Ерашева Галина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока «Звуки [Д], [Д´]. Буква Д д»
Цели:
Образовательные:
на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к новому знанию;
составить алгоритм действий и научиться пользоваться им.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
Воспитательные:
прививать интерес к чтению;
воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения.
Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания, групповая работа.
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. учебник азбука для 1 класса, изд. «Просвещение» 2011г.
Время реализации занятия: 40 минут.
Авторский медиапродукт:
мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT;
технологический сценарий занятия;
презентация – последовательная модель;
содержание учебных слайдов.
Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.
Технологии: технология проблемно-поискового обучения.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение,
проектирование, моделирование, анализ.
Оборудование и материалы для занятия:
компьютер, компьютерная система Microsoft Windows XP, медиапроектор, экран;
редактор для создания презентаций POWER POINT, текстовый редактор WORD;
учебник Азбука;
презентация (15 слайдов);
листы-пособия для работы в группах;
карточки с разноуровневыми заданиями;
фишки красного, зеленого и синего цвета на парте каждого ученика.
Авторские комментарии: На уроке ставится проблема, которая решается детьми в процессе совместной деятельности и на основе имеющихся знаний ведётся исследование и выводится новое знание.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
возможность эффективного индивидуального подхода к работе учащихся на уроке (индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения):
интенсификация учебно-воспитательного процесса ( автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;
повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.
Аннотация: Данный урок относится к буквенному периоду темы «Алфавит», входит в блок уроков, изучающих парные звонкие и глухие согласные. На уроке используются методы активного обучения: дидактические игры, игровые и проблемные ситуации, занимательный материал, наглядность, ИКТ, беседа, самостоятельная работа учащихся, самопроверка и взаимопроверка. Используются приемы: артикуляционные упражнения с зеркалом, «слушание горлышка» для определения характеристики изучаемого звука, для развития читательских умений используется прием постепенного наращивания слов, «гнезда» родственных слов, проговаривание, хоровое чтение. В работе с текстом используется чтение «по цепочке», выборочное чтение по вопросам учителя. Для развития кругозора учащихся используется дополнительный материал. На уроке устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи. Урок составлен в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями к обучению в 1 классе: длительность урока – 40 минут, чередование методов и приемов обучения, включение двух физкультминуток, обеспечение двигательной активности учащихся на уроке.
План урока
Структурные элементы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| 1.Организационный момент.
| Проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
| Включение учащихся в учебный процесс.
| 1 мин.
| 2.Актуализация опорных знаний.
| Беседа.
Повторение знаний о звуках.
| Восприятие знаний. Выявление на какие две группы делятся все звуки, диалог с учителем.
| 3 мин.
| 3.Постановка учебной задачи.
| Беседа по заданной проблеме. Наблюдение за деятельностью учащихся.
| Групповая работа.
| 4 мин.
| 4.Физминутка.
| Показ образца выполнения.
| Выполнение совместно с учителем.
| 2 мин.
| 5.Открытие нового знания.
| Беседа по определению способа проверки.
| Проверка по учебнику. Выполнение задания.
| 10мин.
| 6.Алгоритмизация полученного знания.
| Беседа по составлению алгоритма нового знания
| Восприятие,
запоминание.
| 3мин.
| 7.Первичное закрепление.
| Сообщение задания.
| Отработка навыка нахождения звука [д], [д´], буквы Д д.
| 10мин.
| 8. Физминутка.
| Показ образца выполнения.
| Выполнение совместно с учителем.
| 2 мин.
| 8.Диагностика.
| Тестовые задания по проверке нового знания.
| Работа в группах.
| 2мин.
| 9.Итог урока.
| Беседа-диалог.
| Диалог с учителем
| 2мин.
| 12.Рефлексия.
|
| Оценивание своей работы.
| 1мин.
|
Конспект урока
Тема урока: «Звуки [Д], [Д´]. Буква Д д»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: знакомство с буквой Д, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.
Развитие речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.
Этап урока
| Содержание
| Формирование УУД
| I.Организационный момент
| – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
| Регулятивные действия Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
| II.Актуализация опорных знаний.
Улица звуков
| Сегодня мы отправляемся в путешествие. Догадайтесь какая улица нас встречает.
[Т], [т´], [м], [в´], [а], [и], [о], [у].
-Улица звуков.
-Что вы можете рассказать о них? (Гласные и согласные).
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые,мягкие,звонкие, глухие).
Дайте характеристику звукам.
(Дети дают характеристику с помощью сигнальных карточек. Карточки синие, красные, зеленые.)
| Познавательные УУД
Систематизация знаний
| II. Работа над новым материалом.
Фабрика слов
Улица вопросов и ответов
Физкультминутка Слоговая фабрика
Дом советов
Дом знатоков
Рассыпались слова
Азбука знаний
III. Физминутка под музыку
| Дом у дуба, дуб у дома.
Прочитайте сначала медленно, потом быстро. Выявите закономерность.
-Какой звук повторяется?
-Кто догадался, какое новое знание мы сегодня приобретём? (Познакомимся с буквой Д.)
Какую цель поставим себе на уроке? (Познакомиться с новой буквой, звуком, учиться читать слоги и слова с изученными буквами, внимательно слушать учителя, одноклассников, давать полные ответы.)
Предлагаю отправиться на фабрику слов.
-Рассмотрите рисунки, найдите слова, при произношении которых вы слышите звук [д].
(Диск.Азбука. ФГОС. Академический школьный учебник Л.Ф.Климанова.) А сейчас выполните задание.
Прочитайте слова: дети, девочка, Даша, Дима, дятел, дерево .
(Хоровое чтение. Читают дети, умеющие читать)
Прочитайте ещё раз, но только первый слог.
(Хоровое чтение. Читают все дети)
-Какой первый звук вы слышите при произношении всех слов? (Звук [д]).
– Назовите и покажите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. Предлагаю посетиь улицу вопросов и ответов.
–Проведем небольшую исследовательскую работу. Что можете рассказать и доказать про звук[д], и звук [д’]? (Согласный. При произношении этого звука воздух встречает преграду.)
– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
– Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
– Какой же это звук? (Звонкий.) Показ образца выполнения учителем. Нас приветствует слоговая фабрика.
Прочитайте слоги и сделайте вывод.
да до ди ду де
Вывод. В слогах встречаются звуки
[д], [д´].
Звуки [а,о,у] указывают на твёрдость согласного звука [д], звуки [и,е] указывают на мягкость согласного звука. [д´]. А ещё какие буквы указывают на твёрдость и мягкость согласных звуков?
(Работа с лентой букв.)
Звуки обозначаются буквой Д [ДЭ]
А сейчас нас ждёт Дом советов.
Составьте из слогов слова
да,во вода
ти,де дети
дик,пру прудик
Дон лёд лебедь
Предлагается провести наблюдение где встречается звуки [Д], [Д´] ?
Вывод. Звуки [Д], [Д´] встречаются в начале слова, в середине слова, в конце слова.
В конце слов слышится звук [т], [т´], а пишем [д], [д´] Это парный согласный звук.
Задание. По желанию провести своё исследование над парными согласными буквами к следующему уроку. Считается умным тот, кто побывает в Доме знатоков и правильно выполнит задание.
Задание. Прочитайте слова: вода, дети, прудник, Дон, лёд, лебедь.
Посоветуйте какое слово необходимо исследовать, чтобы получить ещё новое знание? (Дон. Это название реки. Формулировка правила.)
Дайте характеристику каждому звуку.
Д – согл., звон.,твёрд.
О – глас., ударн.
н - согл., звон.,твёрд.
Игра. «Рассыпались слова»
Раздаются детям слова (Катя, валентина, Морозов, петрович, Мухтар, Очёр, Кама.)
-Что интересного вы можете нам поведать? Дети читают слова, находят ошибки и формулируют выводы. Азбука знаний приглашает вас поработать с текстом из учебника.
Азбука, с.108, Реки.
-Прочитайте текст и сделайте выводы.
Жужжащее чтение текста.
Дети утром рано встали,
И на лыжах в лес пошли.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
И счастливые пришли.
|
Познавательные УУД
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные УУД
Выделение признаков, характеризующих данный звук.
Коммуникативные УУД
Формирование умения аргументировать
Познавательные УУД
Моделирование, преобразование объекта в модель, где выделены существенные признаки объекта.
Личностные УУД
Осознание алгоритма своего действия
Коммуникативные УУД
Умение объяснять свои действия
Регулятивные УУД
Умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.
|
Море предложений
|
Море предложений. Составить предложение с изученной буквой.
|
Познавательные УУД
Систематизация знаний
| IV. Учебный центр
V. Итог урока
| И вот мы с вами добрались до
Учебного центра
Предлагается поработать в группах.
1.Работа по индивидуальным карточкам.
Чтение текста с карандашом.
*Подчеркнуть в словах букву д и дать характеристику звука.
*Прочитайте название текста.
*Из чего состоит текст?
*На что обратить внимание в тексте? 2. Дифференцированная работа. Работа в паре.
*Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 106 «Умелые руки».
*Задание для нечитающих детей: с. 107 чтение слогов. 3.Подумать и ответить зачем к нам пришёл Доктор Айболит? Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились?
– Что нового и интересного узнали на уроке?
-Что можете сказать про букву и звук [д]?
– Назовите слова с новой буквой.
– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Рефлексия
Мне понравилось
Было интересно
Я узнал
Было трудно
У меня получилось
| Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации из текста. .
Познавательные УУД
Смысловое чтение. Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?
Оценивание усваиваемого содержания.
|
|