Скачать 260.8 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Дисциплина «Информационные технологии в социальных процессах» Рабочая программа Для аспирантов направления подготовки: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра информатики и информационных технологий Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии в социальных процессах» Для аспирантов направления подготовки: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни» Учебно-методический комплекс подготовлен на основании «Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования» по отрасли: 22.00.00 «Социологические науки» Регистрационный номер 22.00.00 ВТ ППО-2002). Присуждаемая ученая степень Кандидат наук УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры ИИТ 26.01. 2011 г. Протокол № 5 Зав. кафедрой ______________________________ / Гусева В.Е. / ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Рабочая программа 4 1.1. Пояснительная записка 4 1.2. Цели и задачи дисциплины 5 1.3. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры 5 1.4. Объем дисциплины и виды учебных занятий 6 1.5. Организация учебно-воспитательного процесса 7 1.6. Система контроля и оценки знаний аспирантов 7 1.7. Структура зачета 7 1.8. Рекомендуемая литература 8 2. Тематический план дисциплины 10 3. Содержание практических занятий 13 4. Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы аспирантами заочной формы обучения 16 Приложение 17 1. Рабочая программа1.1. Пояснительная запискаСтремительная информатизация практически всех областей знания требует рассматривать информационные технологии как важную составляющую фундаментальной подготовки аспиранта. Информационные методы все шире внедряются в научную деятельность. Информатизация, широкое применение современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивают принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования. Информационные технологии позволяют обрабатывать огромный объем информации и получать точное знание там, где до компьютеризации превалировали интуитивные оценки, опирающиеся на общее знание предмета и опыт. Внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества изменяет структуру социума, бытовые и экономические условия жизни людей, определяет их поведение вообще и социальное поведение в частности, влияя, таким образом, на разнообразие и динамику социальных процессов. Одной из основных задач для социологов сегодня является измерение и анализ социологической информации, а также повышение достоверности анализа социальных процессов. Современные социологи должны хорошо ориентироваться в информационном пространстве в условиях свободного доступа к любой информации. Информационные технологии дают возможность исследователю использовать моделирование для анализа и прогнозирования реальных социальных процессов в обществе. Вместе с тем использование информационных технологий требует проведения более строгого логического анализа и уточнения исходных понятий и принципов данной предметной области, а также дает возможность гораздо точнее оценить степень доказательности способов рассуждения и достоверности выводов. Данный курс должен помочь аспирантам получить всестороннее представление о возможностях использования информационных технологий в изучении, анализе, прогнозировании и моделировании социальных процессов, а также научить использовать современные информационные технологии в научно-исследовательской и образовательной деятельности; стимулировать становление культуры научного и педагогического мышления. 1.2. Цели и задачи дисциплиныОсновные цели изучения дисциплины: – повысить общую культуру аспирантов в области использования информационных технологий в изучении социальных процессов; – научить приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; Основными задачами изучения дисциплины являются: – знакомство с основными направлениями использования информационных технологий в научных исследованиях (сбор, обработка и анализ информации, систематизация и классификация данных, обработка и анализ результатов научного эксперимента и т.д.); – знакомство с основными направлениями использования компьютерных технологий в изучении социальных процессов; – закрепление практических навыков использования средства современных информационных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности; – ведение библиографической работы с использованием информационных технологий; – развитие творческого потенциала аспирантов, необходимого для дальнейшего самообучения. 1.3. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры
Требования к званиям и умениям выпускника аспирантуры в области информационных технологий (ИТ) В результате изучения дисциплины аспиранты должны знать: – теоретические основы использования ИТ в социологических исследованиях; – методы получения, обработки и хранения научной информации с использованием ИТ; – основные возможности использования ИТ в научных исследованиях; – методики и технологии проведения социологических исследований с использованием ИТ; – основные методы работы с ресурсами Интернет. В результате изучения дисциплины аспиранты должны уметь: – применять современные методы и средства автоматизированного анализа и систематизации научных данных; – использовать современные ИТ для подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций; – выбирать эффективные ИТ для использования в учебном процессе; – практически использовать научно-образовательные ресурсы Интернет в повседневной профессиональной деятельности исследователя и педагога. В результате изучения дисциплины аспиранты должны представлять: – возможности современных ИТ и технических средств в различных сферах жизни современного общества; – состав и назначение системного и прикладного программного обеспечения ИТ в гуманитарных исследованиях; – организацию информационного и документационного обеспечения научно-исследовательской и образовательной деятельности. 1.4. Объем дисциплины и виды учебных занятий
1.5. Организация учебно-воспитательного процессаДисциплина изучается в первый год обучения. Основными видами занятий являются лекционные, практические занятия, самостоятельная работа аспирантов, консультации преподавателя. Практические занятия делятся на два типа: 1. Занятия, проводимые без использования компьютеров – семинары (раскрывающие основные понятия, определения, классификацию, описание и т.д.); 2. Занятия, проводимые с использованием компьютеров – практические занятия, на которых аспиранты самостоятельно под руководством преподавателя применяют теоретические знания для обработки информации в среде различных программных продуктов. Основное содержание самостоятельной работы аспирантов – изучение учебно-методической литературы, самостоятельное завершение заданий практических занятий, самоконтроль. 1.6. Система контроля и оценки знаний аспирантовОсновными видами текущего контроля являются отчеты по практическим заданиям и тестирование. Формы контроля: текущий контроль – собеседование на занятиях и консультациях, проверка выполненных (в письменной и/или электронной форме) заданий, тестирование. Собеседование и контроль самостоятельно выполненных аспирантами заданий проводится в групповой и индивидуальной форме на практических занятиях и консультациях. Итоговый контроль – тестовая контрольная работа. Зачет – защита авторских мультимедийных проектов. 1.7. Структура зачета
Критерии оценки:
1.8. Рекомендуемая литератураОсновная
Дополнительная
Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино-и телефильмов, мультимедиа и т.п. Процесс обучения сопровождается использованием:
1.9. Примерный перечень вопросов к зачету
2. Тематический план дисциплины
3. Содержание практических занятий
4. Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы аспирантами заочной формы обученияКонтрольная работа предназначена для аспирантов заочной формы обучения и позволяет увеличить объём знаний путём самостоятельного изучения дополнительного материала и проверки уже полученных знаний. Контрольная работа выполняется и сдается на любом цифровом носителе. Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Первая часть контрольной работы – это реферат по одной из предлагаемых тем. Реферат оформляется как текстовый документ: (имя файла ОЗО Аспирант Фамилия.doc), объем 5 – 7 страниц. В документе должен быть титульный лист (Приложение 1) и электронное оглавление. Текст должен удовлетворять следующим требованиям:
Вторая часть контрольной работы – это учебно-методические материалы, выполненные с использованием программ пакета MS Office. Примерные темы рефератов
ПриложениеТитульный лист МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий Кафедра информатики и информационных технологий Контрольная работа по дисциплине «Информационные технологии в науке и образовании» Тема: ______________________________ Выполнил: Аспирант заочной формы обучения специальность __________________ _____ курс Проверил: Ф.И.О. преподавателя Тюмень, 201_ |
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов... | Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление... И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230401. 62 информационные системы и технологии, очной формы... | Пояснительная записка: Цели и задачи дисциплины. Дисциплина «Языки программирования» Ступников А. А. Языки программирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии... Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего... | Программа дисциплины Языки программирования для направления 010300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010300.... | ||
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62... | Рабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62... | Министерство образования и науки государственное образовательное учреждение Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению... | ||
Методическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых... Методическое пособие предназначено для учащихся бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности... | Программа дисциплины «Архитектура вычислительных систем» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.... | ||
Рабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”... Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине «Естественнонаучные основы технологии» для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 01)... | ||
Программа дисциплины "Информационные технологии в управлении качеством и защита информации" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 221400.... | Рабочая программа по дисциплине с 08 «информационные технологии в... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |