Скачать 241.08 Kb.
|
Научно-методические рекомендации к проведению современного урока Боришполь Л.И. Что всегда было и остается главным в школе? Общеизвестно, что это главное - Его Величество Урок. Это центр, вокруг которого вращаются и к которому возвращаются все мысли, действия учителя. Урок - это то звено в цепи педагогического процесса, в котором, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке» (М. Н. Скаткин). Каждый урок вносит свой специфический, свойственный только ему вклад в решение задач современного образования. «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет... вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока» -такую исчерпывающую оценку уроку дал выдающийся отечественный педагог Ю. А. Конаржевский в своем труде «Система. Урок. Анализ». Уроку уже более трехсот лет - весьма почтенный возраст. Все эти годы он чутко реагировал на ситуации в обществе и образовании. И всегда ему было нелегко: урок подвергали сомнениями, от него отказывались, его заменяли, модернизировали, больше критиковали, чем восхваляли, а он живуч и сегодня так же вызывает к себе интерес, как и вчера, наперекор предсказаниям Д. Дьюи, философа и психолога, который еще в XIX веке утверждал: урок как основная форма обучения себя изживет. С чем сравнить урок, чтобы лучше понять его значимость в образовании? Пожалуй, с природным алмазом: чем более тщательной обработке он подвергается, тем ценнее становится. Великое множество ученых, философов, педагогов шлифовали этот алмаз, подвигая его к совершенству, называя новые грани инновациями. Великие имена Сократа, Канта, Жан-Жака Руссо, И. Песталоцци, Я. А. Коменского и целой плеяды отечественных ученых, начиная от М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, и далее - Л. Н. Толстого, П. Ф. Кап-терева, В. П. Вахтерова, М. Н. Скаткина, М. И. Махмутова, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. В. Давыдова, В. М. Монахова, И. Лернера, М. В. Кларина, И. С. Якиманской и др., - все эти имена связаны с образовательным процессом и его главным ядром - уроком. Каждый педагог, прикоснувшись сегодня к хранилищу бесценной педагогической мысли, накопленной педагогами-классиками, понимает, что урок удивительно многогранен, очень сложен, динамичен, связан с предыдущим материалом и является проекцией в будущее. В нем соединяются науки и методики обучения, воплощаются в жизнь педагогические находки учителя. Урок ЖИМ1 и развивается в условиях непрекращающегося поиска ответа на вопрос: «Хороший урок - это какой урок?» В коротких научно-методических рекомендациях невозможно коснуться всех сторон урока. Все это представлено в монографиях, научных статьях, учебниках и учебных пособиях по педагогике. Коснемся лишь отдельных, главных его сторон, чтобы показать отличие хорошего современного урока от слабого. Итак, хороший урок - это какой урок? Урок для учащихся? Урок самих учащихся? Урок учителя и учащихся? Ответить на эти вопросы непросто. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что «.. .суть хорошего урока заключается в том, чтобы организовать работу всех учеников именно на уроке, не перекладывая её на дом». А для этого нужно, считал он, помочь учащимся овладеть способами самостоятельного добывания знаний. И добавлял: «Урок - это знание и воля, это воспитание предметом и личностью учителя». Относительно проблем хорошего урока интересные размышления содержатся в трудах П. Ф. Каптерева, Н. А. Бобровникова, Г. К. Кирилловой, С. И. Гессена и др. Но остановимся на взглядах С. И. Гессена (1887 1950), одного из продолжателей традиций русской гуманистической педагогики. По Гессену, хороший урок предполагает «творческую совместную деятельность учителя и ученика по решению образовательных целей, где результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования» (Гессен С. И., 1948). Разве устарели эти взгляды известных отечественных педагогов на урок? Безусловно, нет. Эти мысли актуальны и сегодня. Множество педагогов пытаются активно возродить в современных условиях массовой школы сократовские беседы. Иногда такие попытки являются удачными, иногда нет. Но главное заключается в интенсивном поиске. Другой пример - триумфальное шествие по России блочно-модульной технологии, которая по всем признакам относится к 60-м гг. XX в. (II поколение технологий). И сегодня активно «работает» на урок Концепция укрупнения дидактических единиц П. М. Эрдниева (70-е гг. XX в.), генеральная идея которой легла в основу образовательных технологий четвертого и пятого поколений - метода проектов, интегральной, ТОГИС (технологии образования в глобальном информационном сообществе). И минимальным учебным периодом в каждой из самых современных образовательных технологий является урок. Поэтому примем урок как данность, ибо ничего лучшего пока не придумали. И не важно, что его сегодня обозначают десятками новых слов: «модель», «шаг», «маршрут», «звено», «блок» и др. «Свежайшие веяния в педагогике оказываются новыми прочтениями древних истина а «новые» образовательные технологии просто списаны с давних достижений, разве что с новой терминологией», - утверждает В. В. Гузеев в своей книге «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии». Как видим, направление дальнейшего развития образования предполагает как переход к новым глобальным, так и возвращение к традиционным ценностям российского образования. Какова сегодня реальная картина урочной работы в школе? В учебном процессе совмещаются традиционная классно-урочная и новые образовательные технологии. Статус «долгожительницы» первой из них обеспечивают:
- оптимальные затраты ресурсов на массовое обучение и др. Традиционное обучение не игнорирует ориентацию на активизацию деятельности учащихся, является основой для разработки новых технологий. Но все же традиционное обучение, традиционный урок большинство педагогов не устраивают. Чем именно? Назовём самые характерные отрицательные стороны:
- пассивность значительной части класса; - отсутствие межличностного общения и взаимодействия учителя и ученика, учащихся между собой;
Список этот можно продолжить. Но зададим вопрос: каковы будут последствия такой организации урока? Всем ясно, что в результате - отсутствие инициативы, пассивная позиция учащегося как исполнителя, постоянно нуждающегося в активизации, отсутствие способности к самоорганизации, неумение отстаивать свои права, самостоятельно мыслить, вступать в диалог, дискуссию, отстаивать свои убеждения, решать проблемы и т. д. «И такие тенденции, несмотря на различия между школьными системами, характерны для разных стран мира», - отмечает профессор М. В. Кларин в статье «Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании». Все это, безусловно, входит в противоречие с сегодняшней российской действительностью. В условиях постиндустриального и информационного общества, когда произошел переход России к новой системе социально-политических и экономических отношений, идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы, существенно меняется педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса. Деятельность российской школы строится на принципах гуманизации, приоритета личности и общечеловеческих ценностей, широкого использования образовательных технологий. Все эти колоссальные преобразования четко определены в Концепции модернизации российского образованию, где заявлено, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, с развитым чувством ответственности за судьбу страны». По сути, это социальный заказ государства российской школе. В научной литературе обоснованы ведущие тенденции развития российского образования, способствующие выполнению) этого социального заказа (И. П. Поддасый, Г. К. Селевко, С. С. Татарченковю и др.):
Какой из этого следует вывод? Необходимо перестроить образовательную систему в соответствии с требованиями общества на современном этапе, пересмотреть принципы образования. Каковы же дидактические принципы организации образовательного процесса в условиях личностно-ориентированного образования, обоснованного в трудах В. В. Серикова, Е. В. Бондаревской, И. /А. Колесниковой, В. М. Монахова, И. С. Якиманской и др. Они следующие: - принцип психологической комфортности; - принцип целостного развития ребенка; - принцип вариативности; - принцип оптимального сочетания индивидуального и дифференцированного подхода; - принцип творчества (креативности); - принцип целостного представления о мире; - принцип деятельности; - принцип опоры на личностный, субъектный опыт; - принцип оптимального сочетания индивидуальной и групповой деятельности. Как реализовать эти принципы? Что нужно предусмотреть при подготовке и проведении современного урока? На что нужно обратить внимание в первую очередь? Учителю, во-первых, необходимо четко знать психологическую схему присвоения новой информации (табл. 1). Таблица 1 Схема присвоения новой информации
Во-вторых, должна быть решена проблема планирования урока. Тут следует заметить, что в повседневной практике мы встречаемся с такими фактами, когда учитель неглубоко подходит к созданию плана урока, иногда формально продумывает только последовательность своей деятельности, от постановки цели до подведения итогов урока. Между тем нужно помнить, что более настойчиво заявляет о себе технологический подход к проектированию урока. Отметим, что термин «технология» и его вариации получил в педагогической литературе более 300 (Т. С. Назарова) формулировок. Все многообразие их определений и классификация представлены в книге «Современные образовательные технологии» Г. К. Селевко. Выделим характерные черты личностно-ориентироеанного урока: - учебное взаимодействие на основе учета личностных особенностей учащихся;
- применение методов и приемов педагогической поддержки; - проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей; - звучащие на уроке таких речевых оборотов учащихся, как «я полагаю, что ...»; «мне кажется, что ...»; «по моему мнению, ...»; «я думаю, что...». Вот некоторые практические рекомендации для проведения личностно-ориентированного урока:
Таблица 2
Последняя графа - в конце урока, на этапе рефлексии.
Учителю в своей практической деятельности следует опираться на научные разработки В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В. М. Монахова, которые считают, что технология урока - это модель, схема, план действий учителя и ученика в учебном процессе, система их совместной деятельности, в которой последовательно воплощается на практике спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение глубоко осознанных и продуманных целей и задач урока как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Учитель в технологическом подходе к проектированию урока должен придерживаться следующей этапности в работе:
- заключительное оценивание результатов. Что должен сделать учитель, чтобы эти этапы были четко осуществлены (схема 1)?
Проектирование на уроке Целеполагание на уроке Рефлексия Отбор содержания учебного материала Оценка, самооценка деятельности Методы и приемы обучения Подготовка домашней работы Формы организации деятельности учащихся Схема I. Технологическая карта проектирования урока (по С. С. Татарченковой) Итак, процесс обучения - двусторонний- В нем участвует учитель и ученик, их деятельность тесно взаимосвязана. Проектирование урока можно представить в виде алгоритма последовательных действий. С одной стороны - процесс обучения организует учитель. Он планирует, организует, контролирует, корректирует, анализирует, с другой стороны - ученик как второй субъект процесса обучения должен выполнять на уроке под руководством учителя, а дома самостоятельно те же самые функции, что и учитель (планировать, организовывать, контролировать, корректировать, анализировать) (схема 2).
Схема 2. Алгоритм взаимодействия учителя и ученика на уроке. Процесс обучении Учителю также можно рекомендовать при проектировании урока воспользоваться следующими рекомендациями Н. В. Немовой. Технология проектирования урока Постановка целей урока
Планирование содержания и методов ведения урока
Считаем, что предложенные методические рекомендации по планированию, проектированию урока помогут избежать формализма в организации учебной деятельности, повысят качество урока, помогут усилить процесс вовлечения учащихся как субъектов образовательного процесса в совместный труд учителя и детей. Качество современного урока находится в прямой зависимости от уровня психологической комфортности для всех участников образовательного процесса. Не секрет, что жесткость, авторитарность, подавление еще не ушли из стен нашей школы. Что необходимо сделать учителю, чтобы создать комфортные условия на уроке? Назовем лишь некоторые из них:
- учить детей преодолевать трудности, анализировать свое движение вперед; - овладеть методикой побочной критики через вопрос опосредствованного замечания, реализуя на практике утверждение В. Л. Сухомлинского о том, что «интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»; - создать атмосферу заинтересованности вокруг каждого ученика, не делить их на «умных» и «глупых», организовать их сотрудничество; - стремиться установить духовный контакт между участниками образовательного процесса на уроке. Убеждены в том, что только культура общения, педагогика сотрудничества, учение без унижения и принуждения способны изменить нашу школу, сделать учебный процесс радостным и результативным. Еще одна важная и труднорешаемая проблема, о которой нужно говорить, -это формирование позитивной мотивации к прогрессу обучения. Почему ученик не хочет учиться? Почему у ребенка потеряна вера в собственные силы? Какие стороны мотивации у ребенка не сформированы, в чем мы можем ему помочь? Поиск ответов на эти сложные вопросы идет во многих педколлективах. Ответ однозначен: а) необходимо овладеть методиками изучения и формирования мотивации школьников; б) нужна системная работа педколлектива, каждого учителя (в теоретическом и практическом планах), чтобы разобраться:;
как связаны проблемы мотивации с методикой, технологией и стилем работы учителя?
Выделим основные направления деятельности учителя по созданию условий проявления психологической активности учеников: признание, понимание и принятие ребенка таким, каков он есть; - создание атмосферы доброжелательности, ситуации успеха; создание ситуации активного общения и взаимодействия;
- показ значимости изучаемого материала, его прикладной направленности; - использование приёмов и заданий, способствующих формированию и развитию рефлексивных качеств у школьника; - использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать значимые для него виды, формы, уровни учебного содержания;
Следует затронуть еще одну важную сторону урока - целеполагание. В чем суть проблемы? Учитель сам определяет цели и задачи урока, о которых учащиеся и не знают. В этом случае деятельность школьников не мотивирована, нецеленаправленна. В методических рекомендациях следует особо подчеркнуть: каким бы сложным ни был этап целеполагания на уроке,
Что нужно сделать, чтобы ученик сформулировал, присвоил цель? Его нужно столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспринимается как проблема, причем субъективная. И фундаментом здесь станет внутренний мотив ученика: «я хочу», «я буду», «я могу». Например:
Ученик должен стремиться к тому, чтобы проектировать цели своей деятельности самостоятельно Для этого ему необходимо:
В подобных случаях процесс целеполагания для ученика становится необходимым элементом деятельности. И это самое главное в учении, так как ученик научится оценивать каждодневный личный успех. Как сделать урок увлекательным, запоминающимся, результативным? Это самый главный и сложный вопрос. Вот некоторые рекомендации по развитию у учащихся интереса к учению: - важно, чтобы урок в условиях психологического комфорта, умелого целеполагания был профессиональным, на высоком научном, методическом, технологическом уровне;
а) укрупнения дидактических единиц (2, 3 ступени), б) освоения новых информационно-коммуникационных технологий, в) уровневой дифференциации; - важно, чтобы возможности самооценки, внешней оценки стимулиро вали учебную деятельность школьников; важно, чтобы после урока в душе всех участников образовательного процесса остался праздник творческого единения учителя со своими учениками. Учитель на уроке реализует свой опыт в виде собственной позиции, суждений, но не забывает, что субъектный опыт в виде разрозненных представлений в различных областях знаний имеется и у ученика. Какие же методы и приемы выявления субъектного опыта учеников рекомендуется использовать учителю? Вот некоторые из них:
в группе учащихся каждый ученик по возможности представляет известную ему информацию по изучаемой теме. Руководитель группы из числа сильных учеников класса обобщает полученную информацию и представляет ее классу. Хотелось бы акцентировать внимание педагогов на одной из острых проблем - оценочной деятельности на уроке. Необходимо разграничивать понятия «оценка» и «отметка»:
Как осуществляют оценочную деятельность на уроке лучшие учителя? Известный учитель физики Н. Палтышев в своей книге «Педагогическая гармония» предлагает такие правила оценочной деятельности, основанные на собственном опыте:
На разных типах уроков видоизменяется оценочная деятельность, и отмечается она соответствующими знаками: # - отметка, * - оценка, #* - и то, и другое. Вот как это выглядит на уроках:
В многолетней практике оценочной деятельности учителя сложились определенные правила:
Н. Палтышев также уделяет большое внимание оценочной деятельности ученика, учит своих учеников самооценке, формирует у них готовность к самооценке, практикует прием согласования отметки (выставление двойной отметки в виде дроби например, 3/4 где 3 - это отметка учителя, 4 - отметка ученика, далее следует комментарий того и другого субъекта к выставленным отметкам). Таким образом, в научно-методических рекомендациях, размышлениях по поводу современного урока мы коснулись лишь некоторых сторон его совершенствовании в надежде, что они помогут учителю в практической деятельности, усилят его интерес к уроку как феномену, убедят в том, что урок, требуя к себе каждодневного внимания, в то же время требует, в силу своей сложности, интенсивной самообразовательной деятельности педагога. |
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Методические рекомендации к проведению урока по химии На первом этапе подготовки урока учителю необходимо выбрать требования госта к данной теме, что определит цели и задачи | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | ||
Только на уроке встречаются участники образовательного процесса:... Он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания... | Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из многих произведений, прочитанных в школе, рассказ «Муму» И. С. Тургенева, бесспорно, остается в памяти каждого учащегося. Почему?... | Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост.... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи... Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)... | «центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников |