Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний





Скачать 381.04 Kb.
НазваниеИнституционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний
страница1/3
Дата публикации21.04.2015
Размер381.04 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Куянцева Мария Игоревна

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ


Специальность 08.00.01 – Экономическая теория


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2012

Диссертация выполнена на кафедре экономической теории экономического факультета ФГАОУ ВПО
«Южный федеральный университет»


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Белокрылова Ольга Спиридоновна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Гузев Михаил Михайлович;

кандидат экономических наук, доцент

Черкасова Татьяна Павловна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный

университет экономики и финансов



Защита состоится 17 февраля 2012 года в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, ауд. 118.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148, с авторефератом – на официальном сайте ВАК: http://vak.ed.gov.ru/ и сайте Южного федерального университета: http://sfedu.ru.
Автореферат разослан «16» января 2012 года.
Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, д. 88, экономический факультет, диссертационный совет Д 212.208.02, ауд. 209.


Учёный секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук,

профессор Михалкина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Преодоление последствий глобального кризиса 2008–2009 гг. и повышение вероятности его второй волны, поставленная задача модернизации российской экономики обусловливают необходимость подключения России к формирующейся в развитых странах с конца ХХ в. экономике знаний, специфическим отличием которой выступает повышение роли знаний в структуре производственных ресурсов общества. Хотя природно-материальные ресурсы продолжают выступать основой производства экономических благ, особенно в условиях экспорто-сырьевой ориентации России, но в настоящее время высокая динамика развития всех хозяйственных систем обеспечивается не столько материальными, сколько интеллектуальными факторами. В силу этого в структуре капитальных активов фирм растет доля объективированных знаний (нематериальных активов) и человеческого капитала, что с неизбежностью требует как их законодательной институционализации и достоверной оценки, так и разработки системы мер по повышению их качественных характеристик. Эти остро стоящие практические задачи, значимость которых отражается, в том числе, длительностью обсуждения законодательства об инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, объективно обусловливают необходимость углубления экономико-теоретических исследований структуры интеллектуального капитала и его места в системе факторов производства формирующейся экономики знаний.

Кроме того, неустойчивость законодательства, регулирующего процессы институционализации интеллектуального капитала, формирование неэффективных правил и норм в сфере создания и функционирования человеческого капитала (утечка «мозгов», снижение престижности высшего образования, «диссертационная ловушка»), защиты интеллектуальной собственности тормозят процесс развития интеллектуального капитала российских фирм и регионов, выступающего необходимым фактором готовности страны к экономике знаний. Совокупность перечисленных теоретико-прикладных проблем, сложившихся в области институционализации интеллектуального капитала России, объективно обусловливает необходимость углубления экономико-теоретического анализа его содержания, структуры и концептуального обоснования направлений его развития на уровне фирм и регионов.

Степень разработанности проблемы. В работах зарубежных исследователей – Белла Д., Дэвида П., Кастельса М., Махлупа Ф., Форе Д., Шихана Д.1 – проведён категориальный и структурно-функциональный анализ экономики знаний. Боревской Н., Дагаевым А., Клейнером Б., Макаровым В., Мильнером Б., Ченцовой М.2 оценено место экономики знаний в экономическом развитии и выявлены особенности ее формирования в России.

Методология анализа взаимосвязи знаний и институтов разработана Белокрыловой О., Бергером П., Боулзом С., Вебленом Т., Вольчиком В., Лукманом Т., Скоревым М., Фроловым Д.3Анализ феномена знания и его роли в бизнесе осуществлен в исследованиях Друкера П., Зандера У., Когута Б., Стиглица Дж., Тейлора Ф., Телена К.4

Теоретико-методологические основы исследования структуры интеллектуального капитала сформированы в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как Аштон Р., Бонтис Н., Ваганян О., Исаенко Ю., Мильнер Б., Сергеев А., Фернстрём Л., Эдвинссон Л.5

М
2. Зак. 04
еханизмы процесса институционализации и ее особенности в России выявлены Жук А., Лебедевой Н., Капланом Р., Корытцевым М., Нортоном Д.6 Методические аспекты проблемы оценки интеллектуального капитала и подходы по её решению обоснованы Кантер Р.М., Зальцер-Мёрлингом М., Лилаертом Ф., Родовым И., Страссманом П., Тобиным Д., Яклефом А.7

Вместе с тем в этой предметной области экономико-теоре-тического анализа до сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. В работах перечисленных авторов значительное внимание уделяется отдельным проблемам, тогда как вопросы структуры интеллектуального капитала, взаимосвязи знаний и институтов, проблемы интеллектуальной собственности, развития интеллектуальных ресурсов предприятия, а также ряд актуальных аспектов, связанных с особенностями формирования и функционирования экономики знаний в современных условиях, прежде всего в России, подлежат детальному научному анализу.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на экономико-теоре-тический анализ дихотомии «знания – институты» и теорий экономики знаний, выявить категориальные характеристики интеллектуального капитала как её доминантного фактора и особенности его институционализации в России, а также обосновать направления развития интеллектуального капитала в целях ускорения процессов формирования экономики знаний в России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • выявить взаимосвязь знания как основного ресурса неоэкономики и институтов, несущих информацию о правилах поведения контрагентов рыночных трансакций;

  • провести сравнительный анализ концептуальных подходов различных экономических школ к содержательной характеристике экономики знаний и выявить её особенности как современного этапа трансформации индустриальной системы;

  • очертить контуры экономики знаний и охарактеризовать её институциональное окружение;

  • идентифицировать место и роль интеллектуального капитала как доминантного фактора производства формирующейся экономики знаний;

  • теоретически обосновать структурные составляющие интеллектуального капитала фирмы;

  • провести историко-генетический анализ формирования теории интеллектуального капитала;

  • выявить направления и особенности институционализации интеллектуального капитала в условиях формирования экономики знаний в России;

  • обосновать направления и стимулирующие инструменты развития интеллектуального капитала на мезоуровне.

Область исследования. Диссертация выполнена в соответствии с пп. 1.1. – Политическая экономия («Теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях»); 1.2. Микроэкономическая теория («Теория фирмы») паспорта специальностей ВАК 08.00.01. – «Экономическая теория».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают экономика знаний как современный этап трансформации индустриальной экономики, в которой интеллектуальный капитал играет доминирующую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития. Предметом исследования являются новые формы экономических отношений и система хозяйственных взаимосвязей в контексте институционализации и развития интеллектуального капитала на микро- и мезоуровнях.

Т
2*
еоретическую и методологическую
основу исследования составляет совокупность фундаментальных концепций и методологического инструментария, обоснованных в трудах зарубежных и отечественных представителей марксистской, неоклассической и неоинституциональной школ. Исследование проводилось с учетом результатов фундаментального анализа особенностей становления экономики знаний и развития интеллектуального капитала, представленного в работах российских экономистов: Белоусова В., Боревской Н., Ваганяна О., Ченцовой М., Клейнера Б., Макарова В., Мильнера Б. и трудах зарубежных учёных: Барнарда Ч., Друкера П., Зандера У., Когута Б., Стрика В., Тейлора Ф.У., Телена К.

Методология развития концептуальной модели интеллектуального капитала, применение которой позволило системно реализовать идею работы, отражена в работах отечественных авторов: Гапоненко А., Исаенко Ю., Сергеева А., Стародубцева Е., и зарубежных исследователей – Зальцер-Мёрлинга М., Лилаерта Ф., Страссмана П., Тобина Д., Яклефа А.

Инструментарно-методический аппарат работы. В качестве инструментария исследования интеллектуального капитала использовались общенаучные методы познания экономических явлений – системный метод, историко-генети­ческий подход, анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование изучаемых процессов путем их описания, сопоставления, сравнения, обобщения, а также собственно экономические методы анализа – метод группировок, категориальный, субъектно-объектный анализ. Это позволило рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, соотнести их сущностные характеристики и формы проявления, выявить имеющиеся противоречия.

Информационно-эмпирической базой работы послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее территориального органа по Ростовской области, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, специализированные обзоры, подготовленные различными профессиональными объединениями, информационными агентствами и компаниями, регулирующими органами России и зарубежных стран, публикации в периодической печати и сети Интернет, материалы международных организаций, данные статистических ежегодников ЮНЕСКО и стран ОЭСР, данные 363 компаний Ростовской области (база данных журнала «Эксперт-ЮГ»), материалы первичной отчетности предприятий книжной отрасли г. Ростов-на-Дону и Юго-западного банка Сберегательного банка России.

Нормативно-правовую основу работы составляют международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, региональные законодательные акты Ростовской области, регулирующие процессы институционализации и развития интеллектуального капитала.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании предположении о том, что институционализация интеллектуального капитала как доминантного фактора формирующейся экономики знаний предполагает создание ее институционального окружения, системообразующим элементом которой выступает национальная инновационная система. Замедление процессов формирования экономики знаний в России обусловливает необходимость институциональных изменений в области формирования интеллектуального капитала, агрегирующего институционализированный и человеческий капиталы, включающих расширение процессов институционализации взаимодействия участников системы генерации знания и его трансформации в инновации; повышение эффективности демографической, образовательной, социальной политики как стимулирующих инструментов развития человеческого капитала региона; институционализацию права государственных научных учреждений на распоряжение объектами федеральной интеллектуальной собственности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Новым экономическим ресурсом экономики знаний выступает знание, находящееся в дихотомичном соотношении с институтами. С одной стороны, знание содержится в институтах, поскольку институты – это достоверное знание о нормах и правилах действия и выработанных обществом санкциях за их нарушение, ограничивающих вариативность потенциальных альтернатив поведения. С другой стороны, институты оказывают непосредственное влияние на все составляющие процесса воспроизводства знания в обществе, поскольку лишь развитые формальные (институционально-правовые нормы и организации) и неформальные институты позволяют генерировать (институт науки), транслировать (институт образования) и использовать новое знание в производстве инноваций (институт бизнеса).

2
3. Зак. 04
. Экономика знаний, с позиций институционально-эволюцион-ного подхода трактуемая как современный этап трансформации индустриальной экономики, представляет собой систему отношений между производителями знания (учеными), его потребителями, осуществляющими трансформацию знания в интеллектуальные продукты второго уровня – инновации, и фирмами, обеспечивающими внедрение инноваций в непосредственное производство, по поводу производства и трансформации знания в инно-вации.

3. Системообразующим элементом институциональной структуры экономики, основанной на знаниях, является национальная инновационная система, а в качестве ее институционального окружения выступают: формальные институты (законы), организации (технопарки, инновационные фирмы, бизнес-инкубаторы), институты бюджетных отношений и государственной власти, институт интеллектуальной собственности и её защиты, институт информационной системы, а также составляющие самой экономики знаний – институты сферы науки и образования. Предложенный подход к определению места национальной инновационной системы в российской экономике объясняет отсутствие спроса на новые знания и инновации несоответствием неформальных норм координации поведения экономических агентов формальной составляющей институциональной структуры формирующейся экономики знаний.

4. Интеллектуальный капитал как доминантный фактор производства формирующейся экономики знаний представляет собой реализованные в производстве интеллектуальные ресурсы фирмы (человеческий потенциал и нематериальные активы) и структурируется на человеческий капитал как обобщающую характеристику интеллектуальных способностей, навыков и компетенций работников и институционализированный капитал фирмы как объект интеллектуальной собственности.

5. Институционализация интеллектуального капитала фирмы, в структуре которого выделяются субъективная (человеческий капитал) и объективная (институционализированный капитал) составляющие, представляет собой процесс реализации организационного и координирующего потенциала институтов, в которых присутствуют как запреты, так и стимулы на всех стадиях производства. Однако если институт повышения квалификации человеческого капитала функционирует достаточно эффективно как за счет средств фирм, так и собственных средств работников, то развитию институционализированного капитала фирмы препятствует ряд институциональных факторов: недостаток собственных финансовых ресурсов фирм для осуществления научных исследований или приобретения патентов и авторских прав; неэффективность финансовой поддержки со стороны государства; высокий экономический риск; неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги).

6. Институциональные изменения в системе использования интеллектуального капитала на микроуровне, обеспечивающие повышение его значимости как приоритетного фактора формирующейся экономики знаний, должны быть целеориентированы на формирование стимулирующих инструментов его развития через автоматизацию и компьютеризацию системы накопления знаний фирмы, внедрение модели «биржа идей», формирование системы обучения в течение жизни на рабочем месте и др.

7. В качестве эффективных направлений институционализации интеллектуального капитала региона нами выделяются: расширение процессов институционализации взаимодействия участников системы генерации знания, его трансформации в инновации, и фирм, осуществляющих их внедрение, в форме научно-профессио-нальных конвенционных сообществ, развития сетевого общения, обеспечивающего развитие социального капитала региона; повышение эффективности демографической, образовательной, социальной политики как инструментов развития человеческого капитала региона; институционализация права государственных научных учреждений на распоряжение объектами федеральной интеллектуальной собственности, корректировка прав сдачи в аренду имущества вузов, а также сублицензирования объектов интеллектуальной собственности, внесенными вузами в уставный капитал малых инновационных предприятий (инструменты развития институционализированного капитала региона).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconОценка интеллектуального капитала с использованием коэффициента тобина
Аннотация: в статье рассматривается такое понятие как коэффициент Тобина и как он может быть полезен для оценки интеллектуального...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconПроблемы формирования информационного капитала личности: от школы...
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования информационного капитала личности государственного служащего. Определены три...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconИсследование влияния интеллектуального капитала на результаты деятельности...
Теоретические аспекты концепции интеллектуального капитала
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconКафедра экономической методологии и истории Список примерных тем...
Особенности развития интеллектуального капитала в условиях глобализации экономики
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемное обучение как условие и предпосылка формирования опыта творческой деятельности учащихся
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconАктуальные проблемы формирования структуры капитала коммерческих...
Структура этого капитала. Описаны и проанализированы два подхода к оптимизации структуры капитала. Автором предложена политика управления...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconРазвитие профессионально-знаниевых компетенций как компонентов человеческого капитала
Московском госуниверситете и Высшей школе экономики). В-третьих – за счет их систематического привлечения к участию в различных научно-практических...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образование сегодня рассматривается как основа инновационного развития экономики, общества и человеческого капитала, как фактор благополучия...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconКомплекс финансовых решений корпорации: решения об источниках и способах...
Принцип дублирующего портфеля как основа анализа корпорации на совершенном рынке капитала
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconКонцепция человеческого капитала в современной экономической теории...
Исследователи по-разному определяют эту новую эпоху, дают ей разные названия и выделяют разные ее характеристики, но большинство...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconИнформационное письмо
Эпоха Реформации как духовно-историческая предпосылка научного мировоззрения Нового времени
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconУчастие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках
Нпо «Эврика» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся лицея, способных к научному поиску, заинтересованных...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconОбразовательная программа «Государственно-общественное управление...
«Государственно-общественное управление средство формирования успешного человека (человеческого капитала) в условиях общеобразовательной...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconПоложение о научном обществе учащихся моу «Лицей» г. Лесосибирска
Ноу является самостоятельным форми­рованием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении...
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconТематика рефератов
Особенности формирования уставного капитала путем передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности
Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний iconЗадачи долгосрочного планирования. Понятие стоимости капитала
Дисконтирование потоков денежных средств при оценке издержек привлечения капитала. Модель Гордона


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск