Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных»





Скачать 107.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных»
Дата публикации18.04.2015
Размер107.61 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

дисциплины
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Специальности:

010503 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

080801 Прикладная информатика в экономике

Составитель: С.В. Игрунова

Белгород 2008

1. Пояснительная записка


Цели проведения промежуточной аттестации

Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» между специальными техническими и социальными дисциплинами, основные объекты которой  информационное общество и влияние на него развивающихся информационных технологий (ИТ). Полученные в результате изучения данного курса аналитические знания, с одной стороны, влияния информатики на социальные системы и процессы, с другой стороны, влияния социальной среды на создание программных и аппаратных средств, могут быть в дальнейшем использованы для объективной оценки и нахождения оптимального решения задач профессиональной области. Контроль знаний позволит выявить насколько усвоены основные факторы, определяющие направление развития ИТ и их внедрение в различные сферы человеческой деятельности.

Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается дисциплина

Участие в семинарских занятиях (ответы в форуме по вопросам представленным в учебно-методическом пособии) позволит контролировать текущую работу студентов. Написание реферата по выбранной теме (для студента – это углубление знаний, расширение кругозора) поможет преподавателю определить помимо конкретных знаний обучающегося еще и заинтересованность. Тестирование проводится как допуск к зачету, мероприятию, завершающему изучение дисциплины.

Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представления:

  • о роли и месте информационных технологий в различных предметных областях;

  • о способах реализации информационных технологий с помощью вычислительной техники.

В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания:

  • основных понятий социальной информатики;

  • этапов возникновения информационного общества;

  • технологии, поддерживающей процесс внедрения системы «управления знаниями»;

  • понятий и принципов информационно-консалтинговой деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести умения и навыки:

  • создавать и модифицировать документы различных форматов, применяя при этом соответствующие программные средства;

  • работать с управленческой информацией с элементами делопроизводства;

  • выполнять сравнительные оценки и делать аналитические выводы.

2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Социальная информатика

Предпосылки возникновения социальной информатики. Истоки современного системного мышления. Социальная информатика: понятия, цели и задачи.

Тема 2. Информационное общество

Информация – социальный ресурс. Этапы развития информационных технологий. Понятие информационного общества. Теории информационного общества. Информатизация. Социальный аспект информатизации. Переход к устойчивому развитию общества. Российский рынок деловых программ: состояние и тенденции развития. Направления оценки и критерии выбора программного обеспечения.

Тема 3. Управление знаниями (Knowledge Management)

Черты новой экономики. Интеллектуальный капитал: сущность, структура, оценка. Понятие «управление знаниями». Функции управления знаниями. Три грани управления знаниями. Стратегии эффективного формирования и использования знаний в организациях. Инженерия знаний. Системы поддержки принятия решений.

Тема 4. Информационный консалтинг

Понятие консалтинга. Принципы информационно-консалтинговой деятельности. Методический инструментарий информационного консалтинга. Взаимосвязь информационного консалтинга с другими науками. Сущность и содержание понятия «информационный ресурс». Характеристика основных показателей информационного ресурса. Анализ взаимодействия различных информационных ресурсов.

3. Контролирующий модуль


Текущий контроль -

Форма проведения, требования:

  1. Необходимо участвовать в семинарских занятиях, что требует ответов в форуме по вопросам представленным в учебно-методическом пособии (см. раздел «Семинарский практикум»). Для того чтобы принять участие в дискуссии, студент должен будет провести предварительную подготовку, как в содержательном, так и в формальном плане, а затем выложить подготовленную информацию в виде ответа в элементе «Форум» системы «Пегас».

  2. Написать реферат по выбору из предложенного списка. Защита по реферату, предоставленному преподавателю в первый день сессии проводится на семинарском занятии.


Список тем рефератов

  1. Информационное обеспечение органов законодательной власти

  2. Информационное обеспечение органов исполнительной власти

  3. Информационное обеспечение судебной деятельности

  4. Информационные технологии управления в налоговой сфере

  5. Информационные технологии управления в бюджетной сфере

  6. Системы автоматизации делопроизводства органов государственного управления

  7. Современное состояние реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010)»

  8. Назначение и функционирование Единой государственной системы управления и передачи данных

  9. Назначение и функции информационной системы ГАС «Выборы»

  10. Интернет - порталы как элемент технологии электронного правительства.

  11. Системы электронных платежей.

  12. Назначение и функции информационной системы управления ЖКХ.

  13. Информационные системы управления муниципальной недвижимостью.

  14. Применение геоинформационных технологий в муниципальных информационных системах.

  15. Использование экспертных систем в управлении муниципальным образованием.

  16. Построение распределенных информационных систем федерального, регионального и муниципального уровней.

  17. Защита информации в муниципальных информационных системах.


Критерии оценки

1. Семинары позволяют оценить уровень информированности слушателя, степень усвоения знаний (знание терминологии, имен ученых, содержание теорий и т.д.). Активность работы учащихся в форуме может быть составной частью оценки по предмету и может определяться по следующим критериям:

  1. умение задавать вопросы (количество заданных вопросов, их формулировки);

  2. умение давать ответы на вопросы (правильность и полнота ответа);

  3. частота обращения к форуму.

2. Критерии оценки реферата:

  • «зачтено» - в работе должен быть правильно составлен план, раскрыты основные вопросы темы, сделаны соответствующие выводы;

  • «незачтено» ставится в случае, когда неправильно составлен или не составлен план по соответствующим разделам, сделаны неправильные выводы, что говорит о практически полном отсутствии знаний по соответствующему разделу дисциплины.


Рубежный контроль -

Форма проведения, требования

  1. Тестирование по теоретическому материалу в режиме on-line (допускается три попытки).

  2. Подготовиться к сдаче зачета. Зачет проводится в письменной форме и предполагает ответ на теоретические вопросы из перечня списка вопросов, вынесенных на зачет.

Список тестовых вопросов

Тест располагается в системе «Пегас» (на диске каждого студента). Для прохождения теста в режиме on-line требуется подключение к сети Интернет.

Критерии оценки

В качестве критериев оценки результатов тестирования выбраны следующие:

  1. высокий уровень усвоения знаний - 85-100% правильных ответов;

  2. средний уровень усвоения знаний – 60- 85% правильных ответов;

  3. низкий уровень усвоения знаний – ниже 60%.


Итоговый контроль -

Форма проведения, требования

Зачет. К моменту сдачи зачета должен быть защищен реферат, пройден тест, а также необходимо активное участие в обсуждении вопросов к разделам (форум).

Список вопросов к зачету

В учебно-практическом пособии в разделе «Практикум (семинарский)» приведены вопросы к каждому практическому занятию в соответствии с изучаемой темой. Эти вопросы (в несколько обобщенном виде) выносятся на зачет.

  1. Перечислите основные предпосылки возникновения социальной информатики. Дайте понятие социальной информатике.

  2. Дайте понятие системному мышлению. Охарактеризуйте современное системное мышление. Перечислите четыре основных исторических источника современного системного мышления и кратко их охарактеризуйте.

  3. Перечислите глобальные проблемы информатизации.

  4. Перечислите подходы к научному статусу социальной информатики. Перечислите основные проблемы социальной информатики.

  5. Какие основные области научного поиска выделяют в социальной информатике. Какова структура социальной информатики.

  6. Чем характеризуется период построения информационной цивилизации человечества.

  7. Какие существуют подходы к рассмотрению информации. Охарактеризуйте эти концепции. Раскройте понятие «информация». На какие виды подразделяется информация.

  8. Дайте понятие информационной революции. Перечислите основные информационные революции.

  9. Перечислите этапы развития информационных технологий с различными признаками деления. Дайте понятие современных информационных технологий управления.

  10. Какие требования предъявляются к современным компьютерным технологиям. Какова важнейшая функциональная характеристика совре­менных информационных технологий.

  11. Приведите причины сложности в использовании методов оценки эффективности информационных технологий в отечественной практике.

  12. Перечислите отличительные черты информационного общества.

  13. Каковы опасные тенденции формирования информационного общества. Что такое «информационный взрыв»?

  14. Перечислите критерии перехода той или иной страны в стадию формирования информационного общества. Что такое «удельная информационная вооруженность общества».

  15. Перечислите основные теории информационного общества. Дайте понятие информатизации. Каковы цели, реализуемые в ходе информатизации.

  16. Перечислите этапы развития информатизации. Каковы благоприятные социальные условия информатизации общества. Каковы социальные факторы информатизации.

  17. Перечислите классы управленческих систем.

  18. Что в себя включает термин «знание»? Каковы типы знания?

  19. Что такое интеллектуальный капитал?

  20. В чем состоит сущность интеллектуального капитала, и какова его структура?

  21. Назовите особенности современной экономики?

  22. Что такое человеческий капитал? Что такое клиентский капитал?

  23. Что такое компетенция сотрудников? Каким образом человеческий капитал влияет на развитие компании?

  24. В чем состоят различия и сходства физического и интеллектуального капитала?

  25. Что такое коэффициент Тобина, где он применяется?

  26. Что такое управление знаниями, в чем его сущность? Каковы цели управления знаниями? Каковы компоненты управления знаниями?

  27. Каковы функции управления знаниями? Каковы три грани управления знаниями?

  28. Каковы взаимосвязи основных объектов управления знаниями? Каковы взаимосвязи внутри основных компонентов управления знаниями?

  29. Каковы стратегии эффективного формирования и использования знаний в организациях, каковы их цели?

  30. Назовите основные этапы инженерии знаний.

  31. Структура и состав систем поддержки принятия решений? Типы систем поддержки принятия решений?

  32. Назовите виды аналитических систем и задачи, которые они решают.

  33. Назовите области применения систем поддержки принятия решений?

  34. Объясните, как вы понимаете термины «консалтинг», «информационный консалтинг», «консультирование», «консультант».

  35. Назовите цель и задачи, решаемые информационным консалтингом. Что является объектом и предметом информационного консалтинга?

  36. В чем, по-вашему, состоит отличие внутренних консультантов от внешних?

  37. На каких принципах основывается деятельность специалиста, занимающегося информационным консалтингом?

  38. В чем заключается рекомендательный характер оказываемой консультантом помощи? Что такое межотраслевой опыт в практике консультирования?

  39. В чем заключается содействие консультанта повышению профессиональной компетенции работников консультируемой организации?

  40. Почему в практике консультирования важны соблюдение этических норм и сохранение конфиденциальности информации?

  41. Расскажите о связи информационного консалтинга с философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой, экономикой, политологией, информатикой и другими науками.

  42. Что такое информационный ресурс? На какие компоненты подразделяется информационный ресурс, и какими показателями характеризуются составляющие элементы информационного ресурса?

  43. Дайте характеристику составляющим компонентам информационного ресурса.

  44. Что является определяющим критерием информационных ресурсов? Каковы источники формирования информационных ресурсов организации?

  45. Что является главным звеном в многокомпонентной структуре информационных ресурсов и почему? Как вы объясните, что информационные ресурсы образуют особую инфраструктуру современного общества?

  46. Объясните, каким образом информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания внешних пользователей, формируются и используются различными информационными органами. Расскажите, что такое встроенные информационные ресурсы.

  47. Дайте краткую характеристику существующим в России основным государственным информационным системам.

  48. Что такое электронные массивы информации? Почему они являются наиболее быстро развивающейся составляющей информационных ресурсов?


Критерии оценки:

  • «зачтено» - студент имеет устойчивые знания об основных понятиях дисциплины, может сформулировать взаимосвязи между понятиями;

  • «незачтено» - студент имеет значительные пробелы в знаниях, не может сформулировать взаимосвязи между изучаемыми в курсе понятиями, не имеет представления о большинстве изучаемых основных понятий дисциплины.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Основная литература:

  1. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, 2001.

  2. Гринберг А. С., Король И. А. Информационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  3. Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой – М.: Добрая книга, 2005. – 192 с., илл.

  4. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Уч. Пособие. – М.: Деловая книга, 2000 г. – 350 с.

  5. Лапин Н. И. Социальная информатика: Основания, методы, перспективы / Отв. ред. Н.И. Лапин. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 216 с.

Дополнительная литература:

  1. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 2002.

  2. Гульковский А. В., Рысюк В. Н. Управленческое консультирование. Вопросы и ответы. М.: ЮРКНИГА, 2004.

  3. Информациология и информационная политика /Под ред. Попова Л.Г. - М.:Луч, 2002. – 276 с.

  4. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции /Под ред. А.А. Иванова. М.: Институт развития информационного общества, 2000. 840 с.

  5. Коротков Э. М. Исследование систем управления. М., 2000.

  6. Костров А. В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.

  7. Ракитов А.И. Информация, наука, техника в глобальных исторических измерениях. – М.: ИНИОН РАН, 2001.

  8. Сенге П. «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации». М.: Олимп-Бизнес, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной...
Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Целью...
Составитель: старший преподаватель кафедры социальных технологий Самохвалова Е. В
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины «Налоговые системы зарубежных стран»
Целью проведения промежуточной аттестации является определение уровня знаний студента по изучаемой дисциплине на текущем этапе
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины Рекламная деятельность...
Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рекламная деятельность...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconО промежуточной аттестации мбоу «Средняя общеобразовательная школа...
Учреждения, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Данное положение...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconО формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости...
ОУ, регулирующим формы, периодичность и порядок, систему оценок текущего контроля и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся....
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся I. Общие положения
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПринято на педагогическом Совете школы Протокол № от 2012г Положение...
Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся, формах её проведения, системе оценивания обучающихся и переводе их в...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconО системе оценивания, формах, порядке, периодичности промежуточной...
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПоложение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной...
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПоложение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной...
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» icon1. Общие положения
Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года» является локальным...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconУтверждено
У кмл, регулирующим формы, периодичность и порядок, систему оценок текущего контроля и формы проведения промежуточной аттестации...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учреждения, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Данное положение...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся
Ю. А. Гагарина (далее-образовательное учреждение), регламентирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной...
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Основной целью проведения промежуточной аттестации является выявление уровня знаний студентов в заданной предметной области. Данная дисциплина  одна из «пограничных» iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в...
Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года» является локальным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск