Скачать 70.73 Kb.
|
Представление числовой информации в памяти ЭВМ. Выполнение арифметических операций компьютером Информатика и ИКТ, 10 Горностаева Алина Марковна, Ларина Элла Семеновна МОУ лицей №2 г. Волгограда Цели урока:
Характеристика уровня подготовки обучающихся До изучения раздела
После первого урока этого раздела (Урок № 1 «Хранение чисел в памяти ЭВМ»)
Домашнее задание:
Ход урока
Еще раз проверяется (закрепляется) навык определения диапазона допустимых значений. Особое внимание нужно уделить значениям, близким к границе диапазона.
Выберите числа, которые можно хранить в 1 байте:
35,
35,
Подбор чисел позволяет отработать различные случаи (показатель степени положительный, отрицательный, нулевой). 156,32 = 0,15632•103; 54769 = 0,54769•105; 0,05463 = 0,5463•10-1; 0,26 = 0,26•100; 0,0002 = 0,2•10-3
По сути, ученики решают обратную задачу. В зависимости от ситуации на уроке это упражнение может получить развитие (например, записать числа в обычном виде или нормализовать ненормализованные числа). Рис. 1
Здесь организуется обсуждение, ученики проговаривают алгоритм получения дополнительного кода числа. Особое внимание нужно обратить на возникающие ошибки (при переводе десятичного числа в двоичную систему счисления или в алгоритме получения дополнительного кода). В зависимости от уровня усвоения более или менее подробно остановиться на разборе задания. Кроме того, числа подобраны так, чтобы выполнение задания шло от простого к сложному. -25 10011001 11100110 11100111; -38 10100110 11011001 11011010; -9 10001001 11110110 11110111; -44 10101100 11010011 11010100; -204 1000000011001100 1111111100110011 1111111100110100 (число выходит за диапазон 1 байта со знаком, поэтому дополняем до 2 байт)
11100111-1= 11100110 11100110 10011001 10011001 = - 25
11011110 11011101 10100010 - 34
10001100 10001011 11110100 - 116
Сопоставление происходит при выборе цвета на предложенной палитре и клике мышкой по квадратикам левого и правого ряда – квадратики окрашиваются выбранным цветом; связь между числом и его дополнительным кодом устанавливается при помощи одного цвета квадратиков (рис. 2). Задание выполняет учитель на интерактивной доске, озвучивая число, а ученики называют соответствующий ему дополнительный код. Рис. 2
На этом этапе учитель организует эвристическую беседу, цель которой, опираясь на имеющиеся знания, «придумать» механизм выполнения компьютером арифметических операций. Здесь возможны верные по сути рассуждения. В этом случае при дальнейшей работе учитель будет ссылаться на эти гипотезы.
Ученики проводят исследование индивидуально за ученическими компьютерами. Им необходимо «испытать» модель для всех возможных наборов данных (0+0, 0+1, 1+0, 1+1, а также с учетом переноса единицы из младшего разряда). Затем один ученик выходит к интерактивной доске и выполняет задание (интерактивность задания заключается в вводе значений на входы и выходы логических элементов и в таблицу истинности. Значения вводятся кликом мышкой по предполагаемым местам ввода; один клик – вводится «0», второй клик – ноль заменяется на «1» и т.д.). Скриншот задания приведен на рис. 3. Рис. 3 В результате работы должно прийти понимание, что сложение двоичных чисел не сложно организовать, используя логические операции.
В результате исследования модели была получена таблица истинности, которая поможет ребятам вспомнить правила сложения чисел в двоичной системе счисления. Отработка ведется на интерактивной единице, которая автоматически генерирует слагаемые, проверяет правильность ответа и ведет подсчет количества правильных и неправильных ответов (рис. 4). Значения вводятся кликом мышкой по предполагаемым местам ввода; один клик – вводится «0», второй клик – ноль заменяется на «1» и т.д. Рис. 4
Работа с моделью и выполнение практических заданий явились трудоемким этапом первой части занятия. После перемены ученики будут готовы к восприятию следующей порции информации.
Непременно возникает следующий вопрос, как организовать умножение, вычитание и деление двоичных чисел. Ученики легко приходят к выводу, что умножение – это многократное сложение. Возможно даже, что ученики с высокими способностями сами предложат заменить вычитание сложением с отрицательным числом. В противном случае, учитель наталкивает ребят на эту мысль. Вместе с учениками учитель разрабатывает алгоритм вычитания чисел:
Далее этот алгоритм апробируется на интерактивной доске с использованием специальной дидактической единицы (скриншот задания приведен на рис. 5). Последовательность преобразований ученики записывают в тетрадь. Рис. 5
Ученики разбиваются на пары. В каждой паре работа организуется таким образом: один ученик применяет алгоритм вычитания, рассмотренный на уроке, а другой выполняет все вычисления через десятичную систему счисления. Естественно результат должен совпасть. А расхождения в ответах позволят учителю, да и самим ученикам, скорректировать понимание основных правил и алгоритмов.
Одним из вариантов завершения работы может стать оформление недостающих слайдов презентации. Ученики на свое усмотрение размещают в презентации выводы, алгоритмы выполнения арифметических действий, примеры и сохраняют презентации в личной папке. Это заставит учеников еще раз обдумать материал урока и сформулировать его в краткой форме.
11102 + х = 1110012 11012 + х = 1000112 10002 + х = 1111012
Дополнительный материал: Понятие дополнительного кода числа можно применить и к десятичной системе счисления. В этом случае «инвертировать» означает вычесть каждую цифру числа из цифры 9. Продвинутым ученикам в свободное время можно предложить проверить алгоритм «вычитания через сложение» для десятичных чисел. Этот материал также может быть включен в презентацию ученика. Пример: 5382 – 574 = ?
99425 104807
Ответ: 5382 – 574 = 4807. |
Никитина Ольга Владимировна, моу сош №81 г. Волгограда Цели урок Место в учебном плане: перед темой «Примеры на все действия с алгебраическими дробями» | Лебедева Ольга Юрьевна моу сош №84 Центрального района г. Волгограда Цели урок Учитель: На этом уроке мы будем готовиться к экзамену – выполнять задания теста по вариантам. Приготовьте, пожалуйста, в тетрадях... | ||
Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | Календарно-тематическое планирование. 5 Класс учитель : Ларина Т. В Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса | ||
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина» Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии... | Дневник педагогической практики Воробьева Алина – неунывающая, веселая девочка, найдет выход из любой ситуации. Алина любит выступать | ||
Председатель Управляющего совета «О правах ребенка», федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виа. Инструментальный ансамбль моу «Лицей №2» 09: 53. 48 Мультфильм. Правила безопасного поведения детей на природе 09: 59. 46 Детский... | ||
Правила поведения учащихся моу лицей Настоящие Правила поведения учащихся составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7 (моу лицей №7), г. Новочеркасск | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Банковские реквизиты: л/с 20763004190 уфк по Волгоградской области (Департамент финансов администрации г. Волгограда) Муниципальное... | Урок-путешествие Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара | ||
Моу «Хохольский лицей» Хохольского района за 2010 2011 уч год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей» инновационное учебное заведение | Внеклассное мероприятие по информатике и краеведению о бобщение,... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») | ||
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся... Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» Моркинского района | Тема: Основные группы сложносочиненных предложений Учитель: Корякина Татьяна Семеновна, учитель русского языка и литературы моу «всш №3 им. Н. С. Степанова» г. Вилюйска, педстаж 20... |