Скачать 84.97 Kb.
|
Проблемное обучение как условие и предпосылка формирования опыта творческой деятельности учащихся Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить, я всегда помню эти слова Дистервега, готовясь к уроку литературы, ибо современное образование не может осуществляться без творческого процесса, который включает в себя, прежде всего открытие нового новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим на уроках литературы я использую проблемное обучение, так как считаю, что проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и новым способам действия. В условиях проблемного обучения процесс усвоения является не только интеллектуальным процессом . Он становится процессом личности и позволяет слить воедино процесс обучения, развития и воспитания, процесс усвоения знаний и формирования мировоззрения. Особенность проблемного обучения на уроках литературы _ это формирование эмоциональной сферы подростков, а также формирование у учащихся не только интеллектуального, но и морального, эстетического, социально оправданного опыта для построения собственной жизни. Задания проблемного характера содержат теоретическую и практическую трудность, требующую поиска, исследовательской активности. При проблемном обучении возникает познавательно -_побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению у учащихся возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поиском и нахождением решения проблем. Основными средствами проблемного обучения являются проблемные вопросы, познавательно-поисковые ситуации, познавательно-поисковые задачи. Чтобы мои уроки литературы приобрели процесс сопереживания, соразмышления, постижения и истолкования, ставлю перед ребятами, например, при изучении « Мцыри» М.Ю. Лермонтова проблемные вопросы: - Почему в названии поэмы указано не имя, а социальное происхождение Мцыри? -Как распределить по степени важности вопросы, которые волнуют героя? -Как вы понимаете образ золотой рыбки? А при изучении « Героя нашего времени» Лермонтова М.Ю. проблемные вопросы звучат так: -Над какими идеями размышляет Печорин? Какие эксперименты проводит? Где вы видите границу свободы действий личности? -Прочитайте сцену исповеди Печорина ( 3 июня). -Что такое исповедь? -Какие черты исповеди вы видите в рассуждении Печорина? -В чем, по мнению Печорина, причина несостоявшейся жизни? -Согласны ли вы с мнением Печорина? -Сделайте вывод о черте характера Печорина. Прочитайте размышления Печорина: « Зачем я жил? Для какой цели я родился?...» Почему с точки зрения Печорина, он не смог угадать своего высокого назначения? С чем можно согласиться в размышлениях Печорина и с чем нельзя? Познавательно-поисковая ситуация на уроках литературы включает в себя четыре условия:
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность, так как она позволяет разграничить известное и неизвестное, наметить пути решения через исследование. При изучении романа « Евгений Онегин» создаю такие проблемные ситуации:
Особое значение на уроках придаю познавательно-поисковым задачам. Их надо отличать от познавательных задач, решения которых находятся сразу. Познавательно-поисковая задача требует знаний не в готовом виде, а самостоятельного поиска неизвестного. Одной из специфических черт проблемной задачи является то, что она непосредственно связана с текстом художественного произведения. Структура познавательно-поисковой задачи на уроках литературы следующая: - В условии ( эпизод, сцена, отрывок, абзац, ряд цитат из текста художественного произведения) может быть указан тот материал, к которому надо обратиться и самостоятельно выделить. Даже если в условии задачи говорится об авторской позиции, его художественном методе, отразившемся в нескольких произведениях, то в любом случае обращение к тексту как к первоисточнику необходимо: - выбор варианта для способа решения; - подобрать доказательства в текстах художественного произведения; -сделать обоснованный вывод. При изучении повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина предлагаю познавательно-поисковую задачу: условие: из разговора Гринева с Василисой Егоровной: - А Маша?-спросил я,- так же смела, как вы? - Смела ли Маша? … Нет, Маша- трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья,так и затрепещет. Докажите, права ли Василиса Егоровна в оценке своей дочери? Для решения этой задачи учащимся необходимо сопоставить ряд сцен, рисующих поведение Маши в различных ситуациях. В условии эти сцены не даны, учащиеся их должны выделить самостоятельно. Сложным является факт противоречивости поступка героини. В силу этого каждый поступок необходимо связать с ситуацией, оценить, отобрать наиболее значащее из текста и на основании этого сделать вывод. Уроки литературы с использованием проблемного обучения как особой дидактической системы воплощают оригинальные силы образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающие создание у учащихся опыта творческой активности, самостоятельности, поиска, умения применять знания в нестандартных ситуациях. Технология обучения русскому языку в общеобразовательной школе Используя на уроках опыт современных педагогов, работаю по следующей технологии обучения русскому языку и ставлю такие целевые ориентации:
Концептуальные положения технологии:
Особенности содержания системы работы: Ориентировочной основой обучения является государственный стандарт, при этом создаются условия для усвоения материала на более высоком уровне. На уроке для учащихся создаются условия для возможности проявить себя. Творческая деятельность активизируется нестандартными уроками. Особое внимание уделяется работе с различными видами текстов. Особенности методики системы работы: Основной мотивацией является познавательный процесс. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, исследовательские. Главная цель – создание на уроке познавательной активности - достигается следующими путями:
Используются уроки комбинированного типа, уроки-практикумы, уроки-обобщения. Наряду с обычными уроками - семинары, зачеты, тестовые контрольные работы. Оценивание происходит по-разному. Это и традиционная система, и элементы занковской системы- «4» и «5» важны не сами по себе, а как средства, стимулирующие учебную деятельность. Результаты: Повысился интерес к урокам русского языка. Учащиеся научились трезво оценивать свои возможности. Появляется стремление выполнять задания повышенного уровня. Обогащается словарный запас учащихся, речь становится более выразительной, творческие работы приобретают глубину и содержательность. Опыт использования технологии модульного обучения на уроках русского языка. Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка направлено на достижение устойчивых положительных результатов обучения. Целью такого обучения является развитие личности учащегося, его интереса к учению. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса посредством укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени предполагает движение ученика по схеме: «всеобщее – общее – единичное» с постепенным погружением в детали. Таким образом, модульное обучение сокращает учебный курс на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала, что позволяет больше заниматься отработкой практических навыков по русскому языку. Положительная роль модульного обучения связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником. Процесс усвоения , построенный целиком на деятельности учащихся, при модульной организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счет раскрытия существенных сторон нового материала. Продумывается разнообразный контроль за выполнением заданий и усвоением знаний. Это самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы для их устранения. Выходной контроль показывает уровень усвоения всего модуля. Формы контроля могут быть разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная работа. Учебные занятия в рамках модульной системы Веденяпиной проходят живо, динамично , на высоком уровне трудности. Учащиеся изначально включаются в исследовательскую деятельность – во всех случаях, где имеется возможность осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала и его осложнение. Умственная деятельность и прежде всего деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, вызывает яркие интеллектуальные чувства и оказывается для учащихся явно предпочтительнее, чем получение знаний информативным способом. Организация учебного процесса с использованием педагогической технологии модульного обучения, творческий подход к применению и внедрению инноваций, высокий профессионализм и культура учителя позволяют достичь высоких результатов в обучении. Современные подходы к изучению русской классической литературы. Я вижу проблему преподавания русской классической литературы в сложности ее восприятия учеником вследствие обилия художественного и теоретического материала, предлагаемого программами, и огромного потока информации, негативно влияющей на нравственный облик ребенка. Моя цель – помочь учащимся сориентироваться в нравственных ценностях русской классической литературы. Вся система работы направлена на формирование духовного, нравственного облика учащихся, умения различать и ценить истинные произведения художественной литературы, видеть прекрасное в жизни и человеческих отношениях, мир добра, красоты и милосердия. В своей педагогической деятельности я применяю как традиционные методы работы, так и новейшие технологии. В основе их – учет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, их увлечений и способностей. Словесные, практические, поисковые методы, познавательные игры, викторины, работа в парах, группах, опережающие задания помогают в решении поставленных задач. Уроки – исследования, размышления, творческие мастерские, дискуссии помогают учащимся постичь нравственные ценности, донесенные русской классикой, увидеть красоту и выразительность русского слова, своеобразие и мастерство русских писателей. Изучение классики с позиции современности повышает уровень мотивации учащихся, помогает сорентироваться в ценностях прошлого и настоящего, содействует формированию духовности внутреннего мира. Современные подходы к изучению русской классической литературы повышают интерес учащихся к литературе, ее проблематике, художественным достоинствам. |