Скачать 259.84 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Сущность, цель и задачи профориентации школьников В настоящее время сложилось понимание профессиональной ориентации как научно-практической системы подготовки молодежи к свободному и осознанному выбору профессии. Профориентация призвана способствовать осуществлению предусмотренного Конституцией РФ права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда. Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению. Этот процесс схематично можно представить так: Процесс выбора профессииСистема профориентации включает в себя следующие элементы: профессиональное просвещение (профинформация, профпропаганда, профагитация); предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консультация, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств. Система профориентации функционирует в деятельности школы, семьи, производственных коллективов, общественных организаций, профессиональных учебных заведений, учреждений культуры, средств массовой информации и объединений по интересам. Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации Школа в системе профориентации учащихсяСемьяМУК, ПЛ и ПУ, СУЗ, ВУЗ Трудовые коллективы и общественные организации Школа Учреждения культуры, средства массовой информации, объединения по интересам Общей целью профориентации школьников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в кадрах. Общими задачами профориентации школьников являются следующие:
Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи. Этапы профессиональной ориентации школьников
Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания общей средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии. В профориентационной работе со школьниками используются три группы форм и методов:
Организация и планирование профориентационной работы в школе Профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе. Профессиональная ориентация учащихся осуществляется в процессе изучения основ наук, трудового и профессионального обучения, занятий по профориентационным курсам, участия в общественно полезном труде, кружках технического творчества, клубах и объединениях по интересам, проведения профориентационных мероприятий и индивидуальных консультаций. Эффективность профориентационной работы во многом зависит от ее четкой организации. Схематично организацию профориентационной работы в школе можно представить следующим образом: Организация профориентационной работы в школеУспешное решение задач профессиональной ориентации школьников в значительной степени зависит от четкого планирования этой работы. Составление плана — дело творческое. Процесс планирования в целом состоит из двух этапов:
Конкретное содержание профориентационной работы зависит от местных условий и возможностей. Приведем лишь общие рекомендации по планированию профориентационной работы со школьниками.
1. Создать совет по профориентации, утвердить план его работы.
4. Организовать конкурс на лучшую постановку профориентационной работы в средних и старших классах. 5. Организовать выпуски радиопередач и стенной печати по вопросам профориентации. 6. Провести подписку на журнал «Школа и производство», постоянно пополнять фонд литературы по профориентации. 7. Организовать лекторий для учителей «Теория и методика профориентации учащихся». 8. Организовать лекторий для родителей «Роль родителей в подготовке детей к выбору профессии». 9. Организовать контроль за деятельностью учителей-предметников, классных руководителей, методических объединений, библиотеки, школьного врача по профориентации учащихся. 10. Оказывать методическую помощь учителям, школьному самоуправлению, родительскому комитету в проведении профориентационной работы. 11. Укреплять учебно-материальную базу профориентационного процесса (оборудование стендов, приобретение компьютеров, компьютерных и бланковых профдиагностик, разработка дидактических материалов по профориентационным курсам). 12. Организовать проведение совместных профориентационных мероприятий с предприятиями, профессиональными учебными заведениями (классные часы, диспуты, тематические вечера, экскурсии, выставки технического творчества и др.). 13. Предусмотреть в планах работы методических объединений ознакомление учителей с потребностями региона в кадрах, планами приема в профессиональные учебные заведения, а также рассмотрение вопросов методики проведения профориентационной работы и обмен опытом ее проведения. 14. Составить график проведения групповых и индивидуальных профконсультаций и организовать его реализацию. 15. Изучать эффективность профориентационной работы. 16. Анализировать итоги работы по профориентации школьников и намечать меры по ее совершенствованию. II. Работа с учащимися Формы ознакомительной профориентационной работы:
Формы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профессии:
Методы изучения личности школьника в целях профориентации: беседы, наблюдения, анкетирование, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, тестирование, аппаратурное исследование, педагогический эксперимент. Профориентационная работа должна осуществляться дифференцированно в зависимости от уровня сформированности профессионального самоопределения. В работе с учащимися, которые предварительного выбора профессии еще не сделали, основное внимание надо уделить профпросвещению, ознакомлению с миром профессий и их классификацией. Ведущим содержанием работы с учащимися, которые профессию выбрали неосознанно, случайно, будет выступать профконсультация, предварительная профессиональная диагностика. Учащимся, которые будущую профессию выбрали осознанно, надо оказывать помощь в первоначальной профессиональной подготовке. Положение о кабинете профориентации в образовательных учреждениях 1. Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности школьного кабинета профориентации.
3. Основными направлениями деятельности кабинета являются:
4. Кабинет профориентации является рабочим органом совета профориентации. 5. Кабинет профориентации работает в тесном взаимодействии с Городским кабинетом профориентации Центра образования «Старт» 6. Заведование кабинетом профориентации возлагается директором школы на одного из педагогических работников школы. 7. Заведующий кабинетом знакомится с планами профориентационной работы классных руководителей, учителей-предметников, руководителей методических объединений, руководителей кружков и секций, школьной библиотеки. При необходимости корректирует эти планы; посещает уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия кружков и факультативов с целью выявления опыта профориентационной работы; принимает участие в обсуждении вопросов профориентации на заседаниях педагогических советов, методических объединений учителей и классных руководителей. Заведующий кабинетом - является секретарем совета профориентации; оказывает помощь в составлении плана профориентационной работы классным руководителям, зав. библиотекой; он контактирует с медицинскими работниками, особенно при необходимости переориентации учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, контролирует проведение медицинских профконсультаций. Заведующий кабинетом создает фонд профессиограмм, помогает учителям-предметникам в проведении профориентационной работы на уроке. Он оказывает методическую помощь учителям начальных классов по вопросам профориентации, участвует в координации профориентационной работы школы, предприятии, УПК, профессиональных учебных заведений, учреждений культуры. Составляет графики индивидуальных и групповых профконсультаций; помогает в оформлении оборудования кабинета, в оснащении его ТСО и дидактическими материалами, ведет учет материальных ценностей кабинета, осуществляет их списание в установленном порядке; анализирует эффективность профориентационной работы, вносит предложения по ее совершенствованию. 8. Деятельность кабинета включается в общешкольный план профориентации, а заведующий кабинетом составляет, в свою очередь, планы работы кабинета на учебный год, четверть и сетевой план на месяц. Примерный план работы кабинета профориентации на учебный год
Оформление кабинета 1-й раздел «Выбор профессии — сложная и ответственная задача» Условия оптимального выбора профессии Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества Зона совпадения возможностей личности с потребностями общества Зона оптимального выбора профессии Основные правила выбора профессии1. Изучи как можно больше профессий (читай литературу о профессиях, встречайся с представителями различных профессий, изучи профессиограммы профессий, соверши экскурсии на производство и т. д.). 2. Изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности, состояние здоровья, особенности психики и т. п.). 3. Выбери для себя профессию, изучи ее подробно, посоветуйся с учителями, врачами, родителями, специалистами, получи консультацию в кабинете профориентации. 4. Найди возможность практически попробовать свои силы в избранной профессии (выполнение трудовых операций по профессии, участие в работе профессиональных кружков, клубов, объединений и т. п.). 5. Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор. Выбрал профессию — будь настойчив в достижении цели! Система профессиональной ориентации молодежи 2-й раздел. В мире профессий Профессия — вид трудовой деятельности, занятий, требующий от человека определенной подготовки и соответствующих знаний, умений и навыков. Профессии делятся на ряд родственных специальностей: врач — хирург, терапевт, окулист и т. д, Отраслевая структура хозяйства
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Конкретная профессия ГРУППЫ ПРОФЕССИИБ — труд в бытовых условиях (бухгалтер, учитель и др.) О — труд на открытом воздухе (строитель, полевод и др.) Н — труд в необычных условиях (шахтер, водолаз и др.) М — труд с повышенной моральной ответственностью (врач, инспектор милиции и др.) ОТДЕЛЫ ПРОФЕССИИ Р — ручной труд (слесарь, столяр и др.) М — профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, тракторист и др.) Д — профессии, связанные с использованием автоматов (оператор, аппаратчик и др.) Ф — профессии, связанные с использованием функциональных средств человека (актер, акробат и др.) КЛАССЫ ПРОФЕССИИ Г — гностические (контролер, сортировщик) П — преобразующие (фрезеровщик, резчик по камню и др.) И — изыскательные (раскройщик, разметчик и др.) ТИПЫ ПРОФЕССИИ П — «человек—природа» (агроном, ветврач и др.) Т — «человек—техника» (крановщик, машинист электровоза и др.) Ч — «человек—человек» (парикмахер, продавец и др.) 3 — «человек—знаковые системы» (телеграфист, программист и др. Х —«человек—художественный: образ» (писатель, художник и др.) 3-й раздел. Профессии нужные городу В этом разделе приводятся сведения о конкурентоспособных и перспективных профессиях, о предприятиях, имеющих вакансии, выпускаемой предприятием продукции и т.д. 4-й раздел. Куда пойти учиться? Пути получения профессииПосле неполной средней школы После средней школы Здесь же приводятся сведения о профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях и вузах края по следующей форме:
5-й раздел. Что читать о выборе профессии Список литературы для учащихся: В этом же разделе следует помещать новинки литературы о выборе профессии. Примерный перечень профориентационных материалов кабинета 1 а) Информационный материал: справочники для поступающих в профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения; профессиограммы (характеристики) интересующих учащихся профессий; сведения о потребностях в кадрах предприятий города, района; графики индивидуальных и групповых профконсультаций; сведения о трудоустройстве выпускников школы и реализации ими своих профессиональных намерений; информация о мероприятиях и услугах Городского кабинета профориентации Центра «Старт» ящик для вопросов «спрашивайте — отвечаем». б) Методический материал: - документы правительства по профориентации; - формы и методы профориентации в учебном процессе; - формы и методы профориентационной работы во внеучебное время; - формы и методы совместной профориентационной работы школ, предприятий и профессиональных учебных заведений; - методики профориентационной работа с родителями; - профориентационная работа классного руководителя: возможности и опыт; - тематика семинарских занятий педагогического коллектива по повышению методического уровня профориентационной работы; - разработки профориентационных уроков, образцы планов-конспектов уроков учителей-предметников с использованием профориентационного материала; - опыт профориентационной работы; - методические рекомендации по профориентации учащихся; - литература, дидактические материалы по профориентационным курсам; - методики изучения школьников в целях профориентации; - профориентационные характеристики школьников; - альбомы, рефераты, сочинения учащихся на темы: «Профессии наших родителей», «Дороги, которые мы выбираем», «Моя будущая профессия»; - карта способностей, таблица противопоказаний, «Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков»; - список фильмов по профориентации и краткая аннотация к ним; - подшивка журналов «Школа и производство» - литература для учителей и учащихся тематическая картотека к ней. Примерный перечень документации кабинета
Изучение эффективности профориентационной работыИсходя из общей цели профориентации, следует считать, что одним из основных показателей эффективности профориентационной работы со школьниками является уровень сформированности учащимися профессионального самоопределения. Показатели этого уровня следующие: I—IV классы 1. Потребность в учебном и общественно полезном труде. 2. Первоначальное представление о наиболее доступных профессиях. 3. Наличие доступных элементов труда, по разным профессиям. 4. Первоначальный интерес к профессиональной деятельности. V—VII классы 1. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии. 2. Выраженность профессионального интереса. 3. Стремление к самообразованию и самовоспитанию.
VIII—IX классы 1. Знание отраслей экономики. 2: Знание многообразия профессий и способов их классификации. 3. Знание потребностей региона в кадрах. 4. Знание основ правильного выбора профессии. 5. Знание своих профессиональных возможностей и состояния здоровья. 6. Знание формулы предпочитаемой профессии. 7. Наличие обоснованного профессионального намерения и пути получения среднего образования. 8. Знание содержания, условий труда по избираемой профессии и требований, предъявляемых ею к человеку. 9. Сформированность качеств, необходимых для овладения избираемой профессией и адекватной самооценки этих качеств. 10. Согласованность выбора профессии с родителями. Х—XI классы
Каждый из четырех показателей сформированности профессионального самоопределения для этой возрастной группы оценивается по пятибалльной системе. Минимально возможное количество баллов будет равно 4, максимально возможное — 20. Разделив границу между ними на три частя, мы определим шаг (15:3=5) и границы низкого, среднего и высокого уровней: 4—9 — низкий, 10—15 — средний, 16—20 — высокий. Определив таким же образом границы уровней сформированности профессионального самоопределения по другим возрастным группам, мы получим следующую таблицу; Таблица для определения уровней сформированности профессионального самоопределения у учащихся (в баллах)
В соответствии с этой таблицей на каждый класс заполняется ведомость по следующей форме: (на примере учащихся I—IV классов). Ведомость изучения уровней сформированности профессионального самоопределения Школа ——————— Класс________ Дата———.———
Объективными показателями эффективности профориентации школьников являются: реализация выпускниками школ своих профессиональных намерений; выбор выпускниками школ профессий, нужных в данном регионе; производственная и общественная активность выпускников школ. |
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» Целевая программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся моу «Харпская сош» на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана... | Программа Спартакиады «Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,... | ||
Учебной работы: тематический классный час для учащихся 2 класса Задачи: Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности | Модели социальных сетей и нечеткие методы профориентации персонала... Специальность 05. 13. 06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность) | ||
Классный час "Моя семья мое богатство" Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательные цели: а воспитание нравственности, трудолюбия, культуры общения в коллективной деятельности; б развивать у учащихся... | ||
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное... Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения | Реферат Разработаны научно-информационные материалы по развитию единой... Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «мгтуга средние школы сао г. Москвы», направленного на повышение... | ||
Александр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008 Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического... | Александр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008 Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического... | ||
Публичный доклад директора моу сош с. Троицкое за 2008-2009 учебный год Школа должна сильнее взаимодействовать с семьей, а семья участвовать в системе школьного управления. Главным приоритетом в концепции... | Урок разработан для учащихся 7 класса. Тема урока: Семья- ячейка общества Обратимся к словам Виктора Кротова: Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений... | ||
Внеклассное мероприятие учащихся 8-х классов на районном семинаре... Татевосова М. И., учитель истории и обществознания высшей категории моу «сош №32»,уполномоченный по защите прав участников образовательного... | Семья, семейные ценности Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;... | ||
Гбоу ао «Специальная Соломбальская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Организация работы по профориентации и профадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья | Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Методическое пособие Алт. Краев. Центр проф ориентации молодежи... |