Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1»





Скачать 129.3 Kb.
НазваниеВыпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1»
Дата публикации28.05.2015
Размер129.3 Kb.
ТипВыпускная работа
100-bal.ru > Информатика > Выпускная работа


Чувашский республиканский институт образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ
Выпускная работа

Исполнитель:

учитель химии

МОУ «Гимназия №1» г.Чебоксары»

Кузьмина Светлана Ниловна
Руководитель:

Николаева Марина Валерьяновна,

Методист кафедры ЕНД ЧРИО


Чебоксары 2010
СОДЕРЖАНИЕ


  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-4

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ… 5-9

1.1. ИКТ КАК СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ………………………………... 5-6

1.2. ИКТ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ……………………….. 6-7

1.3. ИКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ….. 7

1.4. ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ……………………………………… 7-8

1.5. ИКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ… 8-9

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 9-10

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………11

V. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………12-14


ВВЕДЕНИЕ
Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться  быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Т.е. меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Но стоит помнить о том, что дети успешнее и охотнее познают и усваивают то, что им интересно. Следовательно, у учащихся должна возникнуть потребность в информации или определенной деятельности. И за примерами далеко ходить не надо. Одними из наиболее привлекательных источников информации для учащихся становятся компьютер и Интернет. Помимо этого использование компьютера делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым. Таким образом, становится очевидным, что использование ИКТ в учебном процессе – не дань моде, а осознанная необходимость.

Одним из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), является совмещение компьютерных технологий с традиционными формами и методами. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении положения учителя в системе: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – координирующей. На уроке используются современные электронные учебники, виртуальные химические лаборатории, Интернет, новые  средства обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано.

В данной работе ставится задача рассмотреть теоретические и практические аспекты возможности использования ИКТ на уроках химии с точки зрения практикующего учителя, основанные на пяти уровнях профессионализма педагога (по И.А.Липскому). Приводятся ссылки на учебные материалы и сайты Интернет, которые могут быть использованы учителями при подготовке к урокам и с целью создания своего банка информации по предмету, а также прилагаются фрагменты уроков с использованием ИКТ.

1. Возможности использования ИКТ на уроках химии.
Далее давайте рассмотрим возможности использования ИКТ на уроках химии:

  1. ИКТ как средство наглядности (презентации, демонстрации т.п.)

  2. ИКТ как дидактический инструмент: средство контроля (среды тестирования); средство организации фронтальной работы (например, ресурсы интерактивных досок)

  3. ИКТ как инструмент образовательной технологии: включение ИКТ в проектную, исследовательскую, поисковую, проблемную деятельность

  4. ИКТ как средство развития: формирование индивидуальной образовательной траектории, личностного образовательного пространства

  5. ИКТ как инструмент единой образовательной среды: сетевые группы как технология обучения.




    1. ИКТ как средство наглядности.


1.1.1. Презентации.
Возможны несколько вариантов использования презентаций во время урока.

  1. Канва урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point.

  2. Презентация, используемая в начале урока, для побуждения познавательного интереса учащихся к теме учебного материала.

  3. Презентация в конце урока как обобщение и закрепление изученного.


Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами.

Для своих уроков, как, полагаю, и большинство творчески работающих учителей, составляю презентации сама. Как, например, презентации по темам: «Строение и электронные конфигурации атомов», «Типы химической связи», «Электролитическая диссоциация», «Щелочные и щелочноземельные металлы» и др.
1.1.2. Демонстрации.
Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического аппарата, строение молекул и атомов, механизмы химических реакций и т.д.
В своей работе использую видеофрагменты, найденные в сети Интернет, на образовательных порталах и материалы электронных пособий, таких как: Образовательная коллекция 1С, Виртуальная школа КиМ, Мультимедийное учебное пособие ЗАО «Новый диск» и др.


    1. ИКТ как дидактический инструмент

1.2.1. Средство контроля.

Использование тестовых программ, самостоятельно составленных учителем (например, в программе «Конструктор тестов»), или тестов, предлагаемых в электронных учебниках: «Электронные уроки и тесты. Химия в школе», «Виртуальная школа КиМ «Репетитор по химии Кирилла и Мефодия», позволяет учащимся проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером. Также возможно ведение электронного журнала (например, в «КМ-школа»).
1.2.2. Средство организации фронтальной работы.
При наличии интерактивной доски в школе можно воспользоваться методическими материалами, расположенными на сайтах сетевых сообществ творчески работающих учителей химии. Копилка презентаций и материалов для фронтальной работы с учащимися на интерактивной доске постепенно пополняется. В частности материал можно найти на сайтах: http://www.it-n.ru, http://chimia24.ucoz.ru
1.3. ИКТ как инструмент образовательной технологии.

В настоящее время сложно представить себе оформление проектных и исследовательских работ учащихся без использования графических редакторов, табличных процессоров, мультимедиа программ и др. - для расчётов, составления динамических и статических моделей, повышения наглядности представленных результатов и презентабельности работы.

    1. ИКТ как средство развития.

Это самостоятельная работа учащихся с использованием готового электронного учебника, виртуальных экскурсий, виртуальных лабораторий (CD «Виртуальная лаборатория») и др., что позволяет формировать индивидуальную образовательную траекторию, личностное образовательное пространство каждого ученика. Учащиеся при этом вовлекаются в процесс самообучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. При использовании интерактивных обучающих программ, вовлекающих учащихся в активные действия в процессе изучения нового материала, значительно увеличивается доля усвоенного материала (впрочем, как и при использовании любых других интерактивных методов обучения).

На своих уроках использую электронные учебники:

  • Виртуальная школа КиМ «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 10 – 11 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», 2005 г.

  • Виртуальная школа КиМ «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 8 -9 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», 2005 г.

  • Мультимедийное учебное пособие «Химия 9 класс», ЗАО «Просвещение – Медиа», ЗАО «Новый диск», 2005г

  • Образовательная коллекция 1С: «Химия базовый курс 8 – 9 классы», 2007

и другие.

    1. ИКТ как инструмент единой образовательной среды.

При наличии хорошей материальной базы для подготовки к урокам химии, а также и на самих уроках можно использовать Интернет. Сейчас все больше учеников привлекают Всемирную паутину для нахождения информации при подготовке к урокам, написании докладов и рефератов на химические темы. Появляется возможность поучаствовать в дистанционной дискуссии, дистанционных олимпиадах. Создаются сетевые группы. Развивается дистанционное обучение. К сожалению, поскольку потенциал сети в настоящий момент сложно рассматривать как благоприятную образовательную среду (лишь часть информации является научной, достоверной, созданной образовательными сообществами), необходима направляющая и координирующая работа учителя. Разумеется, сам учитель должен ориентироваться в сайтах.

Вот некоторые из сайтов, которые сама использую в работе и могу порекомендовать:

  •  http://www.xumuk.ru    На данном сайте имеется быстрая навигация по химической энциклопедии, фармацевтическому, биохимическому справочникам. Справочный материал по термодинамическим величинам, редактор химических формул, динамическая модель электронного строения атомов. А также материал по экологии, биохимии, по неорганической (Б.В.Некрасов), органической (А.Е.Чичибабин), коллоидной (В.А. Волков) химии.

  • www.college.ru/chemistry   Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, биохимия, ядерная химия, химия окружающей среды); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения.

  • http://www.alhimikov.net  Здесь вы можете прочитать информацию об элементах, узнать кто открыл тот или иной химический элемент, найти рефераты, посмотреть справочные материалы, познакомиться с биографиями великих ученых-химиков и всех нобелевских лауреатов по химии. Есть страничка занимательных опытов. И информация для сдающих ЕГЭ.

  • http://www.alhimik.ru  Содержит информацию для школьников, студентов-химиков, учителей химии и химиков-любителей. Справочник, практикум, задачник, новости, веселая химия, консультации и советы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе представленной работы был проведён анализ и возможности использования ИКТ на уроках химии. Использование ИКТ позволяет насытить короткий промежуток времени урока достаточно большим объёмом информации (презентации), показать процессы микромира (демонстрации), провести электронное или on-line тестирование учащихся, позволяет создать личностное информационное пространство ученика и заинтересовать ребят в использовании единого образовательного пространства для получения дополнительной информации по предмету.

Ну и говоря об использовании ИКТ на уроках химии, не могу обойти вниманием такой момент, какие возможности даёт педагогу использование ИКТ в работе. Здесь, как мне кажется, можно выделить такие аспекты:

    1. Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.

    2. Освоение и использование новых технических средств обучения, программных продуктов.

    3. Создание собственных уроков с применением ИКТ.

    4. Участие в работе сетевых сообществ, профессиональных и творческих конкурсах.

    5. Дистанционное обучение.

В век информатизации, когда ученики порою владеют компьютером лучше учителя, негоже учителю занимать позицию: «А мне и по старинке хорошо». Да, перестраиваться тяжело. Может, стоит начать с того, что позволит облегчить нашу работу: использование компьютера сэкономит время при систематизации дидактического материала, при оформлении документации, при составлении индивидуальных заданий и позволит сделать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. А, зайдя в Интернет, ознакомившись с работой коллег, захочется сделать что-то своё, и чтобы было не хуже. Да, чтобы подготовить один только урок с использованием презентаций, электронных тестов, флэш-анимации, придётся не один час потратить. Но какое удовольствие получаешь от урока, когда ученики с удовольствием работают и тебе захочется создать ещё один нестандартный урок и ещё один…

Какие требования предъявляются к учителям современной школы? Сегодня учителю недостаточно владеть учебным материалом и классическими приёмами обучения. Меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. А мы, учителя, должны научиться позволить им это сделать, научиться направлять, сопровождать учащихся. Только тогда наш ученик будет успешным. И, разумеется, не единственным, но очень важным на этом пути является использование в практике учителя ИКТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алейникова И.И., Савенков А.А., СШ №23 «Использование компьютерных технологий на уроках химии», http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science


  2. Кочегарова Л.В. «Критерии эффективности использования ИКТ в образовательном процессе», Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров, г. Южно-Сахалинск, 2009

  3. Лаврентьева Ирина Владимировна «Притягательность ИКТ в профессиональной деятельности педагога», Интернет и образование, Октябрь, Том 2009, № 13

  4. Леташкова Екатерина Владимировна «Использование информационных технологий на уроках химии», http://festival.1september.ru



ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентации. При подготовке презентаций использую материал различных источников. Цель: чтобы материал был представлен наиболее разнопланово, доступно и наглядно. Так, в теме «Периодическая система. Строение атомов» при изучении общей химии в 11 классе использую презентацию, в которой компоную: анимационные видеофрагменты с диска «Химия 8» Просвещение, позволяющие наглядно показать строение отдельных атомов (Рис.2,3). Порядок заполнения электронами энергетических уровней и подуровней разбираю, используя свою анимацию (Рис.4). α, β, γ –распад поясняю на примере видеофрагментов, взятых с CD диска издательства Просвещение (Рис.5). И это всё не статические картинки, это анимация, видео,- что без презентации приходится объяснять «на пальцах».


Рис.1 Рис.2


Рис.3 Рис.4


Рис.5

Демонстрации. Опасные с точки зрения ТБ опыты или опыты требующие каких-то особых реактивов, которых нет в школьной лаборатории, разумнее показывать в записи. Например, взаимодействие азотной кислоты со скипидаром (Рис.6) или взрыв красного фосфора и бертолетовой соли (Рис.7) с диска «Химия для всех,1С».



Рис.6 Рис.7
Оформление проектных работ учащихся. Оформление проектных и исследовательских работ учащихся выигрывает, если результаты работы оформлены надлежащим образом, с использованием возможностей графических редакторов, программ для работы с таблицами (Рис.8,9: проектная работа учащихся «Нефть – химическое сырьё или топливо?»).


Рис.8 Рис.9
Виртуальные экскурсии. Поскольку не всегда есть возможность сходить на те или иные химические предприятия на экскурсии, то и здесь на помощь может прийти видеозапись или найденная в сети Интернет, или с диска электронного учебника (Рис.10 производство чугуна, Рис.11- очистные сооружения).
Рис.10 Рис.11

Сайты в помощь учителю химии. Ну и, конечно же, сайты, содержащие необходимый для учителя материал. Выше в своей работе я уже дала ссылку на некоторые сайты, которые может использовать как учитель, так и ученик. Добавлю ещё несколько ссылок полезных для учителя:

  • http://him.1september.ru/ Сайт газеты "1 сентября". Будет полезен учителям химии.  Содержит электронную версию газеты "Химия" и сайт "Я иду на урок химии".

  •  http://www.chem.msu.ru/rus/ Сайт химического факультета МГУ.

  • http://collection.edu.yar.ru/ Сайт Ярославского центра телекоммуникаций и информационных систем. Содержит коллекцию ЦОР по различным школьным дисциплинам, в том числе и по химии. Кроме того ежегодного на данном сайте публикуются задания Интернет проекта по химии.

  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com Творческое объединение учителей химии в российской Сети творческих учителей. Имеются форум учителей, методическая копилка. Можно принять участие в работе творческих групп, опубликовать свои наработки, принять участие в проводимых конкурсах.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconСценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В....
Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconКонспект урока по литературному чтению во 2 классе Автор: Андриянова...
Автор: Андриянова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, Московская обл., г. Клин, моу гимназия №15
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconМбоу одинцовская гимназия №13 брейн – ринг «Науки чудес и превращений»...
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconПрянин Александр Кимович учитель химии моу «Гимназия №8» г. Энгельса,...
В современной России, где происходят глубокие изменения во всех сферах жизнеде­ятельности, сформировался социальный запрос, связанный...
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconПубличный отчет моу "гимназия №5" за 2008-2009 учебный год г. Тырныауз
Публичный доклад моу «Гимназия №5» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconУчебного занятия
Программу разработала: учитель биологии 1 квалификационной категории моу «гимназия №31»
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского...
Алексеева С. А., учитель начальных классов моу гимназия №3 городского округа город Шарья
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconДоклад директора моу гимназия №86
Моу гимназия №86 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа реализует свою деятельность на основе Устава школы, в соответствии...
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconОбучающихся по направлению 222000 Инноватика Выпускная работа бакалавра....
Выпускная работа бакалавра. Требования к содержанию, оформлению и защите. Учебное пособие. Составители: Т. А. Итс, А. В. Мандрик,...
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconМодель организации образовательно-развивающего пространства «ноосфера»...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №117 (моу гимназия №117), г. Ростов-на-Дону
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconАнализ мероприятий, проведенных в рамках «Недели химии» в моу сош...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24»
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconЧленам научного общества учащихся гимназии Рекомендации, пожелания...
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconПерми Педагогический аудит. Эффективный педагог Материалы проектной...
Эффективный педагог: Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения моу «Гимназия №5» г. Перми; Департамент...
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconО, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век?
Дерень Наталья Константиновна, учитель английского языка и истории, моу “Гимназия №30 им. Музалева Д. Н.”
Выпускная работа Исполнитель: учитель химии моу «Гимназия №1» iconРекомендации по оцениванию ответов
Пешина Лариса Борисовна, учитель немецкого языка высшей категории моу гимназия г. Нытва, классный руководитель 9 «а» класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск