Скачать 108.22 Kb.
|
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА ЛИЧНОСТИ: ОТ ШКОЛЫ ДО ГОССЛУЖБЫ Романенко Евгений Владимирович ФГОУ ВПО СибАГС Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования информационного капитала личности государственного служащего. Определены три этапа приобретения знаний ИКТ. Особое внимание уделено проблемам формирования «стартового» капитала в системе общего образования. На совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 года Президент Российской Федерации отметил, что дефицит квалифицированных пользователей среди государственных и муниципальных служащих мешает внедрению информационных технологий в сферу государственного управления. Недостаточная грамотность управленческих кадров в области ннформационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), по мнению автора, является следствием несовершенства системы образования, которая непосредственно и влияет на информационный капитал личности. Процесс формирования информационного капитала состоит из трех этапов: довузовский (общее и среднее специальное образование), вузовский, послевузовский (переподготовка и повышение квалификации). Формально знания и умения предыдущего этапа являются базисными для последующего. Анализ стандартов образования по предметам «Информатика» общего и высшего образования, анализ рабочих программ по ИКТ СибАГС и квалификационных требований уровня «Базовый», обязательных для всех категорий государственных служащих согласно приказу №147 от 27.12.2005 Министерства информационных технологий и связи РФ не выявил каких либо нестыковок. Но практика показывает обратное. Так, качество школьной подготовки по «Информатике» существенно снизилось, что выражается в полном неумении бывшими школьниками использовать компьютер в учебном процессе в ВУЗе даже на уровне начинающего пользователя! Для анализа сложившейся ситуации была составлена анкета для студентов первого курса 5 специальностей дневного отделения ФГОУ ВПО СибАГС:
На вопросы данной анкеты ответили 52 студента, что составляет примерно 10% от всего набора на дневное отделение всех факультетов ФГОУ ВПО СибАГС 2009 года. Последовательно разберём результаты исследования. Школьная оценка по «Информатике» Средний балл - 4,48. Только «хорошо» и «отлично». Вызывает крайнее удивление отсутствие оценки «удовлетворительно», ведь именно только такую оценку можно было бы поставить при минимальных требованиях на вступительных испытаниях (при их наличии) 25 студентам. В дальнейшем условно отнесём данных студентов к «Группе А». Минимальный «стартовый» капитал других студентов («Группа Б») значительно ниже: в зимнюю сессию 23 сдали зачет по «Информатике» со второго раза, 4 – с третьего! Необходим входной контроль, хотя бы по «Математике», так как слабая успеваемость в этой дисциплине сопровождается почти в 100% случаев проблемами в изучении «Информатики». В каких классах изучали «Информатику»? Ответ на данный вопрос интересен с точки зрения двух проблем: почему такой разброс по количеству лет изучения (см. рис.1) и нужна ли информатика в начальной школе? рис. 1. Распределение студентов в зависимости от срока изучения «Информатики» в школе Ответ на первую часть вопроса вполне очевиден. Запущенный в 90-х механизм реформирования общего образования привел к лавинообразному процессу экспериментального творчества. Появилось несметное число моделей образования, программ развития образовательных учреждений. Разработаны и внедрены новые технологии и методики обучения, авторские программы, все они, как правило, ориентируются на срок обучения «Информатики» более 4 лет. Отсутствие единой программы приводит к большим проблемам при переходе из одной школы в другую. Среди моря «инноваций» существуют и такие мнения у школьных учителей: «… большинство учеников не будет использовать информатику в своей профессии, а если и будут «сидеть» за компьютером, то только как пользователи, именно потому важно, чтобы они имели представление об информатике как о науке» [1]. А это уже вопрос мотивации. Как часто приходится слышать от первокурсников: «Да мне это не понадобится!» Обучение менее 3 лет связано с нехваткой квалифицированных преподавателей. Так, у 52 респондентов «Информатику» вели: 2 преподавателя физкультуры, 2 – биологии, 1 – химии, 1 – географии, 1 – физики, основная масса – преподаватели математики. Проблема нехватки штатных «информатиков» актуальна не только в сельской местности, но даже в Новосибирске! Проблема текучки кадров приводит к тому, что у респондентов максимальное число составило 7 учителей. Более 2 преподавателей в среднем обучали обследуемых. Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический (вводный) курс изучения информатики (I-VI классы). Насколько это эффективно? На бумаге всё конечно хорошо, а на практике дети в начальной школе играют в компьютерные игры и ничего не помнят из курса начальной школы (по результатам ответа на вопрос: Чем в основном занимались на уроках «Информатики»?). Приобретенные навыки работы с «мышью» в процессе игр далее не позволяют использовать более эффективные методы работы с компьютером («горячие клавиши»). Где изучали «Информатику» (город, ПГТ, сельская местность)? Результат опроса приведен на рис.2: рис. 2. Распределение студентов в зависимости от места изучения «Информатики» в школе Ответ на данный вопрос был интересен с точки зрения сравнения информационного капитала первокурсников в зависимости от места изучения «Информатики» в школе. Анализ соотношения городских студентов к студентам из сельской местности в «Группе А» и «Группе Б» показал приблизительно одинаковый результат: 1,11 («Группа А») и 1,00 (Группа Б). Вы изучали Excel? Вы изучали Word? Вы изучали PowerPoint? Вы изучали Access? Данная группа вопросов позволяет оценить, какие офисные приложения преподают в школьном курсе. Почему первокурсники в первом семестре при наличии компьютера делают вычисления на калькуляторе мобильного телефона, не могут автоматически собрать оглавление, не знают элементарных приёмов форматирования текса, нет навыков навигации и выделения в документах, простейшие диаграммы строят единицы, и т.п. Но при этом, вполне уверенно создают примитивные презентации? Ответ «да» предполагал, что преподавание офисного приложения в школе позволило прибрести знания на уровне начинающего пользователя, ответ «нет» соответствует отсутствию изучения приложения в школьном курсе. Ответ «поверхностно» соответствует минимальным навыкам, позволяющим открыть, закрыть приложение и понимание назначения приложения. Лидером по преподаванию офисных приложений стал MS Power Point (рис.3) – что хорошо согласуется с умением и навыками студентов, выявленными в первом семестре. 50% знания MS WORD на уровне начинающего пользователя и поверхностное представление (29 %) практически и определили попадание в «Группу А». рис. 3. Изучение офисных приложений в школе Практически отсутствующее преподавание в школе MS EXCEL не способствует развитию логического мышления, не вырабатываются навыки построения алгоритмов для решения в дальнейшем численных задач. Именно эти навыки, по мнению автора, и являются основополагающими в формировании информационного капитала личности современного государственного служащего. Кроме того, в последние 3 года большие трудности у студентов 1 курса вызывает логическая функция «ЕСЛИ» приложения MS EXCEL, которая в зависимости от условия позволяет выбрать одну из двух альтернатив. А ведь принятие управленческого решения и есть выбор из набора альтернатив! Аутсайдером в изучении в школе стал MS ACCESS. 96% респондентов не изучали данное приложение в школе. Автор согласен с тем, что базы данных должны преподаваться в высших учебных заведениях, причем после «Информатики», но это уже другой вопрос. Отсутствие изучения MS ACCESS объясняет, что 90% бывших школьников не знают основ баз данных (10 вопрос анкеты). Знакомы ли Вы с устройством компьютера? А вот знание устройства компьютера не определяет попадание в «Группу А» или в «Группу Б». 13 и 11 студентов соответственно, на уровне начинающего пользователя разбираются в этом вопросе. Наименьшие проблемы при федеральном тестировании в 2009-2010 г.г. вызвала именно эта дидактическая единица. Хоть и не высокие показатели, но спасибо школе и на том. Вы умеете сканировать изображение? 77% бывших школьников умеют сканировать изображение. Все большее количество рефератов, эссе в школьной программе заставило использовать информационные технологии. Правда, здесь обнаружено как минимум две проблемы:
Данный вопрос появился в анкете не случайно. 22 студента 4 курса в качестве контрольного задания должны были отсканировать научную статью (каждый разную), распознать, сохранить в MS WORD и отредактировать по максимуму сходства с оригиналом. Для 5 студентов задача с первого раза оказалась не выполнимой. Трудности возникли как с текстом, так и с таблицами, характерными для научных статей. Таким образом, поверхностное , зачастую самостоятельное, изучение сканирования в школе, приводит к аналогичной проблемной зоне и ВУЗе. Легче учить, чем переучивать. Какой язык программирования Вы изучали? Что такое блок схема? Что такое алгоритм? Что такое условные операторы? Что такое ветвления? Данная группа вопросов входит в две дидактические единицы (ДЕ) учебной программы по «Информатике» в высших учебных заведениях гуманитарных специальностей, причем студенты специальности «Психология», в отличие от других специальностей, только эти ДЕ и изучают. Федеральное тестирование в 2009-2010 г.г. показало, что наибольшие затруднения вызывают именно языки программирования и основы алгоритмов. 38 респондентов (65%) изучали языки программирования (см. рис.4), причем основным языком был Pascal, 18 не изучали языки программирования в школе. рис. 4. Распределение студентов, изучавших языки программирования в школе В «Группе А», изучавших программирование 18 студентов (72%). «Группу Б» составляют в основном бывшие школьники не изучавшие программирование – 20 (74%)! Многие преподаватели «Информатики» как в школе, так и в ВУЗах связывают снижение качества знаний по естественно научным дисциплинам с плавным отказом от преподавания в курсе «Информатики» программирования и переходом на пользовательскую идеологию обучения ИКТ. Невозможно с этим не согласиться. Результаты ответов на вопросы (см. Таблица 1) показывают, какой пробел в накоплении информационного капитала личности будущего госслужащего необходимо восполнить в ВУЗе. Таблица 1
Анализ результатов данного опроса однозначно определяет бессистемный, неунифицированный подход к преподаванию «Информатики» в системе общего образования. Чётко прослеживается тенденция к упрощению самого курса «Информатики» Налицо несоответствие целей и результатов образования. А ведь это признаки системного кризиса. Все эти проблемы перекладываются на систему высшего образования, которая вынуждена выравнивать информационной капитал поступивших абитуриентов. Этим определяется первая и основная проблема второго (вузовского) этапа формирования ИКТ знаний. Вторая проблема заключается в малом количестве часов, отведенных федеральным компонентом на изучение дисциплин ИКТ. Так из 8208 часов учебного плана подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» только 400 часов отведено дисциплинам, связанным с ИКТ, что составляет только 4.9% от общего количества часов. Реально, с учётом первой проблемы, и того меньше. Третья причина носит объективный характер. Скорость развития информационных технологий опережает всегда скорость включения инноваций в учебные программы. Эта проблема имеет две стороны: необходимость постоянной переподготовки преподавательского состава. Также возникает противоречие между возрастающим объёмом информации и количеством часов. Четвертая проблема состоит в том, что в процессе обучения востребованы лишь те информационные знания, которые необходимы для выполнения курсовых, дипломных работ. Остальные знания без достаточной практики благополучно забываются. Эта проблема уже ложится на ИТ-специалистов государственной службы, существенно отвлекая их от выполнения непосредственных обязанностей. Автор, однажды был привлечен к решению одной из таких «задач». 9 специалистов одного из отделов совместно бились над решением элементарной задачи: при приёме данных от организации EXCEL отказывался подсчитывать данные. Числовые данные были представлены с точкой в виде десятичного разделителя вместо запятой. Отведенное время и большой объём информации не позволял решить данную задачу в «лоб» - вручную заменить разделитель. К сожалению, присутствующие молодые специалисты благополучно забыли команду «Найти и заменить». Местным ИТ-специалистам «повезло» – они были на выездной учёбе. К пятой проблеме можно отнести слабую ИТ-составляющую при прохождении различных практик, вплоть до преддипломной. Студентам в лучшем случае покажут и расскажут о различных программно-технических решениях, используемых в том органе власти, где они проходят практику. В худшем случае нагрузят самой рутинной работой по вводу первичных документов или озадачат приведением в порядок архива. Основной проблемой третьего этапа (послевузовского) приобретения информационного капитала личности государственного служащего, по мнению автора, является не возраст, и соответственно «изучал - не изучал» информационные технологии в школе и в ВУЗе, а несоответствие правовым нормам практики оценки, вернее полное отсутствие оценки на соответствие квалификационным требованиям к государственным служащим в области информационно-коммуникационных технологий, закрепленных в приказе №147 от 27.12.2005 Министерства информационных технологий и связи РФ, который так и не был опубликован. Отсутствует мотивация к наращиванию информационного капитала на государственной службе. Таким образом, остается констатировать, что при различных проблемах на каждом этапе приобретения информационного капитала госслужащим существует проблема единого сквозного стандарта трёх ступеней образования и объективной промежуточной оценки. ЛИТЕРАТУРА
|
Актуальные проблемы формирования структуры капитала коммерческих... Структура этого капитала. Описаны и проанализированы два подхода к оптимизации структуры капитала. Автором предложена политика управления... | Становление творческой личности в процессе формирования ассоциативно-образного... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент... В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования... | Образовательная программа «Государственно-общественное управление... «Государственно-общественное управление средство формирования успешного человека (человеческого капитала) в условиях общеобразовательной... | ||
Отчет управления международных связей сибагс за 2008-2010 гг. Международное сотрудничество Международная деятельность Академии позволяет преподавателям и студентам изучать зарубежный опыт организации учебного процесса, практику... | Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний Диссертация выполнена на кафедре экономической теории экономического факультета фгаоу впо | ||
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Евгений Онегин выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века | Исследование теплового состояния титановых сплавов при радиально-сдвиговой... Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес. В. П. Романенко, А. А. Яндимиров, М. А. Волков, Е. Г. Севостьянов. Патент... | ||
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU) | 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU) | ||
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха Фгоу впо "Великолукская государственная Сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU) | Темы Вашего учебного проекта Бурин Дмитрий Александрович, Чубин Григорий Владимирович, Евстафьев Евгений Игоревич | ||
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, фгоу впо вгсха Федеральное Государственное Образовательное Учреждение высшего Профессионального Образования "Великолукская государственная сельскохозяйственная... | Рабочая программа дисциплины Правовое регулирование госслужбы Степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование госслужбы» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры... | ||
Отчет по самообследованию выборского филиала фгоу впо спгувк Организационно-правовое обеспечение деятельности выборгского филиала фгоу впо спгувк, структура и управление им | Борис экто- и эндопаразитозы диких животных, наиболее распространенные... Работа выполнена в фгоу впо «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу... |