Скачать 381.04 Kb.
|
На правах рукописи Куянцева Мария Игоревна ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Специальность 08.00.01 – Экономическая теория Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону – 2012 Диссертация выполнена на кафедре экономической теории экономического факультета ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Защита состоится 17 февраля 2012 года в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, ауд. 118. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148, с авторефератом – на официальном сайте ВАК: http://vak.ed.gov.ru/ и сайте Южного федерального университета: http://sfedu.ru. Автореферат разослан «16» января 2012 года. Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, д. 88, экономический факультет, диссертационный совет Д 212.208.02, ауд. 209. Учёный секретарь диссертационного совета доктор экономических наук, профессор Михалкина Е.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Преодоление последствий глобального кризиса 2008–2009 гг. и повышение вероятности его второй волны, поставленная задача модернизации российской экономики обусловливают необходимость подключения России к формирующейся в развитых странах с конца ХХ в. экономике знаний, специфическим отличием которой выступает повышение роли знаний в структуре производственных ресурсов общества. Хотя природно-материальные ресурсы продолжают выступать основой производства экономических благ, особенно в условиях экспорто-сырьевой ориентации России, но в настоящее время высокая динамика развития всех хозяйственных систем обеспечивается не столько материальными, сколько интеллектуальными факторами. В силу этого в структуре капитальных активов фирм растет доля объективированных знаний (нематериальных активов) и человеческого капитала, что с неизбежностью требует как их законодательной институционализации и достоверной оценки, так и разработки системы мер по повышению их качественных характеристик. Эти остро стоящие практические задачи, значимость которых отражается, в том числе, длительностью обсуждения законодательства об инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, объективно обусловливают необходимость углубления экономико-теоретических исследований структуры интеллектуального капитала и его места в системе факторов производства формирующейся экономики знаний. Кроме того, неустойчивость законодательства, регулирующего процессы институционализации интеллектуального капитала, формирование неэффективных правил и норм в сфере создания и функционирования человеческого капитала (утечка «мозгов», снижение престижности высшего образования, «диссертационная ловушка»), защиты интеллектуальной собственности тормозят процесс развития интеллектуального капитала российских фирм и регионов, выступающего необходимым фактором готовности страны к экономике знаний. Совокупность перечисленных теоретико-прикладных проблем, сложившихся в области институционализации интеллектуального капитала России, объективно обусловливает необходимость углубления экономико-теоретического анализа его содержания, структуры и концептуального обоснования направлений его развития на уровне фирм и регионов. Степень разработанности проблемы. В работах зарубежных исследователей – Белла Д., Дэвида П., Кастельса М., Махлупа Ф., Форе Д., Шихана Д.1 – проведён категориальный и структурно-функциональный анализ экономики знаний. Боревской Н., Дагаевым А., Клейнером Б., Макаровым В., Мильнером Б., Ченцовой М.2 оценено место экономики знаний в экономическом развитии и выявлены особенности ее формирования в России. Методология анализа взаимосвязи знаний и институтов разработана Белокрыловой О., Бергером П., Боулзом С., Вебленом Т., Вольчиком В., Лукманом Т., Скоревым М., Фроловым Д.3Анализ феномена знания и его роли в бизнесе осуществлен в исследованиях Друкера П., Зандера У., Когута Б., Стиглица Дж., Тейлора Ф., Телена К.4 Теоретико-методологические основы исследования структуры интеллектуального капитала сформированы в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как Аштон Р., Бонтис Н., Ваганян О., Исаенко Ю., Мильнер Б., Сергеев А., Фернстрём Л., Эдвинссон Л.5 М 2. Зак. 04 еханизмы процесса институционализации и ее особенности в России выявлены Жук А., Лебедевой Н., Капланом Р., Корытцевым М., Нортоном Д.6 Методические аспекты проблемы оценки интеллектуального капитала и подходы по её решению обоснованы Кантер Р.М., Зальцер-Мёрлингом М., Лилаертом Ф., Родовым И., Страссманом П., Тобиным Д., Яклефом А.7 Вместе с тем в этой предметной области экономико-теоре-тического анализа до сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. В работах перечисленных авторов значительное внимание уделяется отдельным проблемам, тогда как вопросы структуры интеллектуального капитала, взаимосвязи знаний и институтов, проблемы интеллектуальной собственности, развития интеллектуальных ресурсов предприятия, а также ряд актуальных аспектов, связанных с особенностями формирования и функционирования экономики знаний в современных условиях, прежде всего в России, подлежат детальному научному анализу. Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на экономико-теоре-тический анализ дихотомии «знания – институты» и теорий экономики знаний, выявить категориальные характеристики интеллектуального капитала как её доминантного фактора и особенности его институционализации в России, а также обосновать направления развития интеллектуального капитала в целях ускорения процессов формирования экономики знаний в России. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Область исследования. Диссертация выполнена в соответствии с пп. 1.1. – Политическая экономия («Теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях»); 1.2. Микроэкономическая теория («Теория фирмы») паспорта специальностей ВАК 08.00.01. – «Экономическая теория». Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают экономика знаний как современный этап трансформации индустриальной экономики, в которой интеллектуальный капитал играет доминирующую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития. Предметом исследования являются новые формы экономических отношений и система хозяйственных взаимосвязей в контексте институционализации и развития интеллектуального капитала на микро- и мезоуровнях. Т 2* еоретическую и методологическую основу исследования составляет совокупность фундаментальных концепций и методологического инструментария, обоснованных в трудах зарубежных и отечественных представителей марксистской, неоклассической и неоинституциональной школ. Исследование проводилось с учетом результатов фундаментального анализа особенностей становления экономики знаний и развития интеллектуального капитала, представленного в работах российских экономистов: Белоусова В., Боревской Н., Ваганяна О., Ченцовой М., Клейнера Б., Макарова В., Мильнера Б. и трудах зарубежных учёных: Барнарда Ч., Друкера П., Зандера У., Когута Б., Стрика В., Тейлора Ф.У., Телена К. Методология развития концептуальной модели интеллектуального капитала, применение которой позволило системно реализовать идею работы, отражена в работах отечественных авторов: Гапоненко А., Исаенко Ю., Сергеева А., Стародубцева Е., и зарубежных исследователей – Зальцер-Мёрлинга М., Лилаерта Ф., Страссмана П., Тобина Д., Яклефа А. Инструментарно-методический аппарат работы. В качестве инструментария исследования интеллектуального капитала использовались общенаучные методы познания экономических явлений – системный метод, историко-генетический подход, анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование изучаемых процессов путем их описания, сопоставления, сравнения, обобщения, а также собственно экономические методы анализа – метод группировок, категориальный, субъектно-объектный анализ. Это позволило рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, соотнести их сущностные характеристики и формы проявления, выявить имеющиеся противоречия. Информационно-эмпирической базой работы послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее территориального органа по Ростовской области, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, специализированные обзоры, подготовленные различными профессиональными объединениями, информационными агентствами и компаниями, регулирующими органами России и зарубежных стран, публикации в периодической печати и сети Интернет, материалы международных организаций, данные статистических ежегодников ЮНЕСКО и стран ОЭСР, данные 363 компаний Ростовской области (база данных журнала «Эксперт-ЮГ»), материалы первичной отчетности предприятий книжной отрасли г. Ростов-на-Дону и Юго-западного банка Сберегательного банка России. Нормативно-правовую основу работы составляют международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, региональные законодательные акты Ростовской области, регулирующие процессы институционализации и развития интеллектуального капитала. Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании предположении о том, что институционализация интеллектуального капитала как доминантного фактора формирующейся экономики знаний предполагает создание ее институционального окружения, системообразующим элементом которой выступает национальная инновационная система. Замедление процессов формирования экономики знаний в России обусловливает необходимость институциональных изменений в области формирования интеллектуального капитала, агрегирующего институционализированный и человеческий капиталы, включающих расширение процессов институционализации взаимодействия участников системы генерации знания и его трансформации в инновации; повышение эффективности демографической, образовательной, социальной политики как стимулирующих инструментов развития человеческого капитала региона; институционализацию права государственных научных учреждений на распоряжение объектами федеральной интеллектуальной собственности. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Новым экономическим ресурсом экономики знаний выступает знание, находящееся в дихотомичном соотношении с институтами. С одной стороны, знание содержится в институтах, поскольку институты – это достоверное знание о нормах и правилах действия и выработанных обществом санкциях за их нарушение, ограничивающих вариативность потенциальных альтернатив поведения. С другой стороны, институты оказывают непосредственное влияние на все составляющие процесса воспроизводства знания в обществе, поскольку лишь развитые формальные (институционально-правовые нормы и организации) и неформальные институты позволяют генерировать (институт науки), транслировать (институт образования) и использовать новое знание в производстве инноваций (институт бизнеса). 2 3. Зак. 04 . Экономика знаний, с позиций институционально-эволюцион-ного подхода трактуемая как современный этап трансформации индустриальной экономики, представляет собой систему отношений между производителями знания (учеными), его потребителями, осуществляющими трансформацию знания в интеллектуальные продукты второго уровня – инновации, и фирмами, обеспечивающими внедрение инноваций в непосредственное производство, по поводу производства и трансформации знания в инно-вации. 3. Системообразующим элементом институциональной структуры экономики, основанной на знаниях, является национальная инновационная система, а в качестве ее институционального окружения выступают: формальные институты (законы), организации (технопарки, инновационные фирмы, бизнес-инкубаторы), институты бюджетных отношений и государственной власти, институт интеллектуальной собственности и её защиты, институт информационной системы, а также составляющие самой экономики знаний – институты сферы науки и образования. Предложенный подход к определению места национальной инновационной системы в российской экономике объясняет отсутствие спроса на новые знания и инновации несоответствием неформальных норм координации поведения экономических агентов формальной составляющей институциональной структуры формирующейся экономики знаний. 4. Интеллектуальный капитал как доминантный фактор производства формирующейся экономики знаний представляет собой реализованные в производстве интеллектуальные ресурсы фирмы (человеческий потенциал и нематериальные активы) и структурируется на человеческий капитал как обобщающую характеристику интеллектуальных способностей, навыков и компетенций работников и институционализированный капитал фирмы как объект интеллектуальной собственности. 5. Институционализация интеллектуального капитала фирмы, в структуре которого выделяются субъективная (человеческий капитал) и объективная (институционализированный капитал) составляющие, представляет собой процесс реализации организационного и координирующего потенциала институтов, в которых присутствуют как запреты, так и стимулы на всех стадиях производства. Однако если институт повышения квалификации человеческого капитала функционирует достаточно эффективно как за счет средств фирм, так и собственных средств работников, то развитию институционализированного капитала фирмы препятствует ряд институциональных факторов: недостаток собственных финансовых ресурсов фирм для осуществления научных исследований или приобретения патентов и авторских прав; неэффективность финансовой поддержки со стороны государства; высокий экономический риск; неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги). 6. Институциональные изменения в системе использования интеллектуального капитала на микроуровне, обеспечивающие повышение его значимости как приоритетного фактора формирующейся экономики знаний, должны быть целеориентированы на формирование стимулирующих инструментов его развития через автоматизацию и компьютеризацию системы накопления знаний фирмы, внедрение модели «биржа идей», формирование системы обучения в течение жизни на рабочем месте и др. 7. В качестве эффективных направлений институционализации интеллектуального капитала региона нами выделяются: расширение процессов институционализации взаимодействия участников системы генерации знания, его трансформации в инновации, и фирм, осуществляющих их внедрение, в форме научно-профессио-нальных конвенционных сообществ, развития сетевого общения, обеспечивающего развитие социального капитала региона; повышение эффективности демографической, образовательной, социальной политики как инструментов развития человеческого капитала региона; институционализация права государственных научных учреждений на распоряжение объектами федеральной интеллектуальной собственности, корректировка прав сдачи в аренду имущества вузов, а также сублицензирования объектов интеллектуальной собственности, внесенными вузами в уставный капитал малых инновационных предприятий (инструменты развития институционализированного капитала региона). |
Оценка интеллектуального капитала с использованием коэффициента тобина Аннотация: в статье рассматривается такое понятие как коэффициент Тобина и как он может быть полезен для оценки интеллектуального... | Проблемы формирования информационного капитала личности: от школы... Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования информационного капитала личности государственного служащего. Определены три... | ||
Исследование влияния интеллектуального капитала на результаты деятельности... Теоретические аспекты концепции интеллектуального капитала | Кафедра экономической методологии и истории Список примерных тем... Особенности развития интеллектуального капитала в условиях глобализации экономики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемное обучение как условие и предпосылка формирования опыта творческой деятельности учащихся | Актуальные проблемы формирования структуры капитала коммерческих... Структура этого капитала. Описаны и проанализированы два подхода к оптимизации структуры капитала. Автором предложена политика управления... | ||
Развитие профессионально-знаниевых компетенций как компонентов человеческого капитала Московском госуниверситете и Высшей школе экономики). В-третьих – за счет их систематического привлечения к участию в различных научно-практических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование сегодня рассматривается как основа инновационного развития экономики, общества и человеческого капитала, как фактор благополучия... | ||
Комплекс финансовых решений корпорации: решения об источниках и способах... Принцип дублирующего портфеля как основа анализа корпорации на совершенном рынке капитала | Концепция человеческого капитала в современной экономической теории... Исследователи по-разному определяют эту новую эпоху, дают ей разные названия и выделяют разные ее характеристики, но большинство... | ||
Информационное письмо Эпоха Реформации как духовно-историческая предпосылка научного мировоззрения Нового времени | Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках Нпо «Эврика» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся лицея, способных к научному поиску, заинтересованных... | ||
Образовательная программа «Государственно-общественное управление... «Государственно-общественное управление средство формирования успешного человека (человеческого капитала) в условиях общеобразовательной... | Положение о научном обществе учащихся моу «Лицей» г. Лесосибирска Ноу является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении... | ||
Тематика рефератов Особенности формирования уставного капитала путем передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности | Задачи долгосрочного планирования. Понятие стоимости капитала Дисконтирование потоков денежных средств при оценке издержек привлечения капитала. Модель Гордона |