Скачать 265.01 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.Р.ДЕРЖАВИНА АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАФЕДРА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры « » 2009г. протокол № Заведующий кафедрой Пронина Л.А. Рабочая программа дисциплины «Информационная культура специалиста» 071201 - Библиотечно-информационная деятельность Составитель: Балашова Е.Н., к. и. н., ст. преподаватель Тамбов-2009 I. Организационно-методический раздел
Курс является основой рациональной организации учебной и научно-исследовательской деятельности и вырабатывает умение самостоятельно пополнять свои знания после окончания ВУЗа.
В результате освоения курса студент должен знать: состав и структуру современных документальных потоков, закономерности их функционирования; основные типы информационных запросов и технологию их выполнения; назначение и основные элементы справочно-библиографического аппарата библиотеки; структуру учебных и научных текстов, логико-психологические основы чтения, рациональные приемы работы с текстом; области применения компьютера в учебной и будущей профессиональной деятельности, возможности новых информационных технологий, а также информационно-библиотечные продукты и услуги, предоставляемые на их основе. Студент должен уметь: свободно ориентироваться в типах и видах документов, необходимых для учебной и научно-исследовательской деятельности, использовать систему информационных изданий как средство слежения за документальным потоком по профилю изучаемой специальности, применять на практике основные методы свертывания информации – библиографическое описание, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование; вести результативный поиск по адресным, тематическим, фактографическим и аналитическим запросам, владеть технологией информационного самообслуживания в библиотеке; составлять любой вид плана, выписок, конспектов, правильно оформлять цитаты, различные виды библиографических ссылок и списков использованных источников, выполнять на основе формализованной методики аннотации, рефераты, обзоры литературы; применять технологию подготовки и оформления курсовой и дипломной работы; владеть стратегией поиска информации в машиночитаемых базах данных, использовать прикладные программные средства обработки текстовой, табличной, графической информации при оформлении результатов своей самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности. II. Содержание курса
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Раздел II. Информационно-поисковые задачи и алгоритм их выполнения. Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Тема 1. Основные понятия курса «Основы информационной культуры» Цели и задачи курса «Основы информационной культуры». Место курса в системе высшего образования, его взаимосвязь с общенаучными дисциплинами, формирующими профессиональную компетентность выпускника института искусств. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной работы по курсу. Роль самостоятельной работы при изучении «Информационной культуры специалиста». Понятие «информация», ее свойства, формы предоставления. Роль информации в обществе. Информационные ресурсы общества. Основные этапы информатизации общества: письменность, печатная книга, радио и телевидение, электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры, сетевые коммуникации, в том числе Интернет. Зависимость развития общества от эффективного использования информационных ресурсов. «Информационный взрыв» и «информационный кризис» – причины возникновения и пути преодоления. Ценность информации. Информированность. Тема 2. Сущность информационной культуры личности. Культура чтения Определение понятия «информационная культура». Состав знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры личности. Взаимосвязь информационной культуры и информатизации общества. Роль информационной культуры в формировании профессиональных качеств работников культуры и искусства. Культура чтения личности. Требования к культуре чтения, ее компоненты: осознанный выбор тематики чтения, ориентировка в источниках поиска, систематичность и последовательность чтения, умение ориентироваться в книге, умение применять на практике полученную информацию, умение делать выписки, конспекты и т.д. Семинарское занятие: Информатизация общества Тема 3. Первичные документы как составная часть информационной культуры общества Определение понятий «документ», «издание». Роль книги, изданий разных типов и видов в развитии общества, их место среди современных средств массовой коммуникации. Классификация документов по различным основаниям деления: форме предоставления информации, широте распространения информации (опубликованные, неопубликованные). Информативность, полезность различных классов документов для информационного обеспечения учебной, производственной, научно-исследовательской, творческой и других видов человеческой деятельности. Практическое занятие: Анализ научно-справочных и справочно-вспомогательных элементов издания. Тема 4. Понятие о вторичных документах Определение понятий «анализ», «синтез», «аналитико-синтетическая переработка информации», «свертывание информации». Аналитико-синтетическая переработка информации как способ преодоления «информационного кризиса». Информационные издания как результат аналитико-синтетической переработки и средство слежения за документальными потоками информации. Система информационных изданий. Система информационных изданий РКП, ВИНИТИ, ИНИОН, НИО «Информкультура», обеспечивающая слежение за мировым и отечественным документальными потоками по гуманитарным наукам, культуре и искусству. Алгоритм выбора системы информационных изданий, позволяющих следить за документальным потоком по профилю изучаемой в ВУЗе специальности. Практическое занятие: Анализ системы информационных изданий. Тема 5. Общая характеристика библиотеки как информационно-поисковой системы Место библиотек в структуре ГСНТИ. Типы и виды библиотек. Крупнейшие библиотеки России, располагающие фондами по культуре и искусству (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Библиотека Российской Академии наук и др.). Структура библиотеки как информационно-поисковой системы. Назначение абонемента и читальных залов. Функции справочно-библиографического отдела, МБА. Понятие о справочно-библиографическом аппарате, системе каталогов и картотек библиотеки, их роли в обеспечении полноты и точности информационного поиска. Особенности разыскания отдельных видов документов: книг, статей, периодических и продолжающих изданий, нот, карт, аудиовизуальных и других материалов. Знание справочно-библиографического аппарата библиотеки как обязательное условие рационально информационного поведения пользователя. Практическое занятие: Технология информационного самообслуживания. Раздел II. Информационно-поисковые задачи и алгоритм их решения. Тема 6. Основные типы информационно-поисковых задач Классификация видов поиска. Алгоритм анализа поисковых возможностей источников. Психологические и логические аспекты поиска. Виды информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический; универсальный, отраслевой и тематический; общелитературный и жанровый (видовой); текущий, ретроспективный, перспективный; общемировой, страноведческий, региональный; абсолютный и избирательный; систематический и разовый; сплошной, выборочный и др. Этапы информационного поиска: формирование задачи, разработка рабочей программы, реализация, оформление результатов. Выбор оптимального пути информационного поиска. Практическое занятие: Анализ поисковых возможностей различных источников. Тема 7. Адресный поиск. Алфавитный каталог как средство адресного поиска Адресный запрос как проявление информационной потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность и задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения. Библиографическое описание как “паспорт” документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, составителя, редактора, коллективный автор, название книги. Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска: его задачи и функции. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге. Особенности поиска в алфавитном каталоге книг авторов-однофамильцев; авторов, пишущих под псевдонимами и др. Логические комплексы в алфавитном каталоге (коллективных авторов; индивидуальных авторов, имеющих наряду с отдельными произведениями собрания сочинений, сгруппированных в логическом порядке убывающей полноты изданий: полное собрание сочинений, собрание сочинений, избранные произведения и др.). Авторские указатели в информационных изданиях как средство адресного библиографического поиска. Практическое занятие: Анализ алгоритма поиска информации в алфавитном каталоге. Тема 8. Тематический поиск. Систематический каталог как средство тематического поиска Тематический запрос как проявление потребности в документах по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли знания, в публикациях о лице, учреждении, географическом объекте и т.д. Виды учебной и научно-исследовательской деятельности, порождающие тематические запросы. Правила формулировки тематических запросов: понятие о предмете и аспекте поиска информации. Проблема адекватного отражения информационной потребности в формулировке тематического запроса. Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник тематического разыскания в библиотеке. Принцип организации систематического каталога. Структура систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге. Причины неудовлетворительных результатов поиска по тематическому запросу – чрезмерное сужение или расширение области поиска (“узкие” и “широкие” запросы). Методы корректировки тематического запроса при отрицательных результатах поиска: использование синонимии и родо-видовых связей для достижения приемлемых результатов поиска информации. Алгоритм тематического поиска в информационных и библиографических изданиях. Прикнижные и пристатейные списки литературы, библиографические ссылки как источник выполнения тематических запросов. Практическое занятие: Правила формулировки тематических запросов. Тема 9. Фактографический поиск. Справочные издания как средство фактографического поиска. Поиск информации по аналитическим запросам. Понятие о фактографической информации. Место фактов и фактографической информации в структуре учебного и научного знания. Вопросительные слова кто, что, когда, сколько, как, откуда, почему и т.п. как формальные атрибуты фактографических запросов. Справочные издания как источник фактографической информации. Типология справочных изданий. Характеристика справочных изданий по культуре и искусству в соответствии с профилем получаемой студентами специальности. Алгоритм выполнения фактографического запроса. Стратегия выполнения фактографических запросов по выяснению значений слов и понятий; установлению исторических дат; уточнению характеристик предметов и явлений; разысканию авторства различных высказываний и установлению их подлинного текста. Область применения результатов фактографического поиска информации в учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности студентов: при написании курсовых и дипломных работ, углубленном изучении дисциплин специализации, подготовке к участию в профессиональных студенческих конкурсах и т.д. Понятие о концептографической и аналитической информации. Потребность в концептографической информации как основа аналитических запросов. Характеристика аналитических запросов. Технология получения аналитической информации. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм с целью концентрации, уплотнения и наглядного представления сведений, сопоставления данных. Практическое занятие: Анализ справочных изданий по культуре и искусству. Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации. Тема 10. Понятие об аналитико-синтетической переработке информации. Библиографическое описание документаОсновные виды аналитико-синтетической переработки информации: библиографическое описание, индексирование, аннотирование, реферирование, составление обзоров. Возможности использования основных видов аналитико-синтетической переработки информации в учебной деятельности, организации самостоятельной работы. Библиографическое описание как наиболее лаконичная и емкая форма «свертывания» документов. Элементы библиографического описания, их информативность. Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа в информационном массиве. Практическое занятие: Составление библиографического описания документа. Тема 11. Рациональные приемы интеллектуальной работы с документами в учебной и научно-исследовательской деятельности Свертывание информации, осуществляемое при записи прочитанного: план, выписки, цитаты, тезисы, рефераты и аннотации, резюме, конспекты. Общие требования, предъявляемые ко всем видам свертывания информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации, лаконичность. Логические правила, определяющие качество построения плана текста. Правила цитирования и оформления цитат. Требования к составлению тезисов: ясность, точность, определенность, непротиворечивость, логичность, лаконичность. Реферат как вторичный документ, содержащий основные выводы и положения первичного документа. Логическая схема составления реферата. Резюме как сокращенный вариант реферативного текста. Аннотация как форма свертывания информации, ее отличия от реферата. Конспектирование. Формы конспектов: текстуальные, свободные, смешанные. Индивидуализированный характер конспекта. Основные требования к конспекту. Сравнительный анализ различных форм свертывания информации, их назначение, функции в учебной и научно-исследовательской работе студентов. Практическое занятие: Составление тезисов, реферата, аннотации, конспекта. Тема 12. Формализованный метод свертывания информации и подготовки вторичных документов Определение понятий «формализация» и «формализованный анализ» текста. Объекты и цели формализованного свертывания информации. Методика формализованного анализа документов с целью извлечения наиболее информативных фрагментов текста. Формализованный анализ научных документов. Распознавание аспектов содержания научных документов с помощью формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов). Методика формализованного анализа научного документа. Методика формализованной подготовки реферата-экстракта (дайджеста). Структура реферата-экстракта и правила его оформления. Методика формализованной подготовки аннотаций (справочных, рекомендательных, рекламных), рецензий, отзывов на книги и т.п. Преимущества и недостатки, область применения и ограничения в использовании формализованных методов свертывания информации. Практическое занятие: Формализованный анализ научных документов Тема 13. Технология подготовки курсовой и дипломной работы Курсовая работа (проект): назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к курсовым работам (проектам). Особенности содержания курсовых работ (проектов) в зависимости от года обучения. Структура курсовой работы (проекта). Порядок выполнения курсовых работ (проектов). Требования к представлению содержания и оформления курсовой работы (проекта). Порядок защиты. Стандарт ВУЗа на курсовые работы (проекты) как технологическая основа их выполнения. Дипломная работа (проект): назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к дипломным работам (проектам). Структура дипломной работы (проекта). Порядок выполнения, требования к представлению содержания и оформления, порядок защиты. Стандарт ВУЗа на дипломные работы (проекты) как технологическая основа их выполнения. Практическое занятие: Анализ структуры курсовой и дипломной работы. Тема 14. Информационная культура и новые информационные технологии Понятия «информационная технология» и «новая информационная технология». Этапы развития информационных технологий. Информационная технология: принципы, отличительные особенности, инструментарий. Персональный компьютер и система телекоммуникаций как основа новой информационной технологии. Сферы применения новой информационной технологии в социально-культурной сфере. Представление об автоматизированных информационных ресурсах, их отличительных признаках и классификации. Понятие о машиночитаемых базах и банках данных. Отечественные и зарубежные базы и банки данных в социально-культурной сфере. Электронные документы как новый способ представления информации. Виды электронных научных и учебных документов. Понятие «гипертекст». Применение гипертекстовых систем в обучении. Сущность понятий «медиатизация», «мультимедиа (гипермедиа)». Интеллектуальные системы как способ реализации новых информационных технологий. Виды интеллектуальных информационных систем: фактографические, экспертные, диагностические, обучающие, прогнозирующие, системы распознавания образов. Понятие о компьютерных сетях (территориальных, локальных, глобальных). Их место в социально-культурной сфере. Организация телекоммуникационного доступа к базам данных. Мировая компьютерная сеть Internet. Представление о структуре и услугах сети Internet.Использование информационных ресурсов и услуг Internet в учреждениях социально-культурной сферы. Семинарское занятие: Структура и услуги сети Internet.
Раздел I Информационные ресурсы общества и информационная культура Тема 1. Исходные понятия курса «Информационная культура»Примерные контрольные вопросы: 1. Каково практическое значение курса «Информационная культура специалиста»? 2. В чем состоит роль информации в обществе? Задание для самостоятельной работы: Проанализируйте этапы информатизации общества Тема 2. Сущность информационной культуры личности. Культура чтения Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Изучите основные компоненты культуры чтенияТема 3. Первичные документы как составная часть информационной культуры общества Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Проанализируйте специфику документального потока по культуре и искусствуТема 4. Понятие о вторичных документахПримерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Рассмотрите алгоритм выбора системы информационных изданий по профилю своей специальности Тема 5. Библиотека как информационно-поисковая система. Технология информационного самообслуживания. Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Изучите особенности разыскания в библиотеке отдельных видов документов: книг, статей, нот, аудиовизуальных документов и т.д.Раздел II. Информационно-поисковые задачи и алгоритм их решения. Тема 6. Основные типы информационно-поисковых задач. Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Раскройте основные этапы информационного поиска. Тема 7. Адресный поиск. Алфавитный каталог как средство адресного поиска. Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Отработайте алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге. Тема 8. Тематический поиск. Систематический каталог как средство тематического поиска. Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Отработайте алгоритм поиска литературы в систематическом каталоге. Тема 9. Фактографический поиск. Справочные издания как средство фактографического поиска. Поиск информации по аналитическим запросам. Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Отработайте алгоритм выполнения фактографического поиска. Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации. Тема 10. Понятие об аналитико-синтетической переработке информации. Библиографическое описание документаПримерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Сделайте библиографическое описание документов различных видов. Тема 11. Рациональные приемы интеллектуальной работы с документами в учебной и научно-исследовательской деятельности Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Составьте текстуальный, свободный и смешанный конспекты. Тема 12. Формализованный метод свертывания информации и подготовки вторичных документов Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Составьте дайджест. Тема 13. Технология подготовки курсовой и дипломной работыПримерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Проанализируйте стандарт ВУЗа, регламентирующий выполнение курсовой и дипломной работы. Тема 14. Информационная культура и новые информационные технологии.Примерные контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Раскройте этапы развития информационных технологий.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
|
Академия культуры и искусства кафедра библиотековедения и документоведения... Цель курса формирование у студентов системы знаний, умений и навыков по организации службы конфиденциального делопроизводства и конфиденциального... | Кафедра маркетинга утверждено на заседании кафедры Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру на кафедру маркетинга | ||
Утверждено на заседании кафедры Дисциплина: «Педагогические основы разрешения конфликтных ситуаций в сфере физической культуры и спорта» | Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | ||
Учебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии... Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины ... | ||
Документоведение и архивоведение Рассмотрено на заседании кафедры документоведения и доу (11. 04. 2011, протокол №8) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Документоведение и архивоведение Рассмотрено на заседании кафедры документоведения и доу (11. 04. 2011, протокол №8) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс подготовки бакалавра по направлению... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 психология... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030501 Юриспруденция... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс для студентов по подготовки бакалавров... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | ||
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры мпвц «01» сентября... Название кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации |