Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 131.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.12.2013
Размер131.03 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник
А. М. Габоян
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ «БИОЛОГИЯ»

Перед школой стоит важная задача - научить каждого ребенка учиться. Однако это умение не возникает само собой, а является результатом большой совместной деятельности учителя и учащихся, результатом применения в учебном процессе различных методов обучения.

Важнейшее требование современной дидактики - сочетание на уроках систематического изложения готовых знаний и самостоятельного их поиска учащимися.

Современный урок немыслим без самостоятельной работы учащихся. Это важное средство организации познавательной деятельности. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся усваивают предусмотренные программой знания, приобретают новые умения, развивают свои творческие способности, овладевают методами научного познания.

Самостоятельная работа - это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знаний или овладения умениями.

Самостоятельные работы могут выполняться учащимися при любом методе обучения, во всех формах обучения, с различными дидактическими целями и при любом содержании.

Виды самостоятельных работ на уроках биологии разнообразны: работа с учебником, справочниками и различной дополнительной литературой; проведение наблюдений и постановка опытов; работа с натуральным и изобразительным раздаточным материалом; выполнение упражнений и решение задач; работа с экранными пособиями; обработка материалов экскурсий, рецензирование ответов и выступлений товарищей и др.

На уроках биологии с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является

одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее

предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится

планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и

навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы ее выполнения.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.

Для развития умения у школьников использовать в самостоятельной работе книгу очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать. Так как техника чтения у многих учеников низкая, необходимо добиваться того, чтобы дети внимательно читали вместе с учителем определения, задавали вопросы при затруднениях, выделяли главные мысли параграфа, работали с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Форма выполнения задания может быть как устная, так и письменная. Ряд заданий по самой своей формулировке требует письменного выполнения. Письменная форма имеет много существенных преимуществ: каждый ученик вынужден работать, и работу каждого учитель может легко проверить и здесь же в классе, заглянув в тетрадь ученика, и собрав тетради для проверки.

Для того чтобы научить выполнять работу самостоятельно, необходимо целенаправленное обучение их приемам самостоятельной работы.

Структура любого вида самостоятельной работы может быть представлена в виде следующего алгоритма:

− постановка учебных задач выполняемой работы;

− выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы;

− инструктаж по организации учащихся для проведения самостоятельной работы;

− показ образца действий (если работа выполняется впервые);

− выполнение работы под руководством учителя;

− подведение итогов самостоятельной работы.

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования.

В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:

− осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе;

− направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;

− обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;

− приобщают учащихся к самообразованию.

В ходе обучения следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу.

В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельности, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.

Иногда материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо выделить главное, надо выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить структурно-логическую схему. Учебный материал осваивается в процессе решения разных дидактических задач. При этом используется множество приёмов обучения.

Приведу несколько приёмов работы с учебником, которые использую на уроках.

1. Составление плана параграфа. Этот приём не новый и широко используется на уроках. На начальных этапах обучения темы эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.

2.Работа с понятиями. Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Эту работу можно проводить на любом этапе урока (проверка домашнего задания, изучение и закрепление нового материала и т. д.). Учащимся предлагается несколько понятий, объединенных темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение. Например, при изучении темы «Клетка» предлагаются основные понятия (Органоид; Клетка; Ткань; Орган; Система органов), определения которых учащиеся самостоятельно находят в учебнике и записывают в тетрадь.

С целью запоминания определений понятий и правильности их написания использую кроссворды и чайнворды, которые учащиеся составляют самостоятельно.

3.Задание «Третий лишний». Эту работу применяю при закреплении нового материала. Учащимся предлагаю несколько вариантов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним. Например, после изучения темы «Основы экологии» в 9 классе:

Цианобактерии Подберёзовик Ель Берёза Боярышник

Ответ: «лишним» является подберёзовик, так как не способен к автотрофному питанию и в биогеоценозе выполняет роль консумента. Остальные организмы являются продуцентами.

При закреплении темы «Простейшие» в 7 – ом классе учащимся можно предложить следующее задание.

Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор:

1. Споровики, саркодовые, жгутиковые.

2 Псевдоподии, жгутики, светочувствительный глазок.

3. Ядро, циста, цитоплазма.

4.Составление таблиц. Работа по составлению и заполнению таблиц применяю как при изучении нового материала, так и в рамках домашнего задания. Например, тема: "Ткани растений". По теме предлагаются типы тканей (Покровная, Образовательная, Фотосинтезирующая, Механическая, Проводящая, Запасающая), которые характеризуются по строению, функциям и нахождению. Вся информация записывается в таблицу. Работу можно начать на уроке, а завершение её на дом.

5.Закрытые задания. Они уместно для проверки знаний учащихся. Задание выполняется 7 – 10 минут. За это время можно понять уровень подготовки учащихся по теме. Например, при проверке знаний учащихся по теме «Членистоногие» (7 класс) предлагается задание.

Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше:

а) хитиновые покровы;

б) паразитизм;

в) высокая плодовитость;

г) многофункциональные конечности;

д) незамкнутая кровеносная система;

е) развитые органы чувств;

ж) жаберное дыхание.

6.Найдите соответствие. Задание применяю для текущего контроля знаний учащихся. Например, для проверки знаний по теме «Внутренняя среда организма» (8 класс) предлагаю задание.

Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

Компоненты внутренней среды: 1.Эритроциты; 2.Лейкоциты; 3Тромбоциты; 4.Плазма; 5.Лимфа; 6.Тканевая жидкость .

Функции компонентов внутренней среды: а) свертывание крови; б) образование антител; в) фагоцитоз; г) транспорт кислорода;; д) поддерживание постоянства состава; е) транспорт углекислого газа; ж) образование лимфоцитов, защитная; з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ.

7.Составление логических схем. Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника, закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.

В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности, что позволяет осмысленно усваивать учебный материал

8.Задание на установление правильной последовательности целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например: В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?

а) рецепторы легочных пузырьков – средний мозг – дыхательные мышцы;

б) рецепторы аорты – продолговатый мозг – межрёберные мышцы;

в) рецепторы внутренних органов – промежуточный мозг - дыхательные мышцы.

9.Задания, в котором ответ конструирует сам ученик. Ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.; например: Закончите следующие фразы:

а)Наука, изучающая строение и функции клеток называется … .

б)Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется … .

в)Ткань – это … клеток, обладающих … строением, … и … .

г)Органоиды, отвечающие за синтез белка и состоящие из … и РНК, называется … .

д)Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 г … .

е) Функцию хранения и передачи наследственной информации выполняют … и … .

ж)У мышечной и нервной ткани есть общее свойство … .

з)Содержание в крови солей, температура тела – являются показателем … химического … .

Учебник содержит не только текстовый материал, но и рисунки, которые также можно использовать для самостоятельной работы учащихся. Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 6 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки. В дальнейшем задания усложняю, предлагая учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания учебника. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Использую элементы модульной технологии, что позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для этого я подбираю фактический материал, формы и способы учебной деятельности, разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы и определяю цели каждого из них. Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения.

Для выполнения лабораторных работ на уроках использую инструктивные карточки учебника, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Работая с тестами, можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения. Тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие "воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом". При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией по теме. При обсуждении вопросов учитель просит от ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедших в тестовые задания.

Учебник является необходимым условием для того, чтобы учащиеся прочно усвоили материал. Учебная книга создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу для того, чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план по тексту учебника; уметь составлять задачи, используя текст учебника; писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике. Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и

прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных

способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт показал, что:

1.Систематически проводимая самостоятельная работа с учебником при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2.Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3.При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ

ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

4.С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной

работы.
Список литературы:

А.Е.Богоявленская Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.

А.М.Розенштейн Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.:Просвещение, 1998

В.В.Латюшин Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Животные” - М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001

В.В.Соколова Блочно – модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

В.К.Буряк Самостоятельная работа учащихся - М.: Просвещение, 1984

В.К.Дьяченко Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.

В.С.Анисимова, Е.П. Бруновт, Л.В., Реброва, Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987

Г.И.Лернер Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998

Г.И.Лернер Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4

Г.С.Калинова Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987

Д.В.Колесов Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Человек” – М.: Издательский дом “Дрофа”

И.Ф.Ишкина Биология. Поурочные планы. – Волгоград, 2002

Л.А.Кропотова Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001

Л.А.Луцкая, А.И.Никишов Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.:Просвещение, 1987

Н.М. Верзилин Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. институтов по биологии, спец. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983

Н.В.Дубинина Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Бактерии. Грибы. Растения”. – М. Издательский дом “Дрофа”, 2001

О.Ю.Бурцева Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2002

Т.С.Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 классы). – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1997

Ю.К.Бабанский Педагогика. – М.: Просвещение, 1983

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск