МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ПРИНЯТО
| УТВЕРЖДАЮ
| решением Ученого совета
| Ректор, профессор
| ГБОУ ВПО «ДГМА МЗ СР РФ»
| А.О.Османов
| протокол №
|
| от ___ _______________ 2012 г.
|
|
| ___ _______________ 2012 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГО СИМУЛЯЦИОННОГО КУРСА
основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности – «ОНКОЛОГИЯ» (ординатура) Форма обучения: очная
Год обучения: первый
Всего учебных часов/ зачетных единиц: 3 зачет.ед./ 108 часа
Всего аудиторных занятий: 0,5 зачет.ед/ 18 час
Всего практических занятий: 0,5 зачет.ед./18 часов
Всего на самостоятельную работу интерна: 2,5 зачет.ед/ 90 час
Форма контроля, отчетности: зачет
Махачкала – 2012
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по специальности «онкология» разработана д.м.н., доцентом Рамазановым М.Р.
(заведующий кафедрой – д.м.н., проф. Алиев С.А.)
(ученые степень, звание, ФИО)
Рекомендована к утверждению рецензентами:
________________________________________________________
(ФИО, ученые степень, звание, место работы)
________________________________________________________
(ФИО, ученые степень, звание, место работы)
Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета факультета
_______________________________________________________________
(наименование факультета)
Председатель ученого совета
«___»________20____г. _____________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.) СОДЕРЖАНИЕ
Состав рабочей группы и консультантов по разработке рабочей программы по дисциплине «онкология» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности «онкология»
|
| 1. Цели и задачи освоения дисциплины
|
| 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)
|
| 3. Требования к уровню подготовки ординатора, завершившего изучение данной дисциплины
|
| 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
|
| 5. Тематический план
|
| 6. Содержание дисциплины
|
| 6.1. Содержание лекционных и практических занятий
|
| 6.2. Самостоятельная работа ординатора
|
| 6.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов
|
| 7. Образовательные технологии
|
| 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
| 8.1. Основная литература
|
| 8.2. Дополнительная литература
|
| 8.3. Периодическая литература
|
| 8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
|
| 9. Материально-техническое обеспечение
|
| Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью изучения является получение ординаторами комплекса фундаментальных знаний и практических навыков в области онкологии, которые позволят им квалифицированно разрабатывать и реализовывать мероприятия по оказанию специализированной медицинской помощи онкологическим больным, углубление знаний по онкологии, базовых практических навыков, формирование навыков проведения функциональных методов исследования в онкологии, профессиональной подготовки организационной и практической работы и совершенствования образования в сфере оказания специализированной помощи по онкологии. Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении:
основ онкологии;
основных направлений онкологии;
научных подходов к исследованию онкобольных;
современных подходов в онкологии;
методов исследования функционального состояния больных, нуждающихся в онкологической помощи.
2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура).
3. Требования к уровню подготовки ординатора, завершившего изучение данной дисциплины.
Ординаторы, завершившие изучение данной дисциплины, должны: научные подходы к исследованию онкологических больных;
современные подходы, принципы диагностики и лечения онкобольных;
уровни, логику проведения диагностических методов исследования;
иметь представление о специфике онкологической помощи;
уметь:
использовать навыки в процессе диагностики, знание онкологического исследования, основ онкологии;
разрабатывать и научно обосновывать проблему онкологического исследования;
организовывать научно-исследовательскую работу и применять методы научного подхода и диагностического исследованию;
использовать разнообразные методы исследования профессионального образования;
демонстрировать:
способность и заинтересованность использования в практической деятельности знаний и умений в системе онкологии;
умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами онкологии;
навыки и умения применения научных методов в ходе проведения клинического исследования, а также разработки программы и методики его практического проведения;
владеть:
этическими нормами и правилами осуществления клинического исследования;
навыками развития профессионального образования.
По итогам освоения курса проводится зачет.
Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме собеседования преподавателя с соискателями ученой степени по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных семинарских занятий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
Вид учебной работы | Объем зачетных единиц / часов
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 0,5 /18
| в том числе:
| -
| Лекции
| -
| Семинары
| -
| практические занятия
| 0,5 / 18
| Самостоятельная работа ординатора (всего)
| 2,5 / 90
| Вид контроля по дисциплине
| Зачет
|
5. Тематический план.
№ п/п
| Общепрофессиональные умения и навыки
| Всего,
час.
| В том числе
| Форма контроля
| Практические занятия
| самосто-ятельная работа
| 1
| Базовые навыки неотложной помощи
| 18
| 2
| 18
| Собеседование
| 2
| Онкохирургия
| 90
| 16
| 90
| Собеседование
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 108
| 18
| 90
|
|
6. Содержание дисциплины.
6.1. Содержание практических занятий. Курс практических занятий.
Порядко-вый номер
| Наименова-ние дисциплин (модулей) и тем
| Тип и вид симуля-тора
| Формируемые профессиональные умения и навыки
| Трудоемкость
| Форма контроля
| час
| Зач.ед.
| Общепрофессиональные умения и навыки
|
| Раздел 1. Базовые навыки неотложной помощи
| 18
| 0,5
|
| 1
| Сердечно-легочная реанимация
| фантом
| Непрямой массаж сердца
|
|
| зачет
|
| Дыхательная реанимация
| фантом
| Интубация трахеи. Трахеостомия.
| Специальные профессиональные умения и навыки
|
| Раздел 2. Онкохирургия.
| 90
| 2,5
|
| 2
| Хирургический шов
| муляж
| Ушивание ран кожи
|
|
| зачет
|
|
| фантом
| Ушивание раны печени. Ушивание раны желудка
Ушивание раны кишки
|
|
| зачет
|
| Навыки по плевро-лапароцентезу
| фантом
| Пункция и дренирование брюшной и грудной полостей
|
|
| зачет
|
| Навыи по биопсии и иссечению опухоли мягких тканей
| фантом
| Биопсия и иссечение опухоли мягких тканей
|
|
| зачет
|
| Навыки по секторальной резекции молочной железы
| фантом
| Секторальная резекция молочной железы
|
|
| зачет
|
| Навыки по мелтэктомии
| фантом
| Мастэктомия по Мадену
|
|
| зачет
|
| Навыки по лапаротомии
| фантом
| Лапаротомия
|
|
| зачет
|
| Навыки по торакатомии
| фантом
| Торакотомия
|
|
| зачет
|
| Навыки по гастростомии
|
| Гастростомия
|
|
| зачет
|
| Навыки по колостомии и стоностомии
| фантом
| Колотомия и Сюностомия
|
|
| зачет
|
| Навыки по резекции легкого
| фантом
| Резекция легкого
|
|
| зачет
|
| Навыки по резекции желудка
| фантом
| Резекция желудка
|
|
| зачет
|
| Навыки по резекции кишки
| фантом
| Резекция кишки
|
|
| зачет
|
| Навыки по ампутации верхней конечности
| фантом
| Ампутация верхней конечности
|
|
| зачет
|
| Навыки по ампутации нижней конечности
| фантом
| Ампутация нижней конечности
|
|
| зачет
|
| Итого:
|
|
| 108
| 3
|
|
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам 6.2. Самостоятельная работа ординатора.
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения
| Задания для самостоятельной работы ординатора
| Трудо-емкость
| Форма контроля самост. работы
| час
| Зач.
ед
| 1. Базовые навыки неотложной помощи
| Конспектир. и реферирование первоисточников,
| 18
|
| собеседование
| 2. Онкохирургия
| проработка лекции, учебного материала.
| 90
| 2,5
| собеседование
|
6.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации). Перечень контрольных вопросов: 1.Хирургический шов.
2.Сердечно-легочная реанимация.
3.Дыхательная реанимация.
4. Техника плевро-лапароцентеза.
5. Техника биопсии опухоли и лимфоузла.
6. Техника иссечения опухолей мягких тканей.
7. Принципы и техника секторальной резекции.
8. Техника мастэктомии.
9. Техника лапаротомии.
10. Показания к торакотомии и техника.
11. Показания к резекции легкого и трахеи.
12. Показания к резекции желудка по поводу рака и техника.
13. Техника гастрэктомии.
14. Техника резекции кишки и гемиколэктомии. 7. Образовательные технологии.
В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
1. Сопровождение практических занятий показом рентгенограмм и методикой проведения техники операции на муляже..
2. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, задачные, консультирования.
3. Использование учебно-методического программного комплекса.
4.Решение профессионально-педагогических задач в хирургическом отделении.
5. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующие
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения ординатором образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по медицинским наукам, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы и труды конференций по всем специальностям медицинской науки. 8.1. Основная литература: 1. Ранняя онкологическая патология. М., " Медицина под ред. Б.Е. Петерсона, В.И. Чиссова, 1985
Родоначальные кроветворные клетки человека. Афанасьев Б.В., Алмазов В.А.," Наука", 1985
Прогнозирование реакции опухолей на лучевую терапию и лекарственную терапию. М., "Медицина, 1987
Комбинированное и комплексное лечение больных со злокачественными опухолями. Руководство для врачей. М.," Медицина1989
Современные подходы к лечению больных ЛГМ (обзор ). Канаев С.В., Холин А.В. ж. " Вопросы онкологии № 6,1990
Функционально - щадящее лечение больных со злокачественными опухолями. М., МНИОИ им. П. А. Герцена, 1991
Интраоперационная диагностика в онкологии. В.И. Чиссов, Г. А. Франки др., 1992
Диагностика и лечение злокачественных опухолей. М.," Медицина", 1993
Ошибки в клинической онкологии. М.," Медицина", 1993
Диагностика и лечение злокачественных опухолей. C.JI. Дарьялова, В.И. Чиссов. М., " Медицина", 1993
Факторы прогноза в онкологии. М., МНИОИ им. П.А. Герцена, 1994
Реабилитация онкологических больных при функционально - щадящем лечении. Под ред. В.И. Чиссова, В.О. Ольшанского, В.И. Борисова 1995
Опухоли и кисты средостения (морфология и гистогенез внеорганных опухолей и кист средостения). М.," Медицина ", 1965
Хирургия средостения. Вишневский А.А, Адамян АА, М., 1977
Первичные новообразования средостения. Дедков И.П., Захарычев В.Д., Киев, 1982
Мелкоклеточный рак легкого. Переводчикова Н.И., Бычков М.Б. М.," Медицина", 1984
Рак легкого при первично - множественных злокачественных опухолях. Трахтенберг А.Х. с соавт., Рига, 1986
Рак легкого. Трахтенберг А. X., М., " Медицина", 1987
Рак легкого. Под ред. А.Х. Трахтенберг, 1992
Торакальная онкохирургия. Под ред. В.И. Чиссова, А.Х. Трахтенберг., М., 1992
Рак легкого. Под ред. В.И. Чиссова, А.Х. Трахтенберга.. М., 1993
Торакальная онкохирургия. М., МНИОИ им. П.А. Герцена, 1994
Рак легкого. Давыдов М.И., Полоцкий Б. Е.,. Радико, 1994
Рак легкого. Харченко В.П., Кузмин И.В., М., " Медицина ", 1994
Рак почки. Переслегин И.А. ж." Клиническая рентгенология ", М., 1985
Саркомы костей. Трапезников Н.Н., Соловьев Ю.М., Еремина JI.A., М., " Медицина ", 1983
8.2. Дополнительная литература:
Рак молочной железы. Баженова АП., Хаханашвили Г.Н., Островцев Л.Д., М., " Медицина", 1985
Пластическая хирургия молочной железы. Вишневский А.А, Кузин М.И., Оленин В.П. М., " Медицина", 1987
Диагностика и лечение рака молочной железы: Методические рекомендации. М., 1990
Мастопатия. JI.H. Сидоренко, Ленинград." Медицина ", 1991
Рак молочной железы. Под ред. В.П. Демидова, 1991
Проблемы лучевой терапии больных раком молочной железы. Голдобенко Г.В., Летягин В.П; Нечушкин М.И. М., 1994
Редкие формы рака молочной железы. Летягин В.П., Лактионов К.П., Ермилова В.Д. и др. М.," Медицина ",1995
Лечение доброкачественных и злокачественных опухолей молочной железы. Летягин В.П., Высоцкая И.В., Погодина Е.М., Хайленко В.А. м.," медицина", 1996
Рак молочной железы (эпидемиология, классификация, диагностика, лечение, прогноз). Летягин В.П., Лактионова К.П., Высоцкая И.В., Котов В.А., М.," Медицина", 1996
Пигментные опухоли. Иконописов Р., Райчев Р., София, 1997
Лечение доброкачественных и злокачественных опухолей молочной железы. Летягин
Рак яичников. Антошечкина Е.Т., Борисов В.И., М., 1989
Руководство по онкогинекологии. Бохман Я.В., Л.," Медицина" 1989.
Злокачественные опухоли вульвы. Бохман Я.В., Койро Н.А., Таджибаева Ю.Т. Ташкент." Медицина", 1986
Рак шейки матки. Павлов А.С., Костромина к.м.н.," Медицина ", 1983
Раковые опухоли гортани. М.И. Светлаков. Л., "Медицина" 1964
Опухоли шеи. Г.М. Фалилеев." Медицина ", 1978
Опухоли головы и шеи. Пачес А-И., М.," Медицина ", 1983
Рак щитовидной железы. А.И. Пачес, P.M. Пропп. Москва 1995
Злокачественные опухоли полости рта, глотки и гортани. А.И. Пачес, В.О. Ольшанский, В.Л. Любаев, ТХ. Туок.
Опухоли головы и шеи. А.И. Пачес. М.," Медицина", 1983,1997
Противоопухолевая химиотерапия. Переводчикова Н.И., Блохин Н.Н., М., 1984
Химиотерапия в лечении онкологических больных. Под ред. В.И. Борисова, 1993
Противоопухолевая химиотерапия. Справочник под ред. Переводчиковой Н.И., М., 1995
Методика чтения рентгеновских снимков. Л.Д. Линденбратон, I960
Рентгенодиагностика. В. А. Фанарджан, 1977
Дифференциальная рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания и средостения. Л.С. Розенпгграух, М.Г. Виннер, 1991
Лучевая диагностика в гастроэнтерологии. АН. Михайлов, 1994
Рентгенодиагностика опухолей пищеварительного тракта. Ю.А. Соколов, В.Б. Антонович, 1981
Комплексная диагностика рака молочной железы, С.И. Сергеев, Л.В. Власов, И.М. Островская, 1978
Ультразвуковая диагностика в гинекологии. Демидов В., Зыкин Б.И., 1989
Ультразвуковая томография и прицельная биопсия в диагностике опухолей малого таза. Цыб А.Ф., Гришин Г.Н., Нестайко Г.В, 1994
Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике. Под ред. Митькова М.Д. в 5-ти томах, 1997
Дифференциальный диагноз при абдоминальном ультразвуковом исследовании. Биссет Р., Хан А, 1996
Ультразвуковое исследование мочевого пузыря, мочеточников и почек. Капустин С.В., Пиманов С.Н., 1997
Комплексное ультразвуковое исследование сосудов. Лелюк С.Е., Лелюк В.Г., 1998
Организация паллиативной помощи и методы лечения больных с распространенными формами злокачественных новообразований. М., 1995
Клиническая радиобиология. С. А. Ярмоненко, А.Г. Коноплянников, А.А. Вайнсон, М. " Медицина". 1992
Избранные лекции по клинической онкологии. Под ред Чиссова В.И., Дарьяловой С.Л., М., 2000г.
8.3. Периодическая литература:
Медицинские журналы:
"Вопросы онкологии"
"Хирургия"
"Российский онкологический журнал"
8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
10. Применение электронных библиографических баз данных в области теории и методики профессионального образования. Источники информации(Medscape, Medline, Thyronet, Rusmedservice и др). Правила поиска научной информации. Электронные базы данных. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Кафедра располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом интерна. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; электронная база данных для создания тематических разно уровневых тренировочных и проверочных материалов, для организации фронтальной и индивидуальной работы интернами; учебники, учебные пособия и рекомендации.
Материально-техническая база академии включает в себя:
№ п/п
| Название дисциплины
| Наименование
оборудованных учебных
кабинетов, объектов для
проведения практических
занятий с перечнем
основного оборудования
| Фактический адрес
учебных кабинетов
и объектов
| 1.
| онкология
| Компьютеры(2),принтер(2),сканер(1),
ксерокс(1), муляжи, рисунки, анатомические органы – препараты животных, мультимедийные презентации, хирургические инструменты
| 367026, г.Махачкала, пр.Акушинского д.24.,Кафедра онкологии с ФПО ГБОУ ВПО «ДГМА МЗ СР РФ»
| 2.
| Компьютерный класс с выходом в Интернет, компьютеров 2
| 367026, г.Махачкала, ул. Амет-Хана Султана, 12 «а». Кафедра онкологии с ФПО ГБОУ ВПО «ДГМА МЗ СР РФ»
| ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
за _________/_________ учебный год В рабочую программу _______________________________________________
(наименование дисциплины)
Для специальности _____________________________________________
(номер специальности)
Вносятся следующие дополнения и изменения:
Дополнения и изменения внес __________________________________________________________________
(должность, ФИО, подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета
__________________________________________________________________
(наименование факультета)
«___» _______________ 20___ г. Председатель Ученого совета __________________ _____________________
(подпись) (ФИО) |