Скачать 377.62 Kb.
|
Комитет администрации Заринского района по образованию и делам молодежи муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоманошкинская средняя общеобразовательная школа» Программа научно-исследовательской деятельности в начальной школе Принята на МО учителей Утверждена приказом начальных классов. директора школы № 80/4 Протокол № 1 от 31.08.2010 года от 30.08.2010 года срок реализации программы: 4 года, 1-4 классы Составила программу учитель начальных классов МОУ «Новоманошкинская с.о.ш.» Семенюк Татьяна Михайловна с.Новоманошкино, 2010 ПРОГРАММА научно-исследовательской деятельности “Клуба Мудрой совы” для учащихся начальной школы с элементами проектной деятельности I этап – «Введение в исследовательскую деятельность» II этап – «Формирование исследовательской деятельности» III – IV этап – «Опытно-экспериментальная работа. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация научно-исследовательской деятельности в школе предусматривает создание такой среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является научно-исследовательская деятельность. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных исследований, конечным результатом которых может быть проект. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Исследовательская деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Программа рассчитана на учащихся 1 - 4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 66. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
ЦЕЛЬ: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, интенсивно стимулировать исследовательскую активность младшего школьника, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, вывести личность ребёнка в режим саморазвития, а также вооружить младших школьников средствами и способами научно-исследовательской деятельности в средней школе, развить творческие способности, подготовить к оформлению исследовательских работ. Задачи:
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений. 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Программа курса реализуется через выполнение исследовательской деятельности в «Клубе Мудрой совы» Атрибуты членов клуба: удостоверение (Приложение 1) Удостоверение члена клуба: символ Клуба – Мудрая сова, на развороте – фотография участника и его данные. (Приложение 1,2) Удостоверения вручаются и сохраняются на протяжении нескольких лет. Исследовательский дневник (Приложение 3) Исследовательский дневник это творческие работы члена клуба (рисунки, аппликации, фотографии). В него вписываются темы всех творческих проектов и выступлений участника. Сова:
Девиз клуба: «Свой ум – царь в голове» (народная мудрость) Клятва:
Примерное планирование консультативных занятий в творческой группе
Реализация программы Этапы научного исследования:
На первых этапах работы (1–2-й класс) исследовательская деятельность не соответствует возрастным возможностям, поэтому в 1-2 классах основная цель – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение. Исследовательская деятельность ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью. Исследовательская деятельность имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Представлением исследовательской деятельности чаще всего являются проекты. Проектные задачи, как правило, занимают несколько занятий. Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся. Вторым этапом работы над проектной деятельностью в начальных классах (3–4-е классы) являются коллективные проекты. |
Одно из направлений интеграции общего и дополнительного образования... Принята на заседании кафедры государственные и муниципальные финансы от 2012г | План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе | ||
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных... | Пояснительная записка к программе «введение в проектно- исследовательскую... Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной | ||
В школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской... В течение двух дней 18 и 21 марта в школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской деятельности среди... | Положение об учебно-исследовательской и научно исследовательской работе учащегося Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | ||
Г. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом Программа: Биология 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г | Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной... В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации... | ||
Рабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной... Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98 | Внеклассное мероприятие в начальной школе ... | ||
Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Математика в начальной школе «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят... | Справка по итогам методической недели в начальной школе В школе работает методическое объединение учителей начальных классов. Руководитель Никитина Л. П. Согласно плана работы Марковской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проведен в рамках городского семинара по теме: «Элементы исследовательской деятельности на уроках в начальной школе» 03. 12.... | «Внутренняя система оценки качества образования в начальной школе» Еропова Марина Акимовна, учитель мбоу «сош №8 им. А. С. Пушкина», первая квалификационная категория руководитель временной творческой... |