Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности





Скачать 56.64 Kb.
НазваниеУчитель в информационном обществе: проблемы и возможности
Дата публикации16.04.2015
Размер56.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности.

О.Г.Дубинкина

Информационно грамотные люди умеют учиться и способны к учению на протяжении всей своей жизни.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование изменила педагогическую роль учителя. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Сегодня учитель выступает не столько в роли источника знаний, а скорее является организатором эффективной работы со знанием.

Высокие темпы внедрения технологий в образование требуют от педагогического работника следующих умений:

  • квалифицированно и избирательно использовать ИКТ ресурсы (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);

  • уметь оценивать свойства и определять педагогическую целесообразность использования в учебном процессе электронных образовательных продуктов;

  • уметь применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения;

  • иметь полное представление об имеющихся ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;

  • применять на практике сетевые технологии;

  • уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ.

Среди методов и стратегий взаимодействия учителя и учащихся с информационными технологиями возможны следующие варианты организации учебного процесса:

Классно-урочная модель

1. Лекционный класс должен быть оборудован мультимедийной демонстрационной системой. Происходит освоение нового учебного материала учащимися в процессе просмотра электронных учебников или мультимедийных презентаций, поясняющих изучаемый материал.

2. Компьютерами должны быть оборудованы все рабочие места учащихся, а также рабочее место учителя. Взаимодействие с компьютером организовано во время  урока таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или одинаковые  задания. Наиболее продуктивным видом деятельности в рамках данной модели  является применение компьютера для проверки знаний учащихся через тестирование. Для этого можно использовать готовые программные  продукты, а также разработанные самостоятельно учителем задания в форме тестов при помощи средств Microsoft Office, языка программирования HTML или специальных программ для создания тестов.

Модель индивидуальной деятельности

Эта модель наилучшим образом реализуется при использовании домашнего компьютера или единичных компьютеров, размещенных, например, в предметных кабинетах. Для  реализации деятельности в рамках данной модели может использоваться как урочное, так и внеурочное время.

Модель микромира

Организация деятельности в рамках данной модели, в которой  создается творческое содружество учеников и учителя для осуществления либо социального проекта, либо подготовки к школьным или классным мероприятиям, и образует  некий микромир, своеобразный для каждого отдельного коллективного дела. Известно, что дети будут испытывать большее удовлетворение от любого внеклассного мероприятия, когда они подготовили его сами, включая нахождение информации в сети Интернет и создание различного сопровождения в виде презентаций, видеофильмов, печатной продукции.

Дистанционная модель

  • участие в дистанционных олимпиадах  для учащихся;

  • дистанционное обучение;

  • участие в различных интернет - конкурсах.

Проектно - групповая модель

В ее основу положен хорошо известный в педагогике метод проектов. Если главной целью любой деятельности, в том числе и учебной, считать  получение некоего результата, то, как раз проектно-групповая модель в своей основе и подразумевает получение разного вида результата исследований – газету, презентацию, программу, тест, кроссворд, страницу сайта, графический рисунок и т.д.

Модель сетевых проектов

Организация сетевых проектов дает возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Эта модель предполагает организацию, через различные каналы связи, учебной деятельности в форме совместной работы коллектива одной школы с учащимися и учителями других школ. Средства организации такой проектной деятельности включают в себя электронную почту, списки рассылки, дискуссионные группы, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции.

Новые стратегии обучения рассчитаны на применение широко распространенных инструментальных компьютерных программ. Такие программы предназначены для обработки текстов и работы с базами данных, анализа данных с помощью электронных таблиц, поиска информации в Интернете и др. Возможности офисных технологий таковы, что при умелом подборе заданий, использование этих программ помогает развивать у учащихся воображение, интуицию, инициативность.

Так, современные текстовые редакторы представляют собой технологические инструменты, сочетающие простоту и предсказуемость простейших операций с многообразием возможностей. Использование текстовых редакторов на уроках стимулирует работу по выполнению различных письменных заданий: рефератов, эссе, лабораторных отчетов, тестов, кроссвордов и др.

Широкие возможности предоставляют табличные процессоры, позволяющие выполнять широкий спектр задач, таких, как:

  • знакомство с различными формами представления данных;

  • исследование законов и формул;

  • исследование задач с параметрами, определяющими на основании единой модели множество разнообразных решений;

  • построение графиков и диаграмм с помощью "Мастера диаграмм" и др.

Презентационные программы позволяют учителю создавать мультимедийные интерактивные приложения в поддержку преподавания своего предмета. Прежде всего, это создание компьютерных лекций. Компьютерная лекция - новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки.

Внедрение в учебный процесс новейших технических средств, таких как интерактивные доски, системы электронного голосования, графические планшеты, web-камеры, мультимедиа-проекторы, средства обработки видео- и аудио- информации в сочетании с умением учителя и методами взаимодействия со средствами ИКТ, предоставляют современному педагогу поистине неограниченные возможности в организации учебного процесса.

В связи с этим в обеспечении такого образовательного процесса возникают проблемы содержательного характера:

1. Психологические проблемы. Учителя, особенно пожилого возраста, не применяют компьютеры в педагогической деятельности, испытывая дискомфорт при работе с вычислительной техникой (боязнь показаться некомпетентными в глазах учащихся).

2. Проблема отсутствия дидактически обоснованных информационных технологий преподавания предметов. Учителю необходимо умение целесообразно интегрировать дидактические и информационно-технологические принципы обучения.

3. Проблема непрерывного повышения информационно - коммуникационной компетентности учителей, включающая в себя:

  • организацию курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов;

  • желание и возможность заниматься самообразованием (самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию);

  • способность грамотно моделировать и проектировать свою деятельность и работу коллектива учащихся;

4. Проблемы материально-технического оснащения образовательного процесса, включающие:

  • обеспечение образовательными информационными ресурсами на различных носителях по различным предметам.

  • оснащение рабочих мест, оборудованных современным мультимедийными средствами и доступом в Интернет;

  • наличие локальной сети;

  • создание системы технического обслуживания, ремонта и модернизации средств вычислительной и мультимедийной техники.

    Развитие информационных технологий – это наступающая неизбежность. А система образования формирует арсенал для развития общества в целом. Учитель, используя ИКТ в преподавательской деятельности, повышает как свою самооценку, так и мотивацию к процессу обучения у своих учеников, делая его интересным, занимательным и продуктивным.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconДесять заповедей Закона Божия
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconБудет ли закат европы? Эниологический анализ
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconПрактикум (Тексты для самостоятельного изучения)
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconЮридический факультет Кафедра конституционного и административного права
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconЭлектронная библиотека студента Православного Гуманитарного Университета
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconУ меня это получается, я понял, я умею!
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выбора, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconРабочая программа по математике разработана для общеобразовательного...
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconТематический план разработан в соответствии с Примерной программой...
Выбора, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconТематический план разработан в соответствии с Примерной программой...
Выбора, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconВыпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1»
Т. е меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. Только...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconПояснительная записка Школьное образование в современных условиях...
Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению...
Учитель в информационном обществе: проблемы и возможности iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск