Скачать 242.33 Kb.
|
Классный час Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Классный час может проводиться в форме
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет функции:
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие. Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события. Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения. Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы. При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
Советы по организации классного часа. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности. Организация и проведение классного собрания Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть). Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Классное собрание:
В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут. В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе. Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах. Организация и проведение нравственного классного часа Главным назначением нравственного классного часа является:
Организация и проведение психологических игр и тренингов Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах. «Комплимент» Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары. «Сравнение» Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию. «Волшебный магазин» Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь». «Знакомство» Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный. «Всеобщее внимание» Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. «За что нам нравятся люди» Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь. «Рассмешить партнера» Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора. Организация и проведение тематического классного часа Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы. Примерная тематика классных часов 5-й класс
6-и класс
7-й класс
8-й класс
9-й класс
10-й класс
11-й класс
Организация и проведение информационного классного часа Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района. Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными. Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе. Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут. Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными. Правила подготовки информационного часа:
Основные формы работы во время информационного часа:
Формы проведения информационных часов:
Примерная тематика информационных часов в школе 5-й класс По странам и континентам. Главные события страны и мира за неделю. Газеты и журналы моей семьи. Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи. Это интересно, это полезно; это необходимо. Как читать газету. 6-й класс История первой газеты и первого журнала. Профессия - журналист. Это интересно знать Время, события, люди. Горячие точки планеты Земля. У карты мира. Профессия - репортер. 7-й класс Ведущие газеты страны и мира Крупным шрифтом о главном Главные темы первой полосы Газетная лексика Быть газетчиком опасно?! 8-й класс Газетная сатира. Журналисты в истории моей страны. Планета за одну неделю. Мир глазами журналистов ведущих газет. Что мы знаем о создании газетного номера. Как работать со статьей и журнальной публикацией. 9-й класс Любимые журналисты о своей профессии. Достоверная информация в достоверных фактах. С трибуны главного редактора. Достоверность и лживость газетных фактов. Главные события прошедшей недели. Политический олимп: имена и характеры. 10-й класс Газетная полемика: методы и результат. История событий в мире в газетных материалах. Какой быть сегодняшней газете? По следам газетных выступлений. Самые значимые газетные рубрики. Кто создает имидж газеты? 11-й класс Роль газеты в моей жизни. Политическая лексика. Чем она изобилует? Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать. Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях) Интересное и важное газетной полосы. Нравственные проблемы на страницах газет. Организация и проведение читательской конференции Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем. Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно - практические конференции. Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения. Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса. Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов. Планирование читательской конференции.
Методика подготовки к читательской конференции:
Возможные темы читательских конференций
Формы проведения читательских конференций.
Организация и проведение викторины Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка. Правила проведения викторин: Тема викторины должна быть актуальной. Вопросы викторины должны быть четкими и понятными. Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса. Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден. Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам. В викторинах всегда должны быть победители. Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения. Викторины могут быть тематическими или обзорными. Популярные темы викторин:
Подготовка досугового внеклассного мероприятия Подготовительная работа перед посещением театра:
Тематика экскурсий
Поход Нормативным документом является Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение №1 к Приказу Министерства образования РФ от 13.07.92г. № 293). Юридическим основанием для проведения похода является приказ директора школы, в текст которого закладываются формы, методы и сроки контроля при организации, проведении и подведении итогов похода, медицинский допуск участников, возложение ответственности за жизнь и здоровье детей на руководителя группы, определение места и времени сбора группы и сроков возвращения с маршрута. К приказу прилагается список туристской группы, заверенный медицинским работником школы. Оправданным будет указание в списке домашних адресов и контактных телефонов родителей участников группы. Для профилактики безопасного проведения похода необходимо оформить маршрутный лист, который будет нужен при оформлении отчетности по пройденному маршруту. Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся (примерная) 5 класс В.И.Даль и его толковый словарь. Я и мои способности. Мир энциклопедий. 6 класс Мои сильные и слабые стороны. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Мои «почему?» и ответы на них. 7 класс Глубинные тайны человеческого познания. Внимание и внимательность. Слова одного корня? Как научиться управлять собой. 8 класс Талантливость и гениальность. В чем они проявляются? Тренировка памяти — залог будущего успеха. 9 класс Человек и творчество. Веление творения человечества. Разговор с самим собой по душам. День творческого представления в школе. 10 класс Как научиться властвовать собой? Мои лингвистические способности. Как они проявляются? Недостатки человека и их влияние на его судьбу. 11 класс Пока я мыслю, я вижу. Юмор в жизни человека. И на Марсе будут яблони цвести. Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы: просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления; встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни; встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся; чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях, тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек; нравственные классные часы; интерактивные игры; пресс-конференции, брифинги по данной теме. Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек: Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся. Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма. Мероприятия такого рода должны быть очень искренни ми и максимально откровенными со стороны взрослого. Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины. Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика. Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков. Традиционные мероприятия в коллективе класса «Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого). Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир» Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза». Праздник благодарения - праздник восславления мужчины и женщины, человеческих качеств Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни; Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся; Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ; Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны; Традиция встречи летних каникул, праздник совместного веселья и планов на будущее. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Классный час может проводиться в форме
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет функции:
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие. Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события. Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения. Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы. При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть). Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Классное собрание:
В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут. В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе. Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах. |
«О ведении классного журнала» Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | Положение о ведении классного журнала. Общие положения Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | ||
О ведении классного журнала муниципального бюджетного общеобразовательного... Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | Принято на заседании педагогического совета Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | ||
На заседании педагогического совета директор мбоу вершинотейская сош Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | О заполнении, ведении и проверке классного журнала Общие положения Классный журнал является государственным нормативно финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... | ||
Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | 1. Классный час в школе является одной из форм организации воспитательной... Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися, возможно... | ||
«принято» «утверждаю» Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... | Классный час «Урок Памяти» Автор сценария: Власенко Валентина Борисовна,... Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной... | ||
Положение об оформлении и ведении классных журналов Классный журнал является государственным нормативно – финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... | Инструкция по ведению классного порядком и хранится в учреждении... Классный руководитель ежедневно на странице «Сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися» отмечает количество уроков, пропущенных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической... | ||
Протокол №12 от 26. 10. 2011 г (Шкляева О. В) Положение по ведению классных журналов Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... | «Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени А. С. Хомякова» принято Классный журнал является государственным нормативно – финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... |