Скачать 293.37 Kb.
|
Библиотечные уроки ВВЕДЕНИЕ. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей библиотечно-информационные ресурсы читателям, учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера. Главная задача библиотечных уроков - сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока: - читатели должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации; - научить детей пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках; - приучать читателей к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними; - закреплять интересы к узнаванию окружающего мира, к школьным предметам и к чтению. Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но тем не менее, в измененной форме. Учителю и библиотекарю следуют запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить библиотечный урок в виде самостоятельной работы учеников над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у детей. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия. Главное задача библиотечного урока - выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах. Типичными формами работы библиотеки по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются: · индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой; · групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования; · экскурсии по библиотеке; · проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет; · библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями; · игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д. При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения: · знания возможностей библиотеки; · умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.; · знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики; · знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.); · умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.); · умения бережно обращаться с произведениями печати. Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.). Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации. 3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров). ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА. 1. Помнить о цели: · Какой цели я собираюсь достичь? · Почему я собираюсь достичь этой цели? · Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока. 2. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат: · Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы; · Состояние группы как целого – какие процессы происходят в группе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно; · Состояние каждого участника – как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?); · Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в классе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участника. 3. Библиотекарь должен уметь: · Слушать и слышать; · Быть открытым; · Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям; · Не упускать никого и ничего в процессе работы; · Не сталкивать мнения, а выслушивать; · Не оценивать; · Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников; · Говорить четко и понятно; · Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину. 4. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение: · устанавливать контакт с партнером по общению; · отслеживать «состояние контакта» в процессе общения; · удержание контакта в процессе общения; · восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; · «настраивать» собеседника (организовать запрос); · «настроиться» на собеседника (понимать запрос); · собирать и анализировать информацию об интересах партнера; ·изучать и правильно оценивать возможности партнера; ·организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера); · Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера. Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера. Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе: · Дать представление учащимся о современных информационных технологиях; · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри библиотеки, так и вне ее; · Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; · Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к литературе и к чтению. Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование. Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» разделена на блоки. Блок I (1 – 4 классы) – знакомство учащихся с основными понятиями (информация, информационная культура), источниками информации, методами усвоения информации (рациональные приемы чтения) через беседы, обзоры, конкурсы, игры. Блок II (5 – 6 классы) – учащиеся знакомятся с источниками информации и способами управления ими, информационно-поисковыми системами (справочно-библиографический аппарат книги, библиотеки), методами усвоения информации (методы работы с текстом). Блок III (7 – 9 классы) – учащиеся расширяют знания предыдущего блока и, формирование умений и навыков, связанных с поиском и усвоением информации (выбор источников информации, самостоятельная реферативная работа). Блок IV (10 – 11 классы) – учащиеся учатся перерабатывать информацию, создавать новую, развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в год, но в более сложной форме. При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В конце каждого цикла обязательно проводится итоговое занятие. Главная задача программы – научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению. При оценке работы учащихся на библиотечном уроке учитывается: · правильность ответа; · оперативность ответа; · умение выражать свои мысли кратко и четко; · владение специальными терминами; · логика изложения; · умение работать в группе; · эмоциональность, заинтересованность. БЛОК I. 1 класс. Тема 1. Первое посещение библиотеки. Содержание темы: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, картотеками. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Филя», «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.. Основные правила пользования библиотекой. Тема 2. Маленькое путешествие в историю книги. Содержание темы: Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги. Тема 3.Книга начинается… Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой. Тема 4. Творческий конкурс. Содержание темы: Лучшее оформление книжной закладки. Лучшее оформление обложки. Тема 5. Твои журналы. Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов. 2 класс. Тема 1. Структурные подразделения библиотеки. Содержание темы: Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники. Тема 2. Структура книги. Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация. Тема 3. Книжная иллюстрация Содержание темы: Художники – иллюстраторы детской книги. Тема 4. Твои первые энциклопедии, словари, справочники Содержание темы: Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к ним. Содержание урока: работа с энциклопедиями Тема 5. Интеллектуальная игра « Пойди туда, не знаю куда…» Содержание темы: Повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных ребятами на библиотечных уроках. 3 класс. Тема 1. Структура книги. Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие). Тема 2. Чтение и творчество. Содержание темы: Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации. Тема 3. Как читать книгу. Содержание темы: Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций. Тема 4. Я прочитал и советую тебе. Содержание темы: Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги. Тема 5. Энциклопедии, словари, справочники. Содержание темы: Обучение умению пользоваться справочной литературой. Работа с энциклопедией. 4 класс. Тема 1. Выбор книг в библиотеке. Содержание темы: Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться. Тема 2. Книга и ее создатели. Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Как читать книги. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах. |
Методические рекомендации Матвеев Курган 2013г Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – подготовить детей к жизни в информационном обществе, научить их ориентироваться... | Учебная программа для учащихся 8 класса общеобразовательной школы Составители Ххi века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного... | ||
Доклад на тему: деятельность библиотеки образовательного учреждения... Перед современной общеобразовательной школой стоит много важнейших задач, но главной из них является обучить современного школьника... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования... | ||
Харькина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Все в большей степени нарастает объем информации, в котором следует уметь ориентироваться образованному человеку XXI века | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В ближайшем будущем учащиеся будут определять уровень благосостояния страны, её экономический, научный потенциал, поэтому перед школой... | ||
Профессионализация педагогов оу на современном этапе Таким образом, перед школой в настоящий момент стоит задача соединения двух составляющих – «научить ученика учиться» (в соответствии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную... | Положение о московском этапе Всероссийского конкурса лидеров и руководителей... Молодого гражданина Российской Федерации, активно включенного в процесс модернизации страны, развитие институтов гражданского общества,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями. Научить находить количество информации, используя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Й предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед школой стоит важная задача научить каждого ребенка учиться. Однако это умение не возникает само собой, а является результатом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед учителем русского языка национальной школы стоит сложная задача: не только научить учащихся грамотно говорить и писать по-русски,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Важнейшая социальная задача вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня перед вами стоит такая задача: открытие тайны увеличения чисел в 10, 100, 1 000 раз. Перед вами числа: 10, 100, 1 000 |