Серия «Информационные технологии»





НазваниеСерия «Информационные технологии»
страница1/5
Дата публикации04.09.2013
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Информатика > Методические указания
  1   2   3   4   5


Серия «Информационные технологии»
Федеральное агентство по образованию

Московский авиационный институт

(государственный технический университет) – МАИ

Институт Менеджмента, Экономики и Финансов МАИ
Кафедра 504 – «Экономическая информатика»

Ковалев А.М., Вдовин В.А., Дегтярев А.В., Евдокимов А.Д.,

Афанасьева О.А., Джабелов Р.С., Оганов В.А.

Методические указания к выполнению курсовых проектов

по дисциплинам цикла

«Проектирование компьютерных технологий в бизнесе»

под ред. Ковалева А.М. и Вдовина В.А.
Учебное пособие
Утверждено
на заседании редсовета
Институт Менеджмента, Экономики и Финансов МАИ (ИМЭФ МАИ)
Москва

«Доброе слово»

2007

УДК 658.004

К 56

Методические указания к выполнению курсовых проектов по дисциплинам цикла «Проектирование компьютерных технологий в бизнесе»: Учеб. пособие / А.М. Ковалев, В.А. Вдовин, А.В. Дегтярев и др. Под ред. А.М. Ковалева и В.А. Вдовина. – 2 ред. – М.: Доброе слово, 2007. – 38 с.

Методические указания предназначены для студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)» (080801) для выполнения курсовых проектов по дисциплинам «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности» и «Автоматизированные информационные системы в промышленности», студентов специализации «Электронный бизнес» специальности «Экономика и управление на предприятиях машиностроения» (080502) для выполнения междисциплинарной курсовой работы по дисциплинам «Электронная коммерция» и «Снабжение и обслуживание в электронном бизнесе», а также курсового проекта по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов».

В учебном пособии рассматривается цель и информационная база курсового проектирования, тематика и виды курсовых проектов, правила формулировки темы проекта, требования к составу, содержанию и объему курсовых проектов, относящихся к различным видам, общие требования к оформлению проектов и организации курсового проектирования.
ISBN 978-5-89796-268-5

© Издательство «Доброе слово», 2007

© А.М. Ковалев, 2007

© В.А. Вдовин, 2007

© А.В. Дегтярев, 2007

© А.Д. Евдокимов, 2007

© О.А. Афанасьева, 2007

© Р.С. Джабелов, 2007

© В.А. Оганов, 2007

1. Цели курсового проектирования. Базовые знания, навыки

и информация для выполнения проекта
Целью курсового проектирования в цикле дисциплин «Проектирование компьютерных технологий в бизнесе», понимаемой в узком смысле, является самостоятельная разработка студентом проекта автоматизированной обработки информации в соответствии с выбранной темой. В то же время курсовое проектирование по данной дисциплине преследует более широкую цель - подготовки к дипломному проектированию по специальности «Прикладная информатика (в экономике)». В связи с этим при подготовке курсовых проектов по дисциплинам: «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности» и «Автоматизированные информационные системы в промышленности» студент должен выполнить цикл работ, охватывающий следующие основные стадии:

- обследование и анализ предметной области проектирования, выбор и обоснование объекта автоматизации;

- постановка задачи автоматизации;

- разработка проектных решений, обеспечивающих формирование базы для реализации проекта в виде действующего программно-информационного комплекса функциональной или обеспечивающей системы (подсистемы).

Завершающей стадией процесса проектирования является программная реализация предлагаемых проектных решений. Однако, поскольку разработка программного продукта (или отдельных его компонент) не является предметом дисциплин цикла «Проектирование компьютерных технологий в бизнесе», то задачи создания прикладного программного обеспечения и разработки соответствующего руководства пользователя могут быть включены в задание на проектирование только как дополнительные элементы, по согласованию между студентом и руководителем проекта.

Курсовые проекты выполняются на основе:

- теоретических знаний, полученных студентом по дисциплинам цикла «Проектирование компьютерных технологий в бизнесе»: «Автоматизированные информационные системы в промышленности», «Проектирование информационных систем», «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности» и другим дисциплинам специальности «Прикладная информатика (в экономике)»;

- знаний и навыков, полученных при разработке курсовых проектов и работ по дисциплинам указанной специальности, связанным с изучением предметной области проектирования;

- опыта применения различных технических средств обработки информации, инструментальных средств и систем программирования, проблемно-ориентированных программных продуктов, тиражируемых автоматизированных экономических информационных систем (АЭИС) и т.п.

Курсовое проектирование по дисциплинам цикла может базироваться как на материалах, собранных во время технологической или организационно-экономической практики, так и на материалах, предоставленных руководителем проекта.

Для студента, участвовавшего во время обучения в научно-исследовательской или учебно-исследовательской работе (НИРС или УИРС) любой кафедры Института менеджмента, экономики и финансов (ИМЭФ МАИ) и имеющего достаточный задел для выполнения курсового проекта, тема проекта по его просьбе может быть сформулирована с учетом этого задела.

Работающими по специальности студентами дневного и вечернего отделения в основу проекта могут быть положены материалы, формируемые в процессе их профессиональной деятельности.

Наконец, курсовой проект может представлять собой дальнейшее развитие курсовых проектов и работ по другим дисциплинам специальности. Классическим вариантом такого подхода является развитие в курсовом проекте по дисциплине «Автоматизированные информационные системы в промышленности» темы проекта, выполненного по дисциплине «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности», с перспективой завершения разработки и реализации проекта на этапе дипломного проектирования.

Вместе с тем, эффект «репетиции» дипломного проекта сохранится и в случае варьирования тематики курсовых проектов или выбора новой темы для дипломного проектирования, поскольку требования, предъявляемые к курсовым проектам по дисциплинам цикла, максимально приближены к требованиям, предъявляемым к дипломному проекту.
2. Тематика и виды курсовых проектов
Тема курсового проекта должна быть актуальной, реальной и либо ориентироваться на решение новых задач управления организационно-экономическими объектами, сформулированных в методических и инструктивных материалах органов государственного управления, либо отвечать практическим нуждам конкретной организации, в которой студент проходил организационно-экономическую практику, в интересах которой осуществлялась НИРС или в которой он работает.

В связи со спецификой цели курсового проектирования по дисциплинам цикла предметная область, в рамках которой выбирается тематика проектов, не ограничивается промышленностью или бухгалтерским учетом и управлением финансами на предприятиях, а может относиться к различным видам деятельности в любой сфере экономики и управления – промышленности, строительству, услугам, включая транспорт, связь и торговлю; финансам, включая банковскую и биржевую деятельность; государственному управлению и т.п. При этом уровень управления может быть любой: министерство или ведомство, головное предприятие интегрированной корпоративной структуры – ИКС (например, холдинга), организация любой организационно-правовой формы или ее подразделение. Для выбора темы и реализации проекта не имеет значение масштаб деятельности фирмы: это может быть субъект малого предпринимательства, среднее или крупное предприятие, ИКС, виртуальная организация, отраслевой кластер и т.п.

Курсовые проекты по рассматриваемым дисциплинам можно подразделить на два вида: типовые и специальные.

Типовые курсовые проекты предусматривают разработку проекта автоматизированного решения функциональных задач в сфере экономики и управления и связаны, таким образом, с реализацией функциональных информационных технологий (ФИТ). Как известно, ФИТ – некоторая последовательность технологических этапов по переработке первичной информации в результатную. Примером ФИТ может служить технология безналичного перечисления денежных средств. Технологические этапы последовательно выполняют операционист, администратор, сотрудник отдела межбанковских расчетов и т.д. Первичной информацией будут являться реквизиты платежного документа (платежного поручения, платежного требования, инкассового поручения, сводного мемориального ордера и пр.), результатной – обновленные файлы, содержащие информацию о расчетных и корреспондентских счетах, аналитическая банковская отчетность и т.д.

Если решаемая задача охватывает одну ФИТ, речь идет об автономной задаче. Если две или несколько, но решаемых на одном рабочем месте – об однопользовательской АЭИС. Если же технология (или часть технологий) реализуются не полностью, а результатная информация передается на дальнейшую обработку (т. е. выполняются отдельные технологические этапы ФИТ), разрабатывается автоматизированное рабочее место (АРМ) пользователя в рамках многопользовательской АЭИС. Если в реализации технологий принимают участие несколько пользователей – работников данной организации, то речь идет о разработке в рамках многопользовательской АЭИС проблемно-ориентированного комплекса АРМ.

Наконец, реализация технологий в данной организации может связана с участием внешних пользователей, не являющихся сотрудниками фирмы. Такие технологии обычно связаны с управлением внешней бизнес-средой и в подавляющем большинстве случаев реализуются с использованием Интернет. В этой ситуации речь идет о разработке Интернет-проектов (проектов электронного бизнеса).

Рассмотренные выше комбинации количества реализуемых ФИТ и способов их реализации образуют пространство допустимых вариантов постановок задачи в рамках типовых курсовых проектов.

Типовые курсовые проекты могут быть посвящены:

● автоматизации решения традиционных функциональных задач, реализуемых до внедрения проекта без применения вычислительной техники;

● созданию проектов автоматизированной обработки информации в связи с решением новых задач управления, обусловленных совершенствованием бизнес-процессов;

● совершенствованию функционирующих АЭИС (отдельных подсистем или функциональных задач в их составе), в том числе в связи применением новых методов решения задач управления, принципиально новой вычислительной техники и/или новых информационных компьютерных технологий.

Специальные курсовые проекты связаны с реализацией обеспечивающих подсистем и предусматривают, прежде всего, решение общесистемных проблем, в частности разработку проекта создания или совершенствования общесистемного программного обеспечения (ПО) АЭИС; разработку компонентов средств автоматизации проектирования АЭИС, относящихся к классу CASE-средств; разработку системы защиты данных, системы тестирования информации и др. Кроме того, к специальным курсовым проектам могут быть отнесены проекты, связанные с компьютерной поддержкой процессов реорганизации бизнеса (например, в форме реинжиниринга бизнес-процессов) и т.п.

Типовые курсовые проекты могут различаться по своему профилю (типу). Проекты первого профиля предусматривают разработку АЭИС, их подсистем и задач на основе применения инструментальных средств или систем программирования. Проекты данного профиля могут быть связаны с системной интеграцией модулей, созданных в различных программных средах. В проекте рассматриваемого профиля желательным является применение специальных средств автоматизации разработки АЭИС (CASE-средств).

Проекты второго профиля предусматривают создание АЭИС или их составных частей на основе использования и адаптации проблемно-ориентированных программных продуктов (в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, управления кадрами, управления проектами и т.п.) или тиражируемых АЭИС («1С: Предприятие», «Галактика», «Парус» и др.), приобретаемых предприятиями, организациями, иными структурами. Адаптация может осуществляться как путем настройки системы в соответствии с условиями функционирования конкретной организации (наиболее простой случай), так и на основе доработки ПО с использованием встроенного в платформу проблемно-ориентированного программного продукта или тиражируемой системы инструментального средства программирования. Проекты данного профиля могут быть связаны с системной интеграции различных программных продуктов (тиражируемых систем). В этих проектах также желательно применение CASE-средств.

Проекты третьего (комбинированного) профиля предусматривают, наряду с разработкой АЭИС, их подсистем и задач на основе применения инструментальных средств (систем) программирования, использование и адаптацию проблемно-ориентированных программных продуктов или тиражируемых АЭИС. Эти проекты должны предусматривать интеграцию модулей, разработанных в процессе проектирования с применением инструментальных средств, с модулями, входящими в состав проблемно-ориентированных программных продуктов или тиражируемых систем.
3. Формулировка темы курсового проекта
При формулировке темы следует учитывать основную цель курсового проекта, которая дифференцируется в зависимости от дисциплины, в рамках которой выполняется проект. Целью курсового проекта по дисциплине «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности» является постановка задачи автоматизации. Основная цель курсового проекта по дисциплине «Автоматизированные информационные системы в промышленности» заключается в разработке проектных решений, обеспечивающих автоматизацию обработки информации.

В связи с этим, формулировка темы курсового проекта по дисциплине «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности» предваряется префиксом «Постановка задачи…», указывающим на основную цель стадий проектирования, предшествующих разработке проектных решений.

В дальнейшем, вне зависимости от цели проектирования, формулировка темы курсового проекта включает следующие элементы: 1.главную задачу курсового проекта («Разработка проекта ...», «Автоматизация ...», «Модификация (модернизация) автоматизированной системы...», «Разработка АРМ...», «Адаптация системы ...», «Совершенствование...» и т.д.); 2.экономическую проблему («бухгалтерский учет основных средств», «учет движения товаров», «оперативное управление производством», «маркетинговая деятельность» и т.д.); 3. способ достижения главной цели («на основе адаптации системы 1С:Бухгалтерия», «путем использования системы СуперМененджер», «с использованием инструментальных средств СУБД Microsoft Access» и т.д.); 4.условия, определяющие место и обстоятельства разработки и функционирования рассматриваемой АЭИС («на машиностроительном предприятии», «в условиях ЛВС», «в условиях обеспечения интеграции с ...» и т.д.). Для курсового проекта второго и третьего профиля указывается программный продукт, который будет адаптироваться.

Порядок расположения основных элементов формулировки темы в ее наименовании существенного значения не имеет.

По согласованию с преподавателем допускается сокращенное наименование темы курсового проекта (как правило, с использованием трех элементов формулировки). При этом элементы, не включенные в наименование темы, раскрываются во «Введении».

Примеры тем курсовых проектов представлены в Приложении 1 к настоящим методическим указаниям.
4. Общие требования к содержанию, структуре и объему

курсовых проектов
К курсовым проектам по дисциплинам цикла «Проектирование компьютерных технологий в бизнесе» предъявляется ряд общих требований:

I Курсовой проект должен быть свидетельством способности студента самостоятельно выполнить комплекс проектных работ.

II. Курсовой проект независимо от темы должен содержать элементы новизны в одном или нескольких элементах постановки задачи, в моделях, алгоритмах, организации информационного обеспечения, технологии решения задачи, программном обеспечении.

Курсовой проект следует ориентировать на наиболее прогрессивные методы и средства передачи и обработки данных. Необходимо также учитывать передовой опыт решения аналогичных задач.

III. Решения, принимаемые в курсовом проекте, должны быть обоснованы.

IV. Курсовой проект должен состоять из пояснительной записки и слайдов для презентации, иллюстрирующих его содержание.

V. Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать:

● Титульный лист (Приложение 3 к настоящим методическим указаниям).

● Задание на разработку курсового проекта (Приложение 5 к настоящим методическим указаниям).

● Содержание.

● Глоссарий (если он необходим, необязательный раздел).

● Введение.

● Содержательная часть (может включать разделы):

●● 1. Анализ проблемы и существующей системы ее решения.

●● 2. Постановка задачи автоматизации.

●● 3. Проект автоматизации задачи (комплекса задач), создания АРМ (проблемно-ориентированного комплекса АРМ, web-сайта), совершенствования АЭИС и т.п.

●● 4. Реализация проекта автоматизации.

● Заключение.

● Список использованных источников информации.

● Приложения (необязательные разделы).

Состав содержательной части пояснительной записки может варьироваться. В основном он определяется, как показано в таблице 1, целью курсового проектирования (которая зависит от дисциплины, по которой выполняется курсовой проект) и наличия, а также степени проработанности уже имеющихся у студента материалов соответствующих разделов.

Таблица 1

Предварительный порядок определения состава содержательной части

пояснительной записки к курсовому проекту




раз-дела

Дисциплина

АФБД

АИС в промышленности



1





Обязательный раздел

Вариант 1

Обязательные разделы, если курсовой проект выполняется по новой тематике
Вариант 2

* Не обязательные разделы. Возможно конспективное изложение, если материалы разделов проработаны в курсовом проекте по дисциплине АФБД



2



Обязательный раздел

3

* Не обязательный раздел. Возможна полная или частичная проработка на уровне эскизного проекта


Обязательный раздел.

4


Раздел в состав курсового проекта не входит

* Не обязательный раздел. Возможна полная или частичная проработка на уровне рабочего проекта

* Требования к наличию, полноте отражения и степени проработки материалов соответствующего раздела в курсовом проекте определяются руководителем проекта


В «Глоссарии» могут быть даны определения основных понятий, используемых в курсовом проекте.

Во «Введении» отражается цель курсового проекта, кратко обосновывается актуальность темы и показываются ее место и роль в системе автоматизации решения экономических задач в организации или в области совершенствования АЭИС. Структурируется задача курсового проекта, т. е. перечисляются области, в которых необходимо принять решения и выполнить разработки для достижения цели проекта. Объем раздела составляет 2 – 5% пояснительной записки к курсовому проекту.

Содержание раздела 1 «Анализ проблемы…» определяется видом курсового проекта и профилем типового проекта. Целью данного раздела является рассмотрение существующего состояния предметной области, анализ системы управления, обоснование выбора и анализ объекта автоматизации, формализация информационных процессов, которые протекают в системе управления экономическим объектом, выявление узких мест, недостатков, перспектив совершенствования, а также обоснование предложений по устранению замечаний, внедрению новых подходов, новых технологий, новых методов информатики и т.д. В разделе приводится критических анализ литературных источников, систематизация результатов аналогичных разработок для других объектов, обзор широко распространенных программных и инструментальных средств, которые используются для решения поставленной задачи.

Данный раздел является прообразом аналитической части дипломного проекта по специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Его объем в развернутом виде составляет 45 – 50 % пояснительной записки к курсовому проекту по дисциплине «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности».

Содержание раздела 2 «Постановка задачи автоматизации…» должно быть основано на информации, представленной в аналитической части, обобщать ее. В разделе следует определить концепции проектирования, то есть цели, задачи и те обязательные правила, с учетом которых будет вестись разработка проекта. В связи с этим должны быть:

- определен вид разрабатываемой системы, область и регламент ее применения, круг пользователей и сформулирована цель проектирования, имя в виду конечный результат - создание действующих средств автоматизации (автоматизированной системы/подсистемы, программно-информационного комплекса для решения задачи, системы настройки, межсистемного интерфейса и т.п);

- сформулированы требования к структурным компонентам проектируемой системы и выполнено обоснование способа ее создания;

- установлен перечень задач, которые должны быть решены при проектировании;

- сформированы основные (принципиальные) проектные решения.

Данный раздел является прототипом постановочной части дипломного проекта по специальности, его объем, включая элементы эскизного проектирования составляет 50 – 55 % пояснительной записки к курсовому проекту по дисциплине «Автоматизация финансово-бухгалтерской деятельности».

Объем разделов 1 и 2 может варьироваться в случае включения в состав курсового проекта элементов проектных решений из раздела 3.

Содержание разделов 3 «Проект…» и 4 «Реализация проекта…» так же определяется видом курсового проекта и профилем типового проекта. По сути, в данных разделах осуществляется решение проектных задач, сформулированных в предыдущем разделе, с использованием новейших информационных технологий и методов информатики.

Курсовой проект по дисциплине «Автоматизированные информационные системы в промышленности», включающий совокупность материалов разделов 3 и 4, в общем случае носит характер технорабочего проекта.

В то же время, в зависимости от наличия и степени проработанности имеющихся у студента исходных материалов, состав разделов курсового проекта может быть различным.

В одних случаях он может ограничиваться разделом 3, включающим материалы проработанные до уровня технического проекта без дальнейшей детализации или до уровня прототипов интерфейса пользователя (или прототипов других объектов программы). Наличие данного раздела в курсовом проекте по данной дисциплине является обязательным.

В других – если разработка доведена до уровня рабочего проекта (то есть при проектировании осуществляется разработка программы или, по крайней мере, отдельных ее объектов) - наряду с разделом 3 в курсовом проекте может присутствовать раздел 4.

Состав и степень проработанности разделов 3-4 курсового проекта определяется студентом по согласованию с руководителем проекта при выборе темы и формировании задания на курсовой проект с учетом вида и назначения проекта, его трудоемкости, а так же перспектив продолжения работы по данной тематике в дипломном проектировании. Учитывая, что раздел 3 является обязательной составляющей курсового проекта по дисциплине «Автоматизированные информационные системы в промышленности» и представляет собой прообраз проектной части дипломного проекта по специальности, его объем составляет от 65 до 90 % пояснительной записки в зависимости от наличия (или отсутствия) разделов 1 и 2, выполненных ранее по теме проекта, и предполагаемого в задании на проектирование объема работ по разделу 4.

Исключением из общих правил, которое допускается только по согласованию с руководителем проекта, является случай, когда разделы 3 и 4 могут быть частично или полностью опущены. Это возможно при условии, что:

1) для проектирования выбрана новая тема и в рамках проекта осуществляется решение задач разделов 1 и 2;

2) указанные задачи решаются с использованием CASE-средств, реализующих структурно-функциональный анализ предметной области, разработаны модель "AS-IS" ("как есть"), отражающая существующее на момент обследования положение дел в организации в рамках рассматриваемой проблемы, и модель "ТО-ВЕ" ("как должно быть"), отражающая представление о новых технологиях работы организации в условиях реализации проекта (см. раздел 5 настоящих методических указаний).

В «Заключении» студент:

- излагает основные результаты проектирования;

- указывает, какие из наиболее важных решений и разработок заимствованы, а какие выполнены им самостоятельно;

- делает итоговые выводы по всем разделам курсового проекта;

- оценивает степень соответствия проектных решений предъявляемым к ним требованиям, а также приводит свои соображения о возможностях дальнейшего совершенствования проекта.

Объем «Заключения» составляет 2 – 3% пояснительной записки к курсовому проекту.

«Список использованных источников информации» содержит перечень литературных источников (учебников, монографий, статей), стандартов, законодательных и нормативных правовых актов, технических отчетов о выполнении научно-исследовательских тем, проектов автоматизации задач, технических описаний систем, источников из Интернет-ресурса, используемых при выполнении курсового проекта.

В «Приложении» к курсовому проекту могут быть приведены бланки документов, тексты программ, распечатки решения контрольных примеров и другие материалы по усмотрению студента.

VI. Тема курсового проекта и требуемая степень проработанности его разделов определяются таким образом, чтобы студент успел выполнить и представить проект к защите в срок при достаточно напряженной работе в течение двух-трех месяцев.

VII. Материалы курсового проекта должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов, регламентирующих разработку проекта (приложение 2 к настоящим методическим указаниям). Кроме того, разработка программной документации (в случае наличия раздела «Реализация проекта…») должна осуществляться с учетом требований учебного пособия [1], выпущенного кафедрой «Экономическая информатика» МАИ. При выполнении курсового проекта студент вправе, при консультации с руководителем, напрямую использовать методические указания по дипломному проектированию по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» [2].

VIII. Объем пояснительной записки к курсовому проекту, не считая приложений, составляет 50 – 60 страниц, отпечатанных на принтере.
5. Состав и содержание типового курсового проекта
В раздел 1 курсового проекта «Анализ проблемы и существующей системы ее решения.» целесообразно включить следующие подразделы.

1.1. Характеристика организации. Здесь дается характеристика организации, включая описание общих ее особенностей, условий экономической и производственной деятельности. Рассматривается организационная структура управления и основные функции подразделений. Если в организации используется АЭИС, следует назвать ее основные подсистемы и привести основные характеристики, включая характеристики локальной вычислительной сети (ЛВС). Необходимо показать место комплекса задач, направленных на решение анализируемой проблемы, в системе управления организацией, а при наличии реализуемого проекта автоматизации – и в АЭИС.

Более подробно анализируется деятельность подразделения (подразделений) организации, обеспечивающих реализацию рассматриваемой (рассматриваемых) ФИТ.

1.2. Организационно-экономическая сущность (указывается проблема) и анализ существующей системы ее решения. Этот подраздел базируется на материалах обследования существующей системы. Здесь отражают содержание рассматриваемой экономической проблемы; состав направленных на ее решение функциональных и технологических задач, распределенных по рабочим местам охватываемого ею фрагмента организационно-функциональной структуры предприятия; информационные связи между подразделениями, возникающие при решении этих задач, основное содержание применяемых методик, математических методов, алгоритмов и технологии решения задач; принятые системы классификации и кодирования используемой экономической информации; документы и документооборот; регламент решения задач и передачи информации; используемые технические и программные средства; расходуемое календарное время и трудоемкость решения задач, а также другие аспекты функционирования системы, необходимые для анализа с целью ее совершенствования на основе современных достижений экономики и информатики.

Желательным результатом анализа является модель "AS-IS" ("как есть"), отражающая существующее на момент обследования положение дел в организации в рамках рассматриваемой проблемы и позволяющая понять, каким образом реализуется соответствующая проблеме функция управления, а также выявить узкие места и сформулировать предложения по улучшению ситуации. С этой целью рекомендуется выполнить структурно-функциональный анализ предметной области и разработать структурно-функциональную диаграмму по методологии SADT (IDEF0) или диаграмму потоков данных по методологии Гейна/Сарсона, Йордона/ДеМарко. Для их разработки целесообразно использовать CASE-средства, например Design/IDEF, CASE-аналитик, BPwin, Silverrun-BMP, Natural Engeneering Workbentch и т.д. При наличии в курсовом проекте таких диаграмм на их графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТам, ISO и прочим отраслевым директивам и стандартам.

Если по каким-то причинам структурно-функциональный анализ провести не удалось (например, в связи с нехваткой информации), в данном подразделе приводится качественная характеристика бизнес-процессов и, по возможности, упрощенная версия модели "AS-IS" в виде схемы организационных процедур.

В рассматриваемом разделе приводится также аргументированное обоснование необходимости создания АЭИС в рассматриваемой предметной области, а также краткое описание соответствующих проектов автоматизации или подходов к их созданию по имеющимся литературным источникам.

Подразделы 1.1 и 1.2 могут дифференцироваться по пунктам, состав которых студент определяет самостоятельно при консультации со стороны руководителя проекта. В то же время допускается объединение подразделов и пунктов раздела 1, например подразделы 1.1 и 1.2 могут быть объединены в подраздел «Характеристика предметной области».

В разделе 2 курсового проекта «Постановка задачи автоматизации» необходимо определить вид разрабатываемой системы, сформулировать требования к проекту, обосновать способ создания системы и основные (принципиальные) проектные решения.

Данный раздел является наиболее сложным и важным для формирования проектных решений, поэтому его также рекомендуется дифференцировать на отдельные пункты.

2.1. Определение вида разрабатываемой системы и требований к проекту. В данном пункте обосновывается вид разрабатываемой системы (АЭИС, реализующая автономную задачу, охватывающую одну ФИТ; однопользовательская АЭИС, реализующая несколько взаимосвязанных ФИТ; АРМ, функционирующее в рамках многопользовательской АЭИС; проблемно-ориентированный комплекс АРМ; система электронного бизнеса и т.п.), который конкретизирует содержание проекта.

Далее в данном пункте формулируются основные требования к методическому, математическому, информационному, программному, техническому, организационному обеспечению разрабатываемой АЭИС, технологии обработки данных, функциональным и технологическим задачам АЭИС, на основе которых должна быть решена анализируемая проблема.

Сформулированные требования являются основой для выбора способа создания системы и формирования проектных решений, поэтому должны четко и однозначно отвечать на вопросы: что рассматриваемые функциональные и обеспечивающие компоненты системы должны включать, что обязательно должны позволять делать и на какой методической основе, на базе каких технологий строиться, какие характеристики технических и программных средств должны быть учтены при проектировании.

2.2. Обоснование способа создания системы. В этом пункте принимается принципиальное решение о подходе к созданию системы – разрабатывать индивидуальный проект АЭИС на основе использования инструментальных средств и систем программирования или приобрести программный продукт проблемно-функциональной ориентации (тиражируемую информационную систему) и адаптировать его к специфике предприятия (это означает определение профиля курсового проекта). С этой целью производится анализ предлагаемых на информационном рынке программных продуктов проблемно-функциональной ориентации в области рассматриваемой экономической проблемы на их соответствие разработанному облику (инфологической модели) АЭИС. Обычно в пользу курсового проекта первого профиля свидетельствует отсутствие на рынке необходимых типовых программных продуктов, или существенное отличие их функциональных возможностей от предъявляемых к ним требований, их дороговизна, затрудненность их модернизации и модификации, отсутствие или неудовлетворительность их сопровождения фирмой – разработчиком, затрудненность сопряжения приобретаемого продукта с уже существующей на предприятии АЭИС, необходимость дорогостоящего обучения персонала предприятия пользованию этим продуктом, несоответствия среды его разработки принятому на предприятии системному программному обеспечению и т. д.

В зависимости от выбранного способа создания системы может быть установлен перечень задач, которые должны быть решены при проектировании (например, разработка функциональной/функционально-технологической структуры проектируемой системы/подсистемы, построение технологической схемы решения функциональной задач(-и)…, математическая формализация или алгоритмизация расчетных и логических процедур, построение информационной модели проектируемого комплекса и т.п.);

Для проектов первого профиля обязательным является включение в данный пункт обоснованного выбора инструментальных средств или систем программирования на основе анализа соответствующих программных продуктов из числа предлагаемых на рынке ПО и определения степени их соответствия предварительно сформулированным требованиям.

2.3. Основные (принципиальные) проектные решения. В данном пункте излагаются основные (принципиальные) проектные решения с учетом вида системы (п. 2.1), способа создания системы, состава задач проектирования и выбранных инструментальных средств или прикладного программного обеспечения (п.2.2).

К области основных (принципиальных) проектных решений относится, прежде всего, состав функциональных и технологических задач, реализуемых в АЭИС в целях решения рассматриваемой проблемы.

Основными решениями в области методического обеспечения могут быть, например, следующие: решение использовать другой метод расчета показателей; решение о применении тех или иных методических рекомендаций при технико-экономическом обосновании новых изделий; решение об изменении методик учета затрат, например затрат на капитальный ремонт основных средств в связи с отменой отчетности по этим затратам и др.

Основными решениями в области математического обеспечения могут быть, например, решения о применении теории массового обслуживания, одного из методов линейного или динамического программирования, о модификации методов аппроксимации тех или иных кривых и др.

Основные проектные решения в области внемашинного информационного обеспечения обычно касаются получения дополнительных выходных документов или изменения их формы; введения, изменения или отмены различных справочников, кодификаторов, классификаторов и т. п.

Основные проектные решения относительно внутримашинного информационного обеспечения касаются выбора СУБД и структуры данных.

В области технологии обработки данных основные проектные решения охватывают принципиальные вопросы выбора рациональной схемы технологического процесса; способов и приемов выполнения отдельных операций, имеющих существенное значение в проекте; вопросы обеспечения достоверности обработки информации нетрадиционными методами; вопросы обеспечения совместимости различного используемого оборудования и т. п. Здесь же решается вопрос об использовании локальных вычислительных сетей, телекоммуникаций и глобальных сетей, включая Интернет.

В области программного обеспечения основные проектные решения предусматривают выбор операционной системы, систем и инструментальных средств программирования, программных продуктов проблемно-функциональной ориентации или тиражируемых интегрируемых информационных систем и др. (кратко излагаются в форме выводов по п. 2.2).

Основные проектные решения в области технического обеспечения касаются выбора ЭВМ, машинных носителей информации, сетевого и коммуникационного оборудования и т.п.

Основные проектные решения в области организационного обеспечения заключается в определении функциональных обязанностей пользователя (пользователей) разрабатываемой системы, на рабочих местах которых установлены персональные компьютеры, обоснованию необходимости создания на предприятии специализированного подразделения информационно – вычислительного обслуживания (ИТ-службы) и т.п.

В качестве желательной составной части подраздела 2.3 следует рассматривать модель "ТО-ВЕ" ("как должно быть"), отражающую представление о новых технологиях работы организации в условиях реализации проекта информационной системы. Эта модель, как и модель "AS-IS" ("как есть") разрабатывается с использованием CASE-средств, реализующих структурно-функциональный анализ предметной области (см. выше рекомендации по содержанию подраздела 1.2).

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Серия «Информационные технологии» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии
Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла
Серия «Информационные технологии» iconН. А. Герасименко информационные технологии в менеджменте
Рецензент: А. Ф. Литвиненко, к э н., профессор кафедры «Информационные технологии»
Серия «Информационные технологии» iconРабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”...
Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего...
Серия «Информационные технологии» iconМетодическое пособие по выполнению, оформлению и защите курсовых...
Методическое пособие предназначено для бакалавриата Кубанского государственного аграрного университета по специальности 230400. 62...
Серия «Информационные технологии» iconНовые информационные и педагогические технологии
...
Серия «Информационные технологии» icon1. Информационные системы и технологии
Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие/Под ред проф. Б. Е. Одинцова, и проф. А. Н. Романова. М.: Вузовский...
Серия «Информационные технологии» icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 3 курса, института спорта и физического воспитания,...
Серия «Информационные технологии» icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 4 курса института спорта и физического воспитания,...
Серия «Информационные технологии» iconТемы рефератов по курсу «Основы автоматизированного управления»
Информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии)
Серия «Информационные технологии» iconНовые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе
Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины...
Серия «Информационные технологии» iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы и...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта впо по специальности 230201 – Информационные...
Серия «Информационные технологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе»
Информационные технологии в рекламе. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе». Автор-составитель:...
Серия «Информационные технологии» iconУчебно-исследовательская лаборатория "Математические и программные...
Математические и программные технологии для современных компьютерных систем (Информационные технологии)
Серия «Информационные технологии» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Серия «Информационные технологии» iconИнформационные технологии в профессиональной деятельности
По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1 курса института туризма, рекреации, реабилитации...
Серия «Информационные технологии» iconПрограмма учебной дисциплины «Информационные технологии в приборостроении»
Дисциплина «Информационные технологии в приборостроении» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск