Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе





Скачать 293.37 Kb.
НазваниеВведение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе
страница1/3
Дата публикации15.04.2015
Размер293.37 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Информатика > Задача
  1   2   3



Библиотечные уроки

ВВЕДЕНИЕ. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей библиотечно-информационные ресурсы читателям, учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

Главная задача библиотечных уроков - сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока:

- читатели должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации;

- научить детей пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках;

- приучать читателей к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними;

- закреплять интересы к узнаванию окружающего мира, к школьным предметам и к чтению.

Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но тем не менее, в измененной форме. Учителю и библиотекарю следуют запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить библиотечный урок в виде самостоятельной работы учеников над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у детей. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия.

Главное задача библиотечного урока - выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

Типичными формами работы библиотеки по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:

· индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;

· групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;

· экскурсии по библиотеке;

· проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;

· библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;

· игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения:

· знания возможностей библиотеки;

· умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.;

· знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;

· знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);

· умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);

· умения бережно обращаться с произведениями печати.

Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.). Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации. 3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА.

1. Помнить о цели:

· Какой цели я собираюсь достичь?

· Почему я собираюсь достичь этой цели?

· Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока.

2. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат:

· Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы;

· Состояние группы как целого – какие процессы происходят в группе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно;

· Состояние каждого участника – как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?);

· Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в классе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участника.

3. Библиотекарь должен уметь:

· Слушать и слышать;

· Быть открытым;

· Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям;

· Не упускать никого и ничего в процессе работы;

· Не сталкивать мнения, а выслушивать;

· Не оценивать;

· Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников;

· Говорить четко и понятно;

· Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину.

4. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение:

· устанавливать контакт с партнером по общению;

· отслеживать «состояние контакта» в процессе общения;

· удержание контакта в процессе общения;

· восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения;

· «настраивать» собеседника (организовать запрос);

· «настроиться» на собеседника (понимать запрос);

· собирать и анализировать информацию об интересах партнера;

·изучать и правильно оценивать возможности партнера;

·организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера);

· Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера. Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер).

Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.

Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера.

Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе:

· Дать представление учащимся о современных информационных технологиях;

· Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри библиотеки, так и вне ее;

· Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

· Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к литературе и к чтению.

Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» разделена на блоки.

Блок I (1 – 4 классы) – знакомство учащихся с основными понятиями (информация, информационная культура), источниками информации, методами усвоения информации (рациональные приемы чтения) через беседы, обзоры, конкурсы, игры.

Блок II (5 – 6 классы) – учащиеся знакомятся с источниками информации и способами управления ими, информационно-поисковыми системами (справочно-библиографический аппарат книги, библиотеки), методами усвоения информации (методы работы с текстом).

Блок III (7 – 9 классы) – учащиеся расширяют знания предыдущего блока и, формирование умений и навыков, связанных с поиском и усвоением информации (выбор источников информации, самостоятельная реферативная работа).

Блок IV (10 – 11 классы) – учащиеся учатся перерабатывать информацию, создавать новую, развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в год, но в более сложной форме. При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В конце каждого цикла обязательно проводится итоговое занятие.

Главная задача программы – научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению.

При оценке работы учащихся на библиотечном уроке учитывается:

· правильность ответа;

· оперативность ответа;

· умение выражать свои мысли кратко и четко;

· владение специальными терминами;

· логика изложения;

· умение работать в группе;

· эмоциональность, заинтересованность.

БЛОК I.

1 класс.

Тема 1. Первое посещение библиотеки. Содержание темы: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками, картотеками. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Филя», «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.. Основные правила пользования библиотекой.

Тема 2. Маленькое путешествие в историю книги. Содержание темы: Откуда пошла книга. Первые книги. Сегодняшний день книги.

Тема 3.Книга начинается… Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

Тема 4. Творческий конкурс. Содержание темы: Лучшее оформление книжной закладки. Лучшее оформление обложки.

Тема 5. Твои журналы. Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.

2 класс.

Тема 1. Структурные подразделения библиотеки. Содержание темы: Понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд: книги, журналы, газеты, учебники.

Тема 2. Структура книги. Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация.

Тема 3. Книжная иллюстрация Содержание темы: Художники – иллюстраторы детской книги.

Тема 4. Твои первые энциклопедии, словари, справочники Содержание темы: Знакомство школьников со справочной литературой. Привитие интереса к ним. Содержание урока: работа с энциклопедиями

Тема 5. Интеллектуальная игра « Пойди туда, не знаю куда…» Содержание темы: Повторение пройденного, расширение круга знаний, полученных ребятами на библиотечных уроках.

3 класс.

Тема 1. Структура книги. Содержание темы: Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Конашевич, И.Билибин и другие).

Тема 2. Чтение и творчество. Содержание темы: Художник – иллюстратор, разное прочтение одних и тех же книг в иллюстрировании. Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации.

Тема 3. Как читать книгу. Содержание темы: Обучение правилам чтения. Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза, Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Послесловие. Роль иллюстраций.

Тема 4. Я прочитал и советую тебе. Содержание темы: Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с альбомом отзывов читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.

Тема 5. Энциклопедии, словари, справочники. Содержание темы: Обучение умению пользоваться справочной литературой. Работа с энциклопедией.

4 класс.

Тема 1. Выбор книг в библиотеке. Содержание темы: Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

Тема 2. Книга и ее создатели. Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Как читать книги. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconМетодические рекомендации Матвеев Курган 2013г
Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – подготовить детей к жизни в информационном обществе, научить их ориентироваться...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconУчебная программа для учащихся 8 класса общеобразовательной школы Составители
Ххi века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconДоклад на тему: деятельность библиотеки образовательного учреждения...
Перед современной общеобразовательной школой стоит много важнейших задач, но главной из них является обучить современного школьника...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconХарькина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы
Все в большей степени нарастает объем информации, в котором следует уметь ориентироваться образованному человеку XXI века
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ближайшем будущем учащиеся будут определять уровень благосостояния страны, её экономический, научный потенциал, поэтому перед школой...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрофессионализация педагогов оу на современном этапе
Таким образом, перед школой в настоящий момент стоит задача соединения двух составляющих – «научить ученика учиться» (в соответствии...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПоложение о московском этапе Всероссийского конкурса лидеров и руководителей...
Молодого гражданина Российской Федерации, активно включенного в процесс модернизации страны, развитие институтов гражданского общества,...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями. Научить находить количество информации, используя...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Й предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета....
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед школой стоит важная задача научить каждого ребенка учиться. Однако это умение не возникает само собой, а является результатом...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед учителем русского языка национальной школы стоит сложная задача: не только научить учащихся грамотно говорить и писать по-русски,...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Важнейшая социальная задача вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое...
Введение. Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня перед вами стоит такая задача: открытие тайны увеличения чисел в 10, 100, 1 000 раз. Перед вами числа: 10, 100, 1 000


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск