У меня это получается, я понял, я умею!





Скачать 354.08 Kb.
НазваниеУ меня это получается, я понял, я умею!
страница1/2
Дата публикации13.07.2013
Размер354.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
У меня это получается, я понял, я умею!

ПЦК специальных и теоретических музыкальных дисциплин

Сиряева Алла Николаевна

Учебная деятельность-это многогранный удивительный процесс, посредством которого учащиеся приобщаются к необыкновенному миру знаний. Каждая частица этого процесса направлена на постижение истины, остающейся с человеком всю его сознательную жизнь. Роль преподавателя здесь очень велика, т.к. он, являясь «путеводителем» по еще ранее неизведанным студентам «далям», должен стремиться не только передать свои знания, но и приобщить к самостоятельности, не дать потеряться среди тысячи различных дисциплин. На мой взгляд, ощущение успешности - одно из самый важных направлений мотивации студента, т.к. именно это чувство заставляет человека совершать движение вперед, стремиться к своей цели и постигать ее. На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

Вероятность достижения успеха как результат содействия повышается в том случае, если присутствуют встречные усилия (встречное движение), т.е. стремление к достижению успеха как у студента (в учебно-познавательной деятельности и общении), так и у педагога (в его профессиональном труде). В системе «педагог — студент» оба субъекта взаимовлияют друг на друга, а сам процесс содействия обладает рядом особенностей: педагог инициирует поведение воспитанника, побуждает его к содействию. Он решает совместно со студентом учебно-познавательные, коммуникативные и другие задачи разного уровня сложности, подбирая посильные для студента задания с учетом зоны ближайшего развития ученика. Для педагога цели и мотивы — это, прежде всего, ориентиры педагогической деятельности и общения. Поэтому очень многое зависит от того, какие мотивы преобладают у самого педагога в отношении своей профессиональной деятельности: стремиться к успеху или избавиться от неудач. Неуспешный, не уверенный в своих возможностях преподаватель, имеющий заниженную самооценку, никогда не сможет создать эффективную ситуацию успеха.

В своей педагогической практике я часто применяю следующий метод: мотив – «жажда успеха» - активность, цель – «достижение успеха». Мотивация достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют свои стремления, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Они рассчитывают получить одобрение за свои усилия, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции (предвосхищающего и констатирующего характера). Для них также характерны полная мобилизация своих ресурсов и сосредоточенное внимание, стремление закрепить успех. Совершенно иначе ведут себя студенты, мотивированные на избавление от возможных неудач. Они хотят не столько добиться успеха, сколько избежать неудач, не верят в собственные силы; неуспех вызывает у них разочарование, они боятся критики. С учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от самого процесса, тяготятся им. Все это чревато неудачами (неуспехом) в учебе, в общении, отношениях, в жизни. У таких студентов проявляются неадекватные завышенные или заниженные самооценки. Студенты, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей.

Создавая ситуации успеха, педагог актуализирует в структуре потребностно-мотивационной сферы личности студента позиции достижения успеха в любой деятельности и, прежде всего, учебно-познавательной. Актуализация этих позиций приводит к изменению восприятия студентом учебной и любой другой жизненной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам он может предвзято воспринимать и оценивать мотивации достижения успеха.

Таким образом, я пришла к выводу о взаимосвязи успешности в обучении с мотивацией достижений, которые повышают качество образовательного процесса.


Мы не пешки, у нас есть выбор!

ПЦК специальных и теоретических музыкальных дисциплин

Острик Людмила Григорьевна

Меня никогда не покидает ощущение «чуда», когда я объясняю студентам гениальные творения музыкантов, и мы вместе стараемся исследовать по мере сил их глубины, проникнуть в их тайны, понять их закономерности, возвыситься до их высоты.

«Знаю, что это ощущение радости дает мне весь смысл моей жизни, заставляет меня как педагога работать еще больше, чем «полагается по штату» и жертвовать собой без всякого сожаления», - эти слова Г.Г.Нейгауза мне очень близки.

У меня, как преподавателя фортепиано, проблем столько же, сколько и музыки. Но с другой стороны – в самых разных проблемах мы можем уловить общее: воспитать из студентов, в основном, не имеющих базовой музыкальной подготовки, неординарных в своей работе, творческих, компетентных учителей музыки и музыкальных руководителей.

Решение этой проблемы связано с формированием мотивации в классе фортепиано. Что же этому способствует?

Очень важен момент, когда студент входит в кабинет, открывает дверь в класс своего педагога. Внешний вид помещения, манера взаимоотношений – уже оказывают большое влияние на поведение ученика.

Я стараюсь наладить психологический контакт в работе, не делать скоропалительных выводов, где-то изменить подход, ослабить требования. Конечно, бывают ситуации, когда нужна жесткость, но каждый педагог должен уметь логически убедить обучающегося в своей точке зрения. А самый лучший вариант, если студент решит, что он сам до этого додумался, и тогда уже он свое решение не проигнорирует.

Всегда следую такому правилу: постоянная ориентация на успех – это залог успеха.

Среди обилия задач, решаемых на уроке, я стараюсь не упустить основную – не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.

Я считаю, что подлинный интерес возникает не к любому произведению, а с ясной мелодией, красивой гармонией, которое вызывает эмоциональное переживание, создает настроение, стремление правильно запомнить, точно воспроизвести услышанное. И чем медленнее это «выходит» у обучающегося, тем больше творческой интенсивности вкладывает преподаватель, воспитывает ту меру самостоятельности, самопознания и умения, когда студент овладевает необходимыми пианистическими навыками и приемами, критически оценивает результаты своей работы.

Проблема самостоятельности особенно остро стоит со студентами без базовой музыкальной подготовки, ведь я должна подготовить их к профессиональной деятельности. Главное то, что для каждого студента я должна искать свой путь, вырабатывать только ему соответствующие методы и приемы, ведь этому способствует индивидуальное обучение в классе фортепиано. Я стремлюсь к тому, чтобы будущий молодой специалист не блуждал в потемках, а ясно осознавал свою цель.

Очень важная проблема, с которой я всегда сталкиваюсь – взаимосвязь урока и домашнего задания. Ведь от содержательности урока, его эмоциональности зависит вся последующая самостоятельная работа студента. Успешной она будет в том случае, если студент приобретет не только желание, но и умение заниматься самостоятельно. Я уверена, что качество подготовки выпускника к дальнейшей педагогической жизни дает право судить не только о его личных способностях и трудолюбии, но и о методике преподавания педагога. Поэтому я стараюсь, чтобы приобретение знаний было творчеством, а не старательным заучиванием. Вместе с тем, уровень подготовки молодого специалиста зависит от всего комплекса его способностей, знаний, умений.

Чему же в первую очередь я стараюсь научить своих студентов? У Г.Г.Нейгауза я прочла очень мудрые слова, что учитель должен «укрепить и развить талантливость ученика, а не только научить хорошо играть, то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким». Это стало ориентиром в моей деятельности.

Хочется привести в заключение слова одного мудреца: «Представьте себе, что страстный любитель цветов обладает кусочком земли, состоящим из песка и камня, на котором ничего расти не может, тем более, что поблизости и воды нет. И он будет терпеливо таскать чернозем из отдаленных мест, посадит цветы, будет ежедневно носить воду из дальнего ручья и добьется того, что у него расцветет желанный цветник.»

Этот пример очень напоминает нашу работу. Студент должен знать и помнить о той такой далекой и такой близкой профессии, в которую ему надлежит проникнуть, должен угадать отдаленную путеводную звезду, пусть еще скрытую туманами и облаками, к которой он будет стремиться.

У меня это получается, я понял, я умею!

ПЦК дисциплин изобразительного искусства и черчения

Московченко Светлана Владимировна

Кому нужен успех? Думаю, что всем. Успех - это много или мало? Сложно сказать. В этом мире все относительно. И что такое успех? Можно ли его почувствовать? И что он дает?

Что думают студенты, когда ты задаешь им задание? Какие вопросы, мысли возникают у них в голове? Хочется ли им этим заниматься? Ты ведь знаешь, что это надо. Им надо, это им пригодится в профессии! И все же, что у них в голове? С какими чувствами, желаниями они это делают?

(От лица студентки, возможно) «Бумага, бумага, еще бумага. Белая, цветная… Там впереди, на коричневом, учительском столе стоят куклы из бумаги. Она называет это скульптурой. Она, говорит, что надо сделать за 15 часов. Еще раннее утро, хочется спать. Идет снег. Она, говорит, надо собраться, надо работать. Смотрю варианты. Рисую эскиз. Вырезаю детали. Клею. Получается смешно. Соседка что-то говорит. Отвечаю. Болтаем. Она говорит, не разговаривайте, а то не успею. Клею завитки, еще завитки. Что-то получается... Это даже на что-то похоже… Как сделать глаза? Хочу пить... Дама даже ничего…»

Я смотрю на свою студентку, она вся светится. Ей нравится склеенная дама. Или принцесса? Из тонкой, белой бумаги. Я говорю ей, что бумажная дама не так хороша, как ей кажется. Надо бы в размере больше, изящней. Больше мелких деталей... И мне многое не нравится. А она, моя студентка, счастлива, улыбается. Говорит, что сделает лучше, еще лучше. Она уверена! И мне тоже нравится, уже нравится! Может быть, от ее уверенности… Критерии. А, что критерии, это потом… Она победила! Себя победила! Или плоский лист бумаги? Она умеет! И теперь покажет, научит?! Она что - то объясняет соседке. Что? А, как это сделать.

Возможно, она, моя студентка, и меня победила. Успех. Может, это успех?! Когда тебе хорошо. И ты в себе уверен! И в тебе уверены!

Снег. За окном идет белый, как тонкий лист белой бумаги, снег.

У меня это получается, я понял, я умею!

ПЦК специальных и теоретических музыкальных дисциплин

Николаева Марина Фёдоровна

Успешность студента. Что за этим стоит?

Прослушивания, экзамены, концерты, конкурсы, фестивали…. Добиваемся определённых результатов - уносимся дальше, оглядываемся и начинаем размышлять. А интерес-то у всех разный. Интерес к новым знаниям, новым открытиям, новым свершениям.

Индивидуальный урок – своеобразная лаборатория для выявления наиболее сильных сторон субъекта музыкальной деятельности на фоне его общего музыкального развития.

В многообразии показателей обучения студента выступают музыкальные способности. И не секрет - к нам приходят талантливые и менее способные ученики.

Работа над музыкальным произведением, как составная часть урока, включает широкий спектр методов и приемов. Действенность этих методов наиболее ощутима в опоре на положительный настрой, нахождение правильных точек соприкосновения с исполнительскими задачами.

Не всегда уместно выяснение причин плохой готовности студента, гораздо эффективнее - направление хода урока в «нужное русло», терпеливое вслушивание, объяснение.

Заинтересовывать обучаемых приходится разными способами. Прежде всего, это концентрация внимания на «сложном моменте игры» и доведение его до состояния, приближенного к правильному звучанию. Ученик в данном случае испытывает радость от проделанного, его охватывает желание работать дальше.

Также эффективна форма «игры в ансамбле» для слушания музыкальной фактуры в облегчённом варианте. Как правило, студент загорается желанием исполнить это произведение самостоятельно.

Индивидуальную программу следует подбирать в двух направлениях - с учетом произведений для развития исполнительских навыков и рассчитанную на ситуацию успеха при выступлении.

Урок не должен превращаться в тренажер профессиональных качеств. Он должен носить изобретательный характер с множеством творческих заданий, направленных на развитие положительных моментов в исполнении.

Работает принцип «больше похвалишь – больше получишь».

Мы неповторимы, непредсказуемы, неординарны, но объединены общим делом – находить, добиваться, усложнять, совершенствовать.

В чём же сила успеха? Для «неуверенного» ученика – это путь гармонии с собой, принятие правильного решения. Для «слабого» - противостояние трудностям, предельное терпение к неудачам, опора на положительные эмоции. А для педагога – возможность осуществлять задуманное через объективные оценки, способность корректировать исполнение в желаемом направлении.

Критерий успешности педагога - качественное выступление его учеников. И эта «самая успешность» возрастает и преумножается, когда «бывшие ученики» добиваются высоких результатов, пропагандируют и прославляют нашу специальность - «Музыкальное образование».

Мы не пешки, у нас есть выбор!

ПЦК специальных и теоретических музыкальных дисциплин

Дыкина Инесса Николаевна




В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме всё-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

Э. Асадов

Актуальной проблемой на производстве или в учебном заведении является создание сплоченного коллектива для решения образовательных или производственных задач.

Рассмотрим пример на педагогическом коллективе, в котором трудятся люди различных творческих профессий. Для того чтобы работать творчески, добиваться хороших, высоких результатов, необходима комфортная атмосфера, теплая, дружеская обстановка, здоровые межличностные отношения, построенные на взаимопомощи, сотрудничестве, соучастии и поддержке. Коллектив включает в себя людей двух творческих профессий: художников и музыкантов. Одни реализуют свой потенциал через демонстрацию и организацию различных художественных выставок, «мастер-класса», просмотров. Другие - через проведение концертных программ, фестивалей, конкурсов. Обе группы занимаются творчеством, но не пересекаются друг с другом. Проблема – объединить коллектив единой идеей. Для этого необходимо изучить интересы той и другой группы, их потребности в самореализации, поставить цель, определить задачи, которые можно реализовать только сообща, с помощью и поддержкой друг друга.

Целью объединения творческой работой может стать организация и проведение научно-творческой конференции, фестиваля, конкурса, методической недели.

Преподаватели и студенты специальности «Музыкальное образование» занимаются проведением концертных программ, подготовкой ведущих, постановкой музыкальных номеров. Разработку программок, пригласительных открыток, составлением анимационного короткометражного фильма о проведении и результатах открытых мероприятий, выполнение зарисовок эскизов концертных номеров, открытие выставки работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства берут на себя студенты и преподаватели специальностей художественного цикла.

Итогом творческого сотрудничества является проведение круглого стола, где обсуждаются результаты, отмечается творческая активность преподавателей и студентов. Проведение данных совместных открытых мероприятий повышает у студентов мотивацию к обучению, а у преподавателей - к творчеству.

Создавать условия для творческого поиска и раскрытия духовного, профессионального потенциала - значит привести коллег и студентов к успехам, к самореализации. Для этого необходимо знать об их интересах, потребностях, способностях, возможностях. Конфликты в коллективе неизбежны, но при любом их проявлении необходимо вовремя распознать причину и как можно быстрее разрешить. Четкое распределение прав и обязанностей, соблюдение справедливости в получении благ, предоставление коллективу деловой информации снимает напряженную обстановку, и конфликт разрешается.

При общении необходимо выражать свое одобрение, отмечать каждый их успех, не бояться быть щедрым на похвалу. Итог любого педагогического труда должен быть позитивен, все участники трудового процесса отмечены и поощрены.

Сплоченный коллектив отличает единство во мнениях, взглядах, установках. В таком коллективе человек чувствует себя уютно и получает наибольшие возможности для развития своей личности. Лучший метод для развития коллектива является групповая дискуссия по важнейшим делам и стоящим перед ним задачам.

Демократический стиль общения говорит о высокой нравственной культуре, умелая организация работы, с учетом всех психологических нюансов, находит в коллективе не только любовь к творчеству, искусству, но и признание, уважение коллег и студентов.

Мы это поняли, узнали, придумали сами!

ПЦК дисциплин декоративно-прикладного искусства

и народных промыслов, ПЦК «Дизайн»

Семёнова Татьяна Валерьевна

Студенту-художнику, как и любому другому профессионалу своего дела, нужно уметь хорошо делать свою работу: удивлять, очаровывать, рассказывать истории в картинках – и в то же время не забывать об уровне графики, требованиях и сроках. Однако миф о том, что хорошие работы зависят от вдохновения, испортил жизнь уже не одному поколению студентов.

Чтобы быть успешными, творческим людям приходится соответствовать требованиям рынка: усиленно работать над собственным образом, участвовать в выставках, конкурсах. При этом всегда оставаться продуктивным и оригинальным, повышать не только количество, но и качество собственных работ. Никто из тех, кто стремится стать успешным и востребованным, не может себе позволить сидеть сложа руки в ожидании вдохновения.

Вспоминая собственный опыт, как рисовались некоторые мои работы «для себя», я мысленно давала себе время на раздумья, не ставила четких рамок, ждала озарения и рисовала только по зову сердца. Тем не менее, одни работы появлялись легко, просто и естественно, словно из ниоткуда, как будто ждали своего часа, а другие рождались со скрипом, подолгу лежали незаконченными и вызывали чувство жуткого недовольства собой. Но любопытно то, что самые лучшие и интересные работы появляются тогда, когда сроки горели, времени на вздохи и ожидания вдохновения нет, нужно действовать четко, слаженно, при этом не забывать об изюминке. Обучая студентов художественному проектированию, заметила, что есть категория студентов ответственных, исполнительных отличников, которые всё делают вовремя и оставляют время для раздумий, для выбора темы, для того, чтобы можно было, в случае чего, внести изменения в работу. В итоге, работы этих студентов выглядят посредственно и не впечатляют, а те студенты, которые делают работы в «аврале», зачастую применяя собственные графические техники и решают проектные задачи на гране фола - их работы смотрятся лучше.

Собственно, что мы понимаем под вдохновением? Божественное благословение, умение анализировать материал или что-то совсем другое? На мой взгляд, речь здесь идет не о материи очень тонкой, но далеко не хрупкой. Озарение – только часть того состояния, которое мы называем вдохновением, и потом, посмею утверждать, не самая важная. То, что подталкивает нас на создание интересной, необычной работы, можно потрогать руками. Я говорю о наших знаниях и опыте работы, о любопытстве и азарте, трудолюбии – умении творить постоянно, а не приступами – любви к рисованию ради рисования.

Для себя я сделала вывод, что если нет вдохновения, опускаются руки и не знаешь, что бы такого нарисовать (хотя работа казалась интересной), виной тому не временное отсутствие Музы у студента, а его скованность, страх пойти своим собственным путем, отличным от привычного. И это касается не только студентов, но наибольшей части населения нашей страны, в голове которых, сложилось огромное количество стереотипов, а для того, чтобы стать творческим человеком необходимо, в первую очередь, освободится от ограничений, навязываемых нам обществом, школой, окружением. Тот, кто выбирает одну и ту же дорогу, никогда не придет к новым горизонтам.

В своей практике как преподавателя приучаю студентов, в первую очередь, не боятся выбирать новые пути создания интересных работ, не дожидаться озарения или лучших дней, верить в свои силы и не пугаться кропотливой работы над собой.

Мы не пешки, у нас есть выбор!

ПЦК специальных и теоретических музыкальных дисциплин

Моисеенкова Марина Александровна

В течение многих десятилетий официальная идеология исходила из принципа приоритетности материальных ценностей перед духовными. О душе и духовности не было принято говорить откровенно. Воспитание было оторвано от исторически сформировавшихся и прошедших испытание временем народных традиций, обычаев и идеалов. Учебный процесс был ориентирован на формирование «нового» человека, характеризующегося единообразием материальных и духовных потребностей, определяемых государством.

Ни для кого не является секретом, что мы стали забывать культурные традиции предков, обычаи, песни нашего народа. Если старшее поколение ещё помнит праздники, которые отмечали всем селом, улицей, то у поколения второй половины XX века знания весьма скудны, а молодёжь XXI века, к сожалению, ничего о них не может рассказать.

Анализ теории и практики преподавания национального компонента в колледже показывает, что наблюдается недостаточное использование потенциала национального искусства в образовательных учреждениях области; ещё не сложилось целостного видения использования традиций народного художественного творчества в процессе воспитания. В связи с этим, в рамках регионального компонента для студентов специальности «Музыкальное образование» была разработана и внедрена дисциплина «Народное творчество Амурской области», которая призвана помочь развитию у студентов чувства патриотизма, любви к родному краю, сохранению и распространению традиций народной художественной культуры.

Начинаем курс, естественно, с истории родного края. И страшно становится, когда спрашиваешь у студентов: «Что ты можешь рассказать о своей малой Родине?», а в ответ слышишь: «А что о ней можно сказать? Ничего интересного, дыра дырой». Действительно, что может сказать о своём селе молодой человек, который с детства видит лишь разруху в хозяйстве, заросшие полынью поля, угробленную технику? И как загораются у студентов глаза, когда начинаешь рассказывать что-то интересное о разных уголках нашей области. Сначала они удивляются, порой не верят, а затем и сами подключаются к этой работе, идут в местные музеи, начинают общаться со своими родными бабушками и после рассказывают столько интересных историй, что наступает моя очередь удивляться. Оказывается, как много интересного рядом, стоит только попытаться заговорить об этом. У кого-то дед был казачьим есаулом, у кого-то до сих пор хранится шашка, которую бережно передают из поколения в поколение, а когда-то прятали в навозе от Советской власти. Чья-то бабушка была первой певуньей в селе и знала множество песен, которые привезли ещё с далёкой исторической Родины. В общем, сам процесс оказывается настолько интересным и увлекательным, что студенты удивляются: как же они раньше ничего этого не знали? И уже на полном серьёзе учат песни родного края, рассуждают о причинах многовариативности фольклора, стараются как можно больше узнать о народных праздниках, традициях. Оказывается, фольклор – это не просто «преданья старины глубокой», а история родного края во всех её проявлениях, не знать которую просто стыдно.

Отрадно, что мы стали вспоминать о своих корнях, не хотим быть Иванами-родства-не-помнящими, задумываемся о прошлом и будущем. Но как же много мы потеряли и уже вряд ли сможем восстановить!

Во все времена культурные и духовные традиции играли решающую роль в деле национального спасения. Они скрепляют связь времён, формируют культурные и нравственные ценности, способствуют воспитанию национального самосознания и чувства патриотизма, на которых извечно стояло и стоять будет Государство Российское!
«Печально я гляжу на наше поколенье!» -

В стихах великий Лермонтов сказал,

На грудь ложились бременем сомненья,

О гений русский, как ты угадал,

Когда виток истории увидел,

Который ныне стыдно вспоминать,

Ты в веке девятнадцатом предвидел,

Как в двадцать первом будем мы страдать.

Как будем восстанавливать по крохам

События, и даты, и людей,

И будем выглядеть порой убого,

Не зная самых главных мелочей.

Мы вспоминаем прадедов суровых,

Чтоб завязать порвавшуюся нить,

Чтоб не стыдиться поколений новых

И в их легендах оставаться жить.
У меня это получается, я понял, я умею!

ПЦК дисциплин изобразительного искусства и черчения

Калашникова Юлия Борисовна

Пока горят огни небес и бьёт родник в груди,

Пока есть силы и надежда есть, скорей открой глаза, иди!

Иди, не думая о прошлом,

Иди вперёд и скоро ты у цели будешь!

Всё невозможное возможно!

Посмотрите, как прекрасен этот мир! Небо в кружеве облаков, то голубое-голубое, то тёмно-грозовое. Яркое солнце и огромные загадочные звёзды. Пение птиц, звон капели, запах приближающейся весны. Мы видим и слышим любимых и друзей, мы разговариваем и улыбаемся им…

Давным-давно, учась ещё на первом курсе, впервые столкнулась с глухим, слабовидящим человеком. Он потерялся в городе. Водил своей палочкой вокруг себя, пытался пройти куда-то, но при этом натыкался на неизвестные препятствия. Люди, помогите!...

«Тот, чьи глаза не видят, ещё совсем не слеп, тот, чьи уши не слышат, ещё совсем не глух»…Я поняла это, когда пришла работать в колледж на специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Пройдя путь поиска наиболее творческой работы для себя, я до конца не понимала своего призвания, а здесь я ощутила себя нужной. Я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Мне нравится быть преподавателем. Мне нравится думать о своих студентах, сопереживать их успехам и неудачам, общаться, нести за них ответственность.

Обратила внимание на то, какие они разные, мои студенты: одни счастливые, активные, другие - замкнутые и адинамичные, живут не с нами, а где-то в другом мире. И каждый создаёт свой мир, своё понятие успеха и веры в будущее. И в этот мир стараюсь войти я, задавая себе тысячу вопросов, главный из которых: «Как помочь?» Прочитала множество книг, близко общалась с теми, кто не дрогнул под ударами судьбы, откровенно говорила с ними обо всём, и поняла, что моя главная задача, не только в том, чтобы дать знания. Следует научить их жить не в своём ограниченном мире, а здесь, среди нас, вместе с нами, стать полноценными членами общества.

Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял преподаватель, его личностное влияние на духовный мир студента всегда будет определяющим. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель как учителя - раскрыть талант каждого ученика и дать поверить в собственные силы.

Насколько повышается самооценка, если человек понимает, что приобретает самостоятельность, что он не просто лепит, пишет, рисует, а он сможет использовать полученные знания в реальной жизни. Это важный источник желания учиться - ощутить себя компетентным. Студент хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. «Всё невозможное возможно! Ты можешь ВСЁ!»

Слышала высказывания о том, что работать с ними сложно, они требуют повышенного внимания. А мне это нравится! Нравится их неравнодушие, стремление к знаниям.

Мне кажется, моя работа со студентами с ограниченными возможностями сродни лечению в медицине, когда ты можешь сделать так, чтобы люди поверили в себя и смогли стать специалистами высокого класса, обрели себя. И когда-нибудь сказали (пусть в душе, «про себя»): «У меня это получается, я понял, я умею».

Выпускники нашего колледжа работают мастерами-художниками (керамистами, резчиками, оформителями, мастерами в ювелирных мастерских), получают высшее образование.

Моя судьба. Быть может из-за них я

Здесь оказалась в этот час и миг.

Помочь подняться, научить их видеть

То, что не видят видящие их.

Главная моя цель - быть мастером своего дела, уметь настраиваться на внутренний мир студента, принимать его таким, какой он есть, предоставлять ему как можно больше возможностей для развития и обогащения личности, отдавать всё лучшее студентам, наслаждаться работой и постоянно совершенствоваться.

А закончить хочу словами замечательного человека - Ш.А. Амонанвили:

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
Мы это поняли, узнали, придумали сами

ПЦК дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла

Невинная Анна Владиславовна

На свете есть много разных профессий,

И в каждой есть прелесть своя,

Но нет благородней, добрей и чудесней.

Чем та, кем работаю я!

«В учебном процессе много движущих сил.

Самая могущественная – надежда на успех.

Убери ее – и усилия человека теряют смысл».

/А.С. Белкин/

Преподаватель – интеллигентная личность. Он всегда опрятен и элегантен. Он тактичен и доброжелателен. Он носитель прогрессивных взглядов. У него высоко развита критичность мышления, но он сдержан и уважает чужое мнение. Он систематически работает над собой, занимается самообразованием. Он способен к рефлексии и глубокому самоанализу. Ему свойственны культура и эстетический вкус. Он проявляет интерес ко всему новому, прогрессивному в науке, искусстве, политике. Задача преподавателя: расширить возможности студента в усвоении учебного материала, используя разнообразные педагогические технологии. Организация обучения строится исходя из принципа: «Вера, надежда, любовь – это три точки опоры преподавателя даже в самой безнадежной ситуации» и на трех «китах» учебной мотивации: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний – «Мы это поняли, узнали, придумали сами!», ощущение свободы выбора – «Мы не пешки, у нас есть выбор!» и ощущение успешности (компетентности) – « У меня это получается, я понял, я умею!» у студентов.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай сделать мне, и я пойму!

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность студентов. Они дают учащимся замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем и ощущать себя компетентным. Главный смысл моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся  ситуацию успеха. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие студента, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Жизнь требует от меня поиска методов и приёмов в работе, которые дают возможности для творческой деятельности. Хочется, чтобы учащиеся активно пытались сами найти ответы на вопросы, делали выводы, шли в библиотеку, пользовались интернет-ресурсами, а не ограничивались одним учебником. Чтобы урок не заканчивался со звонком, мысль студента должна быть в постоянном поиске.

Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери - человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставлял без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

Эти советы не потеряли актуальности. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.   Для того чтобы учиться, студент должен верить, что он может учиться. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому учащемуся. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Создать условия для студента и научить его мыслить можно благодаря использованию на занятиях методических приёмов, направленных на активную мыслительную и практическую деятельность, так как «активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала». Имея в запасе определённый набор приёмов, я не только могу активизировать деятельность учащихся на уроке, но и разнообразить его, менять виды деятельности учащихся на уроках, что делает урок более разнообразным и интересным. Повышение интереса к предмету – очень важная функция преподавателя. С этой целью я использую  в своей практике  нетрадиционные формы уроков математики. Я считаю, что повысить интерес к предмету можно,  используя соответствующие приёмы и  делать это нужно практически на каждом уроке. Моя задача уметь поддерживать интерес своих учащихся к математике и помочь им не потеряться в море информации. Формирование интереса к предмету начинается с грамотно организованного начала урока. Четкая постановка целей и задач урока – залог успешного усвоения темы. Урок должен начинаться с проблемы, которая впоследствии должна обязательно решиться. Причем, решиться она должна самими учащимися. Преподаватель должен лишь направлять учащихся по пути поиска истины, а выводы они должны делать сами. Причем, делать это нужно так, чтобы студенты думали, что ваша роль в их понимании ничтожно мала! В настоящее время известно много приёмов, которые можно применять на различных этапах урока. Демонстрационному эксперименту, а фронтальному – особенно, я отвожу главенствующую роль в  исследовательской деятельности учащихся. Ведь знания, добытые самостоятельно, прочнее всего усваиваются.

Начиная, начни с себя. Обучая других, помни, нет учения без интереса, пробуди интерес. Без учения нет ощущения успеха, дай каждому достичь успеха. Нет учения без воспитания, используй каждый фрагмент урока в целях нравственного воспитания. Нет учения без видения перспективы, объясни и докажи это.

             

Мы это поняли, узнали, придумали сами

ПЦК дисциплин декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Кушнарёва Светлана Анатольевна

Творческий процесс всегда интересен, когда он связан с познанием самого себя, ведь познавая себя, познаёшь мир. Процесс обучения – это всегда творчество души, особенно у людей творческой специальности. Поэтому студентов так захватывают уроки творчества, где они могут стать сами главными героями урока.

Народный орнамент формировался в течение большого промежутка времени. Его интересно рассматривать, изучать, пересказывать древний диахронный вид письма, который передаётся через эпохи в неизменном виде. Однако поняв смысл этого орнамента-текста, можно научиться вместе со студентами как будто заново говорить, только узорами… Сначала возникают первые осмысленные слова, затем словосочетания, предложения, целые тексты… Такие зашифрованные послания оживают, создавая перед глазами целые картины, а внешне они представляют орнаментальные композиции.

Студенты начинают понимать, что они могут выразить свой внутренний мир через эти слова-символы, которые представляют собой просто геометрические знаки, изображения растений, животных или людей. Все они что-то символизируют, порой у разных народов символический язык совсем разный. Этот процесс захватывает.

Смысловой текст читается и в цветовых сочетаниях, цифрах и буквах, которые присутствуют в каждом орнаменте. Любая линия, форма не просто говорит с нами, она объясняет законы Вселенной. Это научные знания, которые пока не открыты. Но душа-то знает. Так рождается урок «орнамент моей души», на котором студент понимает, что обозначает каждая изображённая им линия, цвет, цифра. Иногда он просто догадывается или просит помощи подсказать других. Всем интересно понять этого нового человека, который раскрывается перед всеми в новом свете, наверное, космическом.

Урок… значит у рока, у судьбы учиться. Каждый должен понять, как учиться хорошей жизни на основе знаний, которые не являются мёртвыми. Живой урок, прежде всего, рассказывает о нас самих: прекрасных, цветущих, восхитительных. Материал урока - это лишь средство познания. Главная цель познать в себе свет, причастность к более Высшему, Мудрому.

Изучаем орнамент, значит, должны понять, какой будет орнамент души каждого человека, какие жизненные задачи в нём отражены, для чего данный человек пришёл на землю. Поняв свою самоценность, познав в себе вечное, мудрое и прекрасное, человек уже не будет вредить себе и другим, не будет завидовать, разрушать себя. Это и есть главные уроки жизни. Только тогда мы можем сказать: «Мы это поняли, узнали, придумали сами…»

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

У меня это получается, я понял, я умею! iconМетодическая разработка урока. Учитель ссш №11 Полиновская Л. П....
Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем. «Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У...
У меня это получается, я понял, я умею! iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но то-ли потому, что нет писательского таланта, то-ли от того, что сестёр у меня нет, но кратко у меня получается редко. Это я к...
У меня это получается, я понял, я умею! iconПривет всем! Меня зовут Максим, можно просто Макс. Мне всего 16 лет...
Оловянная принцесса", и " Граф Карлштайн ". Cоветую вам прочитать эти книги, я понял, что и сам могу создать шедевр. Я написал книгу...
У меня это получается, я понял, я умею! iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь! ( По рассказам В. П. Пугачёвой «Прости меня, мама! и Е. Б. Ауэрбах «Я...
У меня это получается, я понял, я умею! icon«Тепловые двигатели. Идеальная тепловая машина. Цикл Карно»
Прочитай §84 разделы: вступление, принципы действия тепловых двигателей, роль холодильника. Работая с текстом, на полях карандашом...
У меня это получается, я понял, я умею! iconСложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Проблема – это то, чего я не знаю или не умею делать, на что я не могу дать однозначный ответ, но при определенных условиях узнаю,...
У меня это получается, я понял, я умею! iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведь он говорит только по-голландски. И если вы не разрешите мне выступить в защиту ваших интересов, он не догадается, что вам угодно...
У меня это получается, я понял, я умею! iconКогда я слышу слово «учитель», оно не звучит для меня отвлечённо....

У меня это получается, я понял, я умею! iconНашёл на просторах интернета такую публицистику. Понял, что она будет...
Обычный человек, с семьей, машиной и средней доходности работой, считает, что реальный мир это все, что его окружает. Это
У меня это получается, я понял, я умею! iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он...
У меня это получается, я понял, я умею! icon[Это танго. Только танго] /слова популярного танго, автор неизвестен
Миэте, был «открытый урок» школы бальных танцев. Я зашел – просто посмотреть. Это так врач-дантист успокаивает ребенка: сегодня ничего...
У меня это получается, я понял, я умею! iconЗдравствуйте. Меня зовут Саша. Мне 17 лет. Как и у многих детей,...
Работа с классом, проверка ответов на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл
У меня это получается, я понял, я умею! iconО материально-техническом обеспечении образовательной
Шеринг. Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с обмена представлениями о методе песочной терапии с шеринга: «Что такое для...
У меня это получается, я понял, я умею! icon482. Amina (03. 03. 2014 22: 11) e-mail
В прошлом году я была у нумеролога,на мой вопрос: стоит ли мне заниматься гаданием?она ответила: что нет,так как у меня есть сын...
У меня это получается, я понял, я умею! iconБелякова Надежда Александровна
Нет, не в том смысле, что бессовестно врала всем вокруг, а действительно сочиняла. Из-за этого до самой школы я отлынивала от попыток...
У меня это получается, я понял, я умею! iconМой любимый литературный герой
Оказалось, что это очень интересная и весёлая книга. Персонажи «Денискиных рассказов» для меня стали по-настоящему близкими и воспринимаются...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск