Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 112.07 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.05.2014
Размер112.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок по окружающему миру в 3 классе
по программе «Начальная школа XXI века»

(под ред. Н.Ф.Виноградовой)

по теме: «Как люди мечтали летать»
Учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №867

Грачевой О.Б.

Москва

2013
«Как люди мечтали летать»

Окружающий мир 3 класс
Цель: сформировать у детей представление о научных открытиях в области летательных аппаратов и самолетов в 19-20 веках.
Задачи:

- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний об открытиях, совершенных людьми в 19-20 веках;

- содействовать осознанию ценности изучаемого материала, через раскрытие значения науки для развития человечества;

- создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути ее решения;

- способствовать обогащению словаря учащихся;

- развивать у детей потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая их индивидуальные способности;

- воспитывать чувство гордости за наших предков;

- развивать коммуникативные качества через работу в группах;

- воспитывать уважение к точке зрения товарища, чувство взаимовыручки.
Оборудование:

- учебник «Окружающий мир» 3 класс;

- толковые словари – 5 шт.;

- 6 конвертов с заданиями для групп;

- презентация;

- воздушные шарики (по количеству детей);

- карточки со словами: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан;

- иллюстрации летательных аппаратов: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан;

- видеоролик «Взлет ракеты»;

- видеоролик «Две половинки» - физминутка.
План

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка цели

  4. Изучение новой темы

  5. Рассказ учителя об Икаре

  6. Работа в группах

  7. Изучение нового материала

  8. Физминутка

  9. Работа по учебнику

  10. Закрепление изученного материала

  11. Эксперимент с воздушным шаром

  12. Подведение итогов

  13. Домашнее задание

  14. Рефлексия

«Как люди мечтали летать»


  1. Орг. момент

- Доброе утро! Мы начинаем урок окружающего мира. Вы, наверное, догадались, как мы будем работать? (в группах)

- Какой совет Вы можете дать друг другу при данном виде работы? (проявлять уважение, прислушиваться друг к другу, вместе решать все вопросы).

- Итак, вы готовы?
2. Актуализация знаний

- Прочитайте народную мудрость «Дерево ценят по корням, а человека по делам».

(записано на доске)

- Как Вы понимаете эту пословицу?

- Кто догадался, почему эти слова прозвучали в начале урока? (изучаем раздел «Открытия человека в 19-20вв.») Слайд №1

- С какими открытиями мы уже знакомы? (изобретение парохода и автомобиля)

Слайд №2

3. Постановка цели урока

- Посмотрите на экран. О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных?

Слайд №3

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока… («Как человек мечтал летать») *
4. Переход к изучению новой темы

- Человек никогда не стал бы разумным, если бы не наблюдал, не учился, не размышлял, не познавал законы природы. С давних пор, наблюдая за полетами птиц, люди мечтали подняться в небо, передвигаться по воздуху. Они даже придумали волшебные предметы, которые умели летать. Вы знаете такие? (ступа, ковер-самолет…)
5. Рассказ учителя об Икаре

- Мысль о полетах манила человека с древности, о его желании подняться в воздух свидетельствуют мифы и легенды.

- Знаете ли Вы, кто это? (Икар) Слайд №4 *

– Это мифический герой, который первый поднялся в небо. Легенда гласит, что он прикрепил крылья к телу воском и взлетел. От радости он взлетал все выше и выше. Однако, когда он приблизился к солнцу воск расплавился, Икар упал и погиб. Этого мифического персонажа сравнивают с символом человеческого стремления к знаниям.

- Поднимите руки, кто из Вас стремится к знаниям?

- Что на этом уроке мы должны узнать?

- Чему должны научиться?
6. Работа в группах

- На этом уроке Вы сами будете искать ответы, и делать свои открытия.

А) Конверт №1

- Откройте конверт №1 и, отгадав ребус, сообщите нам, с каким изобретением Ваша группа будет работать.

№1. Э Р А С Т О Т А

2 3 1 5 8 4 6 7 (аэростат)

№2. П А Р А Э Н О Л

5 1 3 7 2 8 4 6 (аэроплан)

№3. Ж И Л И Д Ь Б А Р

5 2 8 4 1 9 7 6 3 (дирижабль)
№4. Т О С Е Л А М

7 4 1 6 5 2 3 (самолет)
№5. Р А П Л Е Н

6 3 1 2 5 4 (планер)

(на крыле доски (спрятаны от глаз детей) висят карточки с названием авиационного изобретения, отгадав, дети ищут и вывешивают)
Б) Конструирование самолетов

- Сейчас я попрошу от каждой группы выбрать 2 человека, которые должны будут до конца урока суметь сконструировать самолет, пользуясь схемой.

- Возьмите конверт №5 и начинайте работу. По ее окончанию сложите самолеты в конверт и продолжайте работать вместе со своей группой.
В) Работа с толковыми словарями

- Посмотрите, какие сложные слова! Можете Вы мне назвать их лексические значения? А что нам поможет это сделать? (толковый словарь)

Аэростат – воздухоплавательный аппарат, то же, что воздушный шар (Д.Н.Ушаков толковый словарь, стр.56)

Аэроплан – самая первая модель самолета (Толковый словарь русского языка, стр. 18)

Дирижабль – управляемый воздушный шар (аэростат) (Словарь иностранных слов, стр. 167)

Самолет – летательный аппарат, тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями (детский иллюстрированный толковый словарь, стр.178)

Планер – безмоторный летательный аппарат, тяжелее воздуха для планирующего или парящего паллета. (С.И.Ожегов Толковый словарь, стр. 521)

- Познакомьте нас с лексическим значением отгаданного Вами слова и прикрепите иллюстрацию своего летательного аппарата к слову, обозначающему его название.

(на крыле доски висят иллюстрации этих изобретений)
7. Изучение нового материала

- Словарь – это очень хорошо! А хватит ли нам, ученым, делающим открытия этой информации?

В) Конверт №2

- Перед Вами текст, пожалуйста, ознакомьтесь с ним.

Аэростат

Первый воздушный шар появился в конце 18 века. Его изобретение принадлежит братьям Монгольфье. На фабрике своего отца они изготовили большой бумажный шар и заполнили его дымом. Шар диаметром около 4 метров поднялся в небо на высоту 300 метров и находился в полете минут десять. На нем отправились в путешествие петух и баран.
Большой вклад в развитие аэростатов внес парижский ученый Жак-Александр Шарль. В качестве оболочки он использовал легкую шелковую ткань и разработал способы управления воздушным шаром, догадался о необходимости брать с собой груз для увеличения дальности полета и якорь для посадки. С тех пор и до наших дней форма воздушного шара осталась практически неизменной.

Дирижабль

После возникновения аэростата, изобретатели стали думать, как сделать шар управляемым. В 1852 году это удалось французскому изобретателю Жиффару. Он дал своему аппарату французское имя «дирижабль», что значит «управляемый». Дирижабль Жиффара имел пропеллер.

В начале прошлого века дирижабль стал металлическим, с двигателем вроде автомобильного. На дирижаблях перевозили пассажиров и грузы через океан, летали к Северному полюсу. Дирижабли часто использовали и в военных целях – для охраны неба над важными объектами.

Аэроплан

В начале 19 века братья Райт построили и испытали аэроплан, показав невероятные в те времена результаты. Аэроплан мог продержаться в воздухе 38 минут и пролетал 39км.

19 век был веком развития аэропланов. В то время французский ученый Фарман совершил полет на своем аэроплане через часть Атлантического океана. Этот аэроплан был очень надежным и послушным в управлении. На нем тысячи пилотов с разных стран прошли курс обучения. Он был первым аэропланом, который начал выпускаться в больших количествах.

Самолет

В середине 19 века, русский изобретатель Александр Федорович Можайский первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Над этим до него работали люди многих поколений, как в России, так и в других странах, но никому из них не удавалось довести дело до конца.

Можайский изучил труды своих предшественников, дополнил их, своими познаниями и опытом. Он сумел завершить постройки первого в мире самолета. Это был подвиг, навеки прославивший нашу Родину. К сожалению, сохранившиеся документальные материалы не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

Планер

Первые полеты человека на летательном аппарате тяжелее воздуха были на планерах. Эти летательные аппараты не имели даже кабины летчика. Первым в полет на планере отправили 10летнего мальчика, по мнению конструкторов – это замечательный возраст, в котором прекрасно сочетается невысокий вес и умение управлять планером. На некоторых планерах летчик лежал на платформе, на других висел на руках и управлял полетом движениями своего тела.

После Первой мировой войны учебные планеры оборудовали рулями высоты и направления. Но все же, летчик по-прежнему располагался в кресле, не защищенном от воздушных потоков. Несколько позже появились лобовые стекла. Сейчас, планеризм рассматривается как вид занятия спортом.
- А теперь, возьмите простой карандаш и выделите самое главное. Подготовьтесь в краткой форме нам рассказать об изобретении, которое Вы для себя раскрываете так, чтобы информация была нам понятна.

(на доске висят иллюстрации авиационного изобретения, выходя, дети ищут и вывешивают)
8. Физминутка (музыкальная)
9. Работа по учебнику «Картинная галерея» Слайд №5

- Откройте учебники на стр. 45.

– Какая картина представлена в рубрике? (Александр Александрович Дейнека «Никитка – первый русский летун»)

- Я Вам прочитаю один отрывок, к которому и была написана картина. А Вы внимательно ее рассмотрите и оцените поступок мальчика.
«Однажды в зимний пасмурный день толпы гуляющих наблюдали, как с церковной звонницы прыгнул человек с крыльями за спиной. Это был слуга боярина – Никитка. За происходящим наблюдал и царь Иван Грозный. Не понравилась ему затея Никитки. Царский приказ гласил: «Человек не птица и крыльев не имеет. А если кто приставит себе крылья, то против естества творит. За такое содружество с нечистой силой отрубать выдумщику голову».

Хоть и умным был Иван Грозный, но не понимал мечты человека подняться, как птица, в небо. Петр I был первым, кто заметил: «Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, как птицы!»
- Дайте оценку поступку мальчика.

- Он заслуживает уважения? – А осуждения? – Может он кого-нибудь удивляет?

- Хорошо, что среди нас есть такие Никитки?

Вывод: все открытия часто основываются на риске, а иногда заканчиваются трагически.
10. Закрепление изученного материала
- Чтобы понять, на сколько мы сегодня постарались, откройте конверт №3.

- Разгадайте кроссворд

1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках (ковер-самолет)

2. Имя мальчика, прыгнувшего с церковной звонницы (Никитка)

3. Имя мифического героя, спалившего крылья о солнце (Икар)

4. На борту какого сооружения при первом полете находился 10летний мальчик? (планер)

5. Летательный аппарат, которым управляла Баба-Яга? (ступа)
Составь из букв в выделенных квадратах название изобретения человека, которое будет отгадкой к загадке:

«Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд».





3.

И





5.

Н







К




4.

П




И

А

Л




С

К

О

В

Ё

Р

-

С

А

М

О

Л

Ё

Т

И







Н




У

Т

Е







П

К










Р

А

А





2.
1.


- Какое слово у Вас получилось? (Это РАКЕТА)
11. Эксперимент с воздушным шариком
- Так совпало, что наш урок прошел накануне Дня… (космонавтики). Слайд №6

О полетах в космос мы поговорим во вторник. А сегодня я хочу, чтобы каждый из Вас почувствовал себя настоящим первооткрывателем. Мальчики, за счет чего ракета поднимается в воздух? Слайд №7

- Перед полетом баки заполняются горючим. Достаньте баки (воздушные шарики) из конверта №4, заполните их горючим (надуть шарики).

- По команде «зажигание» горючие вспыхивает, превращаясь в газ. Газ вырывается в узкое отверстие «сопло» - струя газа летит вниз, а ракета вверх (видео)

- Когда я произнесу зажигание, Вы отпустите шарик …

- Шарик улетел по тому же принципу, что и ракета, а как управляют этой струей газов, мы узнаем позже.
12. Подведение итогов

- Посмотрите на доску, перед Вами 5 авиационных открытий. Расположите их в порядке появления.

(1.- аэростат, 2.- дирижабль, 3.- планер, 4.- аэроплан, 5.- самолет)

- Продолжите фразу, помещенную в конверт №6 (одно высказывание от группы)

№1. На сегодняшнем уроке мы узнали…

№2. На сегодняшнем уроке мы удивились…

№3. На сегодняшнем уроке мы огорчились…

№4. На сегодняшнем уроке мы научились…

№5. На сегодняшнем уроке мы смогли…
13. Задание на дом

Слайд №8

- Человек изобрел разные виды летательных аппаратов, но нет предела совершенству. Перед Вами проекты аппаратов будущего. Попробуйте дома нарисовать совершенно новый летательный аппарат.
14. Рефлексия
- Из конверта№5, возьмите по самолетику и если у Вас хорошее настроение после урока, по моей команде запустите его, а если плохое, оставьте в руках.

- Урок окончен!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск