1. Организационный момент
- Здравствуйте! Все готовы к уроку?
- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?
2. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока:
3. Изучение нового материала.
- Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.
1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?
2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?
- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?
- Да, именно так. Еще можно сюда добавить:
1) компактное размещение;
2) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;
3) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.
Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows. Запишите определение:
- Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".
- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
- Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы. Запишите: - Число символов в алфавите называется его мощностью. Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет в себе 8 бит информации. Следовательно, 28=256. 8 бит =1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. Запишите это:
- Поехали дальше. Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления. Запишите определение:
- Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). Рассмотрим таблицу кодов ASCII (учебник, стр.72).
- Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.
Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.
Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками.
Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.
Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.
Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. Для букв русского алфавита также соблюдается принцип последовательного кодирования.
К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.
4. Практическая часть
- Сейчас мы решим несколько примеров.
Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?
- Прежде, чем приступить к решению примера, вспомним, какой объем памяти занимает один символ компьютерного текста.
-Для решения этого примера вызываю к доске Ахметзянова Разиля. Давайте попробуем вместе решить эту задачу. Разиль будет решать на доске, а вы будете ему помогать.
- Молодец Разиль. Для решения второго примера ответьте на вопрос: в чем заключается принципа последовательного кодирования алфавита?
- Да, верно, и знание принципа последовательного кодирования позволяет нам решать некоторые задачи без обращения к таблице кодировки символов.
Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105? К доске выйдет Салахеев.
5. Повторение ЗУН, полученных на уроке.
- А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:
Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?
- Что обозначает понятие "кодовая страница"?
- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?
6. Подведение итогов.
- Спасибо за работу на уроке, мы сегодня узнали о преимуществах файлового хранения текстов, кодирование текстов, рассмотрели кодировочную таблицу, международный стандарт ASCII.
На уроке все хорошо поработали. За активную деятельность на уроке ставлю сегодня «5» Ахметзянову и Салахееву, Хабибуллиной ставлю «4»
7. Домашнее задание.
- § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:
1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?
2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?
- Всем спасибо за урок, до свидание.
|
- Да, готовы.
Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.
Ученики записывают число и тему урок.
Ответов нет. 1) экономия бумаги;
2) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;
- Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. - Не знаем.
- Текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита.
- Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.
- Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.
Работа по таблице.
- 1 байт.
Решение. Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.
- В таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.
Решение. Вспомним порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107 и и.д. Следовательно, закодировано слово link. - На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.
- Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.
- Соблюдается
|