Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Казанский авиационно-технический колледж имени П.В.Дементьева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП 08. Гидравлические и пневматические системы
для специальности 160108 «Производство летательных аппаратов» уровень подготовки – базовый Вводится в действие
с 1 сентября 2012 г.
Казань
2012
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией авиационного отделения
Протокол №____
от ________________20__ г. Председатель
_____________ Блинкова Л.В.
(личная подпись) (инициалы,
фамилия)
______________
(дата)
| Составлена в соответствии с требованиями основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальности
160108 «Производство летательных аппаратов» (приказ Минобрнауки России №420 от 15.октября 2009)
|
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
| Заместитель директора по научно-
методической работе
_________ Э.Р.Соколова ________
(личная подпись) (инициалы, (дата)
фамилия)
Разработчик (и): преподаватель КАТК
(должность) ______________________
(должность)
| Заместитель директора по
учебной работе
_________ ________________ ________
(личная подпись) (инициалы, (дата)
фамилия)
_________ __Данилова В.П.______________ ________
(личная подпись) (инициалы, (дата)
фамилия)
_________ ____________ ________
(личная подпись) (инициалы, (дата)
фамилия)
|
Рецензенты: Преподаватель КАТК
(должность, наименование
организации)
_________________________________
(должность, наименование
организации)
|
__________________________571-37-60
(инициалы, (телефон)
фамилия)
___________________________________
(инициалы, (телефон)
фамилия)
|
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации программы учебной дисциплины | 14
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16
|
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гидравлические и пневматические системы
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Гидравлические и пневматические системы» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 160108 «Производство летательных аппаратов» базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18466 «Слесарь механосборочных работ».
(Примечание: рабочие профессии у всех дисциплин одинаковые по рассматриваемой специальности соответствуют ФГОС и имеются в лицензии колледжа). Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина ОП 06 «Гидравлические и пневматические системы» входит в профессиональный цикл.
(Примечание: номер дисциплины берется из рабочего учебного плана).
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- составлять принципиальные схемы гидравлических и пневматических систем;
- производить расчеты по определению параметров гидро- и пневмосистем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;
- устройства и принцип действия различных типов приводов гидро- и пневмосистем;
- методику расчета основных параметров разного типа приводов гидро- и пневмосистем.
(Примечание: знания и умения берутся из ФГОС СПО по специальности, для 1 курса данные берут из примерной программы).
В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Анализировать объект производства: конструкцию летательного аппарата, агрегатов, узлов, деталей, систем, конструкторскую документацию на их изготовление и монтаж.
ПК 2.1. Анализировать техническое задание для разработки конструкции несложных деталей и узлов изделия и оснастки. Производить увязку и базирование элементов изделий и оснастки по технологической цепочке их изготовления и сборки.
ПК 2.2. Выбирать конструктивное решение узла.
ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.
ПК 2.4. Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
ПК 3.2. Проверять качество выпускаемой продукции и/или выполняемых работ.
(Примечание: компетенции берутся из ФГОС СПО по специальности). 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
(Примечание: данные из учебного плана по данной спец-ти и по данной дисциплине)
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 72
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 48
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| 16
| практические занятия
| не предусмотрены
| контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 24
| в том числе:
|
| Работа с технической литературой и составление конспектов.
| 14
| Решение задач.
| 6
| Изучение дополнительной литературы и подготовка доклада
| 4
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Примечание: виды самост. работ указываются перечнем и в часах после написания пункта 2.2.
Выписка из прилож. к письму Минобразования России от 29.12.2000 №16-52-138 ин./16-13
Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
В качестве форм и методов контроля ВНЕАУДИТОРНОЙ самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Гидравлические и пневматические системы»
Наименование разделов и
тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы,
самостоятельная работа обучающегося
| Объем
часов
| Уровень
освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Физические основы функционирования систем
|
| 34
|
| Введение
| Краткая история развития гидравлики, гидравлических машин и гидропневмоприборов. Значение гидравлических и пневматических систем в авиационном производстве. Задачи дисциплины в профессиональной деятельности. Достоинство и недостатки гидро- пневмоприводов, области их применения, структура , классификация.
| 1
| 1
| Тема 1.1. Рабочие тела и масла
| Функциональное назначение рабочих жидкостей. Определение жидкости. Понятие реальной и идеальной жидкости. Основные механические и физические свойства жидкостей. Приборы для измерения вязкости жидкости. Зависимость физических свойств жидкости от температуры и давления. Характеристики рабочих жидкостей и их заменителей, требования к ним. Выбор рабочих жидкостей.
| 3
| 3
| Лабораторная работа №1
| 2
|
| Измерение вязкости жидкости
| Самостоятельная работа:
Работа с технической литературой по самостоятельному изучению и составлению кратких конспектов по основным физическим свойствам и особых состояния рабочих жидкостей (облитерация и кавитация), применяемых в гидравлических системах летательных аппаратах и авиационном производстве.
| 2
|
| Тема 1.2.
Основы гидростатики
| Основные задачи гидростатики. Силы, действующие в жидкости, находящейся в состоянии равновесия. Понятие гидростатического давления. Единицы измерения гидростатического давления в системе СИ. Основные свойства гидростатического давления. Закон Паскаля. Основное уравнение гидростатики. Понятие абсолютного, избыточного и вакуумметрического давления. Приборы для измерения давления. Гидростатические машины (гидравлические пресс и аккумулятор). Назначение, область применения, устройство и принцип действия.
| 2
| 3
| Самостоятельная работа:
Работа с литературой по самостоятельному изучению и составление конспекта о приборах для измерения давления сред и о гидростатических машинах (гидравлические пресс и аккумулятор). Назначение, область применения, устройство и принцип действия.
| 2
|
| Тема 1.3.
Основы гидродинамики
| Задачи гидродинамики. Виды движения жидкости. Поток жидкости. Гидравлические элементы потока: площадь живого сечения потока, смоченный периметр, гидравлический радиус, объемный и весовой расход жидкости, средняя скорость движения потока.
Уравнение неразрывности для потока жидкости. Энергия элементарной струйки. Уравнение Бернулли. Геометрический и физический смысл уравнения Бернулли для идеальной жидкости. Полный напор и его составные части. Построение пьезометрических и напорных линий. Примеры применения уравнения Бернулли в технике. Измерение скорости потока и расхода жидкости.
Режимы движения жидкостей: ламинарный и турбулентный. Потери напора на трение при ламинарном и турбулентном движении. Формула Дарси – Вейсбаха. Шероховатость. Зоны русла.
Коэффициент Дарси. Местные сопротивления. Коэффициент местного сопротивления.
Понятия простого и сложного трубопровода. Гидравлический расчет простого трубопровода.
Три основные задачи при расчете простого трубопровода, определение напора, расхода и диаметра.
| 8
| 3
|
| Лабораторные работы №№ 2, 3, 4
| 6
|
| Измерение давления и расхода. Определение режима движения жидкости.
| Иллюстрация уравнения Бернулли.
| Определение потерь напора по длине.
| Самостоятельная работа:
Работа с литературой по самостоятельному изучению и составление конспекта о примерах и применении уравнения гидродинамики в технике. Решение задач: расчет числа Рейнольдса, скорости и расхода жидкости, величины потерь давления в гидросистеме, расчет простого трубопровода. Рабочие среды пневмоприводов, их свойства. Состав воздуха. Идеальный и реальные газы. Параметры состояния газа: давление, удельный вес, термодинамическая температура. Понятие об энтальпии и энтропии газа. Уравнение состояния идеального газа (Клапейрона-Менделеева). Закон Авогадро. Законы идеального газа (закон Гей-Люссака, Шарля и Бойля-Мариотта). Определение и задачи термодинамики. Первый и второй законы термодинамики.
| 4
2
|
3
| Тема 1.4.
Законы идеальных газов, законы термодинамики
| Самостоятельная работа:
Работа с литературой. Решение задач.
| 2
|
| Раздел 2. Гидравлические и пневматические приводы.
|
| 38
|
| Тема 2.1.
Структура и составные элементы гидропривода.
| Принцип работы гидравлического привода. Основные элементы объемных гидроприводов, их назначение. Требования к гидроприводам, их классификация, достоинство и недостатки. Область применения гидропривода. Условные графические обозначения элементов гидравлических и пневматических схем приводов изделий по ГОСТу.
| 2
| 2
|
Тема 2.2.Общие сведения о гидравлических машинах.
| Классификация гидравлических машин. Определения насосов и гидродвигателей. Классификация насосов. Назначение и область применения основных типов насосов и гидродвигателей. Подача, напор, число оборотов, с которыми работает насос, момент на валу, потребляемая мощность, коэффициент полезного действия. Шестеренные насосы. Пластинчатые насосы. Устройство, принцип действия. Достоинство и недостатки.
Пластинчатые насосы. Устройство, принцип действия. Достоинство и недостатки. Требования к насосам. Схема и принцип действия поршневого насоса. Устройство, принцип действия радиально-поршневых и аксиально-поршневых насосов. Область применения. Гидроцилиндры.
| 4
| 3
| Лабораторная работа: №5.
| 2
|
| Определение рабочих характеристик объемного гидронасоса.
|
| Самостоятельная работа:
| 4
|
| Работа с литературой по самостоятельному изучению и составлению кратких конспектов об устройстве и принципе действия гидроцилиндра. Примеры применения. Расчет гидроцилиндра по исходным данным.
|
| Тема 2.3.
Аппаратура гидроприводов
| Назначение гидроаппаратов. Конструкции запорно-регулирующих элементов. Аппаратура для регулирования и контроля давления. Крановые и золотниковые распределители, их типы, принцип действия, подключение в гидросистему. Аппаратура для регулирования расхода рабочей жидкости.
| 2
| 3
|
| Лабораторные работы: №№ 6,7.
| 4
|
| Исследование характеристик напорного гидроклапана.
|
| Исследование характеристик редукционного клапана.
|
|
| Самостоятельная работа:
| 2
|
| Работа с литературой по самостоятельному изучению и составление кратких конспектов о работе дросселирующих распределителях, их назначении и принципе действия.
|
| Тема 2.4.
Регулирование скорости движения рабочих органов
| Способы гидравлического регулирования скорости рабочих органов. Сущность, достоинство и недостатки схем объемного регулирования. Сущность, схемы, достоинства и недостатки дроссельного регулирования.
| 1
| 3
| Тема 2.5. Вспомогательные элементы гидроприводов
| Трубопроводы, их соединения и монтаж. Устройства для очистки масла. Типы фильтров, их конструкция, принцип действия. Способы подключения фильтров в гидросистему. Гидробаки. Теплообменники.
| 1
| 3
| Лабораторная работа: №8.
| 2
|
| Исследование характеристик объемного гидропривода с поступательным движением выходного звена.
|
|
| Самостоятельная работа:
| 2
|
| Работа с литературой. Уплотнительные устройства. Расчет и обоснования выбора гидробаков, теплообменников.
|
|
Тема 2.6.Структура и составные элементы пневмопривода.
| Устройство и принцип действия поршневого компрессора. Теоретический и действительный процесс сжатия в компрессоре. Достоинства и недостатки поршневого компрессора Схема получения сжатого воздуха. Основное и вспомогательное оборудование поршневой компрессорной станции.
| 2
| 3
| Самостоятельная работа:
| 2
|
| Исследование работы поршневого компрессора по индикаторной диаграмме.
|
| Тема 2.7.
Принципиальные схемы пневмоприводов.
| Назначение и область применения пневмоприводов. Основные элементы пневмоприводов и их функциональное назначение. Достоинства и недостатки пневмоприводов.
| 1
| 2
| Самостоятельная работа:
| 1
|
| Примеры использования пневмоприводов в конструкции летательного аппарата и в авиационном производстве.
|
| Тема 2.8.Следящие приводы
| Назначение и применение следящего привода. Схемы следящего привода технологического оборудования.
| 1
| 2
| Самостоятельная работа:
| 1
|
| Изучение работы гидропривода стабилизатора летательного аппарата.
|
| Тема 2.9. Основы расчета гидро- и пневмосистем.
| Основы расчета гидропривода: определение параметров насоса, диаметров трубопровода, потерь давления в гидросистеме. Понятие о тепловом расчете пневмосистемы.
| 2
| 3
|
| Самостоятельная работа:
| 2
|
| Решение задач.
| Курсовая работа ( проект)- не предусмотрен
|
|
| Примерная тематика курсовых работ (проекта) - не предусмотрено
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) – не предусмотрена
|
|
| Всего
| 72
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Примечание: Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. «Ведение» входит в первую тему.
По каждой теме должны быть отражены след.вопросы:
содержание учебного материала (в дидактических единицах),
наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду),
контрольные работы,
самостоятельная работа в виде конкретных заданий, которые должны обязательно проверяться и оцениваться у каждого студента).
Количество часов в разделе = сумме часов на все темы + лабораторно-практические работы + самостоятельная работа. Уровень освоения определяется содержанием материала:
если в теме идет только формирование знаний – уровень 1
если формирование умений (через лаб. и практ. работы) – уровень 2.
выполнение проектов – уровень 3.
|