Скачать 2.44 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ УДК 374.3 № гос. регистрации Инв. № 11 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по НР и РСФ профессор, доктор техн. наук Е.Е. Нечаев «___» декабря 2010г. О Т Ч Е Т по договору № 75 от 02.11.2010 г. на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг Мероприятие 75.1 Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся, с учетом образовательных стандартов, условий сдачи ЕГЭ и участию в олимпиадном движении. Раздел 75.1.1: Разработка научно-методического обеспечения формирования инновационной образовательной среды, ориентированной на преемственность обучения в системе «МГТУГА – средние школы САО г. Москвы». Научный руководитель работ по Договору № 75/2010 проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев Ответственный исполнитель работ по Договору № 75/2010 проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов Научный руководитель мероприятия 75.1. проф., д.ф.н. Б.П. Елисеев Заместитель научного руководителя мероприятия 75.1. проф., д.т.н. А.И. Козлов Руководитель научно-образовательного коллектива раздела 75.1.1. проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина Москва 2010г. Коллектив исполнителей работ по разделу 75.1.1 Научно-образовательный коллектив 1. Руководитель коллектива - проф., д.ф.н., Гаранина О.Д. 2. проф., д.ю.н. Елисеев Б.П. 3. Козлова Е.Н. 4. доц., к.э.н. Меланин В.А. 5. доц., к.т.н. Свиркин В.А. К выполнению организационной работы (сбор информационной информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также 1. Булгакова В.М. 2. Иванина В.А. РЕФЕРАТ Разработаны научно-информационные материалы по развитию единой образовательной среды, обеспечивающей преемственность обучения в системе «средняя школа – вуз», предложена методика самостоятельной работы по дисциплинам социогуманитарного цикла, разработаны программы факультативных курсов по истории, обществознанию, экономике, направленных на формирование мотивации обучения школьников в МГТУГА. Страниц – 224, библиографических источников -26. Ключевые слова: преемственность обучения, непрерывное образование, самостоятельная работа, факультативный курс по истории, обществознанию, экономике. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Учебно-воспитательный процесс в средней и высшей школе должен осуществляться так, чтобы реализовались природные задатки обучаемых на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта. При этом содержание и организация процесса обучения должны удовлетворять дидактическим принципам, в частности, принципу преемственности. Принцип преемственности подразумевает установление связи каждого последующего знания и умения с предшествующим, при этом новое должно продолжать старое. Соблюдение принципа является одним из необходимых условий успешности процесса обучения, что неоднократно подчеркивалось в педагогике со времени ее зарождения и до наших дней. Наиболее ответственным этапом образования является переход от общего среднего образования к высшему, т.е. звено средняя школа - вуз. Это связано с тем, что учащийся средней школы как объект и субъект учебно-воспитательного процесса переходит из одной системы образования в другую. Поэтому здесь вопрос обеспечения преемственности стоит особенно остро. Учащийся становится студентом и возникает противоречие между новыми требованиями учебы и его недостаточным опытом, т.е. возникает проблема адаптации выпускника школы. Сущность преемственности средней и высшей школы следует трактовать как развитие направленности личности учащегося от жизненного самоопределения к адаптации и практическому приобщению к профессии, формированию мировоззрения и нравственных качеств. Преемственность средней и высшей школы - это последовательность педагогических действий, при которых развитие процесса обучения и воспитания осуществляется в диалектической связи с предыдущим и в соответствии с целями и задачами развивающего процесса. Проблема преемственности внутренне противоречива. Можно выделить противоречия естественные (школьник становится студентом) и искусственные (результат несогласованности педагогических действий школы и вуза). Обеспечение преемственности требует различения и тех, и других противоречий. Закономерность разрешения противоречий между дискретным характером обучения и необходимостью обеспечения целостности педагогического процесса и его результатов является основой понятия и сущности преемственности в педагогике. Выполнение принципа преемственности обеспечивается соблюдением его требований. Главными требованиями преемственности, на наш взгляд, являются следующие: • соблюдение единства педагогических действий в средней и высшей школе; • оптимальный выбор и целесообразное сочетание методов, форм и средств формирования знаний и умений учащихся; • создание условий для непрерывного использования и развития усвоенных знаний в процессе учебной и производственной деятельности; • обеспечение тематического и временного согласования программ смежных курсов. В соответствии с требованиями можно сформулировать основные правила реализации принципа преемственности: • скоординировать программу поэтапного формирования личности на основе ее коренных качеств и видов деятельности; • выявить противоречия между предстоящими перспективами развития личности и ее настоящим состоянием; • активизировать в сознании учащихся ранее сложившиеся базисные понятия и способы действия; • выделить основные структурные элементы курса, раздела, темы, предстоящие усвоению; • видеть перспективу развертывания процесса учения (школа - вуз); • способствовать перерастанию сознательного отношения к учению в сознательное соучастие в учебно-воспитательном процессе. Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования, перед которой стоят разные задачи, в том числе: - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности; - формирование навыков самообразования и самореализации личности; - непрерывное образование в течение всей жизни человека; - систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д. Решение этих задач осуществляется на всех уровнях образовательных учреждений, начиная с дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями. ЭТАП 1. РАЗРАБОТКА НИМ ПО РАЗВИТИЮ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ «МГТУГА-СРЕДНЯЯ ШКОЛА» |
Реферат Разработаны программы, научнообразовательные и научноинформационные материалы для организации в образовательных учреждениях общего... | Гриф Минис-тв, умо, нмс, и номер документа С чего начинается…Кафедра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывный цикл эстрадно-джазового обучения?... | ||
Кгбоу нпо пу-75 ... | План научно-методической работы на 2012 2013 учебный год Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационный центр является ядром единой информационной образовательной среды, обеспечивающей решение образовательных задач и задач... | Анализ деятельности информационного центра моу асош №2 за 2011-2012 учебный год Информационный центр школы является ядром единой информационной образовательной среды, обеспечивающей решение образовательных задач... | ||
Реферат к отчету по теме 33-03-01 Целью проекта является создание условий, обеспечивающих становление, последующее развитие и функционирование единой региональной... | Программа развития ОУ; школа определила свое место в образовательной системе района (города, области); стабильность и комфортность школьной образовательной... | ||
«Средняя школа №30 г. Новоалтайска» Цель: проследить преемственность внедрения в учебный план образовательной линии «Валеология» и показать эффективность работы школы... | Тема «Урочища» Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Тема исследования Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Тема исследования Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
Туринская плащаница Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Кроссворд: Математика и красота Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | ||
1. Вступление. Введение в тему Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Тема моего исследования Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... |