Факультет информационных технологий утверждаю





Скачать 280.28 Kb.
НазваниеФакультет информационных технологий утверждаю
страница1/2
Дата публикации27.05.2015
Размер280.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины
ЭСТЕТИКА


Направление подготовки

230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Профиль подготовки

Прикладная информатика (в экономике)


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО "МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой ________________________

(протокол № ______ от _____________________

Зав.кафедрой ______________________________

Москва

2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Составитель Рабочей программы ЗАМАНСКАЯ ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных дисциплин.

Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата; компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины (модуля); структуру и содержание дисциплины (модуля); образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
Рецензент Рабочей программы Радзинский Дмитрий Леонидович – кандидат философских наук, доцент.


  1. Цели освоения дисциплины



Целями освоения дисциплины (модуля) «Эстетика» являются:

обучающие: вооружить студентов знаниями о предмете, специфике и функциях эстетики как теории и как эстетической практики; представить многоаспектность понятия «эстетического отношения к действительности» и показать расширение «ареала» эстетического в современной жизни; показать соотношение эстетики и искусства; помочь осмыслить возможности использования эстетического знания и эстетического опыта в будущей профессии психолога.

воспитательные: способствовать воспитанию и развитию совершенного эстетического вкуса и эстетической чуткости современного молодого человека; формировать объективное и адекватное восприятие и оценку явлений классического искусства и современной массовой культуры; формировать способность улавливать и учитывать в профессиональной деятельности психолога негативные, разрушительные последствия влияния на вкусы и психику людей продукции современного «масскульта».


  1. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «Эстетика» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студента) ГСЭ и изучается в У1 семестре (предвыпускной курс очной формы обучения в 4 года). Непосредственно на нее «работают» и, следовательно, формируют «входные» знания для изучения «Эстетики» такие дисциплины, как История, Философия, Культурология. При этом именно Эстетика, подытоживая теоретические знания, полученные при изучении перечисленных дисциплин, ориентирована на практическое применение знаний и навыков в осмыслении и интерпретации современного искусства, на применение категорий классической эстетики к анализу новейших феноменов культуры, нацелена на формирование и оттачивание художественного вкуса молодого профессионала. Для психолога этот курс вдвойне необходим, ибо в репертуаре его профессионального воздействия на будущих рецепиентов всегда должно отводиться достойное место «культурной терапии», интегрирующему воздействию на личность средствами искусства. И это важнейшая профессиональная перспектива освоения дисциплины (модуля) «Эстетика», к которой должен быть должным образом подготовлен бакалавр.

Каковы исходные методологические позиции для формирования концепции дисциплины (модуля) «Эстетика»?

Современная отечественная эстетика является преемницей наследия российской эстетической мысли и опыта мировой эстетики. Освобождаясь от догматизма и нетерпимости, свойственных идеологизированной марксистко-ленинской эстетике, она стремится к диалогичности, к плюрализму, к толерантности. В результате эстетика становится все более адекватной природе искусства, современной картине мира и современному мышлению. С новых позиций эстетическая наука способна стала дать адекватный анализ и объективную оценку современной культурологической ситуации, явлениям массовой культуры, ценностям и антиценностям современного мира.

Основанная на новых принципах, отечественная эстетика становится необходимым звеном в системе современного высшего образования и продуктивным средством для формирования нового мышления. Данные цели и задачи определяют содержание и структуру предлагаемой рабочей программы дисциплины (модуля) «Эстетика» в Московском психолого-социальном университете. Учитывая опыт современных авторских концепций и версий, предлагаемых новейшими пособиями и учебниками, автор данной программы сознательно ориентирует ее на наиболее классический и «нейтральный» вариант, который позволяет осветить основные проблемы эстетики в историческом аспекте и сформулировать актуальные вопросы современной эстетической теории и практики.

В связи с этим изучение вузовского курса эстетики предполагает два уровня и направления подготовки бакалавра: теоретический и практический. Тем более, подобная взаимосвязь двух названных направлений необходима для будущего психолога. Полученные в теоретическом блоке знания позволяют не только самостоятельно воспринимать и оценивать явления искусства, но и использовать опыт теоретического знания в будущей практической работе. Варианты использования эстетического материала многообразны: от различных видов тестирования пациентов через отношение к произведениям искусства или художественному образу до ведения тренингов и специальных видов терапии с помощью эстетических программ или их элементов. Поэтому исключительно важно, чтобы студент в ходе освоения дисциплины (модуля) «Эстетика» полученные в теоретической части знания спроецировал на конкретные феномены искусства при личном знакомстве с ними по заданию преподавателя и при собственном выборе «площадок» эстетического опыта.

Теоретическая база курса в ее многообразии и многосоставности излагается в предлагаемой программе учебной дисциплины. А практическое овладение навыками трактовки и оценки эстетических явлений предполагает посещение художественных галерей, выставок, концертов, спектаклей и отчеты о таких посещениях. Практическая часть курса значительно оживляет учебный курс, делает его более близким и насущным, доказывает жизненную необходимость овладения инструментарием эстетического опыта и анализа. Практика показывает, что студенты с удовольствием выполняют эту часть программы подготовки по эстетике и с не меньшим удовольствием делятся своими впечатлениями и суждениями.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ЭСТЕТИКА

В результате освоения дисциплины (модуля) «Эстетика» бакалавр должен
знать (ОК-11) :

- роль и место эстетики в системе современного гуманитарного знания и связь ее с другими гуманитарными дисциплинами;

- специфику художественного образа, природу эстетического сознания, специфику отражения действительности в явлениях искусства;

- основные категории и законы эстетики как инструментарии интерпретации и оценки явлений искусства;

- основные законы эстетического отношения к действительности;

- основные исторические этапы развития эстетической практики и эстетической рефлексии;

- основные законы функционирования и восприятия эстетических явлений;
- специфику, содержание и возможности воздействия основных видов искусства на человека;
уметь:

- выявлять и учитывать эстетические аспекты различных сторон жизни и видов деятельности (ОК-5);

- рационально осмысливать и ориентироваться в многообразной и разнообразной практике современной эстетической действительности (ОК-4);

- адекватно и объективно оценивать явления и эстетическое достоинство всех видов современного искусства (ОК-5);

- ориентироваться в тенденциях и потоках современной массовой культуры с точки зрения их эстетического достоинства и воздействия на эстетические вкусы потребителя (ОК-2);
владеть:

- навыками логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

- навыками толерантного сотрудничества в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

- навыками понимания сущности и проблем современного информационного общества, в том числе в его гуманитарных составляющих (ОК-7);

- навыками самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию во всех областях образования (ОК-5);
быть ознакомленным и уметь использовать информацию и навыки учебного курса в ситуациях:

- применять полученные знания и навыки в профессиональной деятельности;

- применять полученные знания и навыки в созидании собственной жизни по законам эстетического совершенства;

- постоянно использовать знания и опыт курса «Эстетика» в совершенствовании собственного эстетического вкуса;

- использовать возможности «культурной терапии» в интегрирующем совершенствовании собственной личности и окружающих.

4.Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Очная форма обучения 4 года



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Введение. Эстетика как наука. Эстетика в современной системе гуманитарного знания.

6


8


2






2






4







Проверка таблицы, фронтальный опрос.


2

Раздел 1. История эстетики:

Тема: Античная эстетика.

Тема: Эстетика Средневековья.

Тема: Эстетика Возрождения.

Тема: Эстетика Классицизма.

Тема: Эстетика Просвещения.

Тема: Немецкая эстетика конца ХУШ начала Х1Х веков.

Тема: Развитие эстетической мысли в России – вторая половина Х1Х-ХХ веков.

Тема: Основные направления западной эстетики конца Х1Х и ХХ вв.

6


26



4






2





20








Фронтальный опрос на лекциях. Индивидуальный опрос и оценка ответов на семинаре.


3

Раздел П. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание:

Тема: Возникновение и развитие эстетической деятельности.

Тема: Основные эстетические категории.

6


18



4






4






10








Опрос, оценка ответов.


4

Раздел Ш. Художественное творчество. Искусство. Процесс художественного творчества:

Тема: Процесс художественного творчества.

Тема: Происхождение и природа искусства.

Тема: Виды искусства.

6

20

4




6




10







Отчеты о посещении эстетических объектов по предложенному вопроснику.




ИТОГО

6

72

14




14




44







Зачет


Заочная форма, бакалавр




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Введение. Эстетика как наука. Эстетика в современной системе гуманитарного знания.

8


18


2










16







Проверка таблицы, фронтальный опрос.


2

Раздел 1. История эстетики:

Тема: Античная эстетика.

Тема: Эстетика Средневековья.

Тема: Эстетика Возрождения.

Тема: Эстетика Классицизма.

Тема: Эстетика Просвещения.

Тема: Немецкая эстетика конца ХУШ начала Х1Х веков.

Тема: Развитие эстетической мысли в России – вторая половина Х1Х-ХХ веков.

Тема: Основные направления западной эстетики конца Х1Х и ХХ вв.

8


18










18








Фронтальный опрос на лекциях. Индивидуальный опрос и оценка ответов на семинаре.


3

Раздел П. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание:

Тема: Возникновение и развитие эстетической деятельности.

Тема: Основные эстетические категории.

8


18







2






16








Опрос, оценка ответов.


4

Раздел Ш. Художественное творчество. Искусство. Процесс художественного творчества:

Тема: Процесс художественного творчества.

Тема: Происхождение и природа искусства.

Тема: Виды искусства.

8

18







2




16







Отчеты о посещении эстетических объектов по предложенному вопроснику.




ИТОГО

8

72

2




4




66







Зачет



  1. Образовательные технологии


Лекции;

Семинарские занятия;

Составление таблиц и алгоритмов анализа произведений искусства;

Анализ произведений искусства различных видов и жанров;

Посещение эстетических «объектов» (по заданию преподавателя и по выбору студентов) с последующим отчетом и оценкой увиденного;

Задание «Знакомство с первоисточниками»;

Задание «Знакомство с подлинниками» (с учетом культурных возможностей Москвы).


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.



Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины




п/п


Наименование тем

Л, С

и/или

ПЗ

Содержание самостоя

тельной

работы




Форма контроля

1.

Введение. Эстетика как наука. Эстетика в системе современного гуманитарного знания.

Л

По материалам лекции и учебной литературы составить таблицу-характеристику специфики и задач современной отечественной эстетики.

Проверка таблицы. Фронтальный опрос.

2.

Раздел 1. История эстетики:

Тема: Античная эстетика.

Тема: Эстетика Средневековья.

Тема: Эстетика Возрождения.

Тема: Эстетика Просвещения.

Тема: Немецкая эстетика ХШУ начала Х1Х веков.

Тема: Развитие эстетической мысли в России – вторая половина Х1Х – ХХ века.

Тема: Основные направления западной эстетики конца Х1Х и ХХ вв.

Л, С

Работа с учебной литературой и штудирование записей лекций.

Фронтальный опрос на лекциях.

Индивидуальный опрос и оценка ответов на семинаре.

3.

Раздел П. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание:

Тема: Возникновение и развитие эстетической деятельности.

Тема: Основные эстетические категории.

Л, С

Работа с учебной литературой к семинару.
Теоретические знания об основных категориях эстетики применить в анализе произведений.


Опрос, оценка

ответов.


Индивидуальные сообщения о произведениях (по выбору студентов).

4.

Раздел Ш. Художественное творчество. Искусство. Процесс художественного творчества:

Тема: Процесс художественного творчества.

Тема: Происхождение искусства.

Тема: Виды искусства.


Л, С

В течение семестра посетить шесть эстетических «объектов» с последующим анализом.

Отчеты о посещении эстетических объектов по предложенным вопросам.

5.

Подготовка к зачету.







Зачет.



5. Тематика рефератов.
В учебно-методическом комплексе приводится тематика рефератов. Однако данный вид работы в системе изучения курса рекомендуется факультативно. Основным, более результативным, а потому более предпочтительным в условиях обучения студентов в городе Москве, который предоставляет исключительные возможности эстетического образования и эстетического воспитания и самовоспитания студентов, безусловно, остается обязательное посещение ряда эстетических объектов с последующим оформлением отчета.

Вместе с тем, рекомендуемый перечень рефератов может вариативно использоваться в ситуации, если посещение студентами выставок, концертов, театров по каким-либо причинам невозможно. А, кроме того, любой перечень вопросов нацеливает студента на дополнительную возможность самопроверки.


    1. Эстетика как философская наука.

    2. Эстетика в системе современного гуманитарного знания.

    3. Предмет эстетики.

    4. Эстетические универсалии культуры.

    5. Проблемное поле античной эстетики.

    6. Аристотель как первый теоретик эстетики.

    7. «Поэтика» Аристотеля.

    8. Эстетическое и сакральное в византийско-русской иконописной традиции.

    9. Эстетическое и сакральное в древнерусском искусстве.

    10. Канон в средневековом искусстве (икона и житие).

    11. Эстетика западноевропейского Средневековья.

    12. Итальянское Возрождение как новый этап в истории эстетики.

    13. Классицизм в эстетике и искусстве.

    14. Эстетика Просвещения: идеи и представители.

    15. Эстетика романтизма: идеи и художественная практика.

    16. Проблема реализма и натурализма в искусстве.

    17. Немецкая классическая эстетика.

    18. Прекрасное и возвышенное в эстетике И.Канта.

    19. Стадиальность развития искусства в эстетике В.Гегеля.

    20. «Эстетика жизни» русских мыслителей Х1Х века.

    21. Символ и символизм.

    22. Эстетическое и художественное.

    23. Вкус как эстетическая категория.

    24. Красота и прекрасное в истории эстетики.

    25. Эстетический смысл трагического.

    26. Смысл и функции иронии в постмодернизме.

    27. Познавательный смысл искусства.

    28. Научно-технический прогресс и искусство.

    29. Эстетический смысл катарсиса.

    30. Эстетические возможности и пределы мимесиса.

    31. Художественный образ и символ.

    32. Художественный образ и знак.

    33. Форма и содержание в искусстве.

    34. Психология искусства (по Л. Выготскому).

    35. Аксиология искусства.

    36. Герменевтика искусства.

    37. Стиль в искусстве.

    38. Место и роль авангарда в художественно-эстетической культуре ХХ века.

    39. Смысл эстетического эксперимента в футуризме.

    40. Пределы эстетического в сюрреализме.

    41. Эстетика постмодернизма.

    42. Эстетика массовой культуры: реальность или проблема?

    43. Современная мода как эстетический феномен.

    44. Эстетика рекламы: реальность или проблема?

    45. Виртуальная реальность и художественный образ.


5.1. Методические указания по написанию реферата.

Объем реферата 10-15 страниц машинописного текста (можно представлять в рукописном виде). В реферате должен быть оформлен титульный лист, план, сноски, общий список использованной литературы.

Предлагаемая тематика рефератов предполагает не только использование первоисточников и учебной литературы, но и немалую долю самостоятельности. Проявится она в выборе темы, ответе на тот или иной проблемный вопрос, который заложен практически во всех рекомендуемых темах, в отборе материала, логике доказательств, выводах.

В задачу студента при написании реферата входит обязательная «проекция» исторических тем и проблем на современные грани и проблемы эстетики и художественной жизни, и, напротив, при обращении к материалу современного искусства и эстетической теории и практики необходимы экскурсы в историю эстетической практики и эстетической рефлексии.

В предлагаемом списке рефератов многие темы обращены к материалу и проблемам, которые будут актуальны и полезны при профессиональной подготовке психолога. Такая нацеленность на осмысление любой темы в профессиональной «перспективе» поможет более активному усвоению информационного массива курса «Эстетика» и выработает отношение к эстетике как к дисциплине практической, которая способна помочь в решении актуальных задач духовного совершенствования и самовоспитания самого студента, а еще и даст богатейший и ни с чем не сравнимый по своим возможностям материал для коррекционной и социальной работы будущего психолога. Все эти аспекты, плоскости и возможности и должен учитывать автор будущего реферата.
Самостоятельная работа студентов.

В наши дни и на наших глазах отечественная эстетика из науки и вузовской дисциплины идеологизированной и политизированной превратилась и продолжает превращаться в область знания плюралистичную, диалогическую и толерантную по отбору материала и оценкам. Но именно столь принципиальная и резкая смена парадигмы отечественной эстетики в последние два десятилетия обнаружила и подтвердила непреходящую ценность тех пластов эстетического опыта и эстетического знания, которые не подвержены идеологическим веяниям и переоценкам.

В организации самостоятельной работы студентов по эстетике мы и делаем основной акцент на знакомстве с первоисточниками – как эстетического знания и эстетической мысли прошлого и настоящего, так и художественного опыта.

Это тем более актуальный акцент в условиях столь богатого традициями и возможностями города, каким является Москва. И вдвойне актуальность данного акцента подтверждается тем, что возможности эстетического воспитания и самовоспитания, какими располагает Москва, как показывает опыт преподавания эстетики современным студентам, практически не использован ими в школе и в семейном воспитании. Студенты (москвичи!) искренне удивлены бывают впервые увиденным ими в самых известных художественных галереях, где они до сих пор не бывали, и искренне благодарят за такую необычную форму организации их самостоятельной работы преподавателем.

В организацию самостоятельной работы по курсу «Эстетика» входят два раздела.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Факультет информационных технологий утверждаю icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационный технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий утверждаю
Ефимов Павел Павлович, кандидат педагогических наук, кафедра "Информационных технологий", для студентов 4,5-го курсов, обучающихся...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет «Информационных систем и инновационных технологий в управлении» «утверждаю»
...
Факультет информационных технологий утверждаю icon«утверждаю» «утверждаю» Начальник гуит фтс россии
Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области информационных технологий
Факультет информационных технологий утверждаю iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Факультет информационных технологий утверждаю iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме
Факультет информационных технологий утверждаю iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Факультет информационных технологий утверждаю iconПрименение технологий olap и Data Mining для поддержки принятия стратегических решений в вузе
Дагестанский государственный университет, факультет информатики и информационных технологий, Махачкала, Россия
Факультет информационных технологий утверждаю iconНоу впо институт государственного управления, права и инновационных...
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Факультет информационных технологий утверждаю iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
«Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», ут­вер­ж­ден­ным Министерством образования...
Факультет информационных технологий утверждаю iconФакультет информационных технологий
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет информационных технологий утверждаю iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск