Скачать 79.37 Kb.
|
Сообщение из опыта работы по теме «Познавательно – речевое развитие детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность в образовательной области «Безопасность» В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у дошкольников сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. В соответствии с основными задачами ДОУ: охрана жизни и здоровья детей, совершенствование совместной работы ДОУ и семьи по познавательно-речевому развитию детей в разных видах деятельности я определила тему своей работы «Познавательно – речевое развитие детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность в образовательной области «Безопасность». Основная цель: формирование познавательных и речевых знаний, умений, навыков в области обеспечения собственной безопасности. В соответствии с целью поставила задачи: (которые вы видите на экране) Обогащать личный опыт детей, расширять представления об окружающей действительности. Расширять и активизировать словарный запас, способствовать формированию предпосылок связной речи. Формировать начальные представления о правилах безопасного поведения. На основе усвоенных знаний и умений помочь осознано овладеть реальными практическими действиями. Свою работу организовала по следующим направлениям: - Создание и оснащение предметно - развивающей среды в группе - Выявление уровней познавательно - речевого развития детей 4 - 5 лет - Разработка проектов, составление конспектов бесед и занятий - Взаимодействие с семьями воспитанников. В группе оформила зону познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит в себе: дидактические и настольно-печатные игры - «Разложи по порядку», «В гостях у сказки», «Загадки и отгадки» и др.; иллюстративный материал – сюжетные картинки, наборы картинок «Животные», «Транспорт», «Природа» и др.; демонстрационный материал – ширмы «Режим дня», «Буквы», «Цифры», плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Части суток», «Времена года»; оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов «Тонет – не тонет», «Тяжёлый – лёгкий», «Мягкий – твёрдый», «Поймай рыбку» и др. Организовала уголок безопасности, который содержит материалы: Практический: светофор, пособия для сюжетно – ролевых игр; Наглядный: плакаты - «Уроки безопасности», «Органы чувств», «Правила безопасности в квартире», «Правила поведения при пожаре»; папки – ширмы: «Режим дня в детском саду», «Безопасность дорожного движения», «Осторожно огонь», «Ребёнок и улица»; дидактические карточки: «Основы безопасности», «Внимание! Опасно!», «Азбука безопасности», «Правила дорожного движения», «Безопасность в доме». Игротека, которая содержит: - Дидактические игры «Опасно – не опасно», «Назови одним словом», «Огнеопасные предметы», «Поставь дорожный знак»; - Развивающие настольно – печатные игры «Азбука безопасности», «Дорожные знаки», «Угадай профессию», «Домино» (дорожные знаки), «Собери картинку». Библиотека, в которой имеются познавательная литература «Правила поведения для воспитанных детей», «Азбука безопасности» 3 книги – «Как неразлучные друзья дом охраняли», «Как неразлучные друзья дорогу переходили», «Как неразлучные друзья в воде не тонули»; художественнаялитература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций – «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Что такое хорошо и что такое плохо». Свою работу по данной теме проводила с использованием проектной деятельности, т. к. участие детей в проектах повышает уровень познавательно – речевой компетентности ребёнка. Разработала проекты, в которых определены цели, задачи, формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Информационно–практический проект «УРОКИ НЕБОЛЕЙКИ», цель проекта: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Результаты этого проекта представлены в виде: выставки детских рисунков «Копилка осени», стенгазеты для родителей «Первые шаги к здоровью», спортивного развлечения «Если хочешь быть здоров». Информационно - практико – ориентированный проект «БЕЗОПАСНАЯ ПРОГУЛКА», цель проекта: формирование основ по сохранению и укреплению здоровья, безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать. Результаты проекта – коллективная аппликация «Опасности на улице», целевая прогулка, стенгазета для родителей. Информационно - практико – ориентированный проект «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА», цель - формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице. Результаты проекта – выставка «В стране дорожных знаков», фотоколлаж «Как мы учим правила движения», макет «Наша улица», викторина «Путешествие в страну дорожных знаков». Информационно - игровой проект ««ОГОНЬ ДРУГ ИЛИ ВРАГ», цель -формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Результаты проекта – фотоколлаж «Чтобы не было беды», развлечение «Маленькая спичка – большая беда», выставка творческих работ «Осторожно, огонь!». Исследовательско – творческий проект «ОДИН ДОМА»,цель проекта - формирование практических навыков безопасного поведения детей в различных экстремальных ситуациях в быту. Результаты проекта – вернисаж «Опасности в доме», выставка детских рисунков «Опасные предметы», театрализованное представление «Одни дома». Реализация проектов строилась на следующих принципах: - системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем); - доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей); - наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстрированный материал); - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); - «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для данного возраста); - дифференцированный поход к каждому ребёнку; - принцип учёта региональных условий. Работу по познавательно – речевому направлению с использованием проектной деятельности осуществляла через следующие формы организации детей: Непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, развлечения, минутки безопасности, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно – следственные связи. Непосредственно образовательную деятельность проводила в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и лёгким. Игра даёт возможность быть ребёнку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки безопасности. Каждое последующее занятие опирается на знания и опыт детей. Мною разработаны конспекты – «Путешествие в страну дорожных знаков», «Маленькая спичка – большая беда», «Чтобы не было беды, лучше правила учи», «Огонь – друг, огонь – враг, а спички не игрушка», «Опасные предметы» и др. Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, моделирование ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, просмотр видеофильмов, в которых закрепляются знания, полученные во время образовательной деятельности. Во время совместной деятельности с детьми по безопасности нам помогает знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации («Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Колобок», «Три поросёнка»). После чтения сказок, стихов, рассказов обсуждаем с детьми поступки героев, ситуацию, представляем, как повели бы себя в этой ситуации, придумываем другой конец сказки. Так же задаю детям вопросы, позволяющие думать и делать выводы – кто из героев поступил правильно, а кто нет. Организовываю сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Пожарные» и др., которые дают большие возможности для усвоения правил безопасности. С целью закрепления у детей навыков и умений в своей работе часто использую такой приём, как моделирование ситуаций «Незнакомый человек угощает конфетой», «Подай ножницы, карандаш», «Таблетки в доме», «Ты потерялся» и др. Для того чтобы сделать изучаемый материал максимально понятным я использовала плакаты по ОБЖ - «Уроки безопасности», «Правила поведения при пожаре», «Правила безопасности в квартире», «Правила поведения на дороге», демонстрационной материал - «Азбука безопасности», «Безопасность в доме», «Правила дорожного движения». Они всегда перед глазами детей, легко запоминаются, мы их неоднократно рассматриваем, закрепляем правила безопасности. Дети с желанием изучают эти правила, обсуждают ту или иную ситуацию, рассказывают истории из личного опыта, задают вопросы. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно – образовательной работы. Мы работали в тесном контакте с родителями, объяснили важность проблемы безопасности детей, обозначили круг правил с которыми необходимо знакомить детей в семье. Они стали активными помощниками по данному направлению. Формы взаимодействия с родителями: (представлены на слайде) - беседы - рекомендации - проведение консультативной работы - родительские собрания - анкетирование среди родителей - участие в совместных мероприятиях - участие в сборе дидактического и практического материала - оформление наглядной агитации С родителями воспитанников провожу беседы, предлагаю рекомендации на различные темы, например, «Правильно одевайте детей», «Формируем правильную осанку», «Безопасность на дороге» и др. В родительском уголке вниманию родителей представила следующие консультации: «Шалость детей с огнём», «Внимание, дорога», «Поведение взрослых при несчастных случаях и травмах у детей» и др. В течение года приглашала родителей на родительские собрания: «О здоровье всерьёз» и «Значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка». В начале учебного года провела анкетирование родителей для уточнения сведений о том, считают ли они проблему обучения детей дошкольного возраста актуальной, знают ли как вести себя в непредвиденных ситуациях, рассказывают ли своим детям о правилах поведения на улице, в быту, на дороге. Результаты анкетирования показали высокий уровень заинтересованности родителей вопросами обучения детей правилам безопасного поведения. В родительском уголке оформила стенд, на который вывешивается информация о проектах, фотоколлажи, консультации по безопасности, доска для заметок «На все случаи жизни». Родители с удовольствием принимали участие в проектной деятельности, в сборе дидактического и практического материала, оформлении наглядной агитации. С их помощью мы приобрели обучающий плакат «Берегись автомобиля», смастерили макет «Наша улица». |
Конспект организованной образовательной деятельности в направлении... ... | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Темы самообразования педагогов на «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» | Конспект организованной образовательной деятельности в направлении... Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста... М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» | Тема опыта Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность | ||
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности... Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной... | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей... Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? | ||
Теоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй | Реферат Развитие умственных способностей Актуальность темы «Умственное развитие детей раннего возраста через конструктивную деятельность» | ||
Конспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подборка конспектов непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;... | Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках... |