Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 485 с углубленным изучением французского языка
Московского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Информатика и ИКТ»
Класс 6 Всего часов на учебный год 35
Количество часов в неделю 1 Составлена в соответствии с авторской программой Л. Босовой
Учебник Л. Босова «Информатика и ИКТ 6 класс»; Москва «БИНОМ Лаборатория знаний» 2009;
Учитель: Романова Е.А.
Категория: высшая
Санкт-Петербург
2012/2013 г..
Пояснительная записка Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6-7 классах предмета «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа разработана на основе программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой. и Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Преподавание курса ориентировано на использование УМК, в который входят:
Л.Л. Босова . Информатика: Учебник для 6 класса /. – М.: БИНОМ., 2010.
Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Дополнительная литература:
Уроки информатики в 5-7классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Цели обучения информатике и информационным технологиям в 6 классах определяются следующим образом:
Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу представляемого вводного курса информатики для 6 классов положены следующие принципы:
Целостность и непрерывность;
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;
Практико – ориентированность;
Принцип дидактической спирали;
Принцип развивающего обучения.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Учащиеся 6 класса должны:
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
определять, информативно или нет некоторое сообщение;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;
иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами
.
Содержание курса информатики и ИКТ
6 класс 1. Компьютер и информация
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники.. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Создание почтового ящика в Интернете.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки». 2. Человек и информация
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word». 3. Элементы алгоритмизации
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE». КИМ
Практикум по информатике и информационным технологиям Н.Угринович, Л.Босова, Н.Михайлова Москва, Бином, Лаборатория знаний 2006
Информатика сборник экзаменационных заданий автор П.А. Якушкин, С.С.Крылов М ЭКСМО 2008
Информатика. Готовимся к ЕГЭ И.К. Сафронов «БХВ Петербург 2007 г
Информатика. «Тематические тесты» Лысенко Ф.Ф., Л.Н. Евич «Легион-М» Ростов на Дону 2010г
Информатика. Типовые тестовые задания. П. .А. Якушкин, В.Р. Лешинер, Д.П. Кириенко, Издательство «Экзамен» Москва 2011
«Информатика и ИКТ». Задачник-практикум в двух томах. Семакин И., Е. Ханнер Бином, Лаборатория знаний 2009
Ссылки на электронные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
http://festival.1september.ru/
http://www.metod-kopilka.ru/
http://www.klyaksa.net/
http://nsportal.ru/
http://uchinfo.com.ua/
http://www.rusedu.info/
http://ips.ifmo.ru/
http://mojainformatika.ru/
http://erokina.volsk-sch11.edusite.ru/
computer-museum.ru
Тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Контроль
| Домашнее задание
| 1
| Тема 1. Компьютер и ин-формация. Техника безопасности и организация рабочего места.
|
| по тетради
| 2
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
| Самостоят. работа
| 1.1 вопросы стр.10
| 3
| Файлы и папки
| Самостоят. работа
| 1.2 вопросы стр. 15
| 4
| Информация в памяти компьютера. Системы счисления
|
| 1.3 стр. 16-17
| 5
| Двоичное кодирование числовой информации.
| Самостоят. работа
| 1.3 стр. 17-19
| 6
| Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления
|
| 1.3 стр. 20-21
| 7
| Тексты в памяти компьютера
| Проверочная работа
| 1.3 стр. 21-22
| 8
| Кодирование текстовой информации
|
| 1.3 стр. 22-24
| 9
| Создание документов в текстовом процессоре Word.
| Проверочная работа
| 1.3 стр. 24-26
| 10
| Растровое кодирование графической информации
|
| 1.3 стр. 26-28
| 11
| Векторное кодирование графической информации.
|
| 1.3 стр. 28-29
| 12
| Единицы измерения информации.
| Контрольная работа
| 1.4 вопросы стр. 30
| 13
| Информация и знания.
|
| 2.1 вопросы стр. 33
| 14
| Тема 2. Человек и инфор-мация. Чувственное познание окружающего мира
|
| 2.2 вопросы стр. 35
| 15
| Понятие как форма мышления.
|
| 2.3 вопросы стр. 38
| 16
| Как образуются понятия.
| Самостоят. работа
| 2.3 вопросы стр. 40
| 17
| Структурирование и визуализация информации.
| Самостоят. работа
| 2.3 вопросы стр. 42
| 18
| Содержание и объем понятия
| Самостоят. работа
| 2.3 вопросы стр. 44-45
| 19
| Отношения тождества, пересечения и подчинения.
| Самостоят. работа
| 2.3 стр. 45-48
| 20
| Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
| Самостоят. работа
| 2.3 стр. 48-50
| 21
| Определение понятия
| Самостоят. работа
| 2.3 51-53 вопросы стр. 53
| 22
| Классификация.
| Проверочная работа
| стр. 54
| 23
| Суждение как форма мышления.
| Самостоят. работа
| 2.4 вопросы стр. 58
| 24
| Умозаключение как форма мышления.
| Контрольная работа
| 2.5 вопросы стр. 60-61
| 25
| Тема 3. Алгоритмы и исполнители.Что такое алгоритм
|
| 3.1 вопросы стр. 65
| 26
| Исполнители вокруг нас
|
| 3.2 вопросы стр. 69
| 27
| Формы записи алгоритмов.
| Самостоят. работа
| 3.3 вопросы стр. 71-72
| 28
| Линейные алгоритмы.
| Самостоят. работа
| 3.4 стр. 73
| 29
| Линейные алгоритмы.
|
| 3.4 стр. 74
| 30
| Алгоритмы с ветвлениями
|
| 3.4 стр. 74-75
| 31
| Алгоритмы с ветвлениями
| Тест
| 3.4 стр. 75-76
| 32
| Циклические алгоритмы.
|
| 3.4 стр. 76-78
| 33
| Циклические алгоритмы.
| Контрольная работа
| 3.4 вопросы стр. 78-80
| 34
| Резерв
|
|
| 35
| Резерв
|
|
|
КИМ
Практикум по информатике и информационным технологиям Н.Угринович, Л.Босова, Н.Михайлова Москва, Бином, Лаборатория знаний 2006
Информатика сборник экзаменационных заданий автор П.А. Якушкин, С.С.Крылов М ЭКСМО 2008
Информатика. Типовые тестовые задания. П. .А. Якушкин, В.Р. Лешинер, Д.П. Кириенко, Издательство «Экзамен» Москва 2011
«Информатика и ИКТ». Задачник-практикум в двух томах. Семакин И., Е. Ханнер Бином, Лаборатория знаний 2009
Ссылки на электронные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/
http://festival.1september.ru/
http://www.metod-kopilka.ru/
http://www.klyaksa.net/
http://nsportal.ru/
http://uchinfo.com.ua/
http://www.rusedu.info/
computer-museum.ru
http://technologies.su/
http://www.junior.ru/
|