Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.)





НазваниеМетодическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.)
страница1/17
Дата публикации22.11.2014
Размер1.43 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > История > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

МБОУ СОШ № 2 г. Петушки Владимирской области

Вершинина А.В., Ермакова Е.А., Швензель Л.А., Яковлева В.А.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Петушки Владимирской области

Петушки – мой край родной

Методическое пособие по краеведению в начальной школе

(реализация в рамках ФГОС с 2011 г.)


А. В. Вершина,

Е. А. Ермакова,

Л. А. Швензель,

В. А. Яковлева,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Петушки
Петушки

2012 г.








Петушки –

мой край родной

методическое пособие

по краеведению в начальной

школе
Составители:

Вершинина Анна Владимировна

Ермакова Елена Анатольевна

Швензель Любовь Александровна

Яковлева Валентина Алексеевна

Редактор: Попова Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой теории и методики воспитания Владимирского института повышения квалификации работников образования

им. Л.И. Новиковой


Подписано в печать

Формат

Усл. печ.

Заказ №

Тираж

Печать

ООО «КНИГИ ДНЯ»

601271, Владимирская область, Суздальский район,

пос. Садовый, ул. Владимирская, 8а.

Тел./факс 8(49231)62430

E-mail: editor@booksofday.com

Сайт Http://booksofday.com

ISBN 978-5-4393-0009-9 © ООО КНИГИ ДНЯ, оформление, 2012

© Авторы-составители, 2012

©













Управление образования администрации Петушинского района
Петушки –

мой край родной

методическое пособие

по краеведению в начальной школе

Петушки

2012

ББК  74.200.585.4

П31

Рецензенты:

Индюкова Таисья Ивановна, методист кафедры начального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой

Попов Александр Викторович, заведующий кафедрой истории и культуры Владимирского филиала Нижегородского государственного лингвистического университета, к.и.н., доцент
П31 Петушки – мой край родной. Методическое пособие по краеведению в начальной школе /Сост.: А.В. Вершинина, Е.А.Ермакова, Л.А.Швензель, В.А.Яковлева, под ред. И.Н.Поповой.- Владимир: КНИГИ ДНЯ, 2012. - 96 С.

Настоящее пособие – это проект, выполненный группой учителей начальной школы МБОУ СОШ № 2 г. Петушки. Актуальность проекта продиктована запросом времени на воспитание юных граждан в духе патриотизма и ответственности за будущее своей Родины.

Оформленные в методических разработках внеурочных занятий материалы пособия представляют многолетний опыт работы педагогов по краеведению с учащимися школы I ступени.

Настоящая публикация представляет интерес для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных руководителей и других специалистов, осуществляющих воспитательный процесс посредством изучения родного края.

ISBN 978-5-4393-0009-9

© ООО КНИГИ ДНЯ, оформление, 2012

© Авторы-составители, 2012

©

Введение. Краеведение в начальной школе

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев
Начальная школа – это особый этап в жизни каждого ребёнка. Он связан с многочисленными процессами его взросления и социализации:

    • «с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

    • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

    • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

    • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

    • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

    • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения»1.

Учитывая интенсивность процессов формирования настоящих новообразований в жизни каждого ребенка 7-10 лет, цель образования в этот период ориентирована на многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, способствовать формированию исследовательской культуры школьника во внеучебной, творческой, проектной, поисковой деятельности. «Мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – мыслящей матери растущего организма» (В.А. Сухомлинский).

Здесь учителю начальных классов поистине принадлежит роль первооткрывателя в реализации системного подхода по освоению регионального историко-культурного наследия посредством организации краеведческой деятельности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие». Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются периодическая печать (газеты, журналы, альманахи); художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность); архивные фонды, фонды музеев; всякого рода планы и карты; материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры); материалы статистики; устные свидетельства старожилов.

Как показывает практика, существуют различные уровни изучения краеведения в начальной школе:

– получение «готовых» знаний о крае из рассказа учителя, демонстрации фото и видеоматериалов, посещения экскурсий;

– самостоятельное приобретение знаний, активизирующих познавательную деятельность через рассказы очевидцев, членов семьи, изучение материалов местных изданий.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, отбор краеведческого материала и его включение в содержание образования осуществляется с учетом следующих аспектов:

  • отбор знаний актуальных для ребенка;

  • развитие познавательного потенциала посредством включения новой информации;

  • стремление к высокой степени аффективности информации, ее эмоциональной насыщенности;

  • введение заданий, основанных на моделировании, изобразительном творчестве, ориентированных на продуктивность деятельности детей;

  • формирование осмысленного переноса содержания информации на другие сферы познания, что способствует раскрытию общих закономерностей в окружающем мире;

  • обеспечение освоения культурных форм существования в социуме, формирование социально востребованной модели поведения.

Введение элементов краеведения в структуру уроков и внеурочных занятий в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

С чего для ребёнка начинается Родина? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей… Со временем, постепенно понятие «родной дом» расширяется: и это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже – Россия, и, наконец, планета Земля – наш общий дом.

Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Основная задача при изучении родного края в этот период заключается в формировании у школьников образа своего родного города – интересного и привлекательного.

Наш город, Петушки, младшим школьникам необходимо показывать через объекты, близкие ребятам: их дом, улицу, ближайший парк, речку, доступные для восприятия школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны получить простейшую информацию о его жизни в прошлом и сегодня, сведения о его географии, центрах культуры и знаменитых гражданах.

Творческим коллективом учителей начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Петушки - Вершинина Анна Владимировна, Ермакова Елена Анатольевна, Швензель Любовь Александровна - под руководством заведующей кафедры теории и методики воспитания И.Н. Поповой, к.п.н., доцента, в рамках педагогического эксперимента был разработан и реализуется проект «Моя малая Родина». Результатом деятельности по проекту стало настоящее методическое пособие по краеведению в начальной школе.

Цель деятельности по проекту – разработать и внедрить в практику педагогической деятельности методические рекомендации по организации патриотического воспитания учащихся в начальной школе средствами краеведения.

На первом этапе проекта было изучено состояние данной проблемы в теории и педагогической практике учителей Петушинского района. Проведено изучение состояния методического обеспечения краеведческой деятельности в начальной школе в г. Петушки и Петушинском районе, на основе которого сформулирован социальный заказ на разработку методического пособия краеведческой направленности для начальной школы.

Второй этап включал в себя разработку и апробацию занятий методического пособия для 1–4 классов «Петушки – мой край родной», которое является первой ступенью патриотического воспитания детей в начальной школе.

Пособие через живое, проблемное, личностное восприятие направлено на формирование у школьников представления о своем городе и районе, пробудить интерес к прошлому и настоящему, приобщить детей к отечественной культуре и истории. Содержание занятий на основе краеведческого материала направлены на развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей человека.

Методическое пособие включает в себя разработки занятий по истории, природе, культуре г. Петушки и Петушинского района, знакомит с судьбами замечательных людей края. В качестве необходимых приложений разработаны электронные образовательные ресурсы с фотоматериалами, презентациями и музыкальным сопровождением к занятиям.

Материал учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствует развитию их творческой индивидуальности и готовит к изучению курсов истории и обществознания в основной школе. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает интерес к изучению прошлого. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе.

Почему и кому нужно пособие по краеведению в начальной школе? Ответ – учителям, ученикам и их родителям. Пособие направлено на воспитание уважения и любви к родному городу, интереса к нему, потребности самостоятельного изучения истории и культуры.

Пособие помогает формированию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, развитию речи младших школьников. Авторский коллектив предлагает детям и их родителям прикоснуться к жизни родного города, к славным страницам его истории, вдохновленному труду его жителей.

Участие детей определяется их интересами. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов. Пособие предполагает большую вариативность проблематики и форм занятий, свободу учителя в их выборе. Также пособие предполагает системный подход к организации краеведческой деятельности школьников. Полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, культурными центрами.

Возможно и желательно привлечение родителей учащихся в организацию занятий по краеведению. Родительские собрания, семейные выставки работ, презентации имеют большой воспитательный потенциал в укреплении отношений членов семьи, связи поколений.

Разработка настоящего пособия ориентирована на создание среды нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков; развитие исторического мышления; организация самостоятельной деятельности связанной, с эмоциональными переживаниями; воспитание любви к малой Родине, национальной культуре.

Цель методического пособия – через живое, активное, личностное восприятие способствовать формированию у школьников позитивного представления о своем городе и крае, пробудить интерес к его прошлому и настоящему, приобщить к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о г. Петушки, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем.

Задачи:

1. Способствовать формированию устойчивой мотивации педагогов к организации занятий краеведческой направленности, обеспечивающих оптимальный объем знаний для осмысления исторической роли г. Петушки в истории России.

2. Развивать способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые переживал наш край; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научиться видеть их в контексте  всероссийских исторических явлений и событий.

3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших заметный след в истории.

4. Способствовать формированию на основе местного материала нравственно-ценностных ориентиров; воспитывать чувство уважения к культуре России.

Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению образовательных задач в процессе участия детей в изучении культурного наследия. Высок воспитательный потенциал курса краеведческих знаний, построенного на углубленном и систематическом изучении среды обитания, в которой школьник постоянно находится с момента своего рождения. Эта среда хорошо знакома и понятна ребенку, и школьные занятия по краеведению в знакомой и доступной ему форме помогают находить ответы на постоянно возникающие вопросы.

В процессе организации занятий по краеведению в начальной школе настоящее методическое пособие предлагает использовать разнообразные дидактические формы учебной и внеурочной деятельности: уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации и др.

Задача учителя состоит в том, чтобы предложить такую систему занятий, которая была бы связана с жизнью ребят и была бы им интересна. Очень важно, чтобы процесс постижения основ краеведческой работы происходил сразу на нескольких уровнях:

  • уровень восприятия (визуальное, звуковое сопровождение, непосредственно на экскурсии);

  • уровень воспроизведения (творческие работы, проекты, рефераты, художественные выставки);

  • уровень практической творческой деятельности (участие в восстановлении памятников истории и культуры).

Содержательная сторона краеведческого материала имеет важнейшее значение для младшего школьника. Оно должно быть ярким, легко запоминающимся. «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний… под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл пред детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В.А.Сухомлинский). Знания должны быть актуальны для ребёнка, эмоционально окрашены, обязательно должна включаться новая информация.

Режим проведения занятий может быть организован на вариативной основе:

  • вариант № 1 – концентрический – по одному занятию из четырех содержательных блоков, т.е. 4 внеурочных занятия в год. Это могут быть тематические классные часы краеведческой направленности для 1-4 классов;

  • вариант № 2 – интегрированный – содержание занятий настоящего пособия используются при подготовке уроков по предметам «Окружающий мир», «Мир вокруг нас», «Наш край» и др.;

  • вариант № 3 – дополнительный образовательный (элективный) курс – занятия могут быть расширены, дополнены и могут проводиться в рамках организации форм внеурочной деятельности – краеведческий кружок, клуб юных краеведов и др.;

  • вариант № 4 – воспитательное мероприятие – организация внеурочного мероприятия (КТД, события) как отдельной самостоятельной формы познавательного содержания на основе краеведческого материала.

Авторский коллектив благодарит за поддержку в подготовке и выпуске настоящего методического пособия управление образования администрации Петушинского района, методический центр г. Петушки, кафедру начального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой и выражает надежду, что его содержание будет востребовано учителями начальной школы, классными руководителями, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, всеми теми, кто организует воспитательный процесс с учащимися младших классов.
Попова Ирина Николаевна,

заведующая кафедрой теории и методики воспитания

Владимирского института повышения квалификации

работников образования им. Л.И. Новиковой, к.п.н., доцент

Раздел I. ИСТОРИЯ ГОРОДА ПЕТУШКИ

Информационная справка

Петушки – небольшой город во Владимирской области. Возник как посёлок при станции Петушки (открыта в 1961 году), названной по соседней деревне Петушки (впервые упоминается в первой половине XVII века, ныне Старые Петушки). Эти сведения были обнаружены в церковных переписных книгах за 1678 год. Есть основания считать, что люди здесь жили и раньше.

Существует несколько легенд, объясняющих название города:

  • от местных игрушек-свистулек в виде петушков, пользовавшихся спросом на Макарьевской и Нижегородской ярмарках;

  • по обычаю класть отрубленную голову петуха в угол при основании дома;

  • от дымников в виде петухов (они ещё сохранились на нескольких домах);

  • от разбойников Кудеяра, которые грабят богатые обозы, предупреждали о своём появлении петушиным криком (это самая распространенная легенда);

  • его связывают также и с названием обильно росших в нашем крае по берегам водоемов петушков (растений, относящихся, как гласит словарь Даля, к различным видам певника).

Частью истории Петушков является печально известная «Владимирка» - старинная дорога из Москвы через Владимир в Сибирь. В древности – одна из главных торговых дорог Северо-Восточной Руси. В царской России по ней направляли на сибирскую каторгу или ссылку2.

В 1861 году поблизости от деревни Петушки пролегла железная дорога, соединявшая Москву и Нижний Новгород. По традиции того времени образованную здесь железнодорожную станцию назвали по имени деревни – Петушки. Близость железной дороги привлекала пердпринимателей, и в Петушках стала зарождаться промышленность.

В 1910 году братьями Крашенинниковыми рядом с железнодорожной станцией была построена ткацкая фабрика. В том же году была выстроена и освящена церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1913 году была открыта токарно-столярная фабрика крестьян Ивана Дрожжина и Ивана Ефремова, преобразованная впоследствии в шпульно-катушечную фабрику. В 1915 году пущен завод по производству кирпича.

В 1926 году пристанционный посёлок преобразован в посёлок городского типа Новые Петушки. 11 ноября 1965 года посёлок был преобразован в город Петушки3.
Занятие № 1.

Тема: «Город, в котором мы живем»

Форма: заочное путешествие

Оборудование:

- магнитофон и аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», «Петушки»;

- фотографии и рисунки с изображением родного города;

- глобус;

- Герб города Петушки;

- альбомные листы, краски.

Ход занятия:

(Звучит песня «С чего начинается Родина»)

Учитель: - Какое слово много раз повторилось в песне? (Родина)

1 ученик:

Родина - улица наша и дом,

Где ты играешь с любимым котом,

Где твой излюбленный ящик с песком,

Луг, чтоб бежать босиком.

2 ученик:

Речка со светлым леском,

Зимний денёк со снежком.

Лёд под блестящим коньком,

Садик и школа потом.

3 ученик:

Родина моя малая,

Я влюблена в твои радуги.

В лес твой, поля и реки

Я влюблена навеки.

4 ученик:

Люди твои мне дороги

Звуки твои и шорохи.

Тропки, что мною пройдены –

Это моя Родина.

Учитель: А какое главное слово в этих стихотворениях? (Родина)

- А что такое – Родина? (ответы детей)

Учитель:

Каждый человек, когда произносит такое тёплое, доброе слово, видит за ним своих маму и папу, друзей, свою улицу, свой дом.

Можно сказать, что нашим домом является планета Земля (показать глобус), а мы, живущие на ней – земляне.

У каждого человека есть Родина, место, где он родился и живёт.

Как называется страна, где мы живём? (Россия)

Да, для нас Родиной является Россия. Россия – наш дом.

Домом можно назвать и город, в котором мы живём.

Как называется город, в котором мы живём? (Петушки)

Город Петушки – это наша малая Родина.

- Ребята, а кто знает, как возник наш город?

Рассказ учителя:

Первое упоминание о Петушках, как населённом пункте в исторических документах датируется более чем трёхсотлетней давностью. Однако есть основания считать, что люди здесь жили и раньше.

Деревня Петушки впервые упоминается в документах в 1678 году. В 1861 году поблизости от деревни прошла железная дорога, и была построена станция Петушковская с железнодорожным вокзалом. При станции образовался поселок. Статус города посёлку Новые Петушки был присвоен в 1965 году. Петушки сегодня - это небольшой городок с 20 тысячным населением. Условно он разделён на несколько микрорайонов: Гора, Станция, Трудовой коллектив, ПМК, Катушка, Борщевня, Филино.

Обратите внимание на Герб нашего города. Он был утверждён 31 октября 2002 года. Автор проекта – Марков. Червлёный щит, а на нём два золотых, повернувшихся друг к другу петуха. Две птицы дружелюбно смотрят друг на друга, как символ спокойствия и равновесия.

А вы знаете, почему наш город так называется? Существует несколько легенд, объясняющих название города.

1. У реки Берёзки стоял остановочный пункт – Ям. Он был назван Петушки. Название, скорее всего, происходит от растений, которые жители называли за сходство петушками. Их немало росло в наших местах.

2. Другая легенда гласит: будто бы в местных густых лесах пряталась шайка разбойника Кудеяра. Разбойники нападали на проезжающих по дороге купцов. А сигналом к нападению был петушиный крик, издаваемый разбойниками.

3. Следующая версия: во времена татаро-монгольского нашествия в наших местах разбивали стоянки сборщики дани. Они брали с собой «будильных» петухов, которые утром звонко голосили и поднимали захватчиков.

4. Другие исследователи утверждают, что в здешних местах был обычай класть отрубленную голову петуха в угол основания дома.

5. Ещё одна из версий: название города Петушки произошло от местных игрушек – свистулек в виде петушков, которые пользовались большим спросом на ярмарках.

6. А может быть, название произошло от дымников в виде петухов на трубе дома, они ещё сохранились на нескольких домах;
Нашему городу повезло, ему досталось очень поэтическое название.
В Подмосковной сторонке

Есть у Клязьмы – реки.

Нешумливый, незвонкий

Городок Петушки.
Эти замечательные строчки написал местный поэт В. Ястребов. А теперь давайте послушаем песню о нашем городе.

(Звучит песня Владимира Исковяка «Петушки»)

«Петушки» В. Исковяк

Во Владимирской стороне средь лесов и полей есть город.

Я живу в нём, он нравится мне.

И как я он душою молод.

У него есть своя судьба, у него есть своя дорога.

Он идёт по ней сквозь года и пути впереди так много.

Припев:

Петушки – это маленький город у Клязьмы.

Петушки – это город приветливый с каждым.

И как родина нами любим, в своём сердце тебя сохраним.

Оставайся навеки таким.

Пусть уеду я далеко и тебя не увижу долго.

Мне в любой стороне легко, когда вспомню любимый город.

Вспомню, как соловьи поют, над рекой туманы тают.

У церквей к золотым крестам птицы белые взлетают.

Учитель:

О чём вы думали, когда слушали песню, какие картины рисовали в своём представлении? А теперь давайте возьмём кисти и краски и нарисуем символ нашего города – Петушка.

(дети рисуют под музыку)

Учитель:

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)

Каждый из нас должен знать историю своего родного края, а также открыть для себя что-то новое, сделать что-то доброе и полезное. Я надеюсь, что сегодняшнее наше мероприятие помогло вам задуматься о вашем родном городе, о родном крае и об окружающем мире.

(в завершении – выставка рисунков)

Занятие № 2.

Тема: «Тихий город наш с именем звонким»

Форма: заочное путешествие

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- презентация в режиме Power Point;

- фотографии с изображением уголков родного города;

- аудиозаписи песен.

Ход занятия:

(Звучит петушиный крик из м/ф «Петушиный крик»)

Учитель:

Добрый день, ребята!

Сегодня вы станете участниками устного журнала «Тихий город наш с именем звонким», каждая страничка которого расскажет нам много интересного. Мы поговорим о городе Петушки, о нашем отношении к нему. Каждый должен знать историю своего города. Она учит нас не забывать свои «корни», тех, кто всю свою жизнь, свои силы отдаёт за то, чтобы сейчас мы жили в красивом, уютном, городе, быть сплоченными, бережно относиться к тому, что нас окружает.
В подмосковной сторонке

Есть у Клязьмы – реки

Нешумливый, незвонкий

Городок – Петушки.

Итак, открываем первую страничку нашего журнала, она называется «Историческое наследие».

(звучит вступление к песне «Петушки» В. Исковяк)

  1. Деревня Петушки стояла на старинной и печально известной дороге Владимирке. В 1861 году поблизости от деревни пролегла железная дорога, соединившая Москву и Нижний Новгород. По традиции того времени образованную здесь железнодорожную станцию назвали по имени деревни – Петушки. Около неё стали селиться люди. Близость железной дороги привлекала предпринимателей, и в Петушках стала зарождаться промышленность.

  2. В 1910 году братья Крашенинниковы построили ткацкую фабрику на 50 ручных станков (впоследствии фабрика «Трудовой коллектив»).

  3. В 1911 году предприниматель Дюков открыл плисорезную артель, где делали бархат.

  4. В 1913 году была основана токарно-столярная фабрика Дрожжина и Ефремова, ставшая впоследствии шпульно-катушечной.

  5. В 1915 году выдал первую продукцию построенный промышленником Генушкевичем завод силикатного кирпича.

  6. Пристанционный посёлок развивался, притягивая к себе окрестное население, разрастался вширь новыми улицами. В 1925 году в Петушках прошли первые выборы поселкового Совета депутатов трудящихся, а в 1929 году он стал центром впервые образованного Петушинскогго района.

  7. Статус города рабочему посёлку Новые Петушки был присвоен 11 ноября 1965 года.

Учитель:

А кто из вас знает, сколько лет нашему городу? Давайте посчитаем.

(«Песня о городе Петушки» сл. В. Ястребова, муз. Р. Давидянца)

Учитель:

Во Владимирской стороне,

Средь лесов и полей есть город.

Я живу в нём, он нравится мне,

И как я он душою молод.
А мы открываем вторую страницу нашего журнала, она называется

«Петушки – это маленький город у Клязьмы».

Петушки – районный центр, расположенный в западной части Владимирской области. Начинался он с рабочего посёлка, а сегодня нашему городу более 40 лет. Возраст небольшой, поэтому всё лучшее у него ещё впереди. Петушки - город промышленный. Предприятия города выпускают продукцию металлообработки, тепловую энергию, строительные материалы и конструкции, обувь и др. В городе открываются новые магазины, кафе, парикмахерские, ведётся жилищное строительство. О некоторых предприятиях нашего города расскажет группа исследователей.

(звучит вступление к песне «Петушки» В. Исковяк)

  1. «Петушинский металлический завод» - это молодое предприятие города существует с 2003 года. На заводе выпускают металлический профиль для подвесных потолков. Ведётся разработка новых технологий и видов продукции.

  2. Петушинский завод Силикатного кирпича - одно из старейших предприятий города, введено в эксплуатацию в 1915 году. Это предприятие, выпускающее качественный кирпич. Сегодня в ассортименте завода не только традиционный силикатный кирпич, но и лицевой, цветной, рельефный, а также сухие известковые смеси. Продукция этого завода очень нужна всем предприятиям и каждому из нас. Из кирпича завода построено множество объектов и жилых домов.

  3. Завод поршневых колец «Стакол», это единственное в стране предприятие по производству стальных колец для всех моделей отечественного автотранспорта. Стальные кольца завода имеют высокое качество, огромную популярность на рынках сбыта. Завод отмечен многими международными наградами за качество и развитие новых технологий.

  4. Обувная фабрика выпускает разнообразную летнюю обувь для всей семьи. Ранее такая продукция завозилась из-за рубежа. В настоящее время фабрика поставляет свою продукцию во все регионы страны. Продукция фабрики – обувь удобная, комфортная, красивая.

  5. Завод «Металлоконструкций» специализируется на выпуске любых видов металлоконструкций как производственного, так и бытового назначения, может перерабатывать в месяц до 350 тонн металлопроката.


Учитель:

Стихотворение Виктора Туманова «Петушки».
Мне знакома здешняя округа,

Как ни глянь, мой город на виду.

Я его встречаю, словно друга,

И в пути никак не обойду.

Как красив в весеннем он наряде,

В белоснежной россыпи садов!

Мне его цветенье – как награда

И в груди так много тёплых слов.

Новостроек высятся кварталы,

С юга – Клязьма синею каймой.

Городов проехал я немало,

Но в душе лишь он всегда со мной.

Поезда стучат не умолкая,

Мчатся на Урал и на Москву.

Город мой, с улыбкой чуть лукавой,

Петушками ласково зовут.

Учитель:

Снова звонкую песню твою

Я услышу под небом синим.

Этот голос твой на заре

Слышат все города России.
Третья страница нашего устного журнала называется

«Петушки – это город приветливый с каждым»

В городе Петушки подрастающее поколение обучается в пяти школах и семи детских садах. Районный дом детского творчества предоставляет возможности для творческого развития детей. Здравоохранение города Петушки представлено поликлиникой и стационаром Центральной районной больницы. А сейчас давайте узнаем, а чем отличается наш город от других городов, чем славятся наши Петушки?

(звучит вступление к песне «Петушки» В. Исковяк)

1. Петушки – это город спортивный. Слава Петушков, как спортивного города, давно уже вышла за пределы всей Владимирской области. Ведущими видами спорта являются футбол и бокс. Ни одно большое событие в жизни города, ни один культурный праздник не обходятся без участия в нём спортсменов.

2. Петушки сегодня – это и настоящий культурный центр. Культуру города представляют два дома культуры: Районный и Городской, Районный Центр Культуры и Искусств, детский Литературно- Эстетический центр, Центральная и Городская библиотеки, Детская Школа Искусств.

3. Петушки – это и место отдыха жителей и гостей города. Есть где отдохнуть в Петушках и местному, и приезжему человеку. Окрестности города замечательны, красивы неброской красотой центральной полосы России. Одно из любимых мест отдыха петушинцев – Грибовское озеро. Этот уникальный водоём славится чистой водой, живописными берегами, возможностью порыбачить, покататься на лодке. В летние жаркие дни берега озера буквально усыпаны жителями и многочисленными дачниками, находящими здесь и прохладу озёрной воды, и солнечные ванны на лужайках.

4. Немало в Петушках и других пользующихся популярностью мест отдыха у воды. Это и карьеры в южной части города с их чистейшей водой и мягким песчаным дном, и протекающая за окраиной города Клязьма, голубой лентой опоясывающая город Петушки.

5. Визитной карточкой нашего города является единственный в мире музей Петуха. От этого названия веет чем-то сказочным. Сказочной была и история его появления в Петушках. Возник он словно по чьему-то волшебству. В роли этого волшебника выступил человек не местный, а приезжий. Случилась эта история несколько лет назад.

6. В один ничем вроде бы не примечательный день появился в Петушках человек, никому здесь не известный. Пришёл в районную администрацию и рассказал о своей идее. А идея состояла в том, что гость предложил открыть в нашем городе, носящем гордое петушиное имя, музей, посвящённый этой птице.

7. Гостем этим был художник и журналист, президент международной ассоциации «Искусство народов мира» Николай Изосимович Корнилов. Приехал он в Петушки не только с идеей, но и с конкретным предложением – передать в будущий музей картины художников, изобразивших на них петуха.

8. Эту идею приняли. Для музея было выделено помещение в РДК, и работа началась. Шла она по большей части на энтузиазме самого Корнилова и его единомышленников – московских и местных художников и людей, неравнодушных к искусству и истории родного края.

9. Результат налицо – музей состоялся, он известен не только в Петушках и районе, но и за их пределами. Экспонаты в музей поступают, можно сказать со всего света.

(песня Ю. Антонова «Родные места»)

Учитель:

Петушки – это маленький город у Клязьмы,

Петушки – это город приветливый с каждым.

Ты, как Родина, нами любим.

В своём сердце тебя сохраним,

Оставайся навеки таким!

А мы открываем четвёртую страницу нашего устного журнала. Она называется «Лучший город Земли».

Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы рисовали рисунки, созвучные названию этой страницы. Что вы хотели изобразить в своём рисунке?

Сколько красивых уголков на нашей выставке, и все они составляют огромную улицу, так давайте же мы с вами сейчас попутешествуем по улицам нашего города.

(учитель спрашивает детей, на каких улицах они живут, почему их улицы так называются?)

Ребята, а какие улицы нашего города вы ещё знаете?

Как много в городе улиц и названия им люди дали в честь какого-то события, в честь известных людей города, области, страны. А почему улицы названы в честь известных людей? (чтобы увековечить память об этих людях)

Давайте поиграем. Я покажу фотографии, а вы попробуйте определить и назвать место, изображённое на ней.

(работа с видеопроектором)

Учитель:

Наш разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл впустую. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Вам нравится наш город? Почему?

2. Каким бы вы хотели его видеть через 10 лет?

3. Чтобы вы хотели изменить в своём городе?

4. Как вы считаете, какое самое большое богатство в нашем городе?

5. Если бы вы были мэром нашего города, какое бы приняли самое первое решение?

6. Что нужно для того, чтобы все ваши предложения стали явью?

(хорошо учиться, много трудиться)

Если мы с вами приложим все усилия для достижения поставленной цели, то действительно, наш город может быть самым красивым, самым чистым и самым дорогим каждому из нас.

Учитель: Закрылась последняя страничка нашего устного журнала «Тихий город наш с именем звонким».

Мы подвели итоги нашего устного журнала, но знакомство с нашей малой Родиной будет продолжаться всю сознательную жизнь.

А в заключение, давайте пожелаем друг другу и всем людям огромного счастья! И давайте будем гордиться тем, что мы живём в великой стране, которая называется РОССИЯ, а наш город Петушки является частицей России.

(исполняется песня «Петушки» сл. и музыка В. Исковяка)

Занятие № 3.

Тема: «Любимый уголок родной Отчизны»

Форма: заочное путешествие

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- презентация в режиме Power Point;

- фонограммы песен и для оформления праздника;

- проектные работы детей «Улица моего детства»;

- рисунки на тему: «Любимый уголок родного города»

Ход занятия:

(Звучит музыка «Город золотой» Ф. Милано)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconМетодическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11
В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconМетодическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического...
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconПрограмма психологического сопровождения фгос в начальной школе
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования....
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема доклада: «Преемственность в работе доу и школы в рамках введения фгос ноо в начальной школе»
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconСправка по итогам методической недели в начальной школе
В школе работает методическое объединение учителей начальных классов. Руководитель Никитина Л. П. Согласно плана работы Марковской...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconАнализ работы по итогам реализации стандартов второго поколения в начальной школе
Согласно приказу №373 от 06. 10. 2009 г. Министерства образования и науки РФ в школе с 01. 09. 2011 г введен в действие новый образовательный...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconРеализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами...
Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 10 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие предназначено для учителей начальной, основной и старшей школы, классных руководителей, организаторов воспитательной...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconПлан методической работы по введению фгос в 2010 2011 учебном году
...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
Методическое пособие по краеведению в начальной школе (реализация в рамках фгос с 2011 г.) iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск