Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.02.2014
Размер153.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Дебаты на уроках

О.Л.Петренко, О.В.Польдяева

Общие сведения о дебатах

Одной из задач современного образования является создание условий для успешной адаптации и самореализации человека в современном мире. Для этого человек должен обладать глубокими знаниями, чувством ответственности, умением принимать самостоятельные решения, а также уметь представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов.

Учащиеся школ и студенты университетов многих стран мира учатся этому во время дебатов.

Дебаты – это интеллектуальная игра, проводимая по строгим формальным правилам. В игре участвуют две команды и по определенным правилам (которые несколько меняются в зависимости от видов дебатов) обсуждают предложенную тему. Например, “Гражданское неповиновение является веской формой протеста” или “Богатые государства обязаны помогать бедным государствам” или “Религиозные культы опасны для общества”. Обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций. Смысл дебатов – склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижение контраргументов на высказывание противников.

Дебаты как вид молодежной деятельности возникли в США в 1930ые годы.

В России Международная программа “Дебаты” начала распространяться с 1993 года.

Опыт использования этой игры показывает, что к ее положительным сторонам можно отнести:

  • Глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;

  • Развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;

  • Способность концентрироваться на сути проблемы;

  • Развитие процессуальных навыков: умение извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотеками, конспектировать тексты и др.;

  • Участники игры овладевают навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректное использование языка невербального общения (мимика, жесты, интонация);

  • Умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Терпимости к различным точкам зрения, отличных от собственных.


Виды дебатов

В мире известны многие виды дебатов. Школьники обычно занимаются дебатами по формату Карла Поппера, студенты – парламентскими дебатами. В школьных дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. Например, если тема дебатов «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации», то утверждающая команда будет доказывать этот тезис, а отрицающая команда доказывает, что это неверно и «Технический прогресс не ведет к гибели цивилизации».

В парламентских дебатах используется модель реального Парламента, где две команды из двух человек (Правительство и оппозиция) обсуждают предложенный парламенту законопроект. Законопроект формулируется в рамках темы дебатов, которая всегда начинается со слов «Эта Палата считает,…». Например, «Эта Палата считает, что можно пожертвовать экономическим ростом в целях сохранения окружающей среды» .

Политические дебаты занимают промежуточное положение между дебатами по формату Карла Поппера и парламентскими дебатами. Команда, утверждающая тему, должна представить особый план для достижения цели, указанной в теме, и доказать , что этот план намного эффективнее, чем другие.

Дебатами могут заниматься все желающие, познакомившись с правилами их проведения. Студенты готовятся к дебатам самостоятельно, у школьников обычно есть старший наставник, который называется тренером.
Правила дебатов

В состав команды входят три человека. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся, либо члены команд назначаются учителем. Личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения.

Каждый член команды называется спикером. Таким образом , в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, которую нельзя нарушать. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. Эти ограничения отражены в регламенте игры:

Выступающий

Время

Пояснения

У1

6 мин.

Речь первого спикера утверждающей команды (У1)

О3 к У1

3 мин.

Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)

О1

6 мин.

Речь первого спикера отрицающей команды (О1)

У3 к О1

3 мин.

Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)

У2

5 мин.

Речь второго спикера утверждающей команды (У2)

О1 к У2

3 мин.

Первый спикер отрицающей команды задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)

О2

5 мин.

Речь второго спикера отрицающей команды (О2)

У1 к О2

3 мин.

Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)

У3

5 мин.

Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)

О3

5 мин.

Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Вторая группа ограничений связана с тем, что каждый спикер команды выполняет вполне определенную роль, которая определяется обязанностями спикеров.

Обязанности спикеров

У1

  • представляет утверждающую команду

  • представляет тему, обосновывает ее актуальность

  • дает определение понятиям, входящим в тему

  • представляет точку зрения утверждающей команды

  • обосновывает аспекты рассмотрения данной темы

  • представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры ( в соответствии с заявленными командой аспектами)

  • переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности)

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды

  • задает перекрестные вопросы О2


О1

  • представляет отрицающую команду

  • отрицает тему(отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания

  • принимает определения, представленные утверждающей стороной

  • представляет позицию отрицающей стороны

  • принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты

  • представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры)

  • опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды

  • задает перекрестные вопросы У2


У2

  • восстанавливает точку зрения утверждающей стороны

  • приводит новые доказательства

  • повторяет важные аспекты предыдущих доказательств

  • подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс

  • опровергает отрицающий кейс

  • новые аргументы не приводятся

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды

  • отвечает на перекрестные вопросы О1


О2

  • восстанавливает отрицающую позицию

  • подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс

  • продолжает опровергать утверждающую позицию

  • приводит новые доказательства

  • не приводит новых аргументов

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды

  • отвечает на перекрестные вопросы У1


У3

  • еще раз акцентирует узловые моменты дебатов

  • следует структуре утверждающего кейса

  • возвращается к аспектам, выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды

  • выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе

  • сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны

  • не приводит новых аргументов

  • завершает линию утверждения

  • задает вопросы О1


О3

  • еще раз акцентирует узловые моменты

  • следует структуре отрицающего кейса

  • возвращается к аспектам, выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания

  • выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе

  • сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны

  • завершает линию отрицания

  • не приводит новых аргументов

  • задает вопросы У1.


Общую схему игры можно представить следующим образом:



Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестные вопросы, таймауты, которые может брать каждая команда после окончания речи или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (не более, чем 8 мин. Каждой команде). Время для подготовки (таймаут) можно брать по частям. Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель – принизить позицию противоположной стороны. Нельзя задавать вопросы, направленные на личность отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.

В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свою линию доказательств.

Победителя игры определяет судья на основе того, выступления какой команды были более убедительными.

Доказательства в форме кейса

Линия доказательств каждой стороны игры выражена в виде кейса.

Кейс – это система доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме и которая используется для обоснования своей позиции. на логическое доказательство тезиса.

Аспект – та или иная сторона предмета, явления, понятия; точка зрения, взгляд на что-либо.

Аргументы – это истинные утверждения, причем, истинность их должна быть обоснована в процессе доказательства. Аргументы являются одной из основных частей дебатов. На каждый аргумент противоположная сторона должна предложить свой контраргумент.

Столкновение позиций может происходить по следующим линиям:

  • аспекты

  • аргументы

  • доказательства

  • поддержки

Кейс доказательств имеет следующую структуру:




Тема дебатов

Для того, чтобы дебаты состоялись, необходимо правильно выбрать тему.

Нужно помнить следующие требования к теме дебатов:

  • тема должна быть интересной для учащихся

  • должна затрагивать значимые проблемы

  • быть пригодной для спора.

Тема дебатов не должна давать преимущества ни команде утверждения, ни команде отрицания. Тема должна создавать возможность дискуссии, равных условий для утверждающей и отрицающей команды. Если с предложенной темой сразу хочется согласиться или опровергнуть, то такая формулировка для дебатов не годится. Тема дебатов всегда формулируется в форме утвердительного предложения. Например, формулировки “Было ли нападение Германии на СССР в 1941 г. внезапным?” или “Печорин – лишний человек?” являются неправильными.

Темы дебатов их можно сформулировать так:

  • Нападение Германии на СССР в 1941 году было внезапным.

  • Печорин – лишний человек..

Сформулированная тема дебатов – это позиция утверждающей команды. Тезис для отрицающей команды формулируется путем отрицания.

В учебном процессе основным требованием к теме становится возможность равноправного обсуждения темы. А сами дебаты могут использоваться как способ формирования интереса к изучаемой проблеме.

На уроке в классе можно организовать дебаты, если выбрать тему дебатов по изучаемому материалу.

Примеры тем:

  • Варяги сыграли ведущую роль в становлении Русского государства

  • Деятельность Ивана Грозного была шагом вперед к победе «государственных начал». (С.М.Соловьев)

  • Аграрная реформа П.А.Столыпина была неудачной.

  • Распад СССР был неизбежным

  • Возрождение экономики России нужно начать с Северо-Западного экономического района

  • Внешний вид –залог успеха

  • Десятичные дроби более удобны для вычисления, чем обыкновенные

  • Соль вредна

  • Чацкий победил фамусовское общество.

  • Без «обломовщины» немыслимо развитие культуры.

  • Конфликта отцов и детей не существует.

  • Идеалы декабристов подходят современному человеку.

  • Для процветания общества необходимо ограничение сферы деятельности государства.

  • “Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно” (Милль)

  • “Истинная же свобода народа возможна только при неограниченной монархии” (К.С.Аксаков)

  • Демократические преобразования невозможны без гражданского правосознания.

  1. Атомная энергия – наилучший источник энергии.

  2. Урбанизация – это зло современного мира

  3. Использование альтернативных источников энергии решит глобальную энергетическую проблему.

  4. Высокие темпы прироста населения положительно влияют на экономику страны.

  5. Трудовые ресурсы определяют экономический потенциал страны.

  6. Россия не должна импортировать продукцию сельского хозяйства из–за рубежа.

Модифицированные дебаты

Подготовка к дебатам требует времени. Обычно тема дебатов известна участникам за две недели и они готовят материал «за» и «против». Какую сторону они будут представлять в игре, они узнают от судьи за 5 минут до начала.

Подготовка к дебатам требует дополнительного материала и может быть организована как на уроках, так и в качестве домашнего задания. Подготовка и проведение полных дебатов (их еще называют классическими) является довольно трудоемкой, поэтому реально удается провести их несколько раз в течение учебного года.

Кроме того, дебатированию подлежат не все темы, а только те, которые позволяют различные точки зрения. Для более гибкого использования дебатов в образовании делают некоторые изменения правил, не меняющие сути игры.

  • Увеличение числа игроков в команде. Можно увеличить число игроков в команде, например до 6 человек. (Тогда непосредственно в игре будут участвовать 12 человек). При этом речи произносят по-прежнему по три спикера от каждой команды. Остальные участники дебатов записывают аргументы противоположной команды, подбирают контраргументы из подготовленных дома, готовят вопросы и т.п. Их активная работа помогает более успешному выступлению спикеров.

  • Вопросы из аудитории. Можно активизировать аудиторию , разрешив в раунде перекрестных вопросов, наряду с участниками команд, задавать вопросы из аудитории. Результаты этих вопросов и ответов спикеры могут использовать в своих речах.

  • Уменьшение времени выступления. Такое изменение позволяет сократить общее время дебатов, сделать их более динамичными и оставить время на занятиях для дальнейшей работы над этой темой. Можно предложить ученикам сделать устную или письменную оценку результатов дебатов.

  • Можно из незанятых в игре учащихся создавать рабочие группы с определенными заданиями. Такой группе можно поставить задачу осуществить судейство игры параллельно с судейской коллегией, а затем обсудить результаты судейства двух групп.

Можно организовать группы поддержки для каждой команды, к которой будут обращаться команды во время тайм-аутов.

В реальной игре почти всегда появляются аргументы, которые затем не получили никакого развития. Рабочая группа может собрать эти аргументы, а затем проанализировать их важность для игры.

  • Экспресс- дебаты. Экспресс-дебаты отличаются от стандартных тем, что, во-первых, они обычно проводятся по сокращенному регламенту времени. Во-вторых, домашняя подготовка не проводится, а к дебатам готовятся непосредственно на занятии по материалам учебной литературы. Такие дебаты способствуют закреплению материала, а также активизируют познавательную деятельность студентов. Например, темой таких дебатов может быть “Конкуренция – стимул прогресса”.


Можно построить отдельные задания, в которых используются следующие основные приемы этой игры:

  • работа с определениями понятий

  • формулирование утверждения и его отрицания

  • система аргументов и контраргументов

  • создание системы поддержки аргументов

  • сравнение аргументов и оценка качества аргумента

  • составление утверждающего блока доказательств утверждения

  • составление отрицающего блока доказательств

  • составление речей на заданную тему на основе имеющихся аргументов

  • регламентации речей по времени

Примеры использования технологии «Дебаты» на уроках.

  1. На уроке истории при изучении темы «Принятие христианства на Руси» можно дать следующее задание:

Найти поддержки предложенным аргументам:



Утверждение: «Принятие христианства имело большое значение для развития

Руси»





Аргументы


Поддержки

1. Укрепилось международное положение Руси




2. Началось объединение в единую древнерусскую народность




3. Произошла стабилизация феодальных отношений.




4. Быстро стали развиваться ремесла




5. Начался рост городов




6. Начался расцвет культуры Руси




После того, как поддержки записаны можно устно представлять каждую строку аргумент-полддержка и попросить учащихся оценить качество этих поддержек.

2. Примером использования элементов дебатов на уроке может служить урок учителя школы №738 СЗОУО Михеевой Е.П. «Разнообразие грибов и их особенности» в 4-м классе на уроке окружающего мира.

Цели и задачи урока: расширить представление о разнообразии грибов, их значении для человека; формировать умение работать с научным текстом; развивать умение доказывать свое мнение; развивать логику, мышление, память, умение слушать собеседника; формировать бережное отношение к природе.

Подготовка к уроку: детям дано задание подготовить доклад о таких грибах, как мухомор, бледная поганка, сыроежка, спорынья, плесень, дрожжи и их значении для людей и животных.

Ход урока:

    1. Организационный момент. Деление на группы (4 группы по 6-7 человек).

    2. вступительное слово учителя. Группы получают задание: пользуясь своими докладами сформулировать и записать на листе (½ ватмана) аргументы в поддержку тезиса «Грибы полезные» (двум группам) и «Грибы вредные» (двум группам). На выполнение задания группы получают по 15 минут.

    3. По истечении времени группы вывешивают листы с аргументами. Учитель предлагает ознакомиться с предложенными аргументами и объединить их. Предложенные варианты заносятся учителем в таблицу на доске, ученики работают в тетрадях (15 минут).

    4. Заключительная часть урока: учитель предлагает ребятам ответить на вопросы: нужно ли уничтожать в лесу ядовитые грибы? можно ли однозначно говорить о полезности или вредности грибов? Как надо оберегать эти растения?

    5. Домашнее задание: написать письмо от имени грибов к людям о их вреде или пользе.


3. Данный формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-моделирующей игры. В этом случае учащиеся выступают то чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ. Моделирование дает возможность воспроизведения исторических процессов, научных дискуссий. Ученик оказывается погруженным в конкретную ситуацию, в определенную эпоху. Примером могут служить споры о происхождении человека или возникновении жизни на Земле, с участием «представителей церкви» и «представителей науки», спор между «фиксистами» и «мобилистами» (теория дрейфа литосферных плит) и т.д. и т. п.

Примером имитационно-моделирующей игры может служить урок учителя географии Польдяевой О.В.

Тема: «Демографическая политика» (10 класс)

Цели и задачи: 1. сформировать у учащихся представление о демографической политике и ее особенностях в разных странах мира;

2. продолжить формирование коммуникативной культуры учащихся, умения работать в группе;

3. закрепить знания о типах воспроизводства населения.

Оборудование: 1. на доске записана тема урока;

2. парты расставлены по количеству групп (5 групп);

3. листы бумаги для каждой группы с названиями стран;

4. задания для групп.

Вариант №1. Ход урока: 1. Организационный момент. Учащиеся входят в кабинет, рассаживаются по группам, здороваются с учителем. (5мин.)

2. Вступительное слово учителя. «Сегодня мы с вами посетим заседание Ассамблеи ООН по вопросам демографической политики. Сегодня основными докладчиками являются – Генеральный секретарь ООН и представители ФРГ, России, Китая, Индии, которые представят основные направления демографической политики в своих странах. Вопросы, которые должны осветить в своих речах представители делегаций на карточках. Основные тезисы своих выступлений необходимо отразить на больших листах. (Листы раздаются группам и они преступают к выполнению задания)

Задание группам – делегациям стран: подготовить выступление о целях демографической политики в вашей стране и о мероприятиях, проводимых в ее рамках.

3. Работа групп (15 мин.)

По истечении времени на работу листы с результатами работы групп вывешиваются на доску.

4. Оглашение результатов работы групп. Представители групп по одному выходят к доске и комментируют записи на своем листе. (10мин.)

5. а) Закрепление материала. Учитель дает задание делегациям стран и генеральному секретарю ООН предложить варианты демографической политики для Бангладеш, Нигерии, Великобритании и Италии. (Каждая группа получает карточку с названием страны) Группы готовят свои проекты. (5 мин.)

б) Учитель предупреждает, что за урок выступить можно только один раз. Представители групп предлагают свои варианты демографической политики для предложенных стран – группа проект для одной страны. (7 мин.) Другие группы корректируют предложения, задают вопросы.

6. Домашнее задание: предложить свой проект демографической политики для любой страны мира (кроме обсужденных на уроке) или подготовить доклад о проведении демографической политики в любой стране мира (с использованием дополнительной литературы).

Вариант №2. Ход урока: 1. организационный момент. Учащиеся входят в кабинет и рассаживаются по группам. Вступительное слово учителя: сегодня мы присутствуем на заседании генеральной ассамблеи ООН на тему: «Государство должно проводить демографическую политику». Выступления по данной теме сегодня готовят делегации Франции, Китая, Ирана, Эфиопии, Афганистана (Саудовской Аравии). Генеральный секретарь ООН (один или три ученика) в конце урока вынесет решение о том, нужна ли демографическая политика государству. Свои аргументы делегации кратко отражают на листах, которые впоследствии вывесят на доску. (5 мин.)

2. работа групп – 10 мин.

3. группы вывешивают листы на доску, выбирая позицию «За» или «Против»;

Оформление доски:

Государство должно проводить демографическую политику.

За Против

Предполагается, что делегации стран выскажутся следующим образом: Франция, Китай, Иран – за, Афганистан и Эфиопия - против.

4. Выступления представителей делегаций – по 2-3 мин. Представители противоположной стороны имеют право задать выступавшему вопросы, с целью уточнить некоторые непонятные моменты, принизить выдвинутые аргументы.

5. Заключительное выступление Генерального секретаря ООН о том, аргументация какой стороны была убедительнее. (5 мин.)

6. домашнее задание: подготовить свой вариант резолюции генеральной ассамблеи ООН по данному вопросу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск