Скачать 136.35 Kb.
|
Из опыта работы учителя «Информатики и ИКТ» МОУ «СОШ №5» имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад города Ржева Тверской области Пляшешник Аллы Викторовны Метод проектов в школьном курсе «Информатика и ИКТ» Ржев 2012 Содержание Вступление. 3 1.1 Сущность метода проектов. 5 Слово «проект» происходит от латинского слова proicere и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Тем самым, под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана. В данном случае под проектным методом подразумевается форма проведения занятий, базирующихся на возрастающей равноправной роли обучающих и обучаемых, когда учебная (проектная) группа, имея совместную целеустановку, планирует и осуществляет учебные и рабочие шаги и подводит итоги работы. 5 2. Заключение 10 В результате выполнения проекта должны быть получены три фотографии (1. Портрет в рамке с корректировкой дефектов изображения; 2. С использованием шаблона; 3. Макияж в Photoshop) 12 3.Список используемой литературы 13 Вступление.« Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» (Китайская пословица) Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Он возник в США во второй половине XIX в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории: • истинным и ценным является только то, что дает практический результат; • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом); • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс; • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. В 20-х гг. ХХ в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. В новой образовательной парадигме ученик становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом человеке. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика и ИКТ» определяю цель обучения: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
1.1 Сущность метода проектов.Слово «проект» происходит от латинского слова proicere и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Тем самым, под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана. В данном случае под проектным методом подразумевается форма проведения занятий, базирующихся на возрастающей равноправной роли обучающих и обучаемых, когда учебная (проектная) группа, имея совместную целеустановку, планирует и осуществляет учебные и рабочие шаги и подводит итоги работы.Известный дидакт М.А.Данилов называл главным результатом образования не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. 1.2 Цели и задачи проектной деятельности 1) контроль знаний и умений по пройденному материалу; 2) формирование в сознании обучающихся информационной картины мира; 3) возможность работать с компьютером; 4) развитие умений поиска и обработки информации; 5) работа по новым технологиям; 6) развитие самостоятельности; 7) умение слушать и уважать мнения товарищей; 8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 9) развитие исследовательских умений. Работа над проектом развивает творческую активность обучающихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. Данная форма обучения способствует:
1.3 Виды проектной деятельности Информационно-коммуникационные технологии применяются для реализации различных видов проектной деятельности учащихся: Виды проектов По содержанию информационные исследовательские По организации деятельности учащихся индивидуальные коллективные По форме проведения дистантные локальные творческие (интегративные) кооперативно- групповые Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. 1.3 Этапы выполнения проекта. Плана организации работы над проектом
1.4 Результаты выполнения проекта Анализ результатов деятельности учащихся
Обработка результатов В каждую ячейку таблицы может быть занесено от 0 до 5 баллов. На защите проекта учащийся получает две отметки: за продукт проектной деятельности и за качество представления и защиты проекта. Оценка продукта проектной деятельности Отметка «2» ставится ученику, если он набрал до 14 баллов по первой части таблицы. Отметка «3» может быть поставлена, если ученик набрал от 15 до 20 баллов по первой части таблицы. Отметка «4» может быть поставлена, если ученик набрал от 21 до 24 баллов по первой части таблицы. Отметка «5» может быть поставлена, если ученик набрал от 25 и выше баллов по первой части таблицы. Оценка за представление и защиту проекта Отметка «2» ставится ученику, если он набрал до 9 баллов по второй части таблицы. Отметка «3» может быть поставлена, если ученик набрал от 10 до 12 баллов по второй части таблицы. Отметка «4» может быть поставлена, если ученик набрал от 13 до 16 баллов по второй части таблицы. Отметка «5» может быть поставлена, если ученик набрал от 17 и выше баллов второй части таблицы. Этап защиты проводится в виде конференции. При подведении итогов анализируются листы контроля проектной деятельности учащихся и паспорт учебного проекта. Работа над подобными проектами способствует глубокому ознакомлению учащихся с данной темой; вовлекает в различные виды деятельности; стимулирует самостоятельное приобретение новых знаний с использованием различных источников информации. На базе метода проектов в нашей школе за последние три года учащимися было разработано более 20 программных комплексов по различной тематике. Многие из них применяются в учебном процессе. 2. ЗаключениеВнедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности обучающихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволит приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Совершенно очевидно, что обучение с использованием метода проектов – это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. Приложение 1. Примеры проектов по различным темам курса «Информатика и ИКТ» Текстовый редактор.
В результате выполнения проекта должны быть получены две стороны открытка (внутренняя и внешняя).
В результате выполнения проекта должно быть получены объявление о покупке, продаже, обмене, оказании услуг.
В результате выполнения проекта должна быть получена визитная карточка, содержащая фотографию (возможно, не настоящую), информацию: Ф.И.О., домашний адрес и т.д.
В результате выполнения проекта должен быть получен электронный учебник по одной из тем школьного курса. Для создания электронного учебника используются гиперссылки и формат html текстового документа.
В результате выполнения проекта должна быть получена одна страница школьной газеты. Графический редактор. Растровый графический редактор Photoshop.
В результате выполнения проекта должен быть получен коллаж с нереальным эффектом.
В результате выполнения проекта должны быть получены три фотографии (1. Портрет в рамке с корректировкой дефектов изображения; 2. С использованием шаблона; 3. Макияж в Photoshop)Векторный графический редактор.
В результате выполнения проекта должны быть получены название магазина, режим работы, наружная реклама. Электронные таблицы.
В результате выполнения проекта должен быть получен тест по одному из школьных предметов. Базы данных.
В результате выполнения проекта должна быть получена многотабличная база данных предприятия. Например, база данных магазина должно содержать таблицы «Товары», «Сотрудники», «Поставщики». Язык гипертекстовой разметки HTML.
В результате выполнения проекта должен быть получен сайт на определённую тему, состоящий из не менее пяти веб-страниц. Построение и исследование информационных моделей.
Примеры выполненных проектов моих учеников можно увидеть на сайте www.allapl22.ucoz.ru . 3.Список используемой литературы
|
Уроки. Метод проектов Метод проектов в курсе информатики. Метод открытых программ. Интегрированные уроки | Учебное пособие А информатики и икт в школьном образовании, а также методические примеры, образцы выполнения лабораторных работ в курсе Теории и... | ||
Типология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое... Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов | Методические рекомендации по изучению темы: «Телекоммуникационные... Методические рекомендации по изучению темы: «Телекоммуникационные технологии» в курсе «Информатика и икт» (профильный уровень) 4 | ||
Метод проектов в начальной школе Заместитель директора по увр писак О. В. Метод проектов – это Формирование компетенций, т е применение в практической деятельности знаний и умений | Рабочая программа по Информатике и икт 9 класс «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в... | ||
Метод проектов на уроках литературы Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность... | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» в 10 классе на... Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне... | ||
Использование тестов в школьном курсе математики (реферат) Гуженкова... Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации... | Пояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса... Икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.... | ||
Пояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися... | Тип урока Примерное распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и икт» для 9 класса | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в школьном курсе: изучается в курсе органической химии 10 класс, тема «Алкины» | Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф изучение предмета «Информатика и икт» предполагается в 8-9 классах, но с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика... | «Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... |