Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области





Скачать 120.98 Kb.
НазваниеМбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области
Дата публикации02.04.2015
Размер120.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Автор: 

Ишмаева Л.А.

Место работы: 

МБОУ СОШ №3 (г. Петушки) Владимирской области

Специфика медиапроекта по литературе

 

Педагогическая сущность профилизации старшей школы заключается в расширении свободы выбора и индивидуализации обучения.

А. Пинский

Современный образовательный процесс немыслим без внедрения компьютерных технологий обучения. Необходимость осуществления инновационного подхода к процессу обучения обусловила возможность внедрения новой формы итоговой аттестации в виде защиты медиапроекта по литературе.

Как известно, медиа-коммуникативные средства в виде символа, изображения, речи, оттиска, фильма, радио, TV , магнитофонной записи, пластинки и пр., используемые для передачи информации. По мнению Президента Канадской Ассоциации медиаобразования Кристофера Ворснопа, медиа необходимо изучать не только для того, чтобы дать школьникам знания по предмету, но и потому, что медиа сегодня – наша окружающая среда, которую неразумно игнорировать.

Кристофер Ворсноп сформулировал принципы создания медиаурока, которые, на наш взгляд, могут служить и принципами создания медиапроекта, поскольку мы имеем дело с медиаматериалом:

•  медиаматериал – это средство достижения поставленной образовательной цели;

•  медиаматериал содержит только достоверную информацию;

•  медиаматериал ориентирован на определённую социальную группу (в нашем случае – на учеников определённого возраста);

•  медиаматериал ориентирован на соответствие эстетическим нормам;

•  медиаматериал не противоречит идеологическим и ценностным критериям.

Приоритетной целью медиапроекта является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде, формирование целостного мировоззрения, понятия о единстве научного пространства.

Мультимедийная технология, обеспечивая комбинированное воздействие на ребёнка через зрение, слух, моторику, через интеллектуальную работу с текстом, побуждает школьника к активной деятельности.

Мультимедиапроект способствует развитию творческой инициативы школьника, создаёт мотив к разработке новой области знаний, углублению в структуру избранного для анализа текста, выявляет степень сформированности общеучебных (надпредметных) умений. Полученные знания усваиваются более глубоко и прочно, легче восстанавливаются для применения на практике.

Создание медиапроекта позволяет учителю решать не только образовательные задачи по предмету, но и способствует формированию у школьников компонентов информационной культуры, что соответствует основным направлениям «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и « Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в условиях общеобразовательной школы. Набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и других сферах – это основной результат образования на современном этапе. Для достижения этого результата необходимо решение конкретных задач средствами предмета, среди которых приоритетными, на наш взгляд, являются следующие:

•  развитие у учащихся способности самостоятельно добывать необходимые им знания и формировать нужные им навыки, знакомить их с различными способами и технологиями получения информации;

•  увеличение времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательскую работу);

•  оптимизация процесса обучения на основе базовой подготовки учеников по основным направлениям применения ИКТ.

Медиапроект как результат деятельности ученика на определённом этапе овладения предметным материалом позволяет решить поставленные задачи и осуществить компетентностный подход к процессу обучения. Медиапроект как форма итоговой аттестации выпускника выявляет сформированность его ключевых компетенций средствами литературы. Защита медиапроекта имеет общие черты с защитой реферата, но отличается от этой формы итоговой аттестации в силу определённой специфики.

Как и реферат, медиапроект предполагает организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на основе выбранной ими темы, глубокое изучение определённой проблемы, адекватной школьному уровню по объёму и степени научности. Выбор данной формы итоговой аттестации позволяет ученику проявить личностную позицию и продемонстрировать собственную зрелость суждений. Такой подход повышает роль проектно-исследовательской деятельности в осуществлении процесса профилизации в старшей школе.

Этапы работы над медиапроектом совпадают с известными этапами работы над рефератом. Ученик продумывает последовательность операций, формы и способы подачи информации на экран, создаёт связный, логичный, «концентрированный» текст, отражающий проблему, выстраивает адекватный визуальный ряд. Учитель при необходимости помогает ребёнку на всех этапах работы: консультирует, организует, координирует познавательную деятельность, становясь участником субъект-субъектных отношений в процессе обучения.

Основные требования к медиапроекту:

•  в названии проекта должны быть определены чёткие рамки проблемы (темы), которые не должны быть широкими или узкими;

•  медиапроект должен содержать необходимый и достаточный материал, отобранный учеником для рассмотрения проблемы;

•  оптимальный объём – 20-30 слайдов (в зависимости от темы проекта);

•  среди источников (библиография в реферате) должны быть указаны и электронные материалы.

Необходимо приучать школьников делать ссылки на использованные материалы с целью соблюдения этических норм, обязательных при создании научно-исследовательской работы.

В работе над медиапроектом могут быть использованы различные типы средств:

•  материалы на бумажных носителях (тексты, схемы, рисунки, иллюстрации и т. д.);

•  Интернет (поиск информации на образовательных или тематических сайтах);

•  CD -диски;

•  программное обеспечение WINDOWS (дает возможность дополнить медиапроект иллюстрациями, графикой, анимацией, цветом, звуком);

•  PowerPoint (программа для создания презентаций).

Медиапроект должен быть сдан для рецензирования научному руководителю (учителю) за две недели до аттестации. Учитель рассматривает работу, даёт ей письменную оценку в виде рецензии.

Итоговая презентация проекта предполагает соблюдение требований защиты реферата в устной форме в сочетании с демонстрацией слайдов на экране с помощью медиапроектора. Выпускник рассказывает об актуальности проекта, поставленных целях и задачах, о структуре работы, о сделанных выводах, об использованных источниках и т. д.

При выставлении отметки за экзамен учитывается соблюдение учеником формальных требований к медиапроекту: глубокое и логичное раскрытие темы; уместное использование средств визуализации; грамотная, соответствующая нормам русского литературного языка речь; способность выпускника адекватно реагировать на вопросы, понимать их суть, формулировать точные ответы на них.

Традиционно при выборе реферата в качестве формы итоговой аттестации учитывается «проявленный школьником интерес к научным исследованиям в избранной области знаний». На практике это выглядит так: к защите реферата допускаются «отличники» и (реже) «хорошисты». Всё зависит от воли и предпочтений учителя. На наш взгляд, это является некой дискриминацией по отношению к учащимся. Школьники могут не проявлять высокого прилежания в определённой предметной области, да и современная ориентация на профилизацию обучения их оправдывает. При этом ученики могут оставаться творческими, инициативными людьми, способными к исследованию, к выработке собственного мышления. Кроме того, большинство современных школьников обладает достаточными знаниями в области информатики и может работать на компьютере, поэтому данная форма аттестации, на наш взгляд, универсальна.

Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогает ученику целостно воспринимать изучаемый материал и наглядно предъявлять уровень этого восприятия в процессе создания медиапроекта. Презентация проекта на экзамене создаёт и более комфортные условия для выпускника, позволяя снять психологическое напряжение за счёт совмещения изложения теоретических сведений с показом демонстрационного материала в виде символа-опоры.

По сравнению с традиционными работа над медиапроектом имеет определенные преимущества:

•  повышение мотивации к изучению предмета через использование привлекательности (современности) компьютера, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;

•  создание условий для организации самостоятельной работы учеников, развития их познавательной активности, мыслительных способностей, креативности, инициативности;

•  формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, систематизацию материала по теме, выстраивать логические связи и т.д.), что способствует развитию информационной культуры в целом;

•  применение компьютера как адаптивного средства, способствующего профилизации процесса обучения литературе в современных условиях;

•  освоение новых способов технической обработки информации; формирование практических умений по её компьютерной обработке;

•  повышение эффективности презентации учеником результатов своей работы за счёт одновременного сообщения теоретических сведений и демонстрации материала с высокой степенью наглядности.

Интернет-технологии – один из инструментов исследования, источник дополнительной информации по предмету, способ самоорганизации труда и расширения зоны индивидуальной активности ученика.

Результаты учебной деятельности выпускника приобретают не только дидактико-практическую значимость, но и социальную, так как по своей сути медиапроект является цифровым (электронным) образовательным продуктом (ЦОР, ЭОР), который учитель может использовать в качестве наглядного или аналитического, дискуссионного материала на уроках литературы. Рефераты на бумажных носителях в силу своей специфики (объёма текста, способа подачи материала т. д.) обычно пополняют архив педагога, поскольку трудно оперативно продемонстрировать опыт работы школьника в условиях классно-урочной системы, зачастую это возможно только во внеурочной деятельности с ограниченным числом учащихся. Медиапроект за относительно короткий временной промежуток позволяет привлечь к проектно-исследовательской деятельности большее количество учащихся.

В условиях общеобразовательной школы профильное обучение трактуется как необходимость удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и интересы старшеклассников. Используя в своей практике ИКТ, учитель имеет возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися

Важно и то, что создание медиапроекта предполагает овладение учителем-словесником компьютерными и коммуникационными технологиями. Интерес самого преподавателя к новым формам обучения как пример самообразования повышает его авторитет, способствует не только модернизации и оптимизации процесса обучения, но и установлению доверительных отношений со старшеклассниками, созданию комфортных условий учебной деятельности.

 

Размещено:Интернет и образование, Декабрь, Том 2008, № 3


  • Предыдущая статья: Почаева Н.Д. Опыт использования сервисов Веб 2.0 во внеклассной работе по химии

  • Следующая статья Мухотдинова Е.Н. Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

  • Автор: 

  • Мухотдинова Е.Н.

  • Место работы: 

  • МОУ СОШ №18 (о. Муром) Владимирской области

  • Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

  •  

  • В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Это и определяет актуальность представленного опыта работы.

  • Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Эти аспекты рассматриваются в данной статье, а также приводятся модели проектно-ориентированного обучения, описываются некоторые приёмы работы с научным текстом, анализируются результаты деятельности.

  • Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

  • Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Профильное обучение предоставляет новые возможности для организации проектно-исследовательской деятельности школьников.

  • В работе представлена система работы по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся. Этапы формирования исследовательских навыков отражены в следующей схеме:



  • Начальный этап – диагностика мотивационный сферы личности, которая проводится по известным в психологии методикам. В приложении содержатся диагностики креативности, методики изучения творческих и исследовательских способностей школьника.

  • Большую роль в создании мотивационной среды учащихся играет предпрофильная подготовка, предполагающая введение элективных курсов.

  • На занятиях элективного курса «Журналистика. Проба пера» дети учатся работать с дополнительной литературой, самостоятельно проводить социологические опросы и обрабатывать результаты, осуществлять компьютерный набор и вёрстку газеты.

  • Проектные технологии используются при создании школьной газеты, альманаха авторских стихотворений учащихся, при создании обучающих таблиц по русскому языку, при оформлении стенда для кабинета русского языка.

  • Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится на отдельных уроках словесности, русского языка и литературы (мини-исследования, мини-проекты), а также при изучении целой темы. Обобщенная поисковая модель урока представлена в работе.

  • Индивидуализация в обучении позволяет активизировать познавательный интерес учащегося, что является важным условием в саморазвитии личности и самореализации. Это учитывается при разработке программ индивидуального развития учащихся по предметам.

  • Интерес к изучению русского языка и литературы развивается и во внеклассной работе. Возможности совершенствования навыков исследовательской деятельности предлагает научное общество учащихся и школьный музей «Память».

  • Мотивация учащихся – основа их осознанной и успешной деятельности. Повышению интереса к учению способствует элективный курс «Основы исследовательской деятельности». Учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Занятия проводятся в школьной библиотеке, читальном зале, компьютерном классе, кабинете профориентации. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации.

  • Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса (всего 17), которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, в частности, интерактивной доски.

  • Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её – важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

  • Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, межшкольных, окружных и областных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ, на НПК студентов и молодых ученых, проводимых совместно с вузами города. Растёт доля выпускников, обучающихся в высших учебных заведениях по профилю на филологическом факультете, факультетах журналистики, «Лингвистика и межкультурные коммуникации», «Связи с общественностью» и других гуманитарных факультетах.

  • В кабинете русского языка и литературы оформлен стенд «Исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их характерологическим описанием.



  • аким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется в процессе продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Познавательная мотивация побуждает человека к развитию своих склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.
  •  


http://www.openclass.ru/io/3/ishmaeva

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
«Средняя общеобразовательная школа №17» г. Петушки, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития в 2011 –...
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconМетодическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Петушки Владимирской области
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconОтчет о проделанной работе по реализации программы опытно-экспериментальной...
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconГодовой календарный учебный график мбоу «Булатниковская сош» Муромского...

Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconОтдел образования администрации Дубровского района Брянской области...
«Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную...
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconМетодическое пособие в форме исследовательской работы по немецкому...
Место выполнения работы: мбоу сош №4,г. Муром, Владимирской области, ул. Орловская д. 23 «А»
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconУрок 9
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconТесты по географии Владимирской области. Обобщающий контроль знаний...
В международную и Российскую Красную книгу исчезающих животных из представителей фауны В. О. включено
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconУрок обучения грамоте в 1 классе
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconВнести в Устав государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской...
«Функции и полномочия учредителя Библиотеки осуществляет департамент культуры и туризма администрации Владимирской области (далее...
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области icon«Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «свет»
Рф по социальным вопросам Татьяны Голиковой, заместителя Министра образования и науки РФ натальи Третьяк, главного федерального инспектора...
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconУрок занятие 1 класс Тема: «Повторение алфавита»
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconТема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций»
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconРассмотрено на педагогическом совете утверждаю
Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году...
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ифнс россии №5 по Белгородской области приняли участие в проведении общероссийского открытого урока в моу “Пролетарская сош n1 ”,...
Мбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области iconКонкурс «Цветы. Творчество. Красота» август 2 место мбоу «Сыбайкасиснкая оош»
Мбоу «Юнгинская сош», 1 место – Романов Лев «Коробчатые змеи» мбоу «Юнгинская сош», 3 место – Романов Иван «Демонстрационная модель»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск