МБОУ Володарская СОШ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Володарской СОШ
__________О.А.Янковская
«___» __________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
(базовый уровень)
11 а,б класс
Составитель: Горькова Екатерина Васильевна,
учитель информатики
пос. Володарского, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.- : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с. : ил. – (Программы и планирование), учебника «Информатика. Базовый уровень : учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К., Хеннер.– 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с. : ил.». Учебник полностью соответствует авторской программе.
Данная авторская программа выбрана в связи с тем, что она соответствует Государственному стандарту Министерства образования и науки РФ основного общего и среднего (полного) образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня. Поставленные цели в авторской концепции обучения полностью соответствуют целям Государственного стандарта по информатике и ИКТ, а по некоторым позициям являются более широкой их интерпретацией. Учебный материал в учебнике обеспечивает оптимальное сочетание принципов научности и доступности. Научные понятия рассматриваются в доступной форме и сопровождаются большим количеством заданий. Предлагается комплекс заданий для работы, как в классе, так и для самостоятельной работы. Изложение материала отвечает критериям систематичности и последовательности изложения. Учебный материал направлен как на усвоение новых учебных единиц, так и на повторение. Таким образом, осуществляется генерализация материала, и реализуются внутри предметные связи. В целях формирования у учащихся интегральных представлений об окружающем мире и его закономерностях текст учебника и задания опираются на знания, полученные при изучении других предметов и личный опыт. Это, в свою очередь, обеспечивает межпредметные связи.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом для среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике и ИКТ.
Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.
Особенностью реализации данной программы в школе является то, что она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, содержит необходимое количество практических работ.
В связи с переходом школы на ОС Linux практические работы выполняются в данной среде.
В соответствие с учебным планом школы на изучение учебного предмета выделяется 1 час в неделю (34 часа в год). Авторская программа рассчитана на 35 недель обучения, поэтому темы «Правовое регулирование в информационной среде» и «Реферат – презентация по теме «Проблема информационной безопасности»» объединены.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Информационные системы. (1ч.)
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем Тема 2. Гипертекст. (2ч.)
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе. Тема 3. Интернет как информационная система. (6ч.)
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. Тема 4. Web-сайт. (3ч.)
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью текстового процессора
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень) Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС). (2ч.)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС Тема 6. Базы данных и СУБД. (2ч.)
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД Тема 7. Запросы к базе данных. (5ч.)
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень) Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование. (4ч.)
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели Тема 9. Корреляционное моделирование. (2ч.)
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора Тема 10. Оптимальное планирование. (2ч.)
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора. Тема 11. Социальная информатика. (2ч.)
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ В результате изучения информатики и ИКТ в 11 классе ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю. Всего 35 часов
№
урока
| Тема
| Вид урока
| Сроки прохож-дения
| Скорре-кти-рованные сроки прохож-дения
| Глава 1. Технологии использования и разработки информационных систем. (24ч)
| Тема 1. Информационные системы. (1ч)
| 1(1)
| Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС.
|
| 02.09.14-14.09.14
|
| Тема 2. Гипертекст. (2ч)
| 2(1)
| Компьютерный текстовый документ как структура данных.
|
|
|
| 3(2)
| Практическая работа по теме «Гипертекст».
| п/р
| 15.09.14-28.09.14
|
| Тема 3. Интернет как информационная система. (6ч)
| 4(1)
| Интернет как глобальная информационная система.
|
|
|
| 5(2)
| Практическая работа по теме «Интернет как глобальная информационная система».
| п/р
| 29.09.14-12.10.14
|
| 6(3)
| Word Wide Web – Всемирная паутина.
|
| 7(4)
| Практическая работа по теме «Word Wide Web – Всемирная паутина».
| п/р
| 13.10.14-26.10.14
|
| 8(5)
| Средства поиска данных в Интернете.
|
| 9(6)
| Практическая работа по теме «Средства поиска данных в Интернете».
| п/р
| 27.10.14-16.11.14
|
| Тема 4. Web – сайт. (3ч.)
| 10(1)
| Web – сайт – гиперструктура данных.
|
|
|
| 11(2)
| Практическая работа по теме «Web – сайт – гиперструктура данных».
| п/р
| 17.11.14-30.11.14
|
| 12(3)
| Практическая работа по теме «Web – сайт – гиперструктура данных».
| п/р
| Тема 5. Геоинформационные системы. (2ч)
| 13(1)
| Геоинформационные системы.
|
| 01.12.14-14.12.14
|
| 14(2)
| Практическая работа по теме «Геоинформационные системы».
| п/р
| Тема 6. Базы данных в СУБД. (5ч)
| 15(1)
| База данных – основа информационной системы.
|
| 15.12.14-28.12.14
|
| 16(2)
| Проектирование многотабличной базы данных.
|
| 17(3)
| Создание базы данных.
|
| 12.01.15-25.01.15
|
| 18(4)
| Практическая работа по теме «Создание базы данных».
| п/р
| 19(5)
| Практическая работа по теме «Создание базы данных».
| п/р
| 26.01.15-08.02.15
|
| Тема 7. Запросы к базе данных. (5ч)
| 20(1)
| Запросы как приложения информационной системы.
|
|
|
| 21(2)
| Практическая работа по теме «Запросы как приложения информационной системы».
| п/р
| 09.02.15-22.02.15
|
| 22(3)
| Логические условия выбора данных.
|
| 23(4)
| Практическая работа по теме «Логические условия выбора данных».
| п/р
| 23.02.15-08.03.15
|
| 24(5)
| Практическая работа по теме «Логические условия выбора данных».
| п/р
| Глава 2. Технологии информационного моделирования. (8ч)
| Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование. (4ч)
| 25(1)
| Моделирование зависимостей между величинами.
|
| 09.03.15-22.03.15
|
| 26(2)
| Практическая работа по теме «Моделирование зависимостей между величинами».
| п/р
| 27(3)
| Моделирование статистического прогнозирования.
|
| 30.03.15-12.04.15
|
| 28(4)
| Практическая работа по теме «Моделирование статистического прогнозирования»
| п/р
| Тема 9. Корреляционное моделирование. (2ч)
| 29(1)
| Моделирование корреляционных зависимостей.
|
| 13.04.15-26.04.15
|
| 30(2)
| Практическая работа по теме «Моделирование корреляционных зависимостей».
| п/р
| Тема 10. Оптимальное планирование. (2ч)
| 31(1)
| Модели оптимального планирования.
|
| 27.04.15-10.05.15
|
| 32(2)
| Практическая работа по теме «Модели оптимального планирования».
| п/р
| Тема 11. Социальная информатика. (2ч)
| 33(1)
| Информационные ресурсы. Информационное общество.
|
| 11.05.15-24.05.15
|
| 34(2)
| Правовое регулирование в информационной среде. Реферат – презентация по теме «Проблема информационной безопасности».
|
| Итого: 34 часа
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ, ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
«Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.- : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с. : ил. – (Программы и планирование)
Семакин Е.Г., Хеннер Е.К. «Информатика. Базовый уровень : учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К., Хеннер.– 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с. : ил.»
Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных. Элективный курс : учебное пособие / Э.В. Танова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 79 с. : ил.
Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. (Тематический контроль по информатике.) / Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. – М. : Интеллект-Центр, 2006. – 80 с.: ил.
Основы статистики и вероятность. 5-9 кл.: Пособия для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.: ил. – (Темы школьного курса)
Теория вероятностей и статистика / Ю.Н.Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО: АО «Московские учебники», 2004. – 256 с.: ил.
ЕГЭ 2012. Информатика : сборник заданий / Е.М. Зорина, М.В. Зорин. – М. : Эксмо, 2011. – 208 с. – (ЕГЭ. Сборник заданий).
ЕГЭ. Информатика. Тематические задания ФИПИ / С.С. Крылов, Д.М. Ушаковвв. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 223, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Тематические тестовые задания»)
C# для школьников: Учебное пособие / М. Дрейер. Перевод с англ. под ред. В. Биллига—
М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний,
2009. — 128 с.: ил., табл. — (Лицей информационных технологий).
13. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel.-СПб.: БХВ – Петербург, 2003. – 544 с.: ил.
14. Информатика : все темы для подготовки к ЕГЭ / Н. Н. Самылкина, А. П. Сильченко. — М. : Эксмо, 2011. — 208 с. — (В помощь старшекласснику).
15. Бардиян Д.В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК (+CD). – СПб.: Питер, 2009. – 416с.: ил.- (Серия «Видеосамоучитель»)
16. Сафронов И.К. ЕГЭнциклопедия. Информатика. – СПб.: БХВ – Петербург, 2010.-496 с.: ил.
17. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.:ил.
18. Операционная среда Линукс(школьная версия 5.2)
19. Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных. Элективный курс : учебное пособие / Э.В. Танова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 79 с. : ил.
20. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. (Тематический контроль по информатике.) / Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. – М. : Интеллект-Центр, 2006. – 80 с.: ил.
21. Теория вероятностей и статистика / Ю.Н.Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко. – М.: МЦНМО: АО «Московские учебники», 2004. – 256 с.: ил.
22. ЕГЭ 2012. Информатика : сборник заданий / Е.М. Зорина, М.В. Зорин. – М. : Эксмо, 2011. – 208 с. – (ЕГЭ. Сборник заданий).
23. ЕГЭ. Информатика. Тематические задания ФИПИ / С.С. Крылов, Д.М. Ушаковвв. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 223, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Тематические тестовые задания»)
24. C# для школьников: Учебное пособие / М. Дрейер. Перевод с англ. под ред. В. Биллига—М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 128 с.: ил., табл. — (Лицей информационных технологий).
25. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel.-СПб.: БХВ – Петербург, 2003.544 с.: ил.
26. Информатика : все темы для подготовки к ЕГЭ / Н. Н. Самылкина, А. П. Сильченко. — М. : Эксмо, 2011. — 208 с. — (В помощь старшекласснику).
27. Бардиян Д.В. Видеосамоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК (+CD). – СПб.: Питер, 2009. – 416с.: ил.- (Серия «Видеосамоучитель»)
28. Сафронов И.К. ЕГЭнциклопедия. Информатика. – СПб.: БХВ – Петербург, 2010.-496 с.: ил.
29. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.:ил.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
математики от №
Председатель ШМО
_______________ Лысовская Н.А.
«___» _________201__г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________ Фонов А.В.
«____» ________201__ г. |