Скачать 257.66 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СМЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИРУРГИЯ основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ форма обучения: очная Срок обучения: 1 год Всего учебных часов/ зачетных единиц: 1 зачет.ед. / 36 часов Всего аудиторных занятий: 0,27 зачет.ед / 10 часов Всего лекций: 0,083 зачет.ед./ 3 часа Всего практических занятий: 0,194 зачет.ед. / 7 часов Всего на самостоятельную работу ординатора: 0,72 зачет.ед / 26 часов Форма контроля, отчетности: зачет Аттестация: ежеквартально Махачкала – 2013 Рабочая программа смежной дисциплины «хирургия» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности «акушерство и гинекология» разработана сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии ФПК и ППС (заведующий кафедрой – д.м.н., профессор Омаров Н.С-М. ) Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета факультета _______________________________________________________________ (наименование факультета) Председатель ученого совета «___»________20____г. _____________ _____________ (подпись) (Ф.И.О.) СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины. Основной целью обучения в системе послевузовского профессионального образования является подготовка высококвалифицированного врача специалиста акушер-гинеколога, владеющего обширным объемом теоретических знаний; способного успешно решать профессиональные задачи; умеющего провести дифференциально-диагностический поиск; оказать в полном объеме медицинскую помощь; провести все необходимые профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья больного. Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении: • основ современной клинической, лабораторной и инструментальной методов обследования больных; • основных направлений организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями; • современных подходов, выполнение наиболее распространенных врачебных манипуляций и практических навыков, предусмотренных учебной программой. • методов исследования сбора анамнеза, проведения общеклинического обследования больных с хирургическими заболеваниями, анализировать полученные результаты. 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура). Дисциплина «хирургия» входит в состав обязательных специальных дисциплин основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности «акушерство и гинекология» (ОД.И.02.2). 3. Требования к уровню подготовки интерна, завершившего изучение данной дисциплины. Интерны, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
По итогам освоения курса проводится зачет. Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме собеседования преподавателя с соискателями ученой степени по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных семинарских занятий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачет. ед./ 36 часов.
5. Тематический план.
6. Содержание дисциплины. 6.1. Содержание лекционных и практических занятий. Лекционный курс
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам Курс практических занятий
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам 6.2. Самостоятельная работа интерна. (Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин)
6.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов. Перечень контрольных вопросов: Задача № 1 Укажите дополнительный метод лечения острого гнойного перитонита, наиболее часто применяемый в послеоперационном периоде. Ответы: 1 - в/в форсированный диурез 2 - дренирование грудного лимфатичесого протока 3 - гемосорбция 4 - эндолимфатическое введение антибиотиков 5 - плазмоферез Задача № 2 В какой из ниже перечисленных ситуаций у больных с острым аппендицитом аппендэктомия противопоказана? Ответы: 1 - при аппендикулярном инфильтрате 2 - при инфаркте миокарда З - во второй половине беременности 4 - у больного с геморрагическим диатезом 5. при разлитом перитоните Задача № 3 Назовите решающие методы исследования в постановке диагноза «Острая кишечная непроходимость»: а) обзорная R-скопия брюшной полости, б) исследование пассажа бария по кишечнику, в) эзофаго-гастродуоденоскопия, г) лапароскопия, д) биохимический анализ крови. Выберите правильную комбинацию ответов. Ответы: 1 - а, б, в 2 - б, г, д 3 - а, 6 4 - б, в 5 - а, г, д Задача № 4 При лечении общего гнойного перитонита производят трансназальную продленную интубацию кишечника с целью: (выберите правильный ответ) Ответы: 1 - учета потери жидкости ч/з желудочно-кишечный тракт 2 - профилактики пареза кишечника 3 - питания больного ч/з зонд 4 - промывания желудочно-кишечного тракта 5 - введения лекарственных препаратов Задача № 5 Для прободной язвы желудка в первые 6 часов типичны следующие симптомы: а) резкие внезапные боли в животе, б) доскообразный живот, в) многократная рвота, г) вздутие живота, д) исчезновение печеночной тупости. Выберите правильную комбинацию ответов. Ответы: 1 - а, в, г, д 2 - а, б, д 3 - в, г, д 4 - а, б, г 5 - все ответы правильные Задача № 6 Оптимальный путь введения лекарственных препаратов при остром панкреатите? Ответы: 1 - внутриартериально 2 - в\венно 3 - в пупочную вену 4 - в брюшную полость 5 - в чревный ствол Задача № 7 Операция, не выполняемая при хроническом панкреатите? Ответы: 1 - продольная панкреатоеюностомия 2 - некрэктомия 3 - цистоэнтеростомия 4 - резекция поджелудочной железы 5 - левосторонняя спланхникэктомия Задача № 8 Больному, у которого IV группа крови, по жизненным показаниям необходимо перелить кровь. Определить резус-фактор нет ни времени ни возможности. Какой группы и «резуса» кровь предпочтительно при этом перелить больному? Ответы: 1 - АВ(IV) резус+ 2 - В(III) резус+ 3 - АВ(IV) резус- 4 - А(II) резус- 5 - О(I) резус+ Задача № 9 У больного 47 лет, на 3 сутки от начала заболевания на операции по поводу острой кишечной непроходимости, обнаружена опухоль селезеночного изгиба толстой кишки, прорастающая в селезенку. Петли тонкой кишки - шириной 6см. В печени имеются два неудалимых метастаза. Каким оперативным вмешательством можно ограничиться в этом случае? Ответы: 1- илиосигмоанастомоз 2 - обходной трансверзосигмоанастомоз, назоинтестинальная интубация тонкой кишки 3 - цекостомия 4 - сигмостомия 5 - обструктивная резекция кишки Задача № 10 Больной 45 лет, оперируется по поваду язвенной болезни желудка. При мобилизации желудка и его тракции произошла остановка сердца. Каковы действия анестезиолога? а) отключить анестетик, б) обеспечить ИВЛ кислородом, в) углубить наркоз, г) внутривенно адреналин, д) перелить срочно полиглюкин и кровь. Выберите правильную комбинацию ответов. Ответы: 1 - а, г, д 2 - б, в, г 3 - 6, в, л 4 - а, б, г 5 - б, г, д Задача № 11 Каковы действия хирурга (см. условия задачи № 14)? а) продолжить операцию, б) немедленно прекратить операцию, в) провести непрямой массаж сердца, г) в случае неэффективности непрямого массажа сердца - торакотомия и прямой массаж сердца, д) при фибрилляции желудочков сердца - провести электродефибриляцию. Выберите правилънию комбинацию ответов. Ответы: 1 - б, в, г, д 2 - а, в, д З - в, г, д 4 - а, г, д 5 - б, в, г Задача № 12 Наиболее характерными осложнениями острого панкреатита являются: абсцесс дугласова пространства, 2 - абсцесс сальниковой сумки, 3 - забрюшинная флегмона, 4 - наружные и внутренние свищи, 5 -пилефлебит. Правильным будет? Ответы: 1 - 2, 3, 4 2 - все ответы верны 3 - 1, 2, 3 4 - 1, 2, 4 5 - 2, 3, 5 Задача № 13 При неясной клинической картине имеется напряжение и болезненность в правом подреберье и правой подвздошной области. Ваши действия? Ответы: 1 - диагностическая лапаротомия 2 - лапароскопия З - УЗИ органов брюшной полости 4 - динамическое наблюдение в течение суток 5 - антибиотики и анальгетики, лед на живот Задача № 14 Больной 62 лет, по-поводу хронического калъкулезного холецистита произведена холецистэктомия. Через несколько часов падение артериального давления, снижение гемоглобина до 40 г/л, тахикардия. Какое послеоперационное осложнение возникло? Ответы: 1 - динамическая непроходимость кишечника 2 - ишемическая болезнь сердца, инфаркт 3 - тромбоэмболия легочной артерии 4 - виутрибрюшное кровотечение 5 - желчный перитонит Задача № 15 Механизм лечебного действия цитостатиков при остром панкреатите? Ответы: 1 - блокада блуждающего нерва 2 - уменьшение воспаления в железе 3 - блокада образования панкреатических ферментов в железе 4 - уменьшение болей 5 - инактивация панкреатических ферментов Задача № 16 Наиболее часто применяемая операция при некротическом панкреатите? Ответы: 1 - панкреатэктомия 2 - некрэктомия, декомпрессия желчных путей, дренирование 3 - резекция поджелудочной железы, перитонеальный диализ 4 - обкалывание поджелудочной железы, дренирование 5 - рассечение капсулы поджелудочной железы, дренирование Задача №17 С целью подготовки к операции больного с длительной механической желтухой на почве ЖКБ важно произвести: 1 - лапароскопическую холецистостомию, 2 - эндоскопическую папиллотомию, З - чрескожное чреспеченочное дренирование гепатикохоледоха, 4 - гемосорбцию, 5 - эндоскопическую папиллотомию и назобилиарное дренирование. Выберите правильною конбинаиию ответов. Ответы: 1 - 1, 2, 3 2 - 3, 4, 5 3 - 1, 3, 5 4 - 2, 3, 5 5 - все ответы правильные Задача № 18 Больной с острым панкреатитом поступил через несколько часов от начала заболевания, перитонеальных симптомов нет. Ваша тактика? Ответы: 1 - лапаротомия с дренированием брюшной полости 2 - лапаротомия с рассечением капсулы поджелудочной железы 3 - резекция поджелудочной железы 4 - лапароскопическое дренирование брюшной полости 5 - инфузионная терапия, цитостатические и антиферментные препараты Задача № 19 Назовите симптомокомплекс, характерный для пептической язвы анастомоза после резекции желудка: 1 - тяжесть в эпигастрии, 2 - боли после приема пищи, 3 - рвота желчью, 4 – «голодные» боли, 5 – рвота кислым желудочным содержимым, 6 - слабость после еды, 7 - изжога Ответы: 1 - 1, 2, 4 2 - 3, 4, 6 3 - 2, 3, 7 4 - 1, 3, 6 5 - 4, 5, 7 Задача № 20 Назовите, какие морфологические процессы характеризует развитие хронического панкреатита? 1) поражение артериального сосудистого русла поджелудочной железы, 2) атрофия и фиброзно-склеротические изменения паренхимы, 3) гнойно-некротические изменения, 4) специфическое поражение паренхимы, 5) инфекционно-аллергические процессы. Ответы: 1 - 1, 2, 3 2 - 1, 2, 5 3 - 3, 4 4 - 3, 5 5 - 2, 3 Перечень рефератов: 1. 2. 7. Образовательные технологии. В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии: 1. Лекционно-практические технологии (лекция проблемная, консультация, пресс-конференция, дискуссия, визуальная; семинарские, практические занятия). 2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма. 3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, развития критического мышления, консультирования. 4. Использование учебно-методического программного комплекса. 5. Решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях. 6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно – информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения интерном образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по медицинским наукам, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы и труды конференций по по всем специальностям медицинской науки. 8.1. Основная литература:
8.2. Дополнительная литература:
8.3. Периодическая литература:
8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. Российская медицинская поисковая система; 2. электронная база данных ЦМБ; 3. специализированные медицинские справочные ресурсы Интернета. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Академия располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом интерна, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; для организации индивидуальной работы с интернами; учебники, учебные пособия и рекомендации. Материально-техническая база академии включает в себя:
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за _________/_________ учебный год В рабочую программу _______________________________________________ (наименование дисциплины) Для специальности _____________________________________________ (номер специальности) Вносятся следующие дополнения и изменения: Дополнения и изменения внес __________________________________________________________________ (должность, ФИО, подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета __________________________________________________________________ (наименование факультета) «___» _______________ 20___ г. Председатель Ученого совета __________________ _____________________ (подпись) (ФИО) |
Рабочая программа учебной дисциплины госпитальная хирургия, детская... Целями освоения учебной дисциплины Госпитальная хирургия, детская хирургия являются: получение знаний по этиологии, патогенезу, клинической... | Аннотация к рабочей учебной программе профессионального образования... «Хирургия» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения... | ||
Рабочая программа смежной дисциплины «Инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа смежной дисциплины «химиотерапия злокачественных образований» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «хирургия» Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; паспорта специальности научных работников 14. 01. 17 – «хирургия», учебного плана гбоу впо... | Рабочая программа по дисциплине Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является формирование базовых, системных и информационных... | ||
Рабочая программа по дисциплине Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» является формирование базовых, системных и информационных... | Рабочая программа послевузовского профессионального образования смежной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая... Цель – подготовка врача стоматолога, способного оказывать помощь пациентам с челюстно-лицевой патологией | Рабочая программа Дисциплина: хирургическая стоматология и челюстно-лицевая... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерства... | ||
Рабочая программа смежной дисциплины кожные и венерические болезни... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «детская... Цель овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики основных хирургических стоматологических... | ||
Рабочая программа по дисциплине б химия неорганическая и аналитическая Целью освоения дисциплины «Химия неорганическая и аналитическая» является формирование базовых, системных и информационных компетенций... | Примерная программа наименование дисциплины «оперативная хирургия с топографической анатомией» Оперативная хирургия с топографической анатомией состоит в том, чтобы дать выпускникам теоретические знания, практические умения... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «топографическая анатомия и оперативная хирургия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины хирургические болезни (раздел Госпитальная хирургия) Способы профилактики послеоперационных осложнений и вопросы реабилитации пациентов в послеоперационном периоде |