокамера – 1
Цифровой фотоаппарат – 1
МФУ -2
Веб – камера -2
|
|
| Интерактивная система голосования «Votum» - 1 комплект (1 пульт учителя, 6 пультов учащихся)
|
Результаты работы
Модернизация материально-технической базы.
В настоящее время в школе 29 персональных компьютеров: 9 в компьютерном классе, 4 - на рабочих местах директора, заместителей директора, секретаря, один в библиотеке. Школа имеет 3 переносных персональных компьютера – ноутбука, шесть принтеров (2 черно-белых, 4 цветных), 2 сканера, 3 МФУ, 9 мультимедиапроекторов с экраном, цифровую видеокамеру, 4 интерактивных доски, 1 цифровой фотоаппарат, 2 веб – камеры, 2 документ - камеры. Доступ в Интернет по выделенной линии имеют 18 компьютеров.
В 2012-2013 учебном году были приобретены для 1 класса ФГОС 1 рабочее место учителя в составе: документ – камера, 1 ч/б принтер, интерактивная доска, для кабинета информатики установлены для всех ПК беспроводные USB – адаптеры.
В школе имеются цифровые учебные материалы, программное обеспечение «Первая помощь 1.0», «Первая помощь 2.0». В этом учебном году на всех компьютерах было установлено лицензионное программное обеспечение.
Не все программные продукты из стандартного базового пакета программного обеспечения (СБППО) установлены и используются в работе педагогическими работниками МОБУ «ООШ №1» г.Ясный. Данная ситуация связана с наличием недостаточно мощного компьютерного оборудования.
Анализируя состояние материально-технической базы, постепенно происходит улучшение. Но мы понимаем, что этого недостаточно.
Главная цель на данном этапе информатизации школы - это создание единого информационного пространства, а для этого необходимо дооборудовать учебные кабинеты мультимедийными проекторами, создать кабинеты-лаборатории по предметам естественно-научного цикла (физика, химия, биология), необходимо увеличение памяти компьютеров в кабинетах учителей для использования различных программ учителями при подготовке к урокам.
2. Углубление содержания образовательного процесса через информатизацию школы
Сайт школы
В 2011 -2012 учебном году был создан и выложен в глобальную сеть Интернет новый официальный сайт школы (адрес: http://yasnsoch.ucoz.ru/).
В него вошли следующие тематические страницы:
Главная страница
Новости школы
Каталог файлов
Форум
О школе
Нормативные документы
ННШ
Кадровый состав
Учебная деятельность
Методическая работа
Воспитательная деятельность.
Гражданско–патриотическое воспитание
Информатизация школы
Итоговая и промежуточная аттестация
Президентские спортивные состязания
ФГОС
ОРКСЭ
Дистанционное образование.
Полезные ссылки
ДОЛ "Росинка"
Фотоальбомы
Тесты
Видео
На протяжении этого года была выработана система работы с сайтом, создана команда, которая сделала его порталом школы. Содержание сайта наполнено тем объемом информации, которым наполнена жизнь школы. В следующем учебном году планируется продолжить работу над обновлением содержания школьного сайта, добавить видео, вести с уроков.
Работа с единой информационной базой данных школы
В 2012-2013 учебном году продолжается работа с основной единой информационной базой школы средствами программного пакета "1С: ХроноГраф Школа 2.5", который представляет собой многофункциональную информационную систему администрирования деятельности ОУ. В программе «ХроноГраф 3.0 Мастер» создается расписание уроков.
Повышение ИКТ компетенции учителей
Педагогические и руководящие работники владеют средствами ИКТ - 100 %, педагоги используют компьютерную технику в процессе обучения и во внеурочной развивающей деятельности на 100 %.
Учителя имеют существенный опыт использования компьютера на разных этапах урока, делятся опытом с учителями на школьных и районных методических объединениях. За последний год увеличилось количество учителей, использующих ИКТ, что составляет 100 %.
Учителями школы размещаются материалы в сети Интернет, на образовательных сайтах, таких как Открытый класс, zavuch.info, Сеть творческих учителей.
Пополняется школьная медиатека уроков с использованием ИКТ.
За 2012 – 2013 учебный год было проведено 1732 урока с применением ИКТ.
Повышение ИКТ компетенции учащихся
Учащиеся 5 – 9 классов изучают курс информатики с уклоном на пользовательские аспекты по учебному плану. Большинство из них успешно осваивают пакет офисных программ, уверенно работают с учебными, информационными, игровыми программами, готовят на компьютере рефераты, презентации по предметам, создают и отрабатывают текст и графику. Ребята вместе со своими учителями - наставниками применяют информационные технологии при подготовке к участию в школьных и районных научно-исследовательских конференциях, в конкурсах творческих работ, презентаций.
В 2012-2013 учебном году продолжилась работа по повышению качества ИКТ компетенций учащихся. Результатом этой работы были призовые места в муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь», в котором принимали участие учащиеся 4 "А" класса. Лобанова Дарья заняла II место, была награждена грамотой за проект «Театр кукол», Близнюк Майя была награждена дипломом участника за проект "Восхитительный мир цветов моей семьи", Цвень Саша награжден дипломом участника за проект «Безопасность моего дома».
В VI региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников в г. Орске учащиеся 4 "А" класса Цвень Александр, Лобанова Дарья и Близнюк Майя стали лауреатами конкурса.
Ученики 4 «А» класса Близнюк Майя, Журкабаев Мерген, Захаренко Алена, Цвень Александр и классный руководитель 4 "А" класса Кудрявцева Анна Николаевна участвовали в областной научно – практической конференция «Юность. Наука. Третье тысячелетие». Близнюк Майя была награждена дипломом II степени в номинации «Первые шаги в экологии», Журкабаев Мерген со своим проектом «Учительская летопись моей семьи» был награжден дипломом II степени в номинации «Первые шаги в краеведении», Захаренко Алена за проект «Любимое лакомство» была награждена грамотой в номинации «Первые шаги в экологии» и грамотой «Всероссийского общества охраны природы», Цвень Александр был награжден грамотой в номинации «Первые шаги в экологии» и грамотой «Всероссийского общества охраны природы».
В региональном конкурсе творческих работ «Моя история – история России» коллектив 4 «А» класса был награжден дипломом победителя за фотопрезентацию «Мой город из моего окна» в номинации Фоторабота (слайды), «История города».
В муниципальной конференции «Мы – будущее 21 века» принимали участие учащиеся 8 «А» класса Кушпанова Джамиля и Завгородняя Мария с проектом «Изучить себя смогу и здоровье сберегу» (руководитель учитель биологии вышей кв. категории Спичакова О.Г) и были награждены дипломом.
Ерина Анастасия, ученица 9 «Б» класса со своим проектом на тему «Моя школа – вчера и сегодня» (руководитель учитель истории и обществознания 1 кв. категории Шарипова Ф.Ш.) заняла место в г. Оренбурге в школе – интернате для одаренных детей на областной научно – практической конференции, а проект «Жаргонизмы в речи школьника» (руководитель учитель русского языка и литературы 1 кв. категории Шинкоренко Г.В.) был награжден дипломом III степени в муниципальной конференции «Мы – будущее 21 века».
Все перечисленные учащиеся принимали участие в школьном конкурсе исследовательских проектов. Также в школьном конкурсе защищали свои проекты следующие учащиеся:
№
| Класс
| ФИ ученика
| Руководитель
| Тема проекта
| 1
| 8а
| Захаренко Алексей
| Ильина Н.О
| Теорема Пифагора
| 2
| 8а
| Солдатова Наталья, Жаркимбаева Жамиля
| Ильина Н.О.
| Квадратные уравнения
| 3
| 9а
| Муталиев Айдос
| Мальцев А.А.
| Обеспечение противопожарной безопасности на железнодорожном транспорте
| 4
| 9б
| Ибрагимова Тамила
| Шинкоренко Г.В
| Фразеологизмы в рассказах А.П. Чехова
|
Учащиеся рассказывали цели и задачи своей работы, методы и ход исследований, делали выводы и отвечали на вопросы аудитории. Все выступления сопровождались презентацией, а каждый из присутствующих мог посмотреть печатный вариант проекта. Учащиеся в ходе своей исследовательской работы анкетировали детей и взрослых, консультировались у специалистов, ставили эксперименты и опыты, и результаты этого труда отмечены не только школьным коллективом. Школьная конференция подвела итоги работы научного общества учащихся под руководством Шинкоренко Г.В., Кудрявцевой А.Н, Шариповой Ф.Ш., Спичаковой О.Г., Мальцева А.А..
На базе школы проходили курсы технологии и бизнеса по международной программе «Intel. Путь к успеху» для 12 учащихся 8»Б» класса (руководитель Тасмухамбетова Б.К.). По окончанию курсов слушатели получили сертификаты. Участие в таких конкурсах позволяет учащимся совершенствовать знания, умения и навыки работы с компьютером, компьютерными программами и технологиями.
С 2009 года учащиеся школы активно участвуют во Всероссийском конкурсе – игре «КИТ». Ежегодно количество участников растет. В этом учебном году в конкурсе – игре «КИТ» принимали участие 54 учащихся (в районе 172), в том числе учащихся 2 класса – 4 чел (в районе 5), 3 класса- 13 (в районе 37), 4 класса - 16 (в районе 21), 5 класса – 0 (в районе 12), 6 класса – 7 (в районе 21), 7 класса – 6 (в районе 18), 8 класса – 6 (в районе 42), 9 класса – 2 (в районе 10).
В конкурсе – игре «КИТ» Коваленко Игорь, учащийся 7 «Б» класса занял 3 место в районе, Цвень Александр (4»а» класс) – 3 место, Омарова Алина (2 «А» класс) – 1 место в районе.
Количество участников по параллелям
Команда школы в составе Коваленко Игоря (7 «Б» класс), Иванова Александра (7 «Б» класс), Кулешовой Виктории (7 «А» класс), Никулина Артема (6 «А» класс) принимала участие в муниципальном конкурсе «Информашка – 2012» и была награждена дипломом.
На областной заочный конкурс «Мир компьютерных технологий» были представлены работы учащихся, номинация «Компьютерная графика»
1. «Удивительный мир космоса» -Тайлянов Рустам, 5 «А» класс
2. «Родные просторы» - Коваленко Игорь, 7 «Б» класс – диплом 1 степени.
3. «Портрет девушки» - Кулешова Виктория ,7 «А» класс – диплом III степени
4. «Натюрморт» - Ерина Анастасия, 9 «Б» класс
Выводы.
При реализации поставленных задач на данный момент получены следующие результаты:
· Педагоги овладевают навыками использования ИКТ в образовательном процессе, что позволяет внести изменения в его содержание и организацию, это, соответственно, влияет на качество образования учащихся.
· С помощью созданной единой базы данных об использовании ИКТ в образовательном процессе педагогами школы организован обмен опытом среди педагогов.
· В медиатеке собраны и систематизированы цифровые учебные и программно-методические материалы для использования учителями и учащимися.
· Активизируется процесс самообразования педагогов.
Проблемы.
Однако наряду с положительными моментами в результате анализа были выявлены проблемы.
Недостаточно использование ИКТ в управленческой деятельности, не создано информационное взаимодействие между администрацией и педагогами (отчетность, контроль и учет успеваемости и качества образования, взаимообмен информацией в электронном виде).
Показателями достижения результатов мы считаем
- сформированность ИКТ-компетентности администрации и педагогов школы;
- изменения в управлении образовательным процессом (базы данных, отчетность, взаимообмен информацией в электронном виде);
- изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы (формирование у школьников навыков самообразования, обучение способам деятельности, формирование коммуникативных навыков и навыков работы с информацией);
- изменения в методах и организационных формах работы учителей и учащихся за счет использования ИКТ;
- наличие и использование медиатеки;
- улучшение технической оснащенности;
- участие учителей и учащихся в дистанционных курсах, конкурсах, проектах, олимпиадах;
- состояние и использование школьного сайта.
Ключевыми критериями оценки результатов можно считать:
- выполненность поставленных задач;
- очевидность появления изменений (новая техника, программное обеспечение, ИКТ на уроке в ежедневной практике);
- доступность ИКТ (график, время доступа к технике, к программному обеспечению);
- эффективность применения ИКТ (в практике преподавания, в детских результатах).
Заместитель директора по ИКТ: О.М. Рапоткина |