Департамент образования Администрации города Омска
муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Государственно-общественное управление –
средство формирования успешного человека
(человеческого капитала) в условиях
общеобразовательной школы»
| Автор:
Завалько Т.В. – зам директора по УВР,
председатель Совета Учреждения.
Соавторы:
Коробкова В.В. – директор ОУ,
председатель Педагогического совета;
Полуботко Т.В - зам директора по УВР ,
председатель Методического совета;
Сучкова Т.В. - зам директора по УВР;
Влезько И.А. - зам директора по ВР;
Левшина Н.С. - учитель информатики;
Научный консультант:
Лебедева Наталья Николаевна,
профессор педагогических наук,
доктор кафедры управления развитием
образования ОмГПУ, заведующая
лабораторией духовно-нравственной
культуры детей и молодёжи.
| Омск
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Общие положения _____________________________________________________ 3
Общие принципы организации образовательного процесса ___________________ 3
Характеристика принципов образовательной политики школы ________________ 4
Информационная справка о школе _________________________________ 6
Численность учащихся __________________________________________________ 6
Количество классов по параллелям _______________________________________ 6
Режим работы школы ___________________________________________________ 6
Характеристика педагогических работников по образованию и категориям ______ 7
Средний возраст и стаж работы педагогов __________________________________ 7
Работа аттестационной комиссии _________________________________________ 7
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ _________________________ 8
Сведения о результативности работы педагогического коллектива по обучению, развитию и воспитанию учащихся ____________________________ 8
Сведения о состоянии физического развития учащихся школы ________________ 9
Удовлетворение образовательных потребностей школьников и _______________ 9
Общие сведения о материально-техническом оснащении школы ______________ 11
Направления деятельности школы ________________________________ 12
Основные цели и задачи школы__________________________________________ 12
Приоритетные направления деятельности__________________________________ 13
Особенности учебного плана школы _____________________________ 14
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ____________________________________________ 16
Набор учебных предметов, образовательных программ, соответствующих Федеральному и региональному стандартам____________________________________ 16
Особенности организации образовательного процесса ______________________ 20
Общая характеристика воспитательной системы школы _____ 22
Экспериментальная и инновационная деятельность школы__25
1) Участие школы в экспериментальной и инновационной деятельности _________ 25
2) Участники экспериментальной деятельности ______________________________ 26
3) Результаты экспериментальной деятельности ______________________________ 26
4) Взаимодействие школы с социальными партнёрами_________________________ 27
5) Перспективное планирование направлений экспериментальной деятельности ___ 28
IX. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ________________________________________________38
1) Управление в учреждении ______________________________________________ 38
2) Структура педагогической, методической и организационной работы _________ 41
3) Управление реализацией образовательной программы через мониторинг ______ 42
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Образовательная программа учреждения разработана на основании анализа результативности реализации Образовательной программы средней школы № 41 утвержденной в 2003 году, и следующих нормативных документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании»,
«Национальной доктрины образования»,
«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»,
«Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации»,
«Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»
Региональная программа развития образования в контексте стратегии «Образование 2020»
и представляет собой концепцию развития содержания обучения, воспитания и развития, технологического, кадрового обеспечения этого содержания, организацию учебно-воспитательного процесса в школе на краткосрочную перспективу в течение 5-ти лет (2008-2013 гг).
I. 1. Общие принципы организации образовательного процесса
Под процессом образования мы понимаем процесс становления целостной личности человека, обретения им способности быть субъектом истории и культуры. Основные задачи образовательного процесса на всех этапах образования – от начального до высшего - включают:
овладение широким кругом общекультурных навыков,
освоение общего содержания основных форм человеческой деятельности,
формирование обобщенных способностей к вхождению в новые виды деятельности, к освоению различных предметных областей знания, к организации и участию в многообразных формах общения,
профессиональная подготовка к участию в общественном (материальном и духовном) производстве.
Обозначенный подход к определению целей и задач образовательного процесса предполагает принципиально новое понимание того, что должно стать содержанием среднего образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что «…школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим, целями среднего образования являются:
Формирование у обучающихся глубоких знаний по основным предметным дисциплинам,
Развитие компетентности в обучении и самообразовании, в том числе информационно-коммуникативных технологий,
Развитие духовно-нравственных свойств личности, ориентированных на общечеловеческие ценности,
Развитие социально значимых общеучебных компетенций и способов деятельности,
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья школьников.
Очевидно, что в средней школе нельзя ограничиваться формированием традиционной триады — знаний, умений, навыков, иначе – грамотности в традиционном ее понимании. Средняя школа должна обеспечивать приобретение учеником не просто грамотности, а компетентности – языковой (лингвистической), коммуникативной, компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ), социальной компетентности и т.п.
Средняя школа призвана развить и укрепить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его делать это эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Основные компетентности, сформированные в средней школе, позволят выпускникам школы быстрее реализоваться в условиях высокотехнологического и поликультурного современного общества, быстрой смены информационных потоков, появления новых и исчезновения старых профессий. Выпускники средней школы должны, как минимум, уметь:
самостоятельно работать с информацией (искать, анализировать, обрабатывать, представлять другим людям);
самостоятельно формулировать и решать новые задачи (а не только работать по образцу, показанному учителем);
планировать свою собственную деятельность и деятельность других, работать и эффективно общаться в группе;
учиться и самостоятельно приобретать новые знания.
Таким образом, содержание среднего образования в рамках изложенного компетентностного подхода определяет использование личностно-ориентированного обучения, выбор форм обучения, предусматривающих самостоятельную и групповую работу учащихся над проектами, обучение в сотрудничестве, широкое использование средств ИКТ и сочетание работы в реальной и виртуальной учебной среде.
I. 2. Характеристика принципов образовательной политики школы
Образовательная политика средней школы № 41 определяется с учетом уровня развития современного информационного общества, потребностей социума, запросов родителей, потребностей учащихся, анализа всех ресурсов школы и результатов работы школы за предыдущий период развития.
Система образования в средней школе № 41 строится на следующих принципах:
ГУМАНИЗАЦИЯ (предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие обучающегося как личности в единстве с обеспечением адекватных условий этого развития)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (в вариативности учебных программ и технологий обучения, в реализации вариативной части базисного учебного плана, в формах управления образовательным процессом, в привлечении родительской общественности к управлению образовательным процессом, в прозрачности и открытости образовательного процесса)
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ (связанная с развитием общекультурных компонентов в содержании образования и выявлением социальной обусловленности естественнонаучных и технических знаний)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (обеспечивает развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальными способностями, познавательными интересами и возможностями)
РАЗВИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ (реализуется через деятельность каждого обучающегося в зоне его ближайшего развития при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности)
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (направлена на формирование целостной картины мира у обучаемых)
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ (требует связи всех направлений работы школы, подготовки обучающихся к продолжению образования после ее окончания и поддержке компетентности в течении всей жизни, обеспечения преемственности содержания образования в средней и старшей школе)
СИСТЕМНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ (взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов учебно-воспитательного процесса, формирование у обучаемых понятия о целостности мира и многообразии взаимосвязей в нем)
УПРАВЛЯЕМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (предполагает постоянное регулирование и коррекцию образовательной программы на основе мониторинга в школе)
В своей деятельности средняя школа № 41 руководствуется законодательством РФ, Указами Президента РФ, решениями вышестоящих органов управления образования, Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы и локальными актами учреждения.
II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
II.1. Численность учащихся
Учебный год
| Количество учащихся
| 2005/2006
| 873
| 2006/2007
| 764
| 2007/2008
| 685
| II. 2. Количество классов по параллелям
2005/2006 учебный год
| 2006/2007 учебный год
| 2007/2008 учебный год
| Параллель
| Кол-во классов
| Параллель
| Кол-во классов
| Параллель
| Кол-во классов
| 1
| 2
| 1
| 2
| 1
| 2
| 2
| 3
| 2
| 2
| 2
| 2
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 2
| 4
| 3
| 4
| 3
| 4
| 3
| 5
| 3
| 5
| 3
| 5
| 3
| 6
| 2
| 6
| 3
| 6
| 3
| 7
| 5
| 7
| 2
| 7
| 3
| 8
| 3
| 8
| 5
| 8
| 2
| 9
| 4
| 9
| 3
| 9
| 5
| 10
| 3
| 10
| 3
| 10
| 2
| 11
| 4
| 11
| 3
| 11
| 3
|
|