Скачать 111.83 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 «Солнышко» Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей ДОУ «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Старый Оскол 2012 год Я, Берестовая Наталия Станиславовна, воспитатель подготовительной группы №10 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 26 «Солнышко». Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. У таких людей должна быть красивая, грамматически правильная, лаконичная речь. Речь, голос и слух – это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального развития всего человечества. Именно слово сделало нас людьми. Развитие речи это чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием различных факторов. Речь не является врожденной способностью человека, она развивается на протяжении всей жизни. Речь – это способность человека произносить членораздельные звуки, из которых складываются слова и фразы (экспрессивная речь), и одновременно осмысливать их, связывая слышимые слова с определенными понятиями (импрессивная речь). В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Наиболее эффективной формой организации преодоления речевых нарушений является комплексная работа. Без помощи родителей, естественных учителей, процесс исправления речевых нарушений может затянуться на долгое время. Иначе говоря, следует приложить все усилия к тому, чтобы произношение будущего школьника соответствовало норме – причем позаботиться об этом нужно еще до школы. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. С помощью игр закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Значимость проблемы для практики связана с тем, что дети дошкольного возраста испытывают существенные трудности в понимании различных дидактических игр и игровых упражнений. Следует выделить факторы, определяющие успешность этого процесса, и апробировать пути формирования способности к использованию дидактических игр и упражнений. В литературе трудно найти целостный набор средств, приемов, методов, затрагивающих вышеуказанные нами вопросы. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы в области дошкольного образования послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью повышения эффективности работы по развитию речи детей дошкольного возраста и отсутствием действенного механизма для её реализации. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через систему речевых игр и упражнений посредством внедрения дидактических игр и упражнений в формирование грамматически – правильной речи у дошкольников. Новизна опыта состоит в разработке технологии, включающей систему дидактических игр и упражнений (в том числе авторских) и апробации на практике для развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической, научно – методической литературы по проблеме исследования (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др.); изучение социального и педагогического опыта; опытно-экспериментальные методы исследования: психолого-педагогическое проектирование. Цель педагогического проекта: спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить её в практику. Задачи: 1) выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста; 2) разработать направления и содержание педагогической работы по формированию словаря; 3) изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу, что развитие речи в дошкольном детстве — один из важнейших объектов исследования в дошкольной лингводидактике, задачей которой является разработка содержания и методов развития речи детей, обучения их родному языку. Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей в связи с этим работу разделили на несколько этапов в соответствии с возрастными показателями детей дошкольного возраста:
В средней группе, в начале учебного года была проведена подробная диагностика речевого развития детей данной группы, с учётом программных требований программы М.А. Васильевой «Обучение и воспитание детей в детском саду» (см. диаграмма) В результате, я выявила, что у дошкольников способность к построению грамматически правильной связной речи не достаточно высокая. Дети в речи пользовались преимущественно простыми предложениями, некоторые затруднялись в оформлении предложений, помогали себе жестами, словами – заменителями, пересказывали текст по вопросам, фрагментарно или вообще от пересказа отказывались. В общение и с воспитателями, и сверстниками вступали, но общение было затруднено недостаточной развитостью речевых форм. Такие результаты объясняются следующими факторами:
Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависела от способа, которым я должна была пользоваться. Опираясь на важность и необходимость работы по развитию речи дошкольного возраста, проблему способа решения данного вопроса, я попыталась реализовать в теме: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений». Я убеждена (попробую доказать это) в том, что именно использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития речи детей дошкольного возраста, а именно: - содержательность и связность речи (диалога и монолога); - развитие речевого творчества, выразительность речи; - развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности; - подготовка к обучению чтения. Для реализации поставленных задач я подобрала приемлемые для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры и упражнения: В средней группе детского сада работа была направлена на:
В старшем дошкольном возрасте работа была направлена на:
В подготовительной к школе группе работа велась на закрепление и совершенствование полученных знаний, большое внимание уделяется использованию вербальных и невербальных средств общения детьми и овладению графическими способами представления информации через развитие графических навыков, навыков пространственной ориентировки на листе бумаге. С этой целью я в своей работе применяла такие игровые упражнения («Узнай настроение» - безмолвные эмоции, «Узнай гласный звук» - безмолвная мимика, «Волшебная точка» - графический рисунок). А так же использовала опорные сигналы – это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т.п.), замещающий некое смысловое значение и опорные конспекты. Опорные сигналы в обучении связной речи - цвет – дети рисуют цветовые пятна, используя не только цвета конкретного предмета, о котором говорится в настоящий момент, но и другие варианты данного признака. - человек - для чего нужен объект человеку и каким образом человек о нем заботится или как человек использует его. - контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребята называют, из каких частей состоит предмет. - силуэт предмета со знаком вопроса внутри - дети называют материал, из которого сделан предмет и его составные части. - рука - какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить. - форма – дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части (колеса, яблоко – круглые, огурец - овальный). - знак вопроса – название предмета или объекта (это – кукла, это – морковь) Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из кирпичиков. Примерный опорный конспект Название объекта Из каких частей состоит объект Характерные признаки Чем питается объект Что производит Где обитает Для чего нужен объект человеку, каким образом человек о нём заботится Основные принципы составления опорного конспекта:
Данную технологию я переработала в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста и реализовала в речевых играх. Опорные конспекты на основе цепного текста. Данные дидактические игры и упражнения используются не только в процессе непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация», но и успешно интегрируют во все образовательные области: такие как «Познание», «Социализация», «Здоровье» и т. д. в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение 3 лет работы (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) посредством исходной (констатирующей), итоговой (контрольной) и текущей (формирующей, контрольные срезы). Поэтому у меня была возможность оценить эффективность выбранной технологии и внести необходимые изменения и добавления: листы опорных сигналов усложняли, разнообразили, использовали целый ряд методических приемов – все усложнения вводились со второго года внедрения опыта. Наблюдение за проведением непосредственно образовательной деятельности в старшей группе позволило сделать вывод, что в результате использования такой системы дидактических игр и приёмов, которая включает в себя постепенное усложнение и введение опорных сигналов в активизацию компонентов речевой деятельности, мне удалось добиться повышения эффективности всех составляющих процесса по развитию речи. Поведение детей изменилось: они стали более активными, повысился интерес к дидактическим играм. Их ответы стали более полные, содержательные, точные, дети стали замечать ошибки в речи у сверстников, повысился контроль над своим звукопроизношением. Уровень грамматически правильных ответов значительно повысился. При проведении заключительной диагностики детей старшего дошкольного возраста я использовала две методики: «Комплексная диагностика по развитию речи» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и в связи с введением Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ мониторинг «Динамика формирования интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, выявляющей на разных этапах деятельности уровень связной, грамматически правильной речи, развитие словаря, звуковой культуры речи, а также определение изменения (после повторного проведения). Представленные на слайде результаты обследования свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Итоговые диагностические данные позволили оценить результаты внедрения системы дидактических игр и упражнений. Так на конец года дети имели (68%) высокий уровень, средний уровень – (32%), с низким уровнем детей нет. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация опыта «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» обеспечивает положительную динамику формирования речевых знаний, умений и навыков, навыков речевого контроля; а также их индивидуально-психологических качеств. Одним из важнейших достижений данной технологии является создание благоприятного психологического климата процесса обучения в целом и непосредственно образовательной деятельности в частности, формирование детей дошкольного возраста к учебной деятельности высокого уровня внутренней мотивации. Перспективность данного опыта – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки. |