ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.7
| «БАЗЫ ДАННЫХ»
| (индекс)
| (наименование)
| НАПРАВЛЕНИЕ
|
| 230700.62
| Прикладная информатика
| (шифр)
| (наименование)
| ПРОФИЛЬ
|
| (шифр)
| (наименование)
| АКАДЕМИЯ
|
| УПРАВЛЕНИЯ
| КАФЕДРА
|
| «Информационные технологии»
|
| (код)
| (наименование)
| ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
| Очная
форма
| Заочная форма
|
| Всего часов на освоение учебного материала
(по ГОС/по Учебному плану)
| 216
| 216
|
| Часов аудиторных занятий всего
| 48
| 10
|
| Часов лекций с разбивкой по семестрам
| 16 – 3с
|
| 4 – 3с
|
|
| Часов практических занятий
с разбивкой по семестрам
| 32 – 3с
|
| 6 – 3с
|
|
| Часов интерактивных занятий
с разбивкой по семестрам
| 16 – 3с
|
| 4 - 3с
|
|
| Часов самостоятельной работы
| 60
| 98
|
| Число контрольных работ
с разбивкой по семестрам
|
|
|
|
|
| Число курсовых работ
с разбивкой по семестрам
|
|
|
|
|
| Число зачётов
с разбивкой по семестрам
|
|
|
|
|
| Число экзаменов
с разбивкой по семестрам
| 1 – 3с
|
|
| 1 – 4с
|
| Число кредитов
| 3
| 3
|
| Число модулей
| 2
| 2
|
| Автор рабочей программы Квасков А.Ю.
(подпись) (Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА от 21.12.2009 г
(дата утверждения)
Учебного плана направления подготовки 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА от 1.07.2013
(дата утверждения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
КАФЕДРОЙ:
«Информационные технологии» Ткачук Е.О.
(наименование) (подпись зав. каф) (Ф.И.О.)
Протокол заседания кафедры № 1 от 31.08.2013
УМС Академии управления Пивоваров И.В.
(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)
Протокол УМС № 1 от 31.08.2013
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель: усвоение закономерностей по проектированию, реализации и сопровождению баз данных.
Задачи:
сформировать представление об основных типах современных БД, основных функциях СУБД, методологии проектирования приложений БД и основах управления современными СУБД;
обеспечить усвоение основных понятий теории реляционных БД, концепций ER и ERR-моделирования, принципов нормализации данных;
обучить формировать запросы к реляционной БД на языке SQL, осуществлять построение модели данных для формирования структуры БД.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями в соответствии с ФГОС ВПО:
способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);
способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);
Знать:
основные принципы организации баз данных информационных систем;
способы построения баз данных;
основные понятия теории реляционных БД,
основу концепции ER и ERR-моделирования и принципы нормализации данных.
Уметь:
осуществлять построение модели данных для формирования структуры БД;
формировать запросы к реляционной БД на языке SQL;
формировать хранимые процедуры для выполнения транзакций.
АУДИТОРНАЯ РАБОТА 1.1Лекции № п/п
| Тема лекции
| Краткое содержание
| Кол. часов О/З
| 1
| Концепции баз данных и ключевые понятия их организации Развитие систем обработки и хранения данных (СОД)
| Базы данных (БД)
Системы с базами данных, принципы построения
Распределение обязанностей в системах с БД
Организация процессов обработки данных в БД
Коммерческие БД
| 2/1
| 2
| Типология БД.
Основные типологические признаки
| Иерархические БД
Сетевые БД
Реляционные БД
Документальные БД и фактографические БД
| 2/-
| 3
| Среда базы данных
| Трехуровневая архитектура ANSI_SPARC
Модели данных и концептуальное моделирование
Функции СУБД
| 2/-
| 4
| Планирование, проектирование и администрирование БД
| Обзор жизненного цикла информационных систем
Жизненный цикл БД
Общий обзор процедуры проектирования БД
Проектирование приложений
Использование CASE-инструментов
Выбор СУБД
Администрирование данных и администрирование базы данных
| 4/1
| 5
| Реляционная модель
| Используемая терминология
Ограничения целостности
Реляционная алгебра
Реляционные и другие языки БД
| 2/1
| 6
| Языки БД
| Организация процессов обработки данных в БД
Введение в SQL
Запись SQL-операторов
Манипулирование данными
Определение данных
Сравнение языков SQL и QBE
|
| 2/-
| 7
| Управление транзакциями
| Технология оперативной обработки транзакции (ОLТР–технология)
Информационные хранилища. ОLАР-технология.
|
| 4/1
| 8
| Распределенные БД
| Прнципы организации компьютерных сетей
Функции и архитектура распределенных СУБД
Разработка распределенных реляционных БД
Обеспечение прозрачности в РСУБД
Двенадцать правил Дейта для РСУБД
|
| 2/-
| 9
| Объектно-ориентированные БД
| Специализированные приложения баз данных
Недостатки реляционных СУБД
Основные концепции объектно-ориентированного подхода
Особенности объектных БД
Объектно-реляционные СУБД
|
| 2/-
| 10
| Методы сжатия данных
| Проблема создания и сжатия больших информационных массивов, информационных хранилищ и складов данных
Основы фракталов
Фрактальные методы в архивации
| 2/-
| 11
| Web как платформа приложений БД
| Введение в Internet и Web
Требования интеграции СУБД в среду Web
Гипертекстовые и мультимедийные БД. XML-серверы
| 4/-
| Итого
| 28/4
| 1.2Практические и лабораторные занятия №
| Тема занятия
| Краткое содержание
| Кол-во часов
О/З
| 1
| Лабораторная работа 1. Модель «сущность-связь»
| Основы работы с ER-моделью в Visio
Анализ предметной области учебного проекта
Выделение основных сущностей БД и их атрибутов
Реализация связей между сущностями учебного проекта
| 10/2
| 2
| Лабораторная работа 2. Нормализация данных
| Анализ аномалий учебного задания
Выделение функциональных зависимостей
Разработка схемы данных задания в СУБД Access (Base)
| 6/1
| 3
| Лабораторная работа 3. MS SQL Server (MySQL), особенности использования
| Формирование БД учебного задания в СУБД SQL Server
Реализация представлений в SQL Server
| 8/2
| 4
| Лабораторная работа 4. Языки БД
| Простые запросы SELECT
Обобщающие функции
Подзапросы и соединения
Группирование
| 6/2
| 5
| Лабораторная работа 5. Управление транзакциями
| Реализация транзакции формирования архива записей БД
| 4/1
| 6
| Лабораторная работа 6. WEB – ориентированные базы данных
| СУБД MySQL. Установка базы данных. Администрирование базы данных. Выполнение реляционных запросов.
| 6/1
| 7
|
| Выполнение контрольного задания
| 2/1
| Итого:
| 42/10
|
1.3Интерактивные занятия № п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание и вид интерактивного занятия
| Кол. часов
О/З
| 1
| Лабораторная работа 1. Модель «сущность-связь»
| Основы работы с ER-моделью в Visio
Анализ предметной области учебного проекта
Выделение основных сущностей БД и их атрибутов
Реализация связей между сущностями учебного проекта
| 10/2
| 2
| Лабораторная работа 2. Нормализация данных
| Анализ аномалий учебного задания
Выделение функциональных зависимостей
Разработка схемы данных задания в СУБД Access (Base)
| 6/-
| 3
| Лабораторная работа 4. Языки БД
| Простые запросы SELECT
Обобщающие функции
Подзапросы и соединения
Группирование
| 6/-
| ИТОГО:
| 22/2
| Самостоятельная работа №
| Содержание самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контр.
| 1
| Концепции баз данных и ключевые понятия их организации Развитие систем обработки и хранения данных (СОД)
| 4/12
| Реферат
| 2
| Типология БД.
Основные типологические признаки
| 4/12
| Тест рейтинга 1
| 3
| Среда базы данных
| 4/12
| Опрос
| 4
| Планирование, проектирование и администрирование БД
| 8/12
| Учебный проект
| 5
| Реляционная модель
| 6/12
| Опрос
| 6
| Языки БД
| 8/12
| Реферат
| 7
| Управление транзакциями
| 8/12
| Опрос
| 8
| Распределенные БД
| 8/12
| Тест рейтинга 2
| 9
| Объектно-ориентированные БД
| 8/12
| Опрос
| 10
| Методы сжатия данных
| 6/12
| Опрос
| 11
| Web как платформа приложений БД
| 8/10
| Учебный проект
| 12
| Подготовка курсовой работы
| 36/36
| Курсовая работа
| 13
| Подготовка к экзамену
| 36/36
| Экзамен
| Итого:
| 146/202
|
|
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ 5.1 Темы курсовых работ Телекомпания
Студенческое общежитие
Агентство недвижимости
Книжный магазин
Собственные проекты
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Форма итоговой аттестации: экзамен
6.1 Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:
Опишите назначение высокоуровневых моделей данных в процессе проектирования базы данных.
Назовите основные концепции ER-модели и укажите способ их представления на диаграммах.
Укажите ограничения, которые могут быть наложены на сущности — участницы некоторой связи.
Опишите проблемы, которые могут возникнуть при создании ER-модели.
Назовите основные понятия EER-модели и укажите способ их представления на диаграммах.
Поясните назначение процедуры нормализации данных.
Опишите проблемы, связанные с наличием избыточности данных.
Дайте определение концепции функциональной зависимости.
Как концепция функциональной зависимости связана с процессом нормализации.
Назовите основные компоненты СУБД и укажите соответствие между ними и сервисами, предоставляемых многопользовательской СУБД.
Дайте определение каждому из следующих понятий в контексте реляционной модели данных: отношение; атрибут; домен.
Сравните двухуровневую архитектуру «клиент/сервер» для традиционной СУБД с трехуровневой архитектурой «клиент/сервер». Какая более предпочтительна в среде Web и почему.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Основная литература № п/п
| Перечень литературы
| 1
| SQL: Учебное пособие /Фиайли К. – Москва: ДМК Пресс, 2007, 451с. http://www.iprbookshop.ru/6918.html
| 2
| Анализ данных в Access: книга / К. Блюттман, У. Фриз - Санкт-Петербург: Питер, 2008. 350 c.
| 3
| Microsoft SQL Server. Эффективная работа: учебный курс /А.В. Вишневский - Санкт Петербург: Питер, 2009. 541 c.
| 7.2 Дополнительная литература № п/п
| Перечень литературы
| 1
| Профессиональное руководство по SQL Server (хранимые процедуры, XML, HTML): руководство / К. Хендерсон - Санкт-Петербург: Питер, 2005. 620 c
| 2
| Руководство по реляционной СУБД DB2:брошюра/ К. Дейт - М: Финансы и статистика, 1988.320 c.
| 3
| Г Энциклопедия SQL: руководство /Дж. Грофф,- Санкт-Петербург: Питер, 2004. 896 c.
| 4
| Энциклопедия технологии баз данных (эволюция, технологии и стандарты, инфраструктура, терминология): энциклопедия / М.Р. Когаловский - М: Финансы и статистика, 2002. 800 c.
| 5
| Язык SQL (Учебный курс): учебный курс / Л. Шкарина - Санкт-Петербург: Питер, 2001. 592 c.
|
7.3. ИНФОРМАЦИОННО-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)
№ п/п
| Перечень
| 1
| MS Office Access
| 2
| MS SQL Server 2005
| 3
| Библиотека MSDN
| 4
| Материалы сервера ИУБиП
| 5
| OO.org Base
| 6
| Материалы ЭБС http://www.iprbookshop.ru/
|
|