Школа в системе профориентации учащихся Семья





Скачать 259.84 Kb.
НазваниеШкола в системе профориентации учащихся Семья
Дата публикации17.04.2015
Размер259.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность, цель и задачи профориентации школьников
В настоящее время сложилось понимание профессио­нальной ориентации как научно-практической системы подготовки молодежи к свободному и осознанному вы­бору профессии.

Профориентация призвана способствовать осуществ­лению предусмотренного Конституцией РФ права граждан на выбор профессии, рода занятий и ра­боты в соответствии с призванием, способностями, про­фессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.

Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельно­сти личности по профессиональному самоопределению. Этот процесс схематично можно представить так:

Процесс выбора профессии






Система профориентации включает в себя следу­ющие элементы: профессиональное просвещение (профинформация, профпропаганда, профагитация); предва­рительная профессиональная диагностика, направлен­ная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консульта­ция, которая нацелена на оказание индивидуальной по­мощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятно­стью смогут успешно освоить данную профессию; соци­ально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществ­ляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ста­вит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств.

Система профориентации функционирует в деятель­ности школы, семьи, производственных коллективов, об­щественных организаций, профессиональных учебных заведений, учреждений культуры, средств массовой ин­формации и объединений по интересам.

Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и коорди­нирует деятельность других звеньев системы профори­ентации

Школа в системе профориентации учащихся



Семья





МУК, ПЛ и ПУ, СУЗ, ВУЗ

Трудовые коллективы и общественные организации

Школа







Учреждения культуры, средства массовой информации, объединения по интересам



Общей целью профориентации школьников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общест­ва в кадрах.

Общими задачами профориентации школьников яв­ляются следующие:

  • максимальное информирование уча­щихся о мире и о требованиях профессий к личности;

  • активизация познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии; создание условий для прак­тической пробы сил в различных видах деятельности;

  • формирование профессиональной направленности лич­ности, общественно значимых мотивов выбора профес­сий; изучение школьников в целях профориентации; про­ведение профессиональной консультации, оказание по­мощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятель­ности;

  • формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заве­дениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из кото­рых решаются конкретные задачи.

Этапы профессиональной ориентации школьников




Этапы
Цель
Педагогические задачи

Этап актуализа­ции проблемы вы­бора профессии (1—4 классы).

Сформировать первоначальное представление о мире труда, по­знакомить с наи­более доступными профессиями.

  1. Развитие потребности в учебном и обще­ственно полезном труде.

  2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

  3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

  4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы).

Сформировать об­щественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессия­ми, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и разви­тие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профес­сии.

4. Актуализация проб­лемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудо­выми умениями в опре­деленных видах профес­сионального труда.

Этап формирования

профессио­нального самосоз­нания

(8—9 классы).

Подготовить уча­щихся к осознанному выбору про­фессии и пути продолжения

образования.

1. Ознакомление с ос­новами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной про­фессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изу­чения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах тру­довой деятельности, мак­симально приближенной к профессиональной.

Этап уточнения социально-профессионального ста­туса

(10—11 клас­сы).

Сформировать убежденность в правильности вы­бора профессии.

1. Формирование зна­ний и умений по опре­деленной профессии.

2.Корректировка про­граммы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перс­пективой трудоустрой­ства, профессионального роста и способами адап­тации к социально-про­изводственным условиям труда по избранной профессии.


Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания общей средней школы и осознанному выбору профессии и учеб­ного заведения для продолжения образования. Про­фессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной про­фессии.

В профориентационной работе со школьниками ис­пользуются три группы форм и методов:

  • формы и ме­тоды ознакомительной профориентационной работы;

  • методы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профес­сии;

  • методы изучения учащихся в целях профориентации.


Организация и планирование профориентационной работы в школе
Профессиональную ориентацию в школе следует рас­сматривать как составную часть всей учебно-воспита­тельной работы, а не как сумму отдельных мероприя­тий. Она должна быть тесно увязана с процессом фор­мирования всесторонне развитой личности, с подготов­кой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.

Профессиональная ориентация учащихся осуществ­ляется в процессе изучения основ наук, трудового и профессионального обучения, занятий по профориентационным курсам, участия в общест­венно полезном труде, кружках тех­нического творчества, клубах и объединениях по интересам, проведе­ния профориентационных мероприятий и индивидуаль­ных консультаций.

Эффективность профориентационной работы во мно­гом зависит от ее четкой организации.

Схематично организацию профориентационной рабо­ты в школе можно представить следующим образом:

Организация профориентационной работы в школе





Успешное решение задач профессиональной ориента­ции школьников в значительной степени зависит от чет­кого планирования этой работы.

Составление плана — дело творческое. Процесс пла­нирования в целом состоит из двух этапов:

  • определение целей, задач

  • разработка мероприятий по их реализа­ции.

Конкретное содержание профориентационной рабо­ты зависит от местных условий и возможностей. Приве­дем лишь общие рекомендации по планированию проф­ориентационной работы со школьниками.


  1. Организационная работа


1. Создать совет по профориентации, утвердить план его работы.

  1. Утвердить план работы школьного кабинета проф­ориентации.

  2. Принимать участие в семинарах и других мероприятиях Городского кабинета профориентации.

4. Организовать конкурс на лучшую постановку профориентационной работы в средних и старших клас­сах.

5. Организовать выпуски радиопередач и стенной печати по вопросам профориентации.

6. Провести подписку на журнал «Школа и произ­водство», посто­янно пополнять фонд литературы по профориентации.

7. Организовать лекторий для учителей «Теория и методика профориентации учащихся».

8. Организовать лекторий для родителей «Роль ро­дителей в подготовке детей к выбору профессии».

9. Организовать контроль за деятельностью учите­лей-предметников, классных руководителей, методиче­ских объединений, библиотеки, школьного врача по профориентации учащихся.

10. Оказывать методическую помощь учителям, школьному самоуправлению, ро­дительскому комитету в проведении профориентаци­онной работы.

11. Укреплять учебно-материальную базу профориентационного процесса (оборудование стендов, приобретение компьютеров, компьютерных и бланковых профдиагностик, разработка дидактических материалов по профориентационным курсам).

12. Организовать проведение совместных профориентационных мероприятий с предприятиями, профессиональными учебными заведениями (классные часы, диспуты, тематические вечера, экскурсии, выставки техниче­ского творчества и др.).

13. Предусмотреть в планах работы методических объединений ознакомление учителей с потребностями региона в кадрах, планами приема в профессиональные учебные заведения, а также рассмотрение вопросов методики проведения профориентационной работы и об­мен опытом ее проведения.

14. Составить график проведения групповых и инди­видуальных профконсультаций и организовать его ре­ализацию.

15. Изучать эффективность профориентационной ра­боты.

16. Анализировать итоги работы по профориентации школьников и намечать меры по ее совершенствованию.

II. Работа с учащимися
Формы ознакомительной профориентацион­ной работы:

  • сообщение на уроках сведений профориентационного характера;

  • профориентационные уроки;

  • лекции, беседы, лектории на темы: «Кем быть?», «Как правильно выбирать профессию?», «Что нужно знать о профессии?», «Соотношение личных и общественных интересов при выборе профессии» и др.;

  • диспуты на темы: «Ты и будущее», «Кем и каким быть?», «Правильно определиться в жизни. Что это зна­чит?» и др.;

  • тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, устные журналы на темы: «За что я люб­лю свою профессию», «Сто дорог — одна твоя» и др.;

  • встречи с представителями различных профессий;

  • экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;

  • дни открытых дверей в профессиональных учеб­ных заведениях;

  • книжные выставки, читательские конференции по книгам о профессиях;

  • встречи с выпускниками школ по тематике: «Утверди себя в жизни», «Моя профессия» и др.

Формы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профес­сии:

  • индивидуальные задания профориентационного характера;

  • вечера, недели, месячники науки и техники; праздники профессий

  • рефераты «Моя будущая профессия»;

  • оформление альбомов «Профессии, которые мы выбираем», «Профессии наших родителей», «Ими гор­дится страна»;

  • профориентационные игры;

  • конкурсы сочинений на тему: «Моя будущая про­фессия»;

  • выставки, конкурсы стихов, рисунков о труде и профессиях;

  • кружки технического творчества.

Методы изучения личности школьника в целях профориентации: беседы, наблюдения, анкетирование, обобщение независимых характеристик, анализ резуль­татов деятельности, тестирование, аппаратурное иссле­дование, педагогический эксперимент.

Профориентационная работа должна осуществляться дифференцированно в зависимости от уровня сформированности профессионального самоопределения.

В ра­боте с учащимися, которые предварительного выбора профессии еще не сделали, основное внимание надо уде­лить профпросвещению, ознакомлению с миром профес­сий и их классификацией.

Ведущим содержанием работы с учащимися, кото­рые профессию выбрали неосознанно, случайно, будет выступать профконсультация, предварительная профес­сиональная диагностика.

Учащимся, которые будущую профессию выбрали осознанно, надо оказывать помощь в первоначальной профессиональной подготовке.

Положение

о кабинете профориентации в образовательных учреждениях
1. Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности школьного кабинета профориентации.


  1. Учебно-методический кабинет профориентации учащихся в общеобразовательных школах действует на основании:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»,

  • Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации,

  • Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

  • 3. Кабинет профориентации является организационно-методическим и учебным центром профориентационной работы в школе.


3. Основными направлениями деятельности кабинета являются:

  • профориентационная работа с учащимися и их роди­телями (информация о различных сферах труда и пот­ребностях в кадрах на рынке труда, изучение учащихся в целях проф­ориентации, организация индивидуальных и групповых профконсультаций, проведение встреч с представителя­ми различных профессий, вооружение родителей мето­дами профориентации детей в семье);

  • методическая работа с педагогическим коллективом (координация профориентационной работы классных ру­ководителей, учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, руководителей кружков и объедине­ний школьников, содействие укреплению связи с предприятиями города, УПК, профессиональными учеб­ными заведениями, ознакомление учителей с методами и передовым опытом профориентационной работы, под­готовка рекомендаций по совершенствованию профори­ентационной работы в школе).


4. Кабинет профориентации является рабочим органом совета профориентации.
5. Кабинет профориентации работает в тесном взаимодействии с Городским кабинетом профориентации Центра образования «Старт»
6. Заведование кабинетом профориентации возлагается директором школы на одного из педагогических работников школы.

7. Заведующий кабинетом знакомится с планами профориентационной работы классных руководителей, учи­телей-предметников, руководителей методических объ­единений, руководителей кружков и секций, школьной библиотеки. При необходимости корректирует эти пла­ны; посещает уроки, классные часы, внеклассные меро­приятия, занятия кружков и факультативов с целью выявления опыта профориентационной работы; прини­мает участие в обсуждении вопросов профориентации на заседаниях педагогических советов, методических объединений учителей и классных руководителей. Заведующий кабинетом - является секретарем совета профориентации; оказывает по­мощь в составлении плана профориентационной работы классным руководителям, зав. библиотекой; он контактирует с медицинскими работниками, особенно при необходимо­сти переориентации учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, контролирует проведение медицин­ских профконсультаций.

Заведующий кабинетом создает фонд профессиограмм, помогает учителям-предметникам в проведении профориентационной работы на уроке. Он оказывает методическую помощь учителям началь­ных классов по вопросам профориентации, участвует в координации профориентационной работы школы, предприятии, УПК, профессиональных учебных за­ведений, учреждений культуры. Составляет графики индивидуальных и груп­повых профконсультаций; помогает в оформлении обо­рудования кабинета, в оснащении его ТСО и дидакти­ческими материалами, ведет учет материальных ценно­стей кабинета, осуществляет их списание в установлен­ном порядке; анализирует эффективность профориента­ционной работы, вносит предложения по ее совершен­ствованию.
8. Деятельность кабинета включается в общешкольный план профориентации, а заведующий кабинетом состав­ляет, в свою очередь, планы работы кабинета на учеб­ный год, четверть и сетевой план на месяц.

Примерный план работы кабинета профориентации на учебный год


  1. Заседания совета профориентации с повесткой дня:

  • Анализ эффективности профориентационной работы за прошедший учебный год и утверждение плана ра­боты на новый учебный год (август).

  • Анализ результатов опроса родителей и изучения школьников в целях профориентации. (сентябрь)

  • Подготовка к педсовету вопроса «О постановке профориентационной работы в текущем учебном году» (ок­тябрь).

  • Отчет классных руководителей о проведении профориентационной работы; о совершенствовании методики преподавания профориентационных курсов. (ноябрь).

  • О подготовке семинара учителей-предметников по обмену опытом профориентационной работы; утвержде­ние графика и порядка проведения индивидуальных и групповых профконсультаций (декабрь).

  • О работе клубов и объединений учащихся по инте­ресам; отчет библиотекаря о проведении профориента­ционной работы (февраль).

  • О проведении конкурса между классами на лучшую «защиту» профессии; работа методических объединений по совершенствованию профориентации учащихся (март).

  • О проведении конкурса сочинений на тему: «Моя бу­дущая профессия» и конкурса на лучший выпуск стен­ных газет о выборе профессии (апрель).

  • Итоги работы совета за год и задачи профориентационной работы на следующий учебный год (май).




  1. Укрепление учебно-материальной базы кабинета

  • Оформление и переоформление стендов.

  • Изготовление дидактических материалов (схем, таб­лиц, диаграмм, и др.).

  • Составление профессиограмм.

  • Приобретение методической литературы, ТСО, компьютеров, профдиагностик и другого оборудования.




  1. Работа с учащимися

  • Организовывать посещение школьниками городских профориентационных мероприятий.

  • Организовывать посещение школьниками Городского кабинета профориентации для проведения групповых и индивидуальных профдиагностик и профконсультаций.

  • Групповые и индивидуальные профконсультаций по графику в школе.

  • Проведение групповых профориентационных меро­приятий: лекций, бесед, вечеров, диспутов, тематиче­ских вечеров, викторин, деловых игр, конкурсов и т. д.

  • Заседания «советов профориентационных дел».

  • Заседания клуба «Кем быть?».

  • Занятия по профориентационным курсам.

  • Организация экскурсий на предприятия, в УПК, профессиональные учебные заведения.

  • Демонстрация видеопрофессиограмм.

  • Конкурс вечеров «защиты» профессий.

  • Организация выставок книг «о профессиях», лучших сочинений, рефератов на тему: «Моя будущая профес­сия», технического творчества.

  • Участие в днях открытых дверей профессиональных учебных заведений.



  1. Методическая работа

  • Принимать участие в городских семинарах по профориентации, проводимых Городским кабинетом по профориентации Центра образования «Старт».

  • Семинары с учителями и классными руководителями по вопросам профориентации.

  • Лекторий для родителей «Роль родителей в профес­сиональном самоопределении учащихся».

  • Обобщение опыта профориентационной работы учи­телей и классных руководителей.

  • Создание банка данных по учебным заведениям города.

  • Выставки и обзоры новинок литературы по проф­ориентации.

  • Индивидуальные и групповые консультации по вопросам профориентации.


Оформление кабинета
1-й раздел «Выбор профессии — сложная и ответственная задача»

Условия оптимального выбора профессии




Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества

Зона совпадения возможностей личности с потребностями общества

Зона оптимального выбора профессии

Основные правила выбора профессии



1. Изучи как можно больше профессий (читай лите­ратуру о профессиях, встречайся с представителями раз­личных профессий, изучи профессиограммы профессий, соверши экскурсии на производство и т. д.).

2. Изучи самого себя (интересы, склонности, увлече­ния, способности, состояние здоровья, особенности пси­хики и т. п.).

3. Выбери для себя профессию, изучи ее подробно, посоветуйся с учителями, врачами, родителями, специа­листами, получи консультацию в кабинете профориентации.

4. Найди возможность практически попробовать свои силы в избранной профессии (выполнение трудовых операций по профессии, участие в работе профессио­нальных кружков, клубов, объединений и т. п.).

5. Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор.

Выбрал профессию — будь настойчив в достижении цели!


Система профессиональной ориентации молодежи




2-й раздел. В мире профессий
Профессия — вид трудовой деятельности, заня­тий, требующий от человека определенной подготовки и соответствующих знаний, умений и навыков.

Профессии делятся на ряд родственных специаль­ностей: врач — хирург, терапевт, окулист и т. д,
Отраслевая структура хозяйства


Машиностроительный комплекс

Производство конструкционных материалов

Топливно-энергетический комплекс

Минерально-сырьевая база

Агропромышленный комплекс

Производство товаров народного потребления

Транспорт и связь

Капитальное строительство



Здравоохранение, социальное обес­печение

Просвещение, культура, искусство, наука

Жилишно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения

Пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения

Органы управления, кредитования и страхования


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ


Конкретная профессия


ГРУППЫ ПРОФЕССИИ

Б — труд в бытовых условиях (бухгалтер, учитель и др.)

О — труд на открытом воздухе (строитель, полевод и др.)

Н — труд в необычных условиях (шахтер, водолаз и др.)

М — труд с повышенной моральной ответственностью (врач, инспектор милиции и др.)




ОТДЕЛЫ ПРОФЕССИИ

Р — ручной труд (слесарь, столяр и др.)

М — профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, тракторист и др.)

Д — профессии, связанные с использованием ав­томатов (оператор, аппаратчик и др.)

Ф — профессии, связанные с использованием функциональных средств человека (актер, акробат и др.)




КЛАССЫ ПРОФЕССИИ

Г — гностические (контролер, сортировщик)

П — преобразующие (фрезеровщик, резчик по камню и др.)

И — изыскательные (раскройщик, разметчик и др.)



ТИПЫ ПРОФЕССИИ

П — «человек—природа» (агроном, ветврач и др.)

Т — «человек—техника» (крановщик, машинист электрово­за и др.)

Ч — «человек—человек» (парикмахер, продавец и др.)

3 — «человек—знаковые системы» (телеграфист, програм­мист и др.

Х —«человек—художественный: образ» (писатель, худож­ник и др.)



3-й раздел. Профессии нужные городу
В этом разделе приводятся сведения о конкурентоспособных и перспективных профессиях, о предприятиях, имеющих вакансии, выпускаемой предприятием продукции и т.д.

4-й раздел. Куда пойти учиться?

Пути получения профессии





После неполной средней школы После средней школы


Здесь же приводятся сведения о профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях и вузах края по следующей форме:



Название


Адрес


Изучаемые профессии, специальности









5-й раздел. Что читать о выборе профессии
Список литературы для учащихся:

В этом же разделе следует помещать новинки лите­ратуры о выборе профессии.

Примерный перечень профориентационных материалов кабинета
1 а) Информационный материал:

справочники для поступающих в профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения;

профессиограммы (характеристики) интересующих учащихся профессий;

сведения о потребностях в кадрах предприятий го­рода, района;

графики индивидуальных и групповых профконсультаций;

сведения о трудоустройстве выпускников школы и реализации ими своих профессиональных намерений;

информация о мероприятиях и услугах Городского кабинета профориентации Центра «Старт»

ящик для вопросов «спрашивайте — отвечаем».
б) Методический материал:

- документы правительства по профориентации;

- формы и методы профориентации в учебном про­цессе;

- формы и методы профориентационной работы во внеучебное время;

- формы и методы совместной профориентационной работы школ, предприятий и профессиональ­ных учебных заведений;

- методики профориентационной работа с родителями;

- профориентационная работа классного руководите­ля: возможности и опыт;

- тематика семинарских занятий педагогического кол­лектива по повышению методического уровня профори­ентационной работы;

- разработки профориентационных уроков, образцы планов-конспектов уроков учителей-предметников с ис­пользованием профориентационного материала;

- опыт профориентационной работы;

- методические рекомендации по профориентации уча­щихся;

- литература, дидактические материалы по профориентационным курсам;

- методики изучения школьников в целях профориен­тации;

- профориентационные характеристики школьников;

- альбомы, рефераты, сочинения учащихся на темы:

«Профессии наших родителей», «Дороги, которые мы выбираем», «Моя будущая профессия»;

- карта способностей, таблица противопоказаний, «Пе­речень медицинских противопоказаний к работе и про­изводственному обучению подростков»;

- список фильмов по профориентации и краткая анно­тация к ним;

- подшивка журналов «Школа и производство»

- литература для учителей и учащихся тематическая картотека к ней.

Примерный перечень документации кабинета





  • инструктивно-методические материалы;

  • план работы школы и кабинета по профориентации;

  • список членов совета профориентации и протоколы его заседаний;

  • журнал учета работы кабинета;

  • тетрадь регистрации входящей и исходящей коррес­понденции;

  • инвентарная книга имущества кабинета.



Изучение эффективности профориентационной работы



Исходя из общей цели профориентации, следует считать, что одним из основных показателей эффектив­ности профориентационной работы со школьниками яв­ляется уровень сформированности учащимися профес­сионального самоопределения.
Показатели этого уровня следующие:
I—IV классы

1. Потребность в учебном и общественно полезном труде.

2. Первоначальное представление о наиболее доступ­ных профессиях.

3. Наличие доступных элементов труда, по разным профессиям.

4. Первоначальный интерес к профессиональной деятельности.
V—VII классы

1. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии.

2. Выраженность профессионального интереса.

3. Стремление к самообразованию и самовоспитанию.

  1. Наличие трудовых умений в определенных видах профессионального труда.


VIII—IX классы

1. Знание отраслей экономики.

2: Знание многообразия профессий и способов их классификации.

3. Знание потребностей региона в кадрах.

4. Знание основ правильного выбора профессии.

5. Знание своих профессиональных возможностей и состояния здоровья.

6. Знание формулы предпочитаемой профессии.

7. Наличие обоснованного профессионального намерения и пути по­лучения среднего образования.

8. Знание содержания, условий труда по избираемой профессии и требований, предъявляемых ею к человеку.

9. Сформированность качеств, необходимых для ов­ладения избираемой профессией и адекватной самооцен­ки этих качеств.

10. Согласованность выбора профессии с родителями.
Х—XI классы

  1. Наличие начальных профессиональных знаний, умений и качеств.

  2. Наличие программы самоподготовки к избираемой профессии.

  3. Знание перспектив трудоустройства и профессио­нального роста.

  4. Знание способов адаптации к социально-производ­ственным условиям труда по избираемой профессии. Методику определения уровней сформированности профессионального самоопределения покажем на при­мере учащихся I—IV классов:

Каждый из четырех показателей сформированности профессионального самоопределения для этой возраст­ной группы оценивается по пятибалльной системе. Ми­нимально возможное количество баллов будет равно 4, максимально возможное — 20. Разделив границу меж­ду ними на три частя, мы определим шаг (15:3=5) и границы низкого, среднего и высокого уровней: 4—9 — низкий, 10—15 — средний, 16—20 — высокий.

Определив таким же образом границы уровней сфор­мированности профессионального самоопределения по другим возрастным группам, мы получим следующую таблицу;
Таблица для определения уровней сформированности профессионального самоопределения у учащихся (в баллах)

Классы

Уровни сформированности профессионального самоопределения

высокий

средний

низкий

I—IV

16—20

10—15

4—9

V—VII

16—20

10—15

4—9

VIII—IX

41—55

26—40

11—25

X—XI

16—20

10—15

4—9


В соответствии с этой таблицей на каждый класс заполняется ведомость по следующей форме: (на приме­ре учащихся I—IV классов).

Ведомость изучения уровней сформированности профессионального самоопределения

Школа ——————— Класс________ Дата———.———





Фамилия, имя
Показатели

(в баллах)

Общий уровень




1

2

3

4

1.

Иванов Юра


5

4

5

5

19 — высокий

2.

Петрова Ира

4

3

3

4

14— средний


3.

Колесников Андрей

3

2

2

2

2 — низкий


4.

И т.д.


















В среднем по классу

4

3

3

4

14 — средний



Объективными показателями эффективности профориентации школьников являются: реализация выпуск­никами школ своих профессиональных намерений; выбор выпускни­ками школ профессий, нужных в данном регионе; про­изводственная и общественная активность выпускников школ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школа в системе профориентации учащихся Семья iconПрограмма по профориентации учащихся «Мой выбор»
Целевая программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся моу «Харпская сош» на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconУчебной работы: тематический классный час для учащихся 2 класса
Задачи: Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconМодели социальных сетей и нечеткие методы профориентации персонала...
Специальность 05. 13. 06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconКлассный час "Моя семья мое богатство"
Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи....
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитательные цели: а воспитание нравственности, трудолюбия, культуры общения в коллективной деятельности; б развивать у учащихся...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconОрганизация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное...
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconРеферат Разработаны научно-информационные материалы по развитию единой...
Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «мгтуга средние школы сао г. Москвы», направленного на повышение...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconПубличный доклад директора моу сош с. Троицкое за 2008-2009 учебный год
Школа должна сильнее взаимодействовать с семьей, а семья участвовать в системе школьного управления. Главным приоритетом в концепции...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconУрок разработан для учащихся 7 класса. Тема урока: Семья- ячейка общества
Обратимся к словам Виктора Кротова: Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconВнеклассное мероприятие учащихся 8-х классов на районном семинаре...
Татевосова М. И., учитель истории и обществознания высшей категории моу «сош №32»,уполномоченный по защите прав участников образовательного...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconСемья, семейные ценности
Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;...
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconГбоу ао «Специальная Соломбальская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Организация работы по профориентации и профадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Школа в системе профориентации учащихся Семья iconОрганизация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Методическое пособие Алт. Краев. Центр проф ориентации молодежи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск