Скачать 112.07 Kb.
|
Урок по окружающему миру в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой) по теме: «Как люди мечтали летать» Учителя начальных классов ГБОУ СОШ №867 Грачевой О.Б. Москва 2013 «Как люди мечтали летать» Окружающий мир 3 класс Цель: сформировать у детей представление о научных открытиях в области летательных аппаратов и самолетов в 19-20 веках. Задачи: - организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний об открытиях, совершенных людьми в 19-20 веках; - содействовать осознанию ценности изучаемого материала, через раскрытие значения науки для развития человечества; - создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути ее решения; - способствовать обогащению словаря учащихся; - развивать у детей потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая их индивидуальные способности; - воспитывать чувство гордости за наших предков; - развивать коммуникативные качества через работу в группах; - воспитывать уважение к точке зрения товарища, чувство взаимовыручки. Оборудование: - учебник «Окружающий мир» 3 класс; - толковые словари – 5 шт.; - 6 конвертов с заданиями для групп; - презентация; - воздушные шарики (по количеству детей); - карточки со словами: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан; - иллюстрации летательных аппаратов: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан; - видеоролик «Взлет ракеты»; - видеоролик «Две половинки» - физминутка. План
«Как люди мечтали летать»
- Доброе утро! Мы начинаем урок окружающего мира. Вы, наверное, догадались, как мы будем работать? (в группах) - Какой совет Вы можете дать друг другу при данном виде работы? (проявлять уважение, прислушиваться друг к другу, вместе решать все вопросы). - Итак, вы готовы? 2. Актуализация знаний - Прочитайте народную мудрость «Дерево ценят по корням, а человека по делам». (записано на доске) - Как Вы понимаете эту пословицу? - Кто догадался, почему эти слова прозвучали в начале урока? (изучаем раздел «Открытия человека в 19-20вв.») Слайд №1 - С какими открытиями мы уже знакомы? (изобретение парохода и автомобиля) Слайд №2 3. Постановка цели урока - Посмотрите на экран. О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных? Слайд №3 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока… («Как человек мечтал летать») * 4. Переход к изучению новой темы - Человек никогда не стал бы разумным, если бы не наблюдал, не учился, не размышлял, не познавал законы природы. С давних пор, наблюдая за полетами птиц, люди мечтали подняться в небо, передвигаться по воздуху. Они даже придумали волшебные предметы, которые умели летать. Вы знаете такие? (ступа, ковер-самолет…) 5. Рассказ учителя об Икаре - Мысль о полетах манила человека с древности, о его желании подняться в воздух свидетельствуют мифы и легенды. - Знаете ли Вы, кто это? (Икар) Слайд №4 * – Это мифический герой, который первый поднялся в небо. Легенда гласит, что он прикрепил крылья к телу воском и взлетел. От радости он взлетал все выше и выше. Однако, когда он приблизился к солнцу воск расплавился, Икар упал и погиб. Этого мифического персонажа сравнивают с символом человеческого стремления к знаниям. - Поднимите руки, кто из Вас стремится к знаниям? - Что на этом уроке мы должны узнать? - Чему должны научиться? 6. Работа в группах - На этом уроке Вы сами будете искать ответы, и делать свои открытия. А) Конверт №1 - Откройте конверт №1 и, отгадав ребус, сообщите нам, с каким изобретением Ваша группа будет работать. №1. Э Р А С Т О Т А 2 3 1 5 8 4 6 7 (аэростат) №2. П А Р А Э Н О Л 5 1 3 7 2 8 4 6 (аэроплан) №3. Ж И Л И Д Ь Б А Р 5 2 8 4 1 9 7 6 3 (дирижабль) №4. Т О С Е Л А М 7 4 1 6 5 2 3 (самолет) №5. Р А П Л Е Н 6 3 1 2 5 4 (планер) (на крыле доски (спрятаны от глаз детей) висят карточки с названием авиационного изобретения, отгадав, дети ищут и вывешивают) Б) Конструирование самолетов - Сейчас я попрошу от каждой группы выбрать 2 человека, которые должны будут до конца урока суметь сконструировать самолет, пользуясь схемой. - Возьмите конверт №5 и начинайте работу. По ее окончанию сложите самолеты в конверт и продолжайте работать вместе со своей группой. В) Работа с толковыми словарями - Посмотрите, какие сложные слова! Можете Вы мне назвать их лексические значения? А что нам поможет это сделать? (толковый словарь) Аэростат – воздухоплавательный аппарат, то же, что воздушный шар (Д.Н.Ушаков толковый словарь, стр.56) Аэроплан – самая первая модель самолета (Толковый словарь русского языка, стр. 18) Дирижабль – управляемый воздушный шар (аэростат) (Словарь иностранных слов, стр. 167) Самолет – летательный аппарат, тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями (детский иллюстрированный толковый словарь, стр.178) Планер – безмоторный летательный аппарат, тяжелее воздуха для планирующего или парящего паллета. (С.И.Ожегов Толковый словарь, стр. 521) - Познакомьте нас с лексическим значением отгаданного Вами слова и прикрепите иллюстрацию своего летательного аппарата к слову, обозначающему его название. (на крыле доски висят иллюстрации этих изобретений) 7. Изучение нового материала - Словарь – это очень хорошо! А хватит ли нам, ученым, делающим открытия этой информации? В) Конверт №2 - Перед Вами текст, пожалуйста, ознакомьтесь с ним. Аэростат Первый воздушный шар появился в конце 18 века. Его изобретение принадлежит братьям Монгольфье. На фабрике своего отца они изготовили большой бумажный шар и заполнили его дымом. Шар диаметром около 4 метров поднялся в небо на высоту 300 метров и находился в полете минут десять. На нем отправились в путешествие петух и баран. Большой вклад в развитие аэростатов внес парижский ученый Жак-Александр Шарль. В качестве оболочки он использовал легкую шелковую ткань и разработал способы управления воздушным шаром, догадался о необходимости брать с собой груз для увеличения дальности полета и якорь для посадки. С тех пор и до наших дней форма воздушного шара осталась практически неизменной. Дирижабль После возникновения аэростата, изобретатели стали думать, как сделать шар управляемым. В 1852 году это удалось французскому изобретателю Жиффару. Он дал своему аппарату французское имя «дирижабль», что значит «управляемый». Дирижабль Жиффара имел пропеллер. В начале прошлого века дирижабль стал металлическим, с двигателем вроде автомобильного. На дирижаблях перевозили пассажиров и грузы через океан, летали к Северному полюсу. Дирижабли часто использовали и в военных целях – для охраны неба над важными объектами. Аэроплан В начале 19 века братья Райт построили и испытали аэроплан, показав невероятные в те времена результаты. Аэроплан мог продержаться в воздухе 38 минут и пролетал 39км. 19 век был веком развития аэропланов. В то время французский ученый Фарман совершил полет на своем аэроплане через часть Атлантического океана. Этот аэроплан был очень надежным и послушным в управлении. На нем тысячи пилотов с разных стран прошли курс обучения. Он был первым аэропланом, который начал выпускаться в больших количествах. Самолет В середине 19 века, русский изобретатель Александр Федорович Можайский первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Над этим до него работали люди многих поколений, как в России, так и в других странах, но никому из них не удавалось довести дело до конца. Можайский изучил труды своих предшественников, дополнил их, своими познаниями и опытом. Он сумел завершить постройки первого в мире самолета. Это был подвиг, навеки прославивший нашу Родину. К сожалению, сохранившиеся документальные материалы не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний. Планер Первые полеты человека на летательном аппарате тяжелее воздуха были на планерах. Эти летательные аппараты не имели даже кабины летчика. Первым в полет на планере отправили 10летнего мальчика, по мнению конструкторов – это замечательный возраст, в котором прекрасно сочетается невысокий вес и умение управлять планером. На некоторых планерах летчик лежал на платформе, на других висел на руках и управлял полетом движениями своего тела. После Первой мировой войны учебные планеры оборудовали рулями высоты и направления. Но все же, летчик по-прежнему располагался в кресле, не защищенном от воздушных потоков. Несколько позже появились лобовые стекла. Сейчас, планеризм рассматривается как вид занятия спортом. - А теперь, возьмите простой карандаш и выделите самое главное. Подготовьтесь в краткой форме нам рассказать об изобретении, которое Вы для себя раскрываете так, чтобы информация была нам понятна. (на доске висят иллюстрации авиационного изобретения, выходя, дети ищут и вывешивают) 8. Физминутка (музыкальная) 9. Работа по учебнику «Картинная галерея» Слайд №5 - Откройте учебники на стр. 45. – Какая картина представлена в рубрике? (Александр Александрович Дейнека «Никитка – первый русский летун») - Я Вам прочитаю один отрывок, к которому и была написана картина. А Вы внимательно ее рассмотрите и оцените поступок мальчика. «Однажды в зимний пасмурный день толпы гуляющих наблюдали, как с церковной звонницы прыгнул человек с крыльями за спиной. Это был слуга боярина – Никитка. За происходящим наблюдал и царь Иван Грозный. Не понравилась ему затея Никитки. Царский приказ гласил: «Человек не птица и крыльев не имеет. А если кто приставит себе крылья, то против естества творит. За такое содружество с нечистой силой отрубать выдумщику голову». Хоть и умным был Иван Грозный, но не понимал мечты человека подняться, как птица, в небо. Петр I был первым, кто заметил: «Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, как птицы!» - Дайте оценку поступку мальчика. - Он заслуживает уважения? – А осуждения? – Может он кого-нибудь удивляет? - Хорошо, что среди нас есть такие Никитки? Вывод: все открытия часто основываются на риске, а иногда заканчиваются трагически. 10. Закрепление изученного материала - Чтобы понять, на сколько мы сегодня постарались, откройте конверт №3. - Разгадайте кроссворд 1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках (ковер-самолет) 2. Имя мальчика, прыгнувшего с церковной звонницы (Никитка) 3. Имя мифического героя, спалившего крылья о солнце (Икар) 4. На борту какого сооружения при первом полете находился 10летний мальчик? (планер) 5. Летательный аппарат, которым управляла Баба-Яга? (ступа) Составь из букв в выделенных квадратах название изобретения человека, которое будет отгадкой к загадке: «Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд».
2. 1. - Какое слово у Вас получилось? (Это РАКЕТА) 11. Эксперимент с воздушным шариком - Так совпало, что наш урок прошел накануне Дня… (космонавтики). Слайд №6 О полетах в космос мы поговорим во вторник. А сегодня я хочу, чтобы каждый из Вас почувствовал себя настоящим первооткрывателем. Мальчики, за счет чего ракета поднимается в воздух? Слайд №7 - Перед полетом баки заполняются горючим. Достаньте баки (воздушные шарики) из конверта №4, заполните их горючим (надуть шарики). - По команде «зажигание» горючие вспыхивает, превращаясь в газ. Газ вырывается в узкое отверстие «сопло» - струя газа летит вниз, а ракета вверх (видео) - Когда я произнесу зажигание, Вы отпустите шарик … - Шарик улетел по тому же принципу, что и ракета, а как управляют этой струей газов, мы узнаем позже. 12. Подведение итогов - Посмотрите на доску, перед Вами 5 авиационных открытий. Расположите их в порядке появления. (1.- аэростат, 2.- дирижабль, 3.- планер, 4.- аэроплан, 5.- самолет) - Продолжите фразу, помещенную в конверт №6 (одно высказывание от группы) №1. На сегодняшнем уроке мы узнали… №2. На сегодняшнем уроке мы удивились… №3. На сегодняшнем уроке мы огорчились… №4. На сегодняшнем уроке мы научились… №5. На сегодняшнем уроке мы смогли… 13. Задание на дом Слайд №8 - Человек изобрел разные виды летательных аппаратов, но нет предела совершенству. Перед Вами проекты аппаратов будущего. Попробуйте дома нарисовать совершенно новый летательный аппарат. 14. Рефлексия - Из конверта№5, возьмите по самолетику и если у Вас хорошее настроение после урока, по моей команде запустите его, а если плохое, оставьте в руках. - Урок окончен! |