Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно





Скачать 114.33 Kb.
НазваниеРешение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно
Дата публикации10.04.2015
Размер114.33 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Информатика > Решение
«Реализация индивидуальных особенностей учащихся при проектной деятельности на ПК»
Учитель информатики ГОУ СОШ № 985 Леднева М.Ю.
В настоящее время, хотим мы этого или нет, образование вступает в сложный процесс технологизации. Современное образование – это организованный процесс, совершаемый с помощью вспомогательных средств. В основе лежит традиционная схема обучения, на основе которой создается специальная (познавательная) линия развития, дающая возможность сделать процесс преподавания более доступным для ученика, так как непосредственное усвоение учебного материала становится опосредованным, опирающимся на познавательную деятельность школьника. В ходе технологизации образования большая часть познавательной и проектной деятельности выполняется в речевой форме, но появляются и компьютерные варианты такой деятельностию Таковыми, на мой взгляд, в процессе проблемного обучения является применение визуальных дидактических материалов, создание презентаций. Они помогают создать целостную структуру восприятия материала и, следовательно, деятельности.

На современном этапе развития общества и школы идет процесс развития информатики и искусственного интеллекта. Современная школа, к сожалению, не может предоставить всем желающим возможность освоения компьютерного пространства в необходимом объеме в рамках учебного материала. Эту проблему мне, в некоторой степени, помогает решить проектная деятельность как учителя, так и самих учащихся.

При этом выполняются следующие задачи:

  1. Сделать урок максимально интересным;

  2. С помощью визуальных схем помочь учащимся в процессе самостоятельной работы выяснить причинно - следственные связи, решающие проблемные ситуации;

  3. Дать возможность самостоятельно добыть из различных источников знаний познавательные задачи;

  4. Способствовать средствами проектной деятельности формированию и развитию свободной и творчески мыслящей личности;

  5. Передать ученику дидактически обоснованную сумму систематических знаний;

  6. Развить у школьника словесно-логическое и образное мышление как средство приобретения необходимых знаний об окружающем мире.

Мой опыт является актуальным и перспективным, так как он способен решить или приблизиться к решению противоречий между:

    1. большим объемом информации в сегодняшней жизни школьника и необходимостью подготовки его к взрослой жизни с ее сложными социально - экономическими процессами;

    2. ориентацией на развитие творческих способностей и традиционными методами и формами обучения, которые нацелены на передачу готовых знаний.

    3. решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно.

Научно-методической основой такого подхода является педагогическая теория конструирования знаний. Соответствующая этой теории модель обучения предполагает создание среды, в которой учащиеся активно участвуют в процессе построения своих собственных представлений о предмете. Процесс конструирования знаний зависит от: уже имеющихся знаний; новых знаний, получаемых в процессе исследования; умения структурировать и интерпретировать знания. В отличие от традиционного процесса обучения проектирование знаний реализуется в творческом сотрудничестве учеников с учителем и интеллектуальном партнерстве с инструментами познания.

Компьютерные технологии, как инструменты познания, используются для представления своих знаний, формируемых в результате активной учебно-познавательной деятельности.

Инструменты познания способствуют развитию индивидуальных особенностей учащихся:

  • развитию умственных способностей, образного мышления,

  • улучшению памяти,

  • способностей исследовать и организовывать решение проблем.

  • формируются новые умения и навыки в организации, управлении, представлении и оценивании знаний.

Разработка проекта включает:

    • выбор тематики и идеи проекта;

    • принятие решения о представлении идеи;

    • построение схемы проекта;

    • целевой поиск и выбор необходимой информации;

    • структурирование информации;

    • исполнение проекта.

Благодаря конструктивной творческой атмосфере в коллективе можно считать возможным проведение проектной деятельности, которая распространяется не только на учебное, но и свободное время ребенка, делая процесс приобретения знаний практически непрерывным.

Получив первейшие, необходимые навыки работы с офисными программами, учащиеся могут начинать следующий этап деятельности — определяться с темой проекта. Над проектом могут работать несколько учеников; при этом каждый отвечает за конкретный участок работы. Школьникам выпускных классов можно предоставить возможность защищать особо успешные проекты на экзамене.

После определения темы проекта идет сбор материалов, в том числе и в сети Интернет. Именно для этого можно использовать уроки в компьютерном классе. Часть таких занятий можно отвести на знакомство с ресурсами Интернет по определенной теме и обсуждать полученные материалы в малых группах.

Темы проектов учащихся могут охватывать широкий круг проблемных вопросов в различных предметных областях, часто представляя собой междисциплинарные исследования.

Проектная деятельность можно начинать с 6 класса. На этой ступеньке ребенку предлагаются темы, сформулированные учителем и скорректированные в соответствии индивидуальными интересами ребенка. Они могут быть самыми простыми, но даже в них можно усмотреть заявки на серьезные исследования (например, "Как рождаются и умирают слова", "Существует ли всеобщий язык землян", "Термодинамика как модель исторического процесса", "Эволюция светильников" и т.д.). Творческие проекты и конкурсные работы, сделанные учениками можно представлять на общешкольную научно-практическую конференцию. Таким образом, в школе в настоящий момент есть все условия для интенсивного внедрения проектной формы обучения и интенсификации "внеурочной" формы обучения.

Информатика, как предмет, введена в 8-11 классах. На уроках ученики получают базовые знания и навыки, которые используют на дополнительных занятиях по различным предметам, при выполнении творческих и исследовательских заданий, а также экзаменационных работ. Уже несколько лет наши ученики, выбирая экзамен "по выбору", выполняют творческие работы по выбранному предмету, используя компьютерные технологии. В течение года они активно работают, освобождая себя от сдачи экзаменов по билетам.

Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Следует отметить, что тема проектной работы должна быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой интерес участников проекта и соответствовать их мотивационным установкам. Приведем примеры некоторых мультимедийных проектов, выполненных учащимися в разные годы, многие из которых с успехом учителя используют на своих уроках: «Мир бабочек», «Органы чувств», «Птицы», «болезни сердца» (биология), «Мир воды», «Производство шоколада», «Белки» (химия); «Искусство Нидерландов», «Рембрант, история жизни», «Иероним Босх», «История чая»(МХК); «Экономика в схемах», «Спрос и предложения» (экономика); «Устройство ПК», «Система счисления», «Графика в программировании», «История Интернета»(информатика). Анализ тем за последние 2 года показал, что наиболее активно проектная деятельность развивается в направлениях: информатика(45%), биология(10%), химия(14%), МХК (15%), экономика (6%), другие предметы (10%).

Таким образом, исследовался интерес учащихся к выполнению проектов по следующим темам:

  • Тема, связанная с уроками информатики и представляющая продолжение и расширение курса информатики – точные науки.

  • Тема, связанная с углублением в область искусств.

  • Тема, связанная со знанием природы человека и проявлением знания анатомии в жизни – естественные науки.

Результатом является выработка специфики проектной деятельности в различных областях знаний с точки зрения индивидуальных особенностей личности учащихся.

Для того чтобы выяснить, насколько эффективен подобный стиль работы, был проведен социологический опрос среди учащихся. Это помогло понять, что актуально для детей. Опрос проводился среди учащихся гимназических и негимназических 8-9 классов. Учитывая, что по проектной методике гимназические 8 и 9 классы работают второй год.



Только 14% учащихся общеобразовательных классов слышали что-то о проектной методике. Если брать это от общего количества опрашиваемых, то только 40% учащихся имеют представление об этом методе. 3% из них не интересен подобный вид деятельности








Приблизительно 60% учащихся не хотели бы выполнять рефераты и доклады в рукописном виде. Такая работа представляется им не интересной и используют они ее только как возможность получения дополнительной хорошей оценки, но тут же забывают предмет, о котором велась речь.

70% учащихся хотели бы заниматься этим видом деятельности. Интересно, что учащиеся общеобразовательных классов готовы выполнять что угодно, лишь бы на компьютере. 92% не умеют делать презентации.





Большинство учащихся – 80% - не любят выступать. Объясняют стеснением, не умением говорить. Только 7% учащихся общеобразовательных и 14% учащихся гимназических классов любят выступать с сообщениями.



Половина учащихся не владеет основами дискуссии, умения отстаивать свою точку зрения. Они сразу соглашаются с решением учителя, не могут сформулировать и обосновать свои выводы.

Умение формулировать выводы неразрывно связано с пониманием проблемы. В тех случаях, когда вопросы поставлены учителем, 60% учащихся могут определиться с выводами. Полностью самостоятельно могут выполнить проект единицы и только из гимназических классов. А ведь это основные навыки научной деятельности.

Разберем особенности этапов проектной деятельности с точки зрения развития индивидуальных особенностей учащихся, его взаимодействие с учителем в процессе создания проекта:

    • выбор тематики и идеи проекта;

Опыт проектной деятельности учащихся показывает, что выбор самостоятельно темы проекта сложен для учащихся до 10 класса. В случае появления интереса к какой - либо проблеме, учащиеся 9-х классов в состоянии самостоятельно выбрать тему проекта. Не было примера подобного у учащихся 8-х классов.

Учитель, начинающий работать по данной методике должен быть готов к тому, что выбирать темы для проектов учащихся до 9 класса ему придется самому. При этом необходимо стремиться сформулировать ее так, чтобы был возможен элемент исследования и сравнения. В противном случае никогда не удастся научить учащихся дискутировать и отстаивать свою точку зрения. Для 10-11 классов можно изначально сформулировать только область деятельности и осуществлять лишь корректирование темы. Отдельно отметим, что для мальчиков практически неприемлемы художественные темы, все проекты, которые они выполнили по этому направлению, были неинтересны и поверхностны. Даже у жуков им больше интересны цифры и «технические характеристики». Нет необходимости насильно заставлять делать определенную тему. Необходимо искать то, что будет интересно только этому ребенку. «Скука – враг обучения»

    • принятие решения о представлении идеи;

Выбор и способ представления выбранной темы определяется степенью развитости личности учащегося. Любая личность, находясь в процессе познания, самосовершенствуется, а, следовательно, изменяется ее представление о выбранном предмете.

Необходимо предоставить учащимся возможность произвести этот выбор самостоятельно. Грамотный педагог сможет определить уже на этом этапе следующее: насколько учащийся владеет выбранным материалом и как в дальнейшем при подборе материала скорректировать изучение им нужных вопросов так, чтобы он смог подойти к обобщению и выводам. Основной принцип на этом этапе – создать полное впечатление у учащегося, что он все решает сам. Скорректировать можно и позже, указав ему на недостатки уже выполненного и, обязательно, в споре. Иначе опять получается обучение, а не самостоятельное исследование.

    • целевой поиск и выбор необходимой информации;

Поиск и накопление материала происходит в нескольких направлениях: поиск информации в литературе, Интернет – обзор, сканирование и обработка материалов различного вида.

Любая тема исследования сложна для учащегося. Это надо всегда помнить! Качественный подбор материала обеспечит хороший проект. Нельзя оставлять без внимания эту часть проектирования. Если ребенок легко воспринимает ваши советы по выбору литературы, то их можно дать. В случае, если учащийся проявляет сомнение в своей самостоятельности и пытается уклониться от вашего совета, необходимо находить иные пути дать ему этот совет. Например, «…у другого учителя (или старшеклассника) вроде было что-то по этому вопросу, но ты попробуй обратиться к нему сам. Сам ищи информацию и никто это за тебя делать не будет…» Итак, учителю необходимо воспринимать этот этап как наиважнейший для хорошего проекта и для получения учащимся хороших знаний по предмету.

    • структурирование информации;

Информацию разбивают на смысловые части. Лучше делать это одновременно с построением схемы проекта. Одновременно выясняется какие части выбранной темы недостаточно подкреплены информацией и материалами.

    • построение схемы проекта;

Как показала практическая деятельность, учащиеся не любят составлять четкую схему проекта.

Нет никакой необходимости требовать от учащегося точной схемы, если он того не хочет, а, скорее всего, не представляет как она выглядит. В этот момент очень легко навязать ему свою точку зрения и свое видение темы. В ходе выполнения проекта все детали легко определяться. Практически никто из учащихся не видит свою работу в готовом варианте. Если ребенок может выполнить этот этап сам, то это говорит о том, что он не только свободно владеет материалом, но и находиться уже на качественно новом уровне своей интеллектуальной деятельности.

    • исполнение проекта.

Наиболее трудоемкий этап. Если на предыдущих этапах основную роль хотелось бы отвести учителям – предметникам, то на этом этапе основная роль учителя информатики. И состоит она в том, чтобы при обработке материала учащийся мог использовать не только имеющиеся у него информационные знания и умения, но обязательно освоил что-то новое в компьютерных технологиях. Учащиеся различного возраста выбирают разную цветовую гамму. Мальчики тяготеют к большому количеству текста с информацией и не хотят выделять главное. Но они и больше внимания уделяют новым технологическим приемам. Девочки обычно перегружают проект картинками, с которыми расстаются очень неохотно.

Необходимо взаимодействие в работе нескольких учителей, чтобы работа по этой методике была действительно полноценной. Учителю необходимо формировать эстетическую сторону развития личности учащегося. На примерах и сравнениях убеждать в необходимости применить ту или иную схему оформления.

    • выводы и представление проекта

Если с представлением проектов дело обстоит еще неплохо, то умение делать выводы, обобщать и сравнивать является предметом беспокойства любого учителя. Сложности возникают и с монологической речью учащихся. Необходимо обращать внимание и на психологическое противоречие: «слушать другого и иметь только свою точку зрения». Очень тонкий момент – обсуждение работы среди других учащихся.

Этап требует достаточного времени. Нельзя считать, что если работа готова, то ее уже можно представлять. Не забывайте, что для защиты диссертаций бывает предзащита. Так и с проектами. Возможно, учителю необходимо даже написать первую речь учащегося вместе с ним. Помните о том, что сочинения самостоятельно пишут немногие учащиеся. Старайтесь сделать выступление эмоциональным, вызвать интерес у слушателей. Учителю важно определить ход обсуждения. Достаточно позитивного настроя и вводной фразы, чтобы обсуждение было направлено в нужное русло.

Представленный подход к использованию компьютерных технологий в изучении школьных дисциплин является наиболее перспективным. Большинство известных современных компьютерных технологий и средств используются в школах, как правило, для изучения на уроках информатики. Тогда как в качестве инструментов познания они способствуют более глубокому и целостному усвоению понятий. Для полноценной проектной деятельности необходимы усилия как минимум двух учителей: предметника и учителя информатики. Проектная деятельность учащихся должна быть заложена еще в планировании, чтобы не перегружать учащихся внеурочной деятельностью. Подобная деятельность должна происходить только при позитивной мотивации учащегося, иначе она будет поверхностна. Обсуждение и представление проектов дает учащимся ощущение значимости выполняемой работы и ответственности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconВыпускник получит возможность научиться
Сми, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, высказывать...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сми, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, высказывать...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Девиз ток-шоу: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconТема ема
Изложенные в статьях взгляды принадлежат их авторам и не обязательно отражают точку зрения издателя
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для этого человек должен обладать глубокими знаниями, чувством ответственности, умением принимать самостоятельные решения, а также...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: обобщить, закрепить знания и умения учащихся по теме; развивать творческие способности, умение говорить, умение аргументированно...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно icon1. Рассказать о кислотах и основаниях в целом, о их свойствах и классификации
В школьном курсе кислоты и основания рассматриваются только в одной теории, а мой реферат поможет расширить представления о них,...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconТема урока: Е. Пермяк. Торопливый ножик
Планируемые результаты: учить полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconДетство, опаленное войной.
Цель: сформировать оценочные компетенции учащихся, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения; привить уважение и...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно icon12 мая 2008 г. «Принято» На заседании педагогического совета Лицея
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconРеферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное...
К написанию реферата допускаются обучающиеся, успевающие на «хорошо» и «отлично» по данному предмету
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconПоложение о правилах оформления и порядке защиты реферата в ходе...
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающихся выделять существенное из информации по заявленной...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconКонспекта: Владимир Кучерявенко
При этом будем осторожны, как было сказано в советах для изучения (см. Пособие, ур. 1, Пн, абз. 4), чтобы свою точку зрения или точку...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconПоложение о правилах оформления и порядке защиты рефератов в ходе...
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconПоложение о правилах оформления и порядке защиты реферата в ходе...
Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной...
Решение психологического противоречия: иметь право на собственную точку зрения и уважать взгляды оппонентов, критиковать, но аргументированно iconРеферат По дисциплине: «Права человека» На тему: «Свобода слова и...
Свобода слова предполагает право думать независимо и иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск