Конспект урока по теме: "Тексты в компьютерной памяти"





НазваниеКонспект урока по теме: "Тексты в компьютерной памяти"
Дата публикации17.09.2013
Размер75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Конспект урока по теме: "Тексты в компьютерной памяти"


Тема: Тексты в компьютерной памяти.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

2. Способствовать развитию памяти, мышления.

3. Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся.

 Изучаемые вопросы:

  • Преимущества файлового хранения текстов.

  • Кодирование текстов.

  • Кодировочная таблица, международный стандарт ASCII.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Все готовы к уроку?

- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?

2. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока:

3. Изучение нового материала.

- Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.

1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?

2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?

- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?

- Да, именно так. Еще можно сюда добавить:

1) компактное размещение;

2) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;

3) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.

Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows. Запишите определение:

- Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".

- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?

- Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы. Запишите:
- Число символов в алфавите называется его мощностью. Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет в себе 8 бит информации. Следовательно, 28=256. 8 бит =1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. Запишите это:

- Поехали дальше. Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления. Запишите определение:

- Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). Рассмотрим таблицу кодов ASCII (учебник, стр.72).

- Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.

Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками.

Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.

Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.

Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования.

К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.

4. Практическая часть

- Сейчас мы решим несколько примеров.

Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?

- Прежде, чем приступить к решению примера, вспомним, какой объем памяти занимает один символ компьютерного текста.

-Для решения этого примера вызываю к доске Ахметзянова Разиля. Давайте попробуем вместе решить эту задачу. Разиль будет решать на доске, а вы будете ему помогать.

- Молодец Разиль. Для решения второго примера ответьте на вопрос: в чем заключается принципа последовательного кодирования алфавита?

- Да, верно, и знание принципа последовательного кодирования позволяет нам решать некоторые задачи без обращения к таблице кодировки символов.

Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105? К доске выйдет Салахеев.

5. Повторение ЗУН, полученных на уроке.

- А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:

Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?

- Что обозначает понятие "кодовая страница"?

- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?

6. Подведение итогов.

- Спасибо за работу на уроке, мы сегодня узнали о преимуществах файлового хранения текстов, кодирование текстов, рассмотрели кодировочную таблицу, международный стандарт ASCII.

На уроке все хорошо поработали. За активную деятельность на уроке ставлю сегодня «5» Ахметзянову и Салахееву, Хабибуллиной ставлю «4»

7. Домашнее задание.

- § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:

1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?

2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?

- Всем спасибо за урок, до свидание.


- Да, готовы.

Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.

Ученики записывают число и тему урок.

Ответов нет.
1) экономия бумаги;

2) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;

- Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.
- Не знаем.

- Текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита.


- Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.

- Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.


Работа по таблице.

- 1 байт.


Решение. Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.

- В таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.

Решение. Вспомним порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107 и и.д. Следовательно, закодировано слово link.
- На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.

- Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.

- Соблюдается


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconУрок информатики 8 класс Тема: Тексты в компьютерной памяти
Развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения анализировать, работать с дополнительной литературой
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconПлан-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект открытого урока по обществознанию
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconУрок информатики по теме "Позиционные системы счисления. Перевод...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconТема урока: Компьютерные вирусы Форма урока
Место и роль данного урока в системе уроков по теме: Данный урок является вводным по теме компьютерной безопасности, на котором учащиеся...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа)
Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconПлан урока Тема урока
Образовательные: способствовать ознакомлению учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; ознакомлению...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект урока по английскому языку для 2 класса. Сарапулова С. К
Развивающая цель: развитие памяти, мышления, воображения, развитие способности к обобщению информации, развитие слуховой и зрительной...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект урока по немецкому языку Тема: Lernen aber wie? Тип урока:...
...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час
Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
Конспект урока по теме: \"Тексты в компьютерной памяти\" iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск