Комплексный подход в икто





Скачать 69.18 Kb.
НазваниеКомплексный подход в икто
Дата публикации08.04.2015
Размер69.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

ИКТ в образовании Комплексный подход в ИКТО


Основные направления использования средств ИКТ в образовании

Педагогические цели использования средств ИКТ
Применение средств информатизации и коммуникации в сфере образования предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогически значимых целей:

1)развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации:

•интенсификация психолого-педагогического воздействия с целью развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности;

•развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо мыслить, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

•формирование и развитие умений осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, архивированию информации, деятельность по представлению и извлечению знания;

•развитие способности к осознанному восприятию интегрированно представленой информации;

•развитие коммуникативных способностей при информационно емком взаимодействии;

•развитие умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность на основе организации процессов моделирования, симуляции, имитации;

2)реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества:

•подготовка профессиональных кадров и специалистов, компетентных в области реализации возможностей средств и методов информатики, ИКТ в соответствующей сфере жизнедеятельности членов информационного общества;

•подготовка пользователя к применению средств ИКТ различного уровня (от бытового использования до профессионального);

3)интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования:

•повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей ИКТ;

•обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обусловливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;

•углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей; •реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Основные направления информатизации образования

С середины 80-х годов XX столетия многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, активно занимаются проблемами информатизации образования. За это время наметились основные направления научно-исследовательских и практико-ориентированных работ в педагогике, психологии, социологии, медицине, технических науках, физиолого-гигиенических исследованиях в области проблем информатизации образования. Эти исследования представляют как методологические, фундаментальные, опытно-экспериментальные, так и технико-технологические, программно-аппаратные разработки в области информатизации образования. Кратко остановимся на их описании.

1.Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания предполагает развитие интеллектуального потенциала обучающегося, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных технологий информационного взаимодействия, таких, как мультимедиа, телекоммуникации, геоинформационные технологии, виртуальная реальность. Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, обусловливаемое перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала в виде линейных структур современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта. Таким образом, в перспективе данное направление научных исследований предполагает, во-первых, выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала; во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии; в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными; в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, обусловливающее тенденцию развития открытого образования.

2.Совершенствование методических систем обучения, функционирующих на базе ИКТ, ориентированно на формирование умений осуществлять учебную деятельность при поиске информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Интернет; создание самостоятельных работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологий информационного взаимодействия (мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, геоинформационные технологии, телекоммуникации, а в перспективе — виртуальная реальность); реализацию различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями как реально протекающими, так и представленными виртуально электронными средствами обучения. Это направление исследований охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих возможности вышеперечисленных технологий информационного взаимодействия в процессе решения комплексных педагогических задач. Педагогические цели при этом определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения; повышением мотивации обучения за счет информационно емкого, эмоционального общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями; формированием умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Интернет. Особенностью отечественных научно-методических и организационных подходов к разработке и использованию современных педагогических технологий на базе ИКТ является создание аппарата экспертной оценки их психолого-педагогической и эргономической значимости, обеспечивающей эффективность и безопасность их применения. Следует также отметить тенденцию изучения геоинформационных систем в профильном обучении географии, экономике, истории, что реализуется в основном в специализированных учебных заведениях. Реализация возможностей технологии «Виртуальная реальность» является перспективным направлением педагогических применений в области обеспечения имитации и моделирования учебных ситуаций и сюжетов с помощью учебных тренажеров. В более совершенной и перспективной реализации эта технология позволяет обеспечить информационное взаимодействие, реализованное в глобальных сетях с объектами виртуальных миров, выступающих по отношению к реальному миру как схемы или модели, симулирующие изучаемые процессы или закономерности, В настоящее время применение этой технологии в учебных целях рассматривается пока лишь на теоретическом уровне прежде всего из-за сложности приобретения и использования периферийного оборудования систем «Виртуальная реальность». Перспективными можно считать разработку и применение обучающих систем интегративного характера, синтезирующих возможности технологий мультимедиа, телекоммуникаций, геоинформационных технологий в процессе решения комплексных педагогических задач.

3.Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям. Это направление исследований ориентировано на разработку методики формирования научных основ информатики и ИКТ как базового, так и профильного учебного предмета в период информатизации образования. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ осуществляются с помощью определенных приемов, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки. При этом они представляются ее практическими методами и средствами, в том числе поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах, явлениях живой и неживой природы. Таким образом, изучение информационного аспекта любой предметной области, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием ИКТ — прерогатива курса информатики в следующих областях: изучение информационных аспектов любого рассматриваемого явления или процесса, описываемого тем или иным учебным предметом; изучение и осуществление сбора и обработки информации об изучаемом или исследуемом процессе, выявление форм и методов их осуществления; осуществление адекватного выбора (относительно оригинала) и реализации средств моделирования и формализации изучаемых или исследуемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей изучаемых процессов, явлений; выявление различных способов продуцирования учебной информации и создание информационного ресурса современными средствами ИКТ. Перспективным направлением и особенностью современного этапа информатизации образования является разработка методических подходов к обучению работе в глобальных компьютерных сетях, обучение созданию педагогических приложений в сетях.


На Содержание





Лизунова Е.М.©


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексный подход в икто iconНаука о дыхании индийских йогов
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто iconКомплексный системный подход к своему здоровью
Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях
Комплексный подход в икто iconПеречень полезных книжных мест Москвы
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто icon1Статья подготовлена с использованием подборки материалов, подготовленной...
Комплексный подход к проблеме обеспечения безопасности образовательных учреждений 1
Комплексный подход в икто icon15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто iconИстория становления и развития юридического образования в восточной сибири (1918-1991 гг.)
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто iconЛ. Н. Гумилёв: к 100-летию со дня рождения: организации и учреждения,...
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто iconВсероссийской Акции «Спорт альтернатива пагубным привычкам»
Проект «Комплексный подход к организации летнего отдыха и оздоровлению детей дошкольного возраста в рамках «Федеральные государственные...
Комплексный подход в икто icon«О б утверждении комплекса мер по поддержке педагогических работников,...
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осуществлять комплексный, системно-функциональный подход к организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья...
Комплексный подход в икто iconНинон де Ланкло) учится ребенок у мудрого отца с пеленок. (Кто думает...
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заседание мо классных руководителей «Комплексный подход в деятельности классного руководителя». Методические рекомендации для построения...
Комплексный подход в икто iconИсторико – этнографический музей «Хранитель»
Музей занимает отдельную комнату в школьном здании общей площадью 53,4 м. Основные направления сбора экспонатов отражают комплексный...
Комплексный подход в икто iconСильянов Евгений Алексеевич, директор Департамента государственной...
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход в икто iconПрограмма «Физическая культура и основы здорового образа жизни»
Программой предусматривается комплексный подход к проблеме сохранения и развития здоровья студента, к созданию собственной жизненной...
Комплексный подход в икто iconПояснительная записка Работа «Комплексный подход к изучению интервалов...
Целью данной работы является попытка систематизировать накопленный педагогический опыт работы по освоению интервалов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск