Тема ема





НазваниеТема ема
страница1/13
Дата публикации31.03.2015
Размер2.08 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Т

ТЕКА


ТЕМА
ема №3 Тека

Частное издание Май 1998


Изложенные в статьях взгляды принадлежат их авторам и не обязательно отражают точку зрения издателя.
Главный редактор: В. Волов

Адрес: 630048, Новосибирск 48, а/я 112

E-mile: volov@online.nsk.su
ТемаТека № 3

Тираж 3 номерных экземпляра в цвете, электронная версия, именные экземпляры.

Выходит с 1997 года
При перепечатке ссылка обязательна.

Использованные шрифты True Type Fonts (TTF):
Times New Roman

Times New Roman Cyr

Adver Gothic Ho

Izhitsa

Arial Cyr

AG Futura


3

Номерной экземпляр

СОДЕРЖАНИЕ
ГОРОД И ГОРОЖАНИН. Семинар 2 декабря 1997 года, НГАСУ ........................... 5
Хортова З.Ф. СТИЛЬ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНЦЕПЦИИ ................................ 22
Дьяченко Ю.О. ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ .................................................... 23

Студенческая конференция НГАСУ 30.03.1998. Выступления и дискуссия .... 24

ДОКЛАД. Семинар студентов 03 апреля 1998 года, НГАСУ ................................. 32
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОЦЕНКИ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ. Семинар в мэрии города Новосибирска 12 марта 1998 года ............................................................. 60
Волов В.Г. Цена ................................................................................................... 75

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Материал НПЦ ....................................................... 77
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НОВОСИБИРСКА: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ». Выступления и фрагменты дискуссии 31 марта 1998 года ................ 79

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА ........................................ 83

Проектирование спецучреждений для детей с нарушением слуха. Семинар аспирантов. КУЧИНО 04.11.1988. .......................................................................... 86

Красный угол ОБНОВЛЕНИЕ КВАРТИРЫ ............................................................. 90
Реклама КАРТОТЕКА ............................................................................................ 92

Сокращения в текстах:


АЕП - Адамович Евгения Павловна

АЮМ

- Ануфриенко Юлия Михайловна

БЮС

Белов Юрий Семенович

ВАЕ - Вавржин Артур Евгеньевич

ВВГ, ВВ - Волов Владимир Геннадьевич

ВЕГ

Валик Елена Геннадьевна

ГЕВ - Горбунова Екатерина Викторовна

ДЮО - Дьяченко Юлия Олеговна

ИАА

Иванова Анастасия Анатольевна

КАА

Каменев Александр Александрович

КОН

Коваленко Наталья Олеговна

НЕЮ

Нечаева Елена Юрьевна

ПАА

Правоторова Ангелина Анатольевна

ПЕГ

Почевалова Елена Геннадьевна

ПЛВ

Пинтер Людмила Викторовна

ПСБ

Пешев Сергей Борисович

СЗВ - Самойленко Захар

СЭС

Селина Эмилия Сергеевна

ТАВ

Телятникова Анна Владимировна

ХЗФ - Хортова Зоя Федоровна

ХИБ - Хомутова Инна Борисовна

ХХХ - неизвестно (неопознан по фонограмме)




ШАД Шундрин Анатолий Дмитриевич
ГВВ Геронимус Виктор Владимирович
КАВ Каменева Вера Александровна
Аббревиатуры других встречающихся фамилий расшифровываются по прилагаемым к тексту спискам.




ГОРОДСКОЕ-НЕ-ГОРОДСКОЕ
ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Семинар 2 декабря 1997 года, НГАСУ.
Ведет семинар Правоторова Ангелина Анатольевна

кандидат архитектуры, доцент кафедры философии Новосибирской государственной академии экономики и управления, ведущий научный сотрудник Центра развития образования мэрии Новосибирска
Фонограмма: В.Г. Волов, Правоторова А.А.
<начало разговора не записано>
ВВ: Здесь, в университете, архитектура «урезана» сильно, настолько сильно, что я боюсь обсуждать этот вопрос.

ПАА: Что же еще изучается, кроме курса градостроительства, который настолько впечатляющ, что «пролетел» незамеченным?

Независимо от того, какая у вас специализация, на что ориентированы ваши профессиональные и человеческие <взгляды>, то, о чем я хотела бы с вами поговорить, мне кажется, имеет значение для каждого, кто хочет считать себя профессионалом. Я думаю, что с Владимиром Геннадьевичем вы обсуждали чем отличается профессионал от специалиста. Я скажу два слова про то, как я это различение понимаю, чтобы было понятно, о чем будет идти разговор. Под профессионалом я понимаю человека, который владеет не только приемами, техниками, способами работы, позволяющими ему деятельность осуществлять, но и человека, который в состоянии эту деятельность «предъявить». Но это еще не все - нужно не просто знать технологию и суметь ее передать, но и уметь эту технологию поменять, развить, может быть усовершенствовать.

В то время, когда я училась, здесь витал дух понимания архитектора как существа от Бога. Наши преподаватели говорили нам: «Тот только может стать архитектором, кто рожден им...» Я позволю себе не согласиться с этим утверждением, потому что в моем представлении профессионалом может стать любой, кто заинтересован в том, чтобы деятельность освоить и развернуть соответствующим образом. И это представление о профессионализме корнями уходит в то, что каждый, кто хочет себя профессионалом мыслить, мне представляется прежде всего горожанином.

Итак я начну свой рассказ о том, кто же такой горожанин? Это что - какая-то специальная профессия? Это какая-то специализация внутри профессии? Или это особый статус, звание? И что такое - называться горожанином? Вот об этом мне хотелось бы поговорить, а потом уже можно будет по вопросам и беседе понять, куда нам двигаться дальше, - нужно ли об этом говорить по принципу или можно какой-то профессионально-прикладной характер разговору придать. Такое устроит?

ВВ: Да.

ПАА: Итак. Я хотела бы начать рассказ не с характеристики горожанина - вообще самый простой способ обсуждения: «Горожанин - это тот, - кто ...» а дальше следует перечисление его свойств. Я хотела бы начать не с этого, а с того, как появилось это понятие «горожанин», как выращивался этот феномен особого совершенно человека. В чем тонкости этого феномена проявляются? - вот с ответа на этот вопрос я хотела бы развернуть историю его возникновения. Поэтому, если позволите, то я начну с самого начала.

Я сейчас вернулась к тем славным временам, о которых вы, конечно, читали, и которые в учебниках по истории и культуре называют античными временами. Какие у вас ассоциации возникают при упоминании об античные времена?

ХЗФ: Греки и римляне.

ПАА: Да. Еще что?

ХЗФ: Ордер.

ПАА: Хорошо. Еще? Больше ничего - да? Афины, Спарта - что еще? Или это уже тонкости большие? А вот например такое слово - полис. Вам знакомо? Что это такое - полис? Это - особый тип города - город-государство. Вот к этим временам, когда в Греции города-государства процветали, я хочу обратить ваше внимание на несколько минут. Потому что там для меня важно и интересно зафиксировать один момент. На протяжении 400 лет, от реформы к реформе развивалась и получила некоторое завершение так называемая демократическая форма правления. Полис - это есть демократическая форма правления. А что это такое в греческом понимании? Очевидно, что это совсем не то, что сейчас подразумевают под этим словом. Это другое. А именно - это общее решение любых вопросов, связанных с жизнью населения полиса, сообща, «народным собранием». Помните, на передаче «Что, где, когда» обсуждали ситуацию принятия решений в Афинах, где не издавали никаких приказов. Просто каждый, кто принимал участие в народном собрании имел возможность выступить и сделать какое-то предложение, при этом каждое предложение могло быть принято. Но там была оговорка, - то предложение, которое было плохим, то есть не принималось большинством, тут же приводило к наказанию автора предложения. Поэтому плохие предложения как бы не и не выдвигались. Вот такая забавная подробность. Это иллюстрация того (и мне важно зафиксировать ваше внимание на этом), что люди очень давно стали думать над тем, как им вместе эту свою совместную жизнь организовать.

При обсуждении заявленной темы Я оставляю в стороне авторитарные (недемократические) государства - Месопотамию, Египет, где жесткий кулак фараона, или законы Хаммурапи делали невозможным «думание» над тем, как эту жизнь организовать. Там все решал либо фараон, либо царь, либо жрец - в общем, кто-то.

И вот у греков возникает такой оазис, где люди вместе начинают не только по этому поводу думать, но и что-то делать. Четыреста лет подготовка такая вот длинная, и где-то 200 лет это все существовало. Потом это все под варварской пятой загибло. На смену греческой демократии пришла Великая римская империя со своим единовластием. Потом - христианство. А в 9 веке - и мне это очень важно, иначе ничего не поймем, - в 9 веке появляется такой удивительный человек, которого прозвали Карл Великий, в те времена у королей не было фамилий, их называли именами и к ним «пририсовывали» всякие разные приставочки - Великолепный, Золотоносный, и вот - Великий. Он был настолько велик, что впоследствии его именем стали называть статус царствующих особ. Король - это от слова Карл. Так человечество почтило его память.

Карл Великий был велик на самом деле - почему? - и о том я хотела бы рассказать: он при дворе своем создал (и это 9 век!) такой семинарчик небольшой. И на этот семинарчик были приглашены разные люди с разными замечательными свойствами и умениями. И при дворе он их кормил, обувал-одевал с одним условием - чтобы они занимались делом, которое хорошо могут делать. И были там такие странные люди, которые не поймешь, откуда взялись, - 9 век, в Европе уже много веков христианство, и тем не менее находились люди, которые читали по-древнегречески. Есть предположение, что их вывезли из Византии, а Византия была страной, в которой в ту пору не было ни одного неграмотного человека. Видимо, оттуда он и вывез этих чтецов по-древнегречески. И они читали - Аристотели и Платона, и им страшно это нравилось. А у Платона и Аристотеля написано было, как это полис был устроен, и как это там эти формы организации жизни существовали, как они складывались, какие реформы проводил Драконт, какие Солон... . И как это Перикл результаты этих реформ в Афинах использовал - вот про это про все они читали, кайф от этого ловили, и создали первый в истории человечества университет. Настолько были переполнены этим знанием, что решили, что надо с кем-то поделиться.

Таким образом произошла, если так можно назвать, секуляризация - отделение от церкви образования. Вот это первый очень важный момент, на котором прошу вас внимание заострить. Потому что с этого момента начинается процесс, который потом уже никакими силами, никакой милицией не остановишь.

Был фильм в начале 70-х годов, в котором один молодой человек из села решил поступать в институт, а председатель колхоза не хотел, чтобы он «утекал». Он устроил маленькую потасовочку, и этого молодого человека забрали и арестовали на 15 суток за хулиганство. И это как раз на тот период, когда ему надо было уезжать поступать в институт. Когда отец молодого человека прослышал про все это, он пришел к председателю с такой фразой: «Урбанизацию милицией не остановишь!», полагая, что, что бы этот председатель ни сделал, процесс уже не обратим.

Так вот ОН пошел, начиная вот с этого самого момента, когда был учрежден первый университет Карлом Великим при его дворе. Потому что дальше события развиваются, - мне так кажется, - стремительно, хотя на самом деле все было растянуто в веках. Этот университет породил целую серию университетов - и где-то к 11 веку в Европе их уже около 60. Представляете - за 200 лет создано 60 университетов - темпы почище наших. Это - во-первых. Во-вторых, появляется целая когорта людей, которые выучилась читать по-древнегречески, и - самое главное, они стали переводить древних греков на те языки, которыми сами владели, делая таким образом доступными всем труды античных мыслителей, обсуждающих, что такое «жить вместе» на одной территории.

И, наконец, происходит нечто качественно новое ... Римский Папа1, который уже всем так надоел со своими притязаниями, что было просто невозможно жить и дышать, выпустил в 1095 году буллу, которая была очередной удавкой на шее практически для всех... Тогда несколько городов на севере Италии объявили... не забастовку, конечно, - они объявили себя свободными от римской католической церкви, решив жить самостоятельно. Естественно, что Папа стал крестовые походы против этого своеволия организовывать. Но коммунары были невероятно сильны своей идеей свободы, которую они от греков переняли, они не просто ее узнали, они не просто ее поняли, они ее на себя «надели». И вот эта воля к свободе не одного человека или двух, а целых городов, целых сообществ, была настолько мощной и сильной, что никакие крестовые походы не помогли Папе отнять их независимость.

Много лет длилась эта война пап с вольными городами, иначе их называют городами-коммунами, и они выстояли. Представьте себе, это было несколько таких крепостей, которые все время находились в осаде. Им надо было, во-первых, вести и выдерживать военные действия, им надо было накормить и солдат, тех кто их защищал, и живущих в городе людей; им нужно было выращивать хлеб, скот, производить оружие, шить одежду, рожать детей и обучать их тому же военному искусству и тому, чтобы в городе был более-менее нормальный порядок. И вот эти осадные условия и очень мощная идея свободы, независимости от папы римского (а она настолько была сильной, довлеющей, что определяла всю жизнь этих людей), что они постепенно, и с точки зрения длинной истории, в течение достаточно короткого времени, выработали принципы совместной жизни. Причем, они вырабатывали эти принципы совместной жизни разными путями, разными способами. Каждый город-коммуна на севере Италии шел своим путем. Флоренция стала республикой. Неаполь - монархическим городом. Генуя - как бы промышленно-купеческой. Каждый город выбирал для себя свои собственные способы организации. И в каждом городе свое собственное социально-культурное «варево» появлялось.

Собственно говоря, конец 11 века - это и есть время, когда рождается то, что мы теперь называем городом. И в то время, в те века сформировался тот феномен, который мы называем «городской образ жизни» теперь и сейчас. Не сформировался, а начал закладываться. И также стали закладываться первые клеточки того, что мы называем «горожанином». Вот такая длинная история.

Там интересная вещь получилась - все города как бы выбрали для себя траекторию движения и развития, а в одном из этих городов странная ситуация сложилась - непостижимы пути... Там принципы совместной жизни стали обсуждать не как в Греции - все вместе, на народном собрании на площади, а стали обсуждать разными группами, стратами. А в каждой страте свои принципы сформированы, свое видение того, как надо совместную жизнь устраивать. И каждый страт, или каждая группа людей, обсуждавшая эту проблему, или представители каждой группы понимали, что соседняя группа имеет точно такое же право на хорошую, плодотворную, продуктивную идею как и они сами. И поэтому в процессе вот этого обсуждения вырабатывалось то, что потом получит в 14 веке у Макиавелли название «политики». Вырабатывалось умение взаимодействовать носителям разных направлений как взаимодействие между равными. Это - большое искусство. Потом флорентийцы это утеряют через несколько веков. Но какое-то время они поживут вот в этом ощущении свободы как уважения партнерства. Хорошая иллюстрацию этому приводит Макиавелли.

В 12 веке, когда это все еще устанавливалось, было у флорентийцев такое правило: перед тем, как выступать против противника, они начинали звонить в свой специальный колокол, имевший имя Мартинелла, предупреждая противников, что они на них идут походом. Вспомните про наших князей и княгинь в это же время! Такие интриганы были... жестокие. А тут - такое благородство, такое великодушие. Потом Макиавелли напишет, что все это исчезнет через некоторое время. Но вот в этот момент, когда складывается совместное житие вот с этим самым уважением к партнеру, с умением себя самого и свои собственные цели сохранить и продвинуть, и реализовать, не мешая при этом и давая возможность другому, такому же как ты, свои собственные цели реализовать, хотя они и были бы противоположны. Это очень высокое искусство. Но это было во Флоренции. Это был один город среди многих в Италии, в котором вот эти, я бы так сказала, - способности к совместной жизни проявились и искусственно поддерживались. Очень тщательно, очень продуманно, очень ответственно...

Надо сказать, что у такой жизни были совершенно замечательные последствия. В частности, одно из последствий такого образа жизни, способа жизни, было то, что именно там, в этом городе была рождена и канцлером флорентийской республики Леонардом Бруни сформулирована идея гуманизма, которая постепенно привела к тому, что мы называем эпохой Возрождения. Я в архитектурном институте спрашиваю у одной студентки пятого курса: «А что такое эпоха Возрождения?, что там возрождалось?» Она задумалась очень сильно, и - не смогла мне ответить. Я ее спрашиваю: «как же так, вам же Сергей Николаевич2 читает про архитектуру эпохи Возрождения?» Она открывает свою зачетку - а там по архитектуре Возрождения пятерка. А что возрождалось - не знает.

ХЗФ: Античность.

ПАА: Конечно, возрождалась античность. Почему я начала с античности? Потому что мне нужно было эту линию логическую, историческую провести. И эта идея гуманизма, которая выстроила всю эпоху Ренессанса, она корнями своими уходит вот в эту самую античность. Потому что гуманисты выросли на античных трудах, на трудах Платона и Аристотеля. Они оттуда взяли идеи греческие, - стремление к свободе, к гармонии духа и тела, человека и природы, человека и бога. Все эти греческие идеи, которые тот культурный оазис наполняли, это все потом гуманистами было переведено сюда, в средневековье. Но все эти идеи могли бы выглядеть смешными, потому что фоном для них здесь, в средневековье была ужесточающаяся церковь, которая претендовала на светскую власть, входила в сговор с королями, с царями и с императорами, позволяла себе бог знает что. И тут на фоне всего этого, как отторжение этого, как протест всему этому - идеи гуманизма.

Мне очень важно было эту линию построить, несмотря на то, что потом очень многое сдвигается. Потом приходит 17 век, и сложившийся в Италии город, как особый способ взаимодействия людей, особый способ организации совместной жизни, - это все в 17 веке сплетается в новый клубок процессов и ситуаций и это происходит по всей Европе. Горожанин уже не тот, кто книжки читает, обучает детей или просто умеет жить по-соседски, понимает, что его сосед имеет право на такое же существование и реализацию целей своих так же, как и он. В 17 веке этот клубок порождает иную картину мира, которая называется естественнонаучной. У меня есть предположение, что естественно-научная картина мира, которая возникла на смену существовавшим до нее мифологической и натуралистической картинам мира - это есть настоящее проявление городской культуры и первые ученые - это и есть настоящие горожане. Я здесь сделала бы точку - паузу и послушала бы вопросы.

ВВ: У меня ощущение, что Вы перекрыли все тут своим... «кумполом». Почему? Происходит разворачивание истории некоторого вопроса и, поскольку, мы этим не занимались, а здесь этого не давали ТАК, то спрашивается - а о чем спрашивать? Ну, есть эта картина.

ПАА: Но она понятна в этой логике? Эту логику я сама выстроила, и вы про нее нигде не прочитаете.

ВВ: Потому Вы и здесь.

ПАА: Мне же важно - что? - важно услышать, есть ли в моем изложении уязвимые места, разрывы. Или - все там связно.

СЗВ: Ощущение конфликта...

ВВ: Внутреннего. Это - раз. А второе - бросилось в глаза, это идея, что первые горожане - это ученые. Мы же знаем, что ученые были и в других, ну - государственных формах, в том же Египте, не хилые ученые, между прочим.

ПАА: Ага. Можно я объясню?

ВВ: Да.

ПАА: Это, между прочим, хороший и важный вопрос. Почему я назвала 17 век временем рождения новой картины мира и приписала факт рождения этой картины мира городской среде, городской истории? Да, конечно, и в Египте и в Месопотамии было добыто много знаний о мире: были прекрасные механики, было много чего создано: колесницы, пирамиды и т.д... Но в 17 веке произошло выдающееся событие - его связывают обычно с тем, что Галилео Галилей оформил предмет научной деятельности. Он сделал это первый. И весь аппарат научной деятельности он как бы прорисовал. И по технологии, и по границам этой деятельности, по предмету этой деятельности. Поэтому, несмотря на то, что действительно были люди, которые интересовались природными явлениями, и даже описывали их в виде каких-то тенденций, закономерностей, законов, - учеными не считались. И люди, которые владели каким-то особым знанием, которые можно приравнять к законам, - это были или жрецы, или писцы.

ВВ: Гуру.

ПАА: В Индии - да. То есть это особый тип людей, которым были совсем другие названия.

ВВ: Да, и доступ к ним был закрыт.

ПАА: Это были люди сверхчрезвычайной важности, потому - особы секретные. Если вспомнить, какие ухищрения предпринимались для того, чтобы египетского писца сохранить... А писец... кто такой - египетский писец?

ВВ: Секретарь в России в конце 20 века...

ПАА: Вспомните, какая была письменность. Там три типа письменности, одна из них - иератическая, например... Так он берет табличку из сырой глины, у него здесь - набор стеков, и он - пишет. Табличка тяжелая, глиняная, и он сидел поэтому в «позе писца». Величина таблички соответствовала скорости написания знаков на ней. Действительно, работа такая была, даже не деятельность. Знания были. Но они не назывались научными и эта работа не называлась научной деятельностью.

А Галилею, для того чтобы это все оформить, понадобилось проанализировать весь этот опыт механиков, всех этих натуралистов, наблюдателей, - и проквалифицировать. Он же первый ввел определение опыта и эксперимента, он первый показал, что есть эксперимент предметно организованный, а есть - эксперимент мысленный. И тогда совсем не надо выстраивать сложные наклонные плоскости, для того, чтобы измерить ускорение шарика, который по этой наклонной плоскости катится.. Но это все детали. Здесь мне важно - что? - то, что здесь мы можем выделить высокую степень специализации работы, которая возможна при очень высокой концентрации разных их видов. Если тут что-то непонятно, сразу останавливайте. Потому что это - формула города. Я задаю формулу города: очень высокая степень концентрации разных функций, разных деятельностей, разных персоналий, разных фигур, разных элементов общественного потенциала, - вот,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема ема iconТ ема: Получение кислорода
...
Тема ема iconКонспект урока «носители информации» (т ема урока) фио (полностью) Демченко Елена Евгеньевна
Информатика и икт. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
Тема ема iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Тема ема iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
Тема ема iconМетодические указания для проведения практических занятий Тема Основы...
Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности
Тема ема iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема ема iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Тема ема iconРеферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат)
Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,...
Тема ема iconТема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины
Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи
Тема ема iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема ема icon1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве....
Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10
Тема ема iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Тема ема iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема ема iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема ема iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема ема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск