Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Костромской областной институт развития образования»
-
«Утверждаю»
| Ректор ОГБОУ ДПО
« Костромской областной институт развития образования»
|
______________ Е.А.Лушина
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Государственно-общественное управление образовательными системами»
Категория слушателей:
| руководители и педагогические работники учреждений общего, дошкольного, дополнительного, начального профессионального и среднего профессионального образования, тьюторы повышения квалификации
| Срок обучения:
| 72-108 часов
|
Составители:
| Наянова М.А.
Сиушева Г.Г.
Шалимова Н.А.
Будкина Л.В.
Осипова Л.Г.
Наянова Е.А.
Воронцова Л.И.
|
|
|
Кострома
2011
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Государственно-общественное управление образовательными системами»
Цель:
| освоение управленческими и педагогическими работниками системы общего, дошкольного и дополнительного образования необходимых компетенций, обеспечивающих способность к проектированию и эффективной организации государственно-общественного управления как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения
| Категория слушателей:
| управленческие и педагогические работники учреждений общего, дошкольного, дополнительного образования
| Срок обучения:
| 72-108 часов
| Форма обучения:
| комбинированная: с отрывом от работы и без отрыва от работы
|
|
| Режим занятий:
| 6-8 часов в день с отрывом от работы и 3 часа в день без отрыва от работы
|
№ п/п
| Наименование разделов и дисциплин
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| Лекц.
| Практ.
| Стажировка и/ или самост. работа
| 1
| Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием
| 6
| 3
|
| 3
| Отчет о выполнении практической работы
| 2
| Правовые основы государственно-общественного управления образовательным учреждением
| 12
| 4
| 2
| 6
| Отчет о выполнении практической работы
| 3
| Методологические основы проектирования государственно- общественного управления в образовательном учреждении
| 12
| 4
| 2
| 6
| Письменный зачет по вопросам
| 4
| Форматы и функции государственно-общественного управления в системе управления образовательным учреждением
| 22
| 10
| 3
| 9
| Отчет о выполнении практической работы
| 5
| Реализация задач государственно- общественного управления в различных видах деятельности образовательного учреждения
| 16
| 6
| 2
| 8
| Отчет о выполнении практической работы
| 6
| Итоговая аттестация
| 4
|
| 4
|
| Зачет по совокупности выполненных заданий
|
| Итого
| 72
| 27
| 13
| 32
|
| 7
| Модуль по выбору: Тьюторство как ресурс развития системы образования
| 36
| 12
| 12
| 12
| Защита тьюторского проекта
| V
| Итого
| 108
| 39
| 25
| 44
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Государственно-общественное управление образовательными системами»
Цель:
| освоение управленческими и педагогическими работниками системы общего, дошкольного и дополнительного образования необходимых компетенций, обеспечивающих способность к проектированию и эффективной организации государственно-общественного управления как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения
| Категория слушателей:
| управленческие и педагогические работники учреждений общего, дошкольного, дополнительного образования
| Срок обучения:
| 72-108 часов
| Форма обучения:
| комбинированная: очная, с отрывом от работы и без отрыва от работы
| Режим занятий:
| 6-8 часов в день с отрывом от работы и 3 часа в день без отрыва от работы
|
№ п/п
| Наименование разделов и дисциплин
| Всего часов
| В том числе
| Преподаватель
| Лекц.
| Практ.
| Стажировка и/ или самост. работа
| 1
| Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием
| 6
| 3
|
| 3
| Лушина Е.А.
Наянова М.А.
| 1.1
| Исторический и современный опыт государственно- общественного управления образованием.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 1.2
| Современное образование: цели и вызовы.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 1.3
| Государственно-общественное управление образованием – ведущий принцип государственной политики отрасли.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 2
| Правовые основы государственно- общественного управления в образовательном учреждении
| 12
| 4
| 2
| 6
| Будкина Л.В.
Воронцова Л.И.
| 2.1
| Нормативно-правовое обеспечение общественного участия в управлении образованием в РФ.
| 4
| 2
|
| 2
|
| 2.2
| Нормативно-правовые основы государственно-общественного управления образованием.
| 4
| 1
| 1
| 2
|
| 2.3
| Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
| 4
| 1
| 1
| 2
|
| 3
| Методологические основы проектирования государственно- общественного управления в образовательном учреждении
| 12
| 4
| 2
| 6
| Сиушева Г.Г.
| 3.1
| Методология системного, деятельностного, процессного, компетентностного и ресурсного подходов в проектировании государственно-общественного управления в ОУ.
| 3
| 1
|
| 2
|
| 3.2
| Проектирование системы государственно-общественного управления в ОУ и основных направлений деятельности.
| 3
| 1
|
| 2
|
| 3.3
| Подходы к оценке эффективности государственно-общественного управления в ОУ.
| 3
| 1
| 1
| 1
|
| 3.4
| Технологические аспекты создания форм государственно- общественного управления в образовательном учреждении.
| 3
| 1
| 1
| 1
|
| 4
| Форматы и функции государственно- общественного управления в системе управления образовательным учреждением
| 22
| 10
| 3
| 9
| Шалимова Н.А.
Наянова Е.А.
Куликов В.В.
Сиушева Г.Г.
| 4.1
| Формат, функции, задачи и организация деятельности органов государственно-общественного управления в ОУ:
|
|
|
|
|
| 4.1.1
| Деятельность Управляющего совета образовательного учреждения.
| 8
| 3
| 1
| 4
|
| 4.1.2
| Деятельность Попечительского совета образовательного учреждения.
| 2
| 1
| 1
|
|
| 4.1.3
| Деятельность Совета образовательного учреждения.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 4.1.4
| Деятельность Педагогического совета образовательного учреждения.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 4.1.5
| Деятельность родительского комитета образовательного учреждения.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 4.1.6
| Деятельность организаций самоуправления обучающихся в образовательном учреждении.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 4.1.7
| Деятельность органов самоуправления первичных коллективов.
| 2
| 1
|
| 1
|
| 4.2
| Механизмы действия органов государственно- общественного управления в образовательном учреждении.
| 2
| 1
| 1
|
|
| 5
| Реализация задач государственно-общественного управления в различных видах деятельности образовательного учреждения
| 16
| 6
| 2
| 8
| Наянова М.А.
Наянова Е.А.
Николаева Т.В.
Осипова Л.Г.
| 5.1
| Реализация задач стратегического управления развитием ОУ, образовательной, кадровой и организационной политики в работе органов ГОУ
| 2
| 1
|
| 1
|
| 5.2
| Реализация задач оценки качества образования в работе органов ГОУ
| 2
| 1
|
| 1
|
| 5.3
| Реализация задач финансовой политики и обеспечения материально-технического развития ОУ в деятельности управляющих советов
| 2
| 1
|
| 1
|
| 5.4
| Публичная отчетность образовательного учреждения в условиях государственно-общественного управления
| 4
| 2
|
| 2
|
| 5.5
| Официальный сайт образовательного учреждения в условиях государственно-общественного управления
| 6
| 1
| 2
| 3
|
|
| Итоговая аттестация
| 4
|
| 4
|
| Наянова М.А.
Сиушева Г.Г.
| V
| ИТОГО
| 72
| 27
| 13
| 32
|
| 6
| Модуль по выбору: Тьюторство как ресурс развития системы образования
| 36
| 12
| 12
| 12
| Шалимова Н.А.
| 6.1
| Понятие «тьютор». Функции и модели деятельности тьютора.
| 4
| 2
| 2
|
|
| 6.2
| Компетентностная модель педагога-тьютора.
| 6
| 3
|
| 3
|
| 6.3
| Технологии работы тьютора.
| 6
| 2
| 2
| 2
|
| 6.4
| Тьюторское сопровождение повышения квалификации педагогических работников
| 4
| 3
|
| 1
|
| 6.5
| Тьюторский проект как основная форма организации деятельности тьютора.
| 12
| 2
| 4
| 6
|
| 6.6
| Защита тьюторского проекта
| 4
|
| 4
|
|
|
| ИТОГО
| 108
| 39
| 25
| 44
|
|
УЧЕБНАЯ программа
«Государственно-общественное управление образовательными системами» Пояснительная записка Включение государственно-общественного управления в систему управления образовательным учреждением является одной из наиболее актуальных задач современного отечественного образования. Это продиктовано рядом существенных факторов, среди которых ведущим является возрастающая роль общественного мнения о качестве деятельности образовательных учреждений и желание участников образовательного процесса реально влиять на организацию и результаты деятельности образовательного учреждения. Именно поэтому в большинстве образовательных учреждений в структуре управления появились органы с общественным представительством, такие как, например, управляющие и попечительские советы, комиссии по общественному контролю и т.д. Но при этом распространенной является ситуация, когда орган управления есть, а его эффективной деятельности – нет. Т.е. созданные и формально представленные в структуре управления органы государственно-общественного управления уже существуют, есть реальные участники, включенные в состав того или иного органа государственно-общественного управления, а вот эффективной реализации задач в деятельности новых управленческих структур нет.
Руководствуясь тем, что государственно-общественное управление – это не дань моде, а реальная потребность в деятельности ОУ, обеспечивающая механизм повышения качества образования и условий деятельности ОУ, необходимо, чтобы руководители и педагогические работники образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования стали компетентными в вопросах проектирования, организации и оценки эффективности государственно-общественного управления. Цели и задачи программы Целью данной программы является освоение управленческими и педагогическими работниками системы общего, дошкольного и дополнительного образования необходимых компетенций, обеспечивающих способность к проектированию и эффективной организации государственно-общественного управления как обязательного элемента управляющей системы в условиях конкретного образовательного учреждения. Для реализации этой цели представлены следующие задачи:
Обеспечить общее ознакомление управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования с историческим и современным опытом государственно-общественного управления в системе образования.
Способствовать формированию методологической культуры управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в вопросах проектирования государственно-общественного управления в системе управления ОУ.
Заложить основы правовых знаний управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в области организации государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
Обеспечить общее понимание управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования структуры, функции и задач деятельности государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
Способствовать формированию компетенций управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в реализации задач государственно-общественного управления в различных видах деятельности образовательного учреждения.
Заложить основы технологических знаний управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования в области создания и внедрения различных форм государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
Образовательная программа комплектуется учебно-методическими материалами, состоящими из Рабочей тетради по курсу «Государственно-общественное управление образовательными системами» и Хрестоматии по курсу «Государственно-общественное управление образовательными системами». Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программ Компетенции обучающегося представляют собой следующие характеристики, которыми должны обладать управленческие и педагогические работники системы общего, дошкольного и дополнительного образования по завершении освоения программы:
общая готовность и позитивная мотивация обучающегося к реализации задач государственно-общественного управления в конкретном образовательном учреждении;
понимание необходимости, сущности и специфики государственно-общественного характера управления образованием, его отличий от предшествующих типов и моделей управления общим образованием; овладение соответствующим понятийным аппаратом и терминологией;
понимание сущности, основных ценностей и механизмов деятельности органов государственно-общественного управления образованием и их роли в становлении и развитии гражданского общества, роли и места ОУ в этом процессе;
знание и понимание существующего состояния и проблем ОУ, решение которых зависит от действия органов государственно-общественного управления;
понимание специфических проявлений, задач, возможностей и ограничений государственно-общественного управления образованием в зависимости от уровня образовательной системы;
знание отечественного и зарубежного опыта в области государственно-общественного управления образованием, создания и развития Управляющих советов и других форм государственно-общественного управления;
знание нормативной и правовой базы, регулирующей государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании, взаимодействие органов государственно-общественного управления с внешней и внутренней средой ОУ;
понимание основных функций, форм, методов и механизмов участия общественности в управлении образовательным учреждением;
понимание необходимости и важнейших способов и форм партнерства и диалога между государственной (ведомственной) и общественной составляющими управления и овладении навыками такого диалога;
понимание экономических основ и механизмов государственно-общественного управления общим образованием;
освоение опыта проектирования и модернизации управляющих систем в аспекте государственно-общественного управления;
освоение опыта решения типичных задач и преодоления затруднений и препятствий, возникающих в ходе становления и развития органов государственно-общественного управления.
Структура программы В структуре образовательной программы «Государственно-общественное управление образовательными системами» представлены следующие компоненты:
Знаниевый компонент, представляющий совокупность теоретических и практико-ориентированных аспектов актуального для управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования изложения вопросов государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
Дидактико-технологический компонент, представляющий собой совокупность дидактико-методических и технологических аспектов актуального для управленческих и педагогических работников системы общего, дошкольного и дополнительного образования изложения вопросов конкретного проектирования и организации государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
Рефлексивно-оценочный компонент, представляющий собой совокупность самостоятельных заданий и вопросов для актуализации позиции обучающегося и его самопроверки осваиваемых тем государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
Библиографический компонент, представляющий собой совокупность ресурсов для самостоятельной работы обучающегося при изучении осваиваемых тем государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
Учебная программа
|