Цели и задачи дисциплины
1.1. Целью дисциплины является пpиобpетение студентами теоретических и практических знаний по основным методам построения интернет-приложений.
Задачей дисциплины является ознакомление студентов с основными интернет-технологиями и развитие навыков создания с их помощью web-представительств предприятий и организаций.
Дисциплина основывается на базовых дисциплинах, входящих в учебный план: "Информатика программирование", "Базы данных", "Проектирование информационных систем", "Информационная безопасность".
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:- основные понятия о сети Интернет, о принципах построения интернет-приложений, об особенностях использования web-приложений в деятельности фирмы или организации | Студент должен уметь:
- проектировать и разрабатывать web-представительство фирмы и компоненты сетей intaranet и extranet;
- работать с современными программными средствами и технологиями;
| Студент должен иметь представление о способах оценки экономической эффективности web-приложений
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» (Темы: «Техническое, информационное и программное обеспечение сетей», «Структура и организация функционирования сетей (глобальных, региональных, локальных)»).
«Проектирование информационных систем» (Темы: «Проектирование информационной системы (ИС)», «Понятия и структура проекта ИС», «Требования к эффективности и надежности проектных решений»).
«Информационная безопасность»(Темы: «Основные технологии построения защищенных ЭИС»).
«Базы данных»(Темы: «Распределенные БД», «Коммерческие БД», «Организация процессов обработки данных в БД»)
| Маркетинг и информационный бизнес
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| Тема 1. Введение. Предмет и содержание курса.
Лекция: Цели и задачи создания web-представительства фирмы. Способы использования internet-технологий в коммерческой деятельности фирмы. Принципы создания web-представительства. Формы присутсвия фирмы в сети Internet.
| М, П, Д
| 1
| 2
| Лабораторное занятие: Создание web-сайта фирмы с помощью языка HTML и технологии CSS
| П, ПГ
| 1
| 2
| Практическое занятие: Построение дерева целей использования internet-технологий
| П, ПГ
| 2
| 6
| Тема 2. Основы интернет-технологий.
Лекция: Возможности построения динамических интернет-приложений. Определение интернет-технологии. Классификация интернет-технологий. Клиентские и серверные интернет технологии. Гипертекстовые препроцессоры. Способы взаимодействия с базой данных. Вопросы безопасности использования инетрнет-приложений.
| М, П, Д
| 2
| 2
| Лабораторное занятие: Использования языка сценариев JavaScript
| П, ПГ
| 2
| 2
| Практическое занятие: Определение структуры web-сайта
| П, ПГ
| 3
| 2
| Тема 3. Функционирование web-сервера
Лекция: Основные протоколы internet. Протокол HTTP. Механизм взаимодействия web-клиенита и web-сервера. HTTP-запрос, HTTP-ответ. Способы передачи данных различных форматов.
| М, П, Д
| 3
| 2
| Лабораторное занятие: Создание интерактивной анимации в Macromedia Flash
| П, ПГ
| 3
| 2
| Практическое занятие: Разработка базы данных для построения динамического web-сайта
| П, ПГ
| 4
| 4
| Тема 4. Технология CGI
Лекция: Принципы построения CGI-программ. Преимущества и недостатки использования технологии CGI. Web-форма. Способы передачи данных POST и GET. Разбор запроса пользователя при использовании методов POST и GET. Системные переменные. Формирование результата, возвращаемого пользователю. Язык Perl. Особенности CGI-программирования. Вопросы идентификации пользователей нтернет-приложения. Способы поддержки сеансов. Использование Cookies. Области применения технологии CGI
| М, П, Д
| 4
| 2
| Лабораторное занятие: Построение производственной функции средствами регрессионного анализа. Исследование свойств функции.
| П, ПГ
| 4
| 2
| Практическое занятие: Создание серверного приложения с помощью web-компонент Borland Delphi
| П, ПГ
| 5
| 4
| Тема 5. Создание web-приложений с помощью Borland Delphi
Лекция: Возможности использования среды разработки Borland Delphi для нтернет-приложений. Создание CGI- и ISAPI-приложений. Общая схема web-приложения. Web-модуль. Компоненты генерации страницы. Компоненты Tresponse и Trequest.
| М, П, Д
| 5
| 2
| Лабораторное занятие: Создание серверного приложения с использованием PHP
| П, ПГ
| 5
| 2
| Практическое занятие: Проектирование структуры предметной области в терминах языка XML
| П, ПГ
| 6
| 4
| Тема 6. Гипертекстовый препроцессор PHP
Лекция: Возможности php. Использование препроцессора с web-сервером. Особенности синтаксиса php. Взаимодействие с базами данных. Возможности формирования графических изображений.
| М, П, Д
| 6
| 2
| Лабораторное занятие: Создание web-сайта фирмы с использованием языка XML
| П, ПГ
| 6
| 2
| Практическое занятие: Представление документа на языке XML
| П, ПГ
| 7
| 8
| Тема 7. Язык XML
Лекция: Расширяемый язык разметки XML. Сферы применения языка XML. Требования к XML-документам. Способы описания синтаксиса XML – документа. Основные спецификации XML. Описание структуры и синтаксиса XML-документа с помощью DTD и XML-схем. Использование шаблонов XSLT для отображения XML-документов. Язык RDF. Использование XML в электронной коммерции
| М, М, П, Д
| 7
| 2
| Лабораторное занятие: Реализация учебного проекта
| П, ПГ
| 7
| 2
| Практическое занятие: Создание XSLT-шаблона
| П, ПГ
| 8
| 2
| Тема 8. Технология интранет
Лекция: Возможности применения нтернет технологий в корпоративной сети организации. Технологии intranet и extranet. Преимущества использования технологии intranet. Особенности построения приложений для использования в intranet-сети.
| М, М, П, Д
| 8
| 6
| Лабораторное занятие: Реализация учебного проекта
| П, ПГ
| 8
| 2
| Практическое занятие: Оценка экономической эффективности использования интернет-приложений
| П, ПГ
| 9
| 2
| Тема 9. Вопросы выбора internet-технологии для создания web-представительства
Лекция: Выбор компонентов построения интернет-приложения. Использование методики сравнения сложных систем по критерию функциональной полноты. Использование экспертных методов. Вопросы экономической эффективности web-представительства.
| М, М, П, Д
| 9
| 2
| Практическое занятие:Вопросы выбора интернет-технологии для реализации web-представительства фирмы
| П, ПГ
|
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
| 2
|
| Перечень индивидуальных заданий составляется в начале первого семестра и выдаётся студентам. В конце семестра рассматриваются созданные студентами учебные интернет-приложения..
| Э
| Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
|
1-6 7-9 10-
14
15-18
|
28 32 32
29
|
Задания на самостоятельную работу студентов
Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по программе дисциплины.
Дополнение конспектов лекций и отчётов по лабораторным занятиям (по основной и дополнительной литературе).
Подготовка к лабораторным занятиям (ознакомление с методическими рекомендациями, повторение теории и выполнение подготовительных заданий, ведение протокола и оформление отчёта по лабораторным работам).
Подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам. .
|
И
И
Д,
|
|
| Перечень вопросов (тем рефератов) для самостоятельной работы
Интернет-технологии. Определение. Виды интернет-технологий
Клиентские интернет-технологии
Возможности языков JavaScript и VBScript
Серверные интернет-технологии
Технология CGI
Система ASP
Система PHP
Возможности систем Microsoft IDC и Cold Fusion
Особенности CGI – программирования
Реализация взаимодействия с клиентом в CGI-программах
Создание серверных приложений с помощью Borland Delphi
Объекты Tresponse и Trequest в Borland Delphi
Компонент TpageProducer в Borland Delphi
Расширяемый язык разметки XML
Требования к XML-документам. Способы описания синтаксиса XML – документа
Основные спецификации XML
Описание структуры и синтаксиса XML-документа с помощью DTD
Использование шаблонов XSLT для отображения XML-документов
Технология интранет
Преимущества и недостатки использования технологии интранет
|
|
|
| Содержание типовых рефератов
1 Титульный лист (включая: содержание и список источников информации)
2 Основная часть: реферат по теме
3 Виды алгоритмической реализации
4 Список сокращений, терминов - 1 стр.
5 Библиографические записи ( список литературы 1 стр.).
|
|
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1. Использование информационных ресурсов и баз данных Internet
| www.osp.ru, www.citforum.ru, www.xml.org, www.php.net, www.w3.org, www.i2r.ru, www.rusdoc.ru
| 2. Применение обзоров программных систем и сред обработки, передачи и хранения информации
| Отдельный перечень (по материалам конференций, семинаров, презентаций, выставок).
| 3. Применение инновационных методов работы со студентами
| Построение учебных web-приложений
|
Средства обучения
Информационно-методические
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок
| Наличие в библиотеке
| Основная литература
|
| 1. Браун М., Ханикатт Д. HTML 3.2 в подлиннике. – СПб.: BHV, 1998
| +
| 2. Хубаев Г. Н. Экономическая оценка потребительского качества программных средств: Текст лекций /РГЭА.- Ростов н/Д., 1997.
| +
| 3. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. - СПб.: Питер, 2002, 480 с.
| +
| 4. Храмцов П. Основы web-технологий. – М.: ИНТУИТ, 2003, 512 с.
| +
| 5. Холзнер С. XML: Энциклопедия: Перевод с английского. – СПб.: Питер, 2004, 1100 с.
6. Архенгельский А.Я. Delphi 7: Справочное пособие. – М.: Бином, 2004, 1024 с.
| +
| Дополнительная литература
|
| 1. Вебер Д. "Технология Java в подлиннике", СПб: BHV-Петербург, 1997, 1104 с.
| +
| 2. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.
| +
| 3. ASP XML для профессионалов: Перевод с английского / Бартси М., Блэр Р., Болоньи Л. и др. – М.: Лори, 2001, 704 с.
| +
| 4. Дмитриева М.В. Java Script: Самоучитель. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001, 499 с.
| +
| 5. Дронов В.А. Macromedia Flash MX. СПб.: БХВ-Петербург, 2003, 848 с.
| +
| 6. Мазуркевич А., Еловой Д. PHP: Настольная книга программиста. М.: Новое знание, 2004, 479 с.
| +
| 7. Шапошников И. В. Интернет-программирование . – СПб.: БХВ-Петербург, 2000, 224 с.
| +
| 8. Коннален Дж. Разработка Web - приложений с использованием UML. – М.: Вильямс, 2001, 285 с.
| +
| 9. Ганеев Р. М. Проектирование интерактивных Web-приложений: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, Радио и связь, 2001, 272 с.
| +
| 10. Байенс Дж.Разработка баз данных для WEB шаг за шагом + приложение. – М.: ЭКОМ, 2001, 624 с.
| +
| Материально-технические
Номер аудитории
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| 212, 210
| Пакет разработчика Denver (Web-сервер Apache, СУБД MySQL, PHP, набор утилит)
Система управления контентом Mambo
| Моделирование, обучение,
демонстрация
|
Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
Упражнения и контрольные вопросы для текущего контроля Разработать web-форму конвертера валют с помощью JavaScript
Разработать web-страницу с анимацией с помощью JavaScript
Разработать web-страницу со списком товаров. При выборе товара в новом окне выводится информация о нем (с помощью JavaScript)
Разработать XML-документ в произвольной выбранной области
Создать XSLT-таблицу для разработанного XML-документа. Содержимое документа должно быть в результате оформлено в виде HTML-страницы
Установить и настроить пакет разработчика Denver
Через web-интерфейс разработать базу данных MySQL в произвольной выбранной области
Создать серверную страницу с помощью PHP
Создать серверную страницу с помощью PHP, содержащую запрос к базе данных
Создать две серверных страницы с помощью PHP, содержащие запросы к базе данных, связанные между собой гиперссылками (например список студентов и сведения о конкретном студенте).
Разработать web-форму, содержащую различные элементы.
Разработать PHP-страницу для сохранения в базе данных результата web-форм
1) Основные интернет-технологии
2) Протоколы и стандарты сети Интернет
3) Язык JavaScript
4) Гипертекстовый препроцессор PHP
5) Системы управления контентом (CMS-сситемы)
6) Язык XML
|
Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
| Следующие записи относятся к п.п.
| Автор С.М. Щербаков
| Зав. кафедрой Г.Н. Хубаев
|
|
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________
УМК-Создание Web-представительства-2010-1-с.
|